МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Бухгалтерский учет»
учебно-методический материал

Бухарева Маргарита Ивановна

Методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА №29

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «Бухгалтерский учет»

Выполнила: М.И.Бухарева

Москва 2018

Методическая разработка урока

Дисциплина: «Бухгалтерский учет»

Тема урока: Основы бухгалтерского учета

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:

Занятие – интеллектуальная игра «Торгово-экономическая викторина» с элементами компьютерной презентации.

Цели игры:

  1. развивать интерес к экономическим и бухгалтерским дисциплинам;
  2. повторить и закрепить основные экономические понятия, полученные по дисциплинам: «Бухгалтерский учёт», «Менеджмент и управление персоналом в организациях общественного питания», «Основы предпринимательства», «Экономика организации (предприятия);
  3. проследить связь экономических дисциплин друг с   другом;
  4. расширение кругозора;
  5. воспитание коллективизма при работе команды.

Формируемые компетенции:

ОК 6.  Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Метод

обучения:

Словесный, практический – по источнику знаний; индуктивный  – по логическому изложению и мышлению

Метод преподавания:

Информационно – сообщающий, игровой.

Форма проведения:

Попеременная работа команд на этапах

Межпредметные связи:

Менеджмент, экономика организации, финансы, денежное обращение и кредит, экономическая теория, бухгалтерский учет.

Материально -методическое обеспечение:

Персональный компьютер, мультимедийный комплекс, таблички с указанием названия команд, эмблемы для команд с их названием, карточки-задания, тестовые задания, инструкционная карта, оценочная ведомость, карта рефлексии.

                                                   

Ход урока

  1. Организационный момент  – 3 мин.

Приветствие. Проверка явки студентов. Проверка готовности к уроку.

  1. Целевая установка – 2 мин.

Тема урока: «Основы бухгалтерского учета». Сформулировать цели урока вместе со студентами.

  1. Актуальность  проведения интеллектуальной игры – 2 мин.

Учебно-воспитательная работа преподавателя специальных дисциплин должна носить профессионально-направленный характер. С целью повышения интереса к глубокому изучению профильных дисциплин, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры преподаватели нашей предметно-цикловой комиссии наряду с традиционными формами активно применяют дополнительные, нетрадиционные формы обучения и воспитания студентов.

Одной из эффективных форм профессионально-направленной деятельности преподавателя можно считать организацию тематических викторин.

Викторину можно провести как заключительное занятие-повторение в конце семестра или учебного года или как внеклассное мероприятие. В последнем случае ее можно провести как внутри группы, так и с привлечением студентов из нескольких групп.

Проведение тематической викторины является одной из нетрадиционных форм обучения.

  1. Объяснение условий игры – 3 мин.

Студенты группы делятся на 2 команды. Команды групп получают задания на туры игры. В строгом соответствии с этим они должны пройти все этапы и выполнить предложенные задания. Учитывается общее время прохождения этапов и правильность выполнения заданий. Оценка выставляется в баллах. Победитель определяется по количеству набранных баллов и общему времени. Командам запрещается пользоваться литературой, конспектами и подсказками других студентов.

  1. Игра команд – 40 мин.

Этапы викторины:

  1. Тур

Приветствие. Представление своей команды. 

Каждой команде  было дано домашнее задание представить свою команду (название команды, девиз, эмблема) результаты этого тура оценивают члены жюри. Все полученные баллы заносятся в итоговую таблицу.

Максимальное количество – 10 баллов

2. Тур

Разминка «Проще простого»

Предлагается разгадать экономические загадки.

Задание: один правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 5 баллов (Приложение  А).

3. Тур

Народная мудрость

Необходимо назвать пословицы, поговорки, крылатые фразы, загадки, стихи, в которых упоминаются цифры, либо денежные знаки.

Задание: Правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10 баллов  (Приложение Б).

4. Тур

Пойми меня

Предлагается несколько карточек-заданий, на которых написаны экономические термины. Каждый член команды принимает участие в конкурсе.

Задание: в течение 30 секунд необходимо объяснить слово, написанное на карточке-задании. Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 баллов (Приложение В).

5. Тур

Валюта

Привести в соответствие страны и валюты.

