Исследование и анализ рынка труда в Тверском регионе
творческая работа учащихся

Гурова Наталья Николаевна

Конкурсная работа студентки 1 курса, группа1-д, специальность СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Лаптиной Ирины Сергеевны  на тему: "Исследование и анализ рынка труда в Тверском регионе" была выполнена студенткой на конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работобучающихся профессиональных образовательных организаций Тверской области, секция: Сфера услуг ( в т.ч. экономика и право), под руководством преподавателя социально- экономических дисциплин ГБПОУ "Краснохолмский колледж" Гуровой Натальи Николаевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_i_analiz_rynka_truda_v_tverskom_regione.docx106.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ

И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕКЦИЯ: СФЕРА УСЛУГ (В Т.Ч. ЭКОНОМИКА И ПРАВО)



ТЕМА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ:

«ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ

РЫНКА ТРУДА В ТВЕРСКОМ РЕГИОНЕ»

Автор работы:

Лаптина Ирина Сергеевна,

студентка первого курса

ГБПОУ «Краснохолмский колледж»

специальность 46.02.01

 Документационное обеспечение

 управления и архивоведение

 Научный руководитель:

Гурова Наталья Николаевна, 

Преподаватель экономики

Тверская область,

г. Красный Холм,

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………………………………........3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА

1.1 Структура и сущность рынка труда в системе экономических отношений……………………………………………………………………………………..7

1.2 Общая характеристика рынка труда………………………………………………….10

1.3 Рабочая сила, занятые, уровень участия в рабочей силе и уровень занятости населения…………………………………………………………………………..11

 1.4 Безработица, безработные и уровень безработицы……………………………..…..12

2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА

2.1 Общая характеристика Тверской области……………………………………………13

2.2 Анализ рынка труда Тверского региона……………………………………………...14

2.3 Анализ рабочей силы и уровня безработицы в Тверской области…………………16

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОХОЛМСКОГО РАЙОНА

3.1 Реализация национального проекта «Демография»…..…………………………….18

3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда Тверской области……………………..23

3.3 Особенности безработицы в городе Красный Холм………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………….…………..30          

Список использованных источников................................................................ ………….33

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы исследования: «Исследование и анализ рынка труда». Тема на наш взгляд заключается в том, что рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица - как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. 

В условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.

Проблема нашего исследования была обусловлена современной социально- экономической ситуацией на рынке труда в муниципальном образовании и в Тверском регионе в целом, а также необходимости применения новых стратегий развития в сфере труда, занятости и безработицы.

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу, как на один из ключевых ресурсов экономики. Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становится долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в экономике непрерывно возрастает.

 Степень разработанности проблемы. Вопросы функционирования рынка труда исследуются представителями различных научных дисциплин: экономики, истории, демографии, социологии. Они рассматриваются в целом ряде научных работ зарубежных и отечественных ученых, в учебных пособиях по экономике труда и экономической теории. Она представлена разносторонним анализом проблем рынка труда, её видов и современных тенденций в трудах таких отечественных и зарубежных учёных, как  Андреев Б.Ф., Заславский И., Лещинская Г., Микульский К., Павленков В.А., Четвернина Т., Брю С.М., Котляр А., Майбурд Е.М., Стэнли Л., Р.Шмалензи, Эренберг Дж.

Цель конкурсной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность рынка труда, проблемы его формирования, анализ тенденций безработицы и его стабильного функционирования в условиях рыночной экономики в Тверском регионе.

Объект исследования: рынок труда Тверской области и рынок труда Муниципального образования Тверской области «Краснохолмский муниципальный округ».

Предмет исследования: экономические отношения и показатели, характеризующие   рынок труда Тверского региона.

      Для достижения поставленной цели, мною были сформированы   следующие задачи для исследования:

  1. раскрыть понятие рынка труда, его структуру и сущность в системе экономических отношений;
  2. рассмотреть теоретические аспекты рынка труда;
  3. проанализировать социально-экономическое положение и стратегию развития рынка труда Тверского региона;
  4. выявить динамику занятости и безработицы населения в Тверской области и в Краснохолмском районе;
  5. разработать и проанализировать мероприятия по содействию занятости населения на рынке труда Тверской области;
  6. ознакомиться с основными предложениями по трудоустройству молодёжи в Тверской области и в Муниципальном образовании;
  7. ознакомиться с Перечнем наиболее востребованных на региональном рынке труда профессиями и специальностями СПО.

Гипотеза (предположение): мы предполагаем, что рынок труда представляет собой особенный, уникальный рынок с присущими ему свойствами, чертами и закономерностями развития. Содержание рынка труда раскрывается посредством выявления критериев объективной оценки способов решения одной из важных проблем человека - возможности реализации его потребностей как работника и как личности. В этой связи исследование рынка труда обусловлено необходимостью поиска специфических свойств его функционирования, выявления характера отношений между наёмными работниками и работодателями, рассмотрения факторов, влияющих на современный рынок труда.

     Методы исследования экономических процессов: наблюдение и сбор фактов, метод научных абстракций, анализ и синтез, логический, статистический, метод научных абстракций, системный подход, графический.

Структура и основные этапы конкурсной работы. С учётом специфики данной темы конкурсной работы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда и его аспекты, во второй - анализ  регионального рынка труда, в третьей – регулирование его деятельности и рекомендации по улучшению ситуации на  региональном и муниципальном рынке труда.

 Работа сформирована в соответствии с целью и задачами исследования. Конкурсная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения и перечень принятых терминов.

Рынок труда - это не только система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, но и экономическое и географическое пространство. Это сфера трудоустройства, сфера взаимодействия продавца и покупатели специфического товара - труда. По сути, это механизм, который обеспечивает согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

Рынок труда, как и любой другой рынок, можно описать двумя переменными: спрос и предложение. Спрос и предложение зависят от многих факторов: заработной платы, состояния экономики, географического расположения региона, числа образовательных учреждений. Безработица является следствием диспропорций спроса и предложения.

Социологами выявлена зависимость между уровнем социальной напряженности и состоянием на рынке труда. Спрос на рабочую силу и ее предложение, занятость и безработица, государственное регулирование рынка труда являются определяющими, как на национальном, так и на региональном, муниципальном уровнях.

Для стабильности рынка труда необходимо правовое регулирование со стороны государства, а также и разработка, реализация и дальнейшее улучшение муниципальных программ по содействию занятости населения.

Характеристика основных источников получения информации. Информационно базу конкурсной работы составили: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 ( с изменениями и дополнениями, ред. от 19.11.2021 № 374-ФЗ, ) «О занятости населения в Российской Федерации», нормативно-правовые документы Тверской области, регулирующие вопросы формирования политики в сфере занятости населения; статистические материалы федерального, областного и территориальных центров занятости.

Научная новизна исследования заключается в том, что рынок труда рассматривается как система, которая в современных условиях позволяет человеку добиваться реализации двух поставленных им задач - удовлетворения его потребностей и как работника, и как развивающейся личности. 

Теоретическая значимость работы выражается в углублении научного представления и комплексного анализа рынка труда, в разработке и обосновании необходимости государственного и корпоративного регулирования трудовой сферы.

Практическая значимость конкурсной работы заключается в том, что полученные материалы исследования по рынку труда могут быть использованы на занятиях при проведении таких учебных дисциплин, как: УД.1 Самоопределение  и профессиональное развитие (Эффективное поведение на рынке труда), ОУД.11 Обществознание, ОУД.10 Право, ОП.01 «Экономическая теория», ОП.02 «Экономика организации (предприятия)», а также на внеклассных мероприятиях, направленных на расширение и содействие занятости населения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА

  1. Структура и сущность рынка труда в системе экономических отношений

Рынок труда является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.

В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма»[1]. Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.

Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

В области социально-трудовых отношений произошли радикальные перемены. В первую очередь, это связано со сменой государственного подхода в области трудовых отношений и занятости трудоспособного населения, а также монопольного использования труда рабочих с учетом свободного выбора места приложения [6, с. 253].