Задание: Необходимо определить какая денежная единица к какой стране относится. Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 баллов (Приложение Г).

6. Тур

Экономическая эстафета

Каждой команде предлагается по 23 вопроса.

Задание: дать ответ. Правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10 баллов (Приложение Д)

7. Тур

Занимательные ребусы

В ребусах зашифрованы слова.

Задание: разгадать зашифрованное слово. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5  (Приложение Е)

8. Тур

Тестирование

Предлагается 12 вопросов – тестов.

Задание: выбрать правильный ответ. Один правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 12 баллов (Приложение  Ж).

9. Тур

Ассоциации №1

Командам будет предложено несколько карточек-заданий, на которых написаны слова.

Задание: необходимо написать 4 ассоциации на слово, написанное на карточке-задании. Команда должна в течение 30 секунд отгадать все ассоциации.  Максимальное количество баллов – 5 баллов (Приложение З).

Дополнительный тур

Ассоциации №2

Командам будет предложено слово «главный бухгалтер».

Задание: Необходимо составить слова, ассоциирующие с этим словом. Слова должны начинаться на те буквы, которые есть в слове «главный бухгалтер». Это могут быть черты характера, качества, навыки или название бухгалтерских документов. Чья команда больше назовет слов, та и выиграет в этом туре.

Максимальное количество баллов – 5 баллов (Приложение К).

6. Подведение итогов урока (рефлексивная часть учебного занятия) – 5 мин.

При подведении итогов учитывается количество правильных ответов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов является победителем. Необходимо оценить работу каждой команды. Отметить активных студентов в процессе игры.

7. Выставление отметок – 8 мин.

Выставление отметок производится на основе оценочной ведомости. Капитан команды должен оценить работу каждого участника в команде (Приложение Л).

8. Рефлексия (обратная связь) – 10 мин.

        Обсуждение результатов работы по карте «Мои достижения» (Приложение М).

9. Домашнее задание – 1 мин.

Повторение пройденного материала.

         

Приложение А

Разминка «Проще простого»

На товаре быть должна

Обязательна ...  (цена)

 

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ...   (доход)

 

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ...   (налоги)

 

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ...  (вклад)

 

Приносить доходы стал

В банке папин ...   (капитал)

 

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся ...   (залог)

 

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ...  (товар)

 

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы ...  (ссуду)

 

Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ...  (договоры)

 

На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке ...  (проценты)

 

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?     (Банкомат)

 

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи?  (Банк)

 

Та бумага не простая,

И владелец её знает,

Что она ему раз в год

Дивиденды принесёт.   (Акция)

 

 

Есть он в банке, ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход –

Ничего не пропадёт!     (Бухгалтер)

 

 

Половинку от зарплаты

Называют как, ребята?   (Аванс)

 

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются ...    (товар)

Приложение Б

«Народная мудрость»

  1. Три грации.
  2. На два слова.
  3. С три короба.
  4. На два фронта.
  5. Время – деньги.
  6. Шестое чувство.
  7. Знать, как свои пять пальцев.
  8. Как собаке пятая нога.
  9. На седьмом небе.
  10. За семью морями.
  11. До седьмого колена.
  12. Десятая вода на киселе.
  13. Второе дыхание.
  14. Два сапога - пара. 
  15. У семи нянек дитя без глазу.
  16. Из двух зол (выбрать) меньшее.
  17. Старый друг лучше новых двух.
  18. Семь верст до небес и все лесом.
  19. Семь раз примерь – один отрежь.
  20. Семеро с ложкой - один с плошкой.
  21. Одна голова - хорошо, а две - лучше.
  22. Слово - серебро, молчание - золото.
  23. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  24. Два медведя в одной берлоге не уживутся.