Трансформации в трудовой сфере связаны с основными институциональными преобразованиями, которые произошли в отношениях собственности. Данные изменения были законодательно закреплены и прописаны в ряде законов: в «Трудовом Кодексе РФ» [1], «О занятости населения в Российской Федерации» [2], в иных законодательных актах и нормативных документах.

Если говорить о современном российском рынке труда, то необходимо сказать, что он только находится на пути становления цивилизованного рынка труда, который нуждается в совершенствовании институциональных основ его функционирования. Это подтверждают многочисленные публикации, отражающие российскую специфику в области рынка труда.

Теоретические аспекты рынка труда широко обсуждаются в научной литературе, которые дают этому экономическому термину различные трактовки и суждения. Существует множество подходов к определению рынка труда в экономической теории.

В России широкое распространение получило определение рынка труда, предложенное Федеральной службой занятости, где отождествляется рынок труда с механизмами и процессами трудоустройства.

Например, Савицкая И.С. считает, что, когда мы применяем понятие «рынка» к анализу сферы труда, мы не можем приравнивать труд к обычным товарам. В первую очередь, труд   -  это процесс экономической деятельности людей, и только во вторую очередь может являться ресурсом или товаром [14, с. 237].

Так, Есинова Н.И. определяет рынок труда как систему общественных отношений, которые связаны с предложением труда и наймом [22, с. 87].

Федотова Т.А. считала, что труд может быть товаром только после того, как труд - экономическая деятельность людей [18, с. 112]. Автор определяет рынок труда как географическое и экономическое пространство - сферу трудоустройства.

На наш взгляд, рынок труда -это определенный механизм, который увязывает интересы работодателя, выступающего в качестве приобретателя труда индивидуума, и нанимающегося работника на определенные виды работ, а индивид является продавцом данного ресурса.

К примеру, В.И. Плякся объектом связей на рынке труда видит рабочую силу и считает употребление термина «рынок труда» неверным, так как в действительности функционирует рынок сбыта рабочей силы или занятости, а не сам рынок труда: «объектом купли-продажи на рынке является не труд, а рабочая сила человека, его способность к труду. Именно она является товаром, а рынок, на котором реализуется данный товар, есть рынок рабочей силы».

Многие исследователи не согласны с таким мнением. Олейник Д.В. считает, что способность к труду или рабочая сила не может быть оторвана непосредственно от работника, что способствует невозможности ее реализации без этого работника, если только он не раб (такую продажу в свободном обществе осуществить нельзя). [13, С. 146]

Так, если рабочая сила неотделима от работника, она не может передаться в собственность к работодателю как к приобретателю на рынке труда.

Существует такое утверждение, что рынок труда является не только рынком труда, но и рынком рабочих мест, так как существует постоянный спрос и предложение на них.

В экономической литературе существует большое количество определений понятия «рынок труда», и каждое из них имеет не только достоинства, но и недостатки.

С этой точки зрения рынок труда - это механизм, дающий возможность удовлетворить определенные потребности самого работника в рабочем месте как в источнике получения дохода за свой труд и потребности работодателя в квалифицированной рабочей силе, предпринимателя в ресурсе, труд для исполнения производственной деятельности. Это позволит распределить трудовые ресурсы по сферам и отраслям страны оптимальным и эффективным способом.

Подводя итоги, можно сказать, что сложность и многогранность проблемы понятия рынка труда привели к образованию различных направлений ее исследования и многообразию подходов ее анализа.

Невозможно в современной литературе найти однозначную трактовку определения «рынка труда». Ряд ученых придерживаются мнения, что рынок труда - это определенный механизм согласования интересов работников и работодателей, другие, что это институт (механизм), объединяющий продавцов «рабочий силы» (работников) и работодателей [8], которые покупают этот товар, третьи - что он представляет собой вид рынка специфических товаров, и его содержанием является купля - продажа этих товаров.

Некоторые исследователи считают, что такие понятия, как «рабочая сила» и «рынок труда» противопоставлены друг другу, так как рабочая сила - способность к труду, а труд - функционирующая способность. К тому же понятие «рынок рабочей силы» более широкое, так как включает отношения не только занятых людей, но и безработных.

Обобщив исследования различных ученых, можно сделать вывод, что рынок труда - это организация общественных отношений, в том числе юридических норм и институтов, которые обеспечивают эффективное использование и нормальное воспроизводство труда, качество и количество которых вознаграждается. То есть он является проявлением системы организации в условиях товарно-денежных отношений наемного труда.

1.2 Общая характеристика рынка труда

Рынок труда является системой общественных отношений, представленных согласованием интересов работодателей и наемной рабочей силы.

Совокупный рынок труда включает в себя такие понятия, как совокупные предложение и спрос. Совокупное предложение включает в себя всю наемную рабочую силу, а совокупный спрос, представляет собой общую потребность экономики в наемной рабочей силе.

Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель - это наниматель, представленный разными «фигурами». Они зависят от легитимной структуры отношений собственности.

Понятие наёмных работников складывается из свободных трудоспособных граждан, работающих по найму, который в свою очередь является главным источником средств существования.

Конъюнктура рынка включает в себя отношение спроса и предложения, которое учитывает все составляющие структуры рынка труда.

Конкуренция представляет собой присутствие многочисленных свободных продавцов и потребителей на рынке труда. Конкурентный рынок отличается наличием огромного количества потребителей и предприятий, конкурирующих между собой при найме различного вида труда [19, с. 241].

Для полноценной работы рынку труда необходима развитая инфраструктура.

Инфраструктура рынка труда -это государственные учреждения, общественные организации содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные фонды, обеспечивающие максимально результативное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда.

Немаловажным аспектом является правовое регулирование рынка труда. Основой правового регулирования является закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», устанавливающий следующие основы государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения:

- порядок регистрации граждан, не имеющих работу, а также граждан, находящихся в процессе поиска работы и требования к выбору соответствующих работ осуществляются Правительством Российской Федерации (статья 3).

- государство проводит политику содействия исполнения прав граждан на полную и частичную, продуктивную занятость (статья 5).

- правительство России имеет право разрабатывать и осуществлять дополнительные меры в области занятости населения. В частности:

  1. снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
  2. содействие в трудоустройстве семей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов (статья 7).

Следовательно, государственная законодательная система направлена на защиту граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве. Каждый гражданин способен в полной мере реализовать свои права в области трудовых отношений.

Состояние российского рынка труда на данный момент имеет такие особенности, как несбалансированность, увеличение полной и частичной занятости, сокращение основного прироста населения и увеличение демографической и экономической загруженности трудоспособной части населения, а также отсутствие структурированной инфраструктуры и растущий разрыв между квалификацией рабочих и их потребностями.

1.3 Рабочая сила, занятые, уровень участия в рабочей силе и уровень занятости населения

Рабочая сила – лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.

Лица, не входящие в состав рабочей силы – лица в возрасте 15 лет и старше, которые
в рассматриваемый период:

-      хотели работать, искали работу, но не были готовы приступить к работе;

-      хотели работать, но не искали работу;

-      не хотели работать.

Занятыми являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период выполняли любую деятельность (хотя бы один час в неделю), связанную с производством товаров или оказанием услуг за плату или прибыль. В численность занятых включаются также лица, временно отсутствовавшие на рабочем месте в течение короткого промежутка времени и сохранившие связь с рабочим местом во время отсутствия.

Уровень участия в рабочей силе – отношение численности рабочей силы (занятых и безработных) определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.

Уровень занятости населения – отношение численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.

1.4 Безработица, безработные и уровень безработицы

К безработным относятся лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

-      не имели работы (доходного занятия);

-      занимались поиском работы в течение последних четырех недель, используя при этом любые способы;

-       были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период:

-      не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после обследуемой недели), и не продолжали дальнейшего ее поиска;

-      не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

Обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Уровень безработицы - отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности рабочей силы (занятых и безработных) соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.