  1. Между двух огней.
  2. Убить двух зайцев.
  3. Деньги  любят счет.
  4. Как две капли воды.
  5. Первый блин комом. 
  6. Ум хорошо, а два лучше.
  7. Заблудиться в трех соснах.
  8. Из третьих уст, из третьих рук. 
  9. От горшка три вершка.
  10. Обещанного три года ждут.
  11. Плакать в три ручья.
  12. Жить в четырех стенах.
  13. Опять двадцать пять.
  14. Счастье не в деньгах.
  15. Уплетать за обе щеки.
  16. Семь бед – один ответ.
  17. От горшка два вершка.
  18. Скупой платит дважды.
  19. Денег – куры не клюют.
  20. На все четыре стороны.
  21. Семеро одного не ждут.
  22. Копейка рубль бережет.
  23. Гроша ломаного не стоит.
  24. Не может связать двух слов.

Приложение В

«Пойми меня»

Цена

Весы

Деньги

Работа

Резюме

Отпуск

Сомелье

Рецепт

Кафе

Кассир

Ипотека

Реклама

Выручка

Проценты

Бухгалтер

Менеджер

Ресторатор

Покупатель

План счетов

Ингредиент

Повар

Упаковка

Официант

Больничный лист

Декретный отпуск

Обеденный перерыв

Задолженность (долг)

Полуфабрикаты

Калькулятор

Приложение Г

        Команда «Прогресс»

  1. Испания – евро
  2. Аргентина – песо
  3. Китай – юань
  4. Латвия – лат
  5. Тайланд – бат
  6. Украина – гривна
  7. Афганистан – афгани
  8. Великобритания – фунт стерлинг
  9. США – доллар
  10. Гаити - гурд

       Команда «Дружба»

  1. Болгария – лев
  2. Бразилия – реал
  3. Япония – иена
  4. Литва – лит
  5. Турция – мира
  6. Казахстан – тенге
  7. Боливия – боливиано
  8. Чехия – крона
  9. Франция – евро
  10. Польша - злотый

Приложение Д

«Экономическая эстафета»

  1. Французы называют этим словом весы, а русские бухгалтеры – годовой отчет (Баланс)
  2. Кто считает миллионы тысячами? (Миллиардер)
  3. Какую страну называют «банкиром» всего мира? (Швейцария)
  4. При каком императоре в 1841 году был основан Сбербанк России? (Николай I)
  5. При каком императоре в 1841 году был основан Сбербанк России? (Водяные)
  6. «Экономическая порода» собак – это … Какая? (Такса)
  7. Что представляет собой брутто без нетто? (Тару)
  8. «Делить шкуру неубитого медведя» в бизнесе – это… Что? (Планирование)
  9. Фамилия крестного отца бухгалтерского учета? (Лука Пачоли)
  10. Обычная тара для акций? (Пакет)
  11. Электронный посредник для связи с миром цифр (Калькулятор)
  12. Как называется налог, включаемый в стоимость товара? (НДС)
  13. Шкаф для хранения документов и материальных ценностей? (Сейф)
  14. Награда за хорошую работу (Премия)
  15. Сколько в килограмме грамм? (1000 грамм)
  16. Машина, которая предназначена для регистрации приобретения товара и печати чека (ККМ)
  17. Источник информации о финансовом положении организации (Бухгалтерский баланс)
  18. Систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета (План счетов)
  19. Как называется правая сторона бухгалтерского баланса? (Пассив)
  20. Как называется I раздел бухгалтерского баланса? (Внеоборотные активы)
  21. Как называется II раздел бухгалтерского баланса? (Оборотные активы)
  22. Определение затрат на производство единицы продукции (Калькуляция)
  23. Итоги равенства актива и пассива (Валюта баланса)
  24. Сколько грамм сахара содержится в столовой ложке? (25 грамм)
  25. Лицо, фирма, соперничающая в достижении идентичных целей или месте на рынке (Конкурент)
  26. Кредитное учреждение (Банк)
  27. Свод законов о труде, налогах … (Кодекс)
  28. Выплата за неиспользованный работником очередной отпуск (Компенсация)
  29. Сколько центов в одном долларе? (100)
  30. Сколько разделов в бухгалтерском балансе? (5 разделов)
  31. Назовите номер формы бухгалтерского баланса? (№ 1)
  32. Компьютерная программа для ведения бухгалтерского учета (1С: Предприятие)
  33. Залог недвижимого имущества для получения денежной ссуды (Ипотека)
  34. Всеобщий эквивалент, с помощью которого можно оценить стоимость чего-либо (Деньги)
  35. Дача денег в долг на определенный срок (Кредит)
  36. Предоставление имущество во временное пользование другими лицами на договорных условиях, за плату (Аренда)
  37. Самая известная книга К. Маркса («Капитал»)
  38. Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определенной суммы денег со счета, называется (Чек)
  39. Неплатежеспособность из-за отсутствия средств (Банкротство)
  40. Оператор на бирже (Брокер)
  41. Место, где заключаются сделки по продаже акций и облигаций (Биржа)
  42. Эксклюзивный продавец какого-нибудь товара (Дилер, дистрибьютор)
  43. Название денег в международном обращении (Валюта)
  44. Операция, с помощью которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции (Страхование)