 

2 АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА

2.1 Общая характеристика Тверской области

Объектом исследования в конкурсной работе является рынок труда Тверской области.

С географической точки зрения Тверская область имеет средние размеры, однако по экономическому потенциалу является крупным территориально-производственным комплексом России.

Тверская область, расположенная в северо-западной части России на 55,5-58,5 градусах северной широты и 31-38 градусах восточной долготы, входит в состав Центрального экономического района России. Дата ее образования 29 января 1935 г. Протяженность Тверской области с запада на восток составляет 450 км, с севера на юг – 250 км. Расстояние от областного центра до Москвы – 167 км, до Санкт-Петербурга – 485 км. Площадь Тверской области – 84,2 тыс. кв. км. По занимаемой территории она одна из самых больших в европейской части России. 

Тверская область граничит на севере с Вологодской областью, на северо-западе – с Новгородской, на востоке – с Ярославской, на западе – с Псковской, на юге – со Смоленской и на юго-востоке – с Московской.

Тверская область включает в себя:

  • 8 городских округов (6 городов и 2 закрытых административно-территориальных образования);
  • 35 муниципальных районов;
  • 43 городских поселения;
  • 265 сельских поселений

Всего 351 муниципальных образований. В состав Тверской области входят:

  • города: Андреаполь, Бежецк, Белый, Бологое, Вышний Волочек, Весьегонск, Западная Двина, Зубцов, Кашин, Калязин, Кимры, Конаково, Красный Холм, Кувшиново, Лихославль, Нелидово, Осташков, Ржев, Старица, Тверь, Торжок, Торопец, Удомля;
  • районы: Андреапольский, Бежецкий, Бельский, Бологовский, Весьегонский, Вышневолоцкий, Жарковский, Западнодвинский, Зубцовский, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кесовогорский, Кимрский, Конаковский, Краснохолмский, Кувшиновский, Лесной, Лихославльский, Максатихинский, Молоковский, Нелидовский, Оленинский, Осташковский, Пеновский, Рамешковский, Ржевский, Сандовский, Селижаровский, Сонковский, Спировский, Старицкий, Торжокский, Торопецкий, Фировский;
  • закрытые административно-территориальные образования: «Озерный», «Солнечный»;
  • иные административно-территориальные и территориальные единицы.

Административным центром Тверской области является город Тверь. Численность населения субъекта Российской Федерации постоянно уменьшается и составляет 1 260 380 чел., плотность – 14,97 чел./км2.

Стратегической целью государственной политики социально-экономического развития Тверской области на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона.

2.2 Анализ рынка труда Тверского региона

Проведём анализ рынка труда Тверской области. Численность экономически активного населения региона постепенно снижается, причем, количество зарегистрированных в госучреждениях службы занятости значительно меньше разницы между экономически занятым населением и занятых на 105,5 тыс. человек.

Дискриминация по возрасту при приеме на работу возникает из-за следующего общероссийского фактора: сохранение работы пенсионерами. Уволить пенсионера с работы невозможно. Увольнение пенсионера по инициативе работодателя возможно только в трёх случаях:

  • сокращение штатной численности сотрудников,
  • несоответствие должности,
  • прогулы и другие нарушения рабочим трудовой дисциплины.

В любых других ситуациях увольнение работающего пенсионера возможно только по собственной инициативе. В РФ законодательно запрещена возрастная дискриминация, и поэтому наступление пенсионного возраста не может являться поводом к прекращению трудового договора или изменению его условий.

Ситуация на рынке труда

по состоянию на 1 декабря 2021 года

Уровень регистрируемой безработицы по Тверской области (отношение численности зарегистрированных безработных к численности рабочей силы) на 1 декабря 2021 года по сравнению с предыдущим месяцем не изменился и составил 0,6 %. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года уровень безработицы на 2,4 % меньше (в 2020 году – 3,0 %).