Приложение Е

«Занимательные ребусы»

Команда «Прогресс»

                    

                             банк                                                                  бюджет                          

                   безработица                                                             пошлина

                                         

                             вексель

Команда «Дружба»

             

                           ликвидность                                                         услуга

                                               

                               кредит                                                                 экономика

   

                                 предприниматель

Приложение Ж

«Тестирование»

Команда «Прогресс»

1. Как называется денежный штраф по договору?

   а) неустойка                          в) неурядица

   б) неувязка                              г) неудобье

2. Какие слова можно прочитать на эмблеме (логотипе) Сберегательного Банка РФ?

     а) храните деньги в сберегательной кассе             в) сбережения Сбербанк бережёт

     б) основан в 1841 году                                            г) заложен в 1991 году

3. На Руси неисправимых должников били палками до тех пор, пока не расплатятся. Как тогда называлась процедура взимания долга?

    а) долбёж                                 в) балдёж

    б) правёж                                г) кутёж

4. Что присваивают каждому российскому налогоплательщику?

     а) псевдоним                          в) индивидуальный номер

     б) пароль                                г) штрих-код

5. Как говорят о разорившемся бизнесмене?

     а) сиганул в окно                    б) свалился в мусоропровод  

     в) вылетел в трубу                г) провалился сквозь землю

6. Что в конце каждого квартала сдаёт бухгалтер?

     а) сдачу                                    в) баланс

     б) офис                                     г) экзамены

7. Закончите народную мудрость: «Кто ругает товар хочет его …»? 

     а) продать                                в) обменять 

     б) выбросить                           г) купить

8. Какой налог был введен Петром I?

     а) на усы                                  в) на бакенбарды           

     б) на бороды                           г) на лысины

9. Закончите фразу: "Экономика должна быть …

     а) затратной                          в) экономной 

     б) застойной                          г) или не быть

10. Какой из этих терминов относится к экономике?

      а) ассимиляция                    в) миграция

      б) дефляция                        г) сегрегация

 

11. Аренда - это

      а) временное пользование имуществом                  в) продажа имущества за рубеж

      б) сельскохозяйственная бригада на хозрасчёте    г) скупка акций на бирже

 

12. Вексель — это ценная бумага…

      а) о покупке товара                                        в) найме помещения

      б) о обмене валюты на рубли по ЦБ             г) уплате денежной суммы в срок

 

Команда «Дружба»

1. Как называют человека, принимающего на себя обязательство перед кредитором за исполнение должником своего обязательства?

    а) поручик;                                 в) поручень;

    б) поручитель;                          г) порученец.

2. Как заканчивается известная схема К. Маркса «Товар – деньги – ...»?

    а) товар;                                   в) работа;             

    б) банкротство;                         г) проценты.

3. Как называли на Руси чрезмерную прибыль торговцев?

    а) лихва;                                    в) сверхприбыль;          

    б) навар;                                     г) чаевые.

4.  важная экономическая аббревиатура существует в нашей стране?

    а) МНОС;                                  в) МЛОБ;           

    б) МРОТ;                                  г) МУХО.  

5. Что дешевеет во время инфляции?

    а) хлеб;                                     в) нефть;             

    б) электричество;                    г) деньги.

6. Что рождает спрос?  

     а) слово;                                    в) фразу;                    

     б) предложение;                      г) абзац.        

7. Как образно говорят о невысоких доходах?