Коэффициент напряженности на рынке труда Тверского региона (количество незанятых граждан на одну вакансию) составил 0,4% (на 1,1 меньше, чем на аналогичную дату прошлого года).

Заявленная работодателями потребность в работниках – 17,4 тыс. единиц, из них:

- ИТР и служащие – 6,8 тыс. единиц;

- рабочие профессии – 10,6 тыс. единиц.

Наибольшая потребность в работниках заявлена в следующих сферах деятельности:

производство – 5,9 тыс. единиц (ИТР: инженер, инженер-технолог, инженер - конструктор, инженер по подготовке производства, инженер по охране труда, и др. – заработная плата: 13,0-135,0 тыс. руб. Рабочие профессии: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь-сантехник, слесарь-ремонтник оператор технологических установок, электрогазосварщик, электрик участка, электромонтер, токарь, механик и др. – заработная плата: 20,0-70,0 тыс. руб.);

здравоохранение, спорт, социальное обеспечение – 1,7 тыс. единиц (врачи-специалисты, врачи общей практики, средний и младший медицинский персонал – заработная плата: 13,0-65,0 тыс. руб.);

образование, наука – 0,7 тыс. единиц (воспитатель, помощник воспитателя, преподаватель, учитель –  заработная плата: 13,0-35,0 тыс. руб.);

строительство, недвижимость – 0,6 тыс. единиц (машинист крана автомобильного, бетонщик, маляр, каменщик, штукатур и др. – заработная плата: 20,0-80,0 тыс. руб.);

продажи и бытовое обслуживание – 0,5 тыс. единиц (продавец, парикмахер, повар, официант и др. – заработная плата: 13,0-50,0 тыс. руб.);

транспорт – 0,7 тыс. единиц (водитель автомобиля, помощник машиниста тепловоза, водитель погрузчика, машинист железнодорожно-строительных машин – заработная плата: 20,0-100,0 тыс. руб.).

На начало декабря текущего года в органах службы занятости зарегистрировано 4,0 тыс. безработных.

В течение января - ноября 2021 года органами службы занятости трудоустроено 19 071 человек. Возможность временного трудоустройства на общественные работы получили 725 человек. Зарегистрировали собственное дело 75 бывших безработных.

По направлению органов службы занятости к профессиональному обучению приступили   1545 безработных гражданина. Данные о рабочей силе представлены на основе сведений, полученных органами государственной статистики при проведении выборочных обследований рабочей силы.

Ситуация на рынке труда Тверской области по итогам девяти месяцев 2021 года рассмотрена на заседании регионального правительства, которое 9 ноября провел губернатор Игорь Руденя. Регион преодолел непростую ситуацию в экономике в период пандемии коронавируса и восстановил показатели 2019 года в сфере занятости населения.

С января по сентябрь 2021 года служба занятости Тверской области трудоустроила более 17,7 тысячи жителей региона. Временно на общественные работы направлено 657 человек. Собственное дело за этот период зарегистрировали 68 бывших безработных, 1418 человек приступили к профобучению.

В Тверской области рекордно низкая конкуренция на рабочие места. К такому выводу пришла служба исследований сервиса поиска работы hh.ru. Ситуация по стране лучше, но раньше такой нехватки соискателей не фиксировали.

Сейчас Тверская область, по данным рейтинга РИА Новости, входит в число 15 субъектов РФ с самым низким уровнем безработицы – 11 место из 85. По оценке Международной организации труда, по итогам 3 квартала 2020 года уровень безработицы в Тверской области составляет 4,5% при показателе по России 6,3 %.

По итогам 2019 года в Твери отмечается стабильное улучшение обстановки на рынке труда. По основным показателям столица Верхневолжья занимает лучшие места в ЦФО.

Таблица 1 показывает среднегодовую численность занятых в экономике по основным видам экономической деятельности за период с 2017 по 2021 годы (см. Приложение 1).  

Данные таблицы 1 показывают, что среднегодовая численность занятых в целом по экономике по видам экономической деятельности за анализируемый период с 2017 по 2021 год существенно сократилась. Например, наибольшее сокращение в 2021 году по -сравнению с 2017 годом произошло в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве 6, 7 тысяч человек (13,7 %). Положительная динамика наблюдалась в финансовой и страховой деятельности, количество работников увеличилось на 0, 2 тысячи человек (2,6%). В целом по экономике среднегодовая численность уменьшилась на 43 тысячи человек (7%).

2.3 Анализ рабочей силы и уровня безработицы в Тверской области

Таблица 2 показывает численность рабочей силы в Тверском регионе за анализируемый период с 2017 по 2021 годы (см. Приложение 2).

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что рабочая сила в Тверском регионе в 2021 году по – сравнению с 2017 годом сократилась на 42,7 тысяч человек (6,2%). Уровень занятости также уменьшился на 1,0 тысячу человек (1,7%). Уровень безработицы сократился на 13,4%. Это говорит нам о том, что в регионе проводится определённая кадровая политика, которая включает на наш взгляд следующие мероприятия, такие как:

- планирование, привлечение, отбор, наём и размещение работников;

- развитие персонала, профориентация и переподготовка кадров;

- совершенствование организации, стимулирование труда, социальные выплаты, обеспечение техники безопасности и т.д.

Таблица 3 показывает нам численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения в Тверской области на конец отчётного года, за анализируемый промежуток времени (см. Приложение 3).

Вывод: анализируя данные таблицы 3, мы пришли к следующему выводу, что численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Тверской области, за анализируемый промежуток времени сократилась на 1531 тысяч человек (27,3%). Количество граждан, проживающих в сельской местности тоже уменьшилось на 642 тысячи человек (36,9%). Уровень официально зарегистрированной безработицы уменьшился на 25,0%.

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОХОЛМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

3.1 Реализация национального проекта «Демография»

  • региональный проект «Старшее поколение» на обучение направлено 620 граждан в возрасте 50 лет и старше;
  • региональный проект «Содействие занятости женщин» на обучение направлено 54 женщины. Это молодые мамы находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.

Годовой мониторинг предложений вакансий на молодёжном рынке труда

Тверской области в 2021 году

Рынок труда является наглядным отражением экономического состояния страны. Анализ основных показателей, таких как динамика количества вакансий, их распределение по отраслям, а также изменение средней заработной платы за год, позволяет оценить карьерные перспективы и возможности трудоустройства выпускников.

Ежегодно Центр содействия трудоустройству молодежи проводит мониторинг молодежного рынка труда Тверской области. Для удобства сравнений в данной статье используются данные за последние пять лет (с 2017 по 2021 гг.). Вакансии длятся на три крупные группы:

Вакансии на полный рабочий день предполагают полную занятость для специалистов с высшим или средним специальным образованием. Опыт работы в таких вакансиях требуется редко, а иногда хватает реальной практики.

Вакансии для студентов отличаются наличием работы по гибкому графику или в ночное время. Предлагаемые должности, как правило, не требуют специальных знаний и умений. Надо помнить, что строчка в резюме о работе, пусть и не по специальности, всегда плюс в глазах работодателя.

Вакансии учителей выделяются в отдельную группу, поскольку именно Тверской государственный университет является единственным вузом, ведущим подготовку педагогов. В анализе участвуют данные, предоставляемые региональным министерством образования. Мы лишь анализируем полученные сведения и делаем выводы, необходимые в нашей работе. Пандемия 2020 года внесла серьезные изменения в жизнь людей. В частности, локдаун в весенний период значительно сократил, и так невысокое число вакансий молодежного рынка. Сильнее всего уменьшилось число вакансий для студентов, а вакансии учителей в Тверской области в 2020 году и вовсе не представлены. В результате общее число вакансий за год сократилось почти на тысячу. Примечательно, что высокая конкуренция на рынке рекрутинговых услуг несколько снижает количество размещаемых вакансий. Отдельно отметим позитивный факт: большинство представленных в мониторинге вакансий соответствуют специальностям, по которым ведется подготовка в вузе.