     а) скромные;                            в) стыдливые;    

     б) застенчивые;                         г) нерешительные        

8. Продолжите известную русскую пословицу «Хороший товар сам себя …»? 

     а) закупает;                                 в) хвалит;                    

     б) съедает;                                   г) доставляет.        

9. Акциз – это…

    а) вид косвенного налога на алкоголь       в) вид косвенного на продукты

    б) вид косвенного налога на сырьё                     г) вид косвенного налога электричество

10. Какая денежная единица была самой "весомой" в 1900 году?

      а) российский рубль                           в) английский фунт

      б) американский доллар                    г) немецкая марка

11. Бартер - это…

      а) обмен валюты на валюту               в) обмен товара на валюту

      б) обмен товара на товар                 г) обмен валюты на сырьё

12. Девальвация – это …

      а) понижение стоимости денег           в) повышение стоимости денег

      б) отмена валютных обменов               г) отмена денежного обращения

Приложение З

«Ассоциации» №1

Слова:

кредит

банк

налоги

меню

рынок

бухгалтер

банкомат

договор

ценные бумаги

Например, банк.

Ассоциации: договор, поручитель, проценты, ссуда, деньги, пластиковая карточка, операционист, банкомат, паспорт

 

Приложение К

«Ассоциации» №2

ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР

акт

ажур

акция

учет

реестр

расход

вексель

ведомость

накладная

регистрация

банкротство

ликвидность

Главная книга

авансовый отчет

аналитический учет

бухгалтерский баланс

расходный кассовый ордер

табель учета рабочего времени

умный

лояльный

работящий

терпеливый

внимательный

трудолюбивый

требовательный

востребованный

Приложение Л

Оценочная ведомость команды «Прогресс»

Капитан команды «Прогресс» ________________________________

ФИО участника

Уровень компетенции:

Теорети-ческие знания

Практи-ческие навыки

Самостоятель-ность

Способность работать в команде

Итого баллов

Оценка

Самооценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Примечание: Каждый показатель оценивается по пятибалльной шкале.

Количество баллов и оценка:

  • 20 – 18 баллов – «5»;
  • 17 – 15 баллов – «4»;
  • 14 – 11 баллов – «3»;
  • 10 – 8 баллов – «2».

Приложение М

Карта рефлексии

«Мои достижения на уроке»

ФИО студента _____________________________________________________________

Самым интересным оказалось

Самым неинтересным оказалось

Наиболее полезным оказалось

Наименее полезным оказалось

Я хорошо знаю

Я плохо знаю

Хотелось бы изучить лучше

ЧТО?

ПОЧЕМУ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Учет основных средств"

Конспект урока по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Учет основных средств" Рассматривается тема «Организация учета основных средств. Поступление основных средств». Предполагается работа с перв...

Конспект интегрированного урока по дисциплинам "Бухгалтерский учет" и "Аудит" по теме "Учет и аудит кредитов и займов"

Конспект интегрированного урока по дисциплинам "Бухгалтерский учет" и "Аудит" по теме "Учет и аудит кредитов и займов" ...

Методическая разработка урока «Система 1С: Предприятие (Учет расчетов с покупателями)» по дисциплине «Информационные технологии» на сайте

Тема    Система 1С: Предприятие. Учет расчетов с покупателямиЦель          Образовательная – формирование теоретических и практических навыков ра...

Методическая разработка УРОК-ИГРА Введение бухгалтерского учета имущества организации

Завершающим этапом изучения профессионального модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» является проведение урока-соревнования.В ходе его пр...

Методическая разработка конкурса "Знатоки счетов бухгалтерского учета"

Методическая разработка  конкурса  «Знатоки счетов бухгалтерского учета» предназначена для оказания методической помощи преподавателям колледжа при организации и проведении внеклассных мероп...

План-конспект урока по дисциплине "Бухгалтерский учет"

В данном документе представлен поэтапный план ведения урока по дисциплине "Бухгалтерский учет". По-мимо текстового сопровождения, представлены слайды с информацией....

Методические указания по изучению дисциплины "Бухгалтерский учет и отчетность" и задания для выполнения домашней контрольной работы

Методические рекомендации по дисциплине «Бухгалтерский учет и отчетность» предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация соци...