Вакансии на полный рабочий день

Резкий рост числа вакансий на полный рабочий день в 2019 году сменился спадом (2019 год –2540 вакансий, 2020 год – 2375 вакансий). Традиционно подобные изменения связаны с отказом работодателей с массовым набором от услуг ЦСТМ. Чаще всего это представители сфер «Государственная служба» или «Call-центры». Интересно, что последние пять лет четко прослеживается закономерность смены года с ростом на год со спадом числа вакансий.

Интересно, что распределение по месяцам среди вакансий 2020 года соответствует сложившимся закономерностям: в месяцах с максимальной учебной нагрузкой спрос минимален (см. Диаграмму №1). Самый низкий спрос на молодых специалистов пришелся на январь и декабрь 2020 года (34 на 59 вакансий соответственно). Безусловно, большую роль играет фактор неопределенности будущего в связи с распространением пандемии COVID 19. Кандидатами на работу от Центра всегда являются молодые специалисты, а благодаря графику учебного процесса можно выбрать более свободные для работы месяцы. Период с мая по июль является одним из лучших, чтобы найти молодого специалиста в свою команду. Этим обычно и пользуются работодатели. Традиционно конец учебного года становится максимальным по числу предложений на рынке труда, потому интереснее всего обратить внимание на это время. Спад числа вакансий за этот период в 2020г. относительно 2019г. составил 22%, что наглядно показывает влияние пандемии и экономического кризиса.

Лидирующую позицию заняла сфера «Государственная служба». Это связано с частотой подачи запроса на массовый подбор персонала в Федеральную службу безопасности. Также были представлены вакансии МВД России по Тверской области и ГУ МЧС России по Тверской области.

Отсутствие на Молодёжной бирже труда вакансий учителей в районах нашей области не позволило сфере «Образование» вновь стать лидером рейтинга. Подробнее динамику формирования данной сферы рассмотрим в отдельном разделе вакансии учителей.

Впервые за все время мониторинга (более 10 лет) на третьем месте оказалась сфера «Логистика». Всплеск спроса на работников данной отрасли продиктован спецификой Твери как логистического центра, а также переориентацией многих организаций на доставку в качестве приоритетного направления развития бизнеса в условиях пандемии.

В то же время, 2020 год стал удачным для сферы «Производство». За весь период мониторинга отрасль не поднималась так высоко. По сравнению с 2019 годом доля производственного сектора увеличилась в 2 раза. В абсолютных единицах это не так показательно, но развитие данного сектора объективно заметно.

На пятом месте отраслевого рейтинга находится сфера «Административный персонал». В 2020 году ее долевое участие составило 5%, что равно ее среднему уровню за пять лет.

За один год в два раза сократилась доля сферы «Продажи», с 8% до 4%. Даже крупные работодатели теперь указывают менее 20 вакантных мест, тогда как количество предложений раньше было более 50 ежемесячно.

С каждый годом все меньше предложений вакансий сферы «IT» (см. таблицу №1), хотя сфера остается одной самых стремительно развивающихся. Причина такого несоответствия кроется в изменении подхода данных работодателей к поиску сотрудников. Эти организации предпочитают приходить к студентам, рассказывать о себе и приглашать на стажировки.

В 2020 году сфера «Туризм/ Сфера услуг» увеличила долевое участи на 2%. Справедливости ради отметим, что данная сфера объединенная. В исследуемом году представлена в основном компаниями сферы услуг.

Развитие технологий продолжается, а это значит, что спрос на сотрудников Call-центров, хотя и появился в 2020 году, но остается низким (2% общего рейтинга отраслей).

Отметим, что все следующие отрасли рейтинга традиционно представлены 2% и менее вакансий в год. На 1% по сравнению с прошлым годом сократилась доля вакансий сфер «Правоохранительные органы» и «Финансы/ Бухгалтерия/ Аудит». Второй год подряд по 1% вакансий приходится на «Недвижимость/ Строительство», «Юридические услуги» и «Банки». Последние 4 места рейтинга занимают сферы с долевым участием менее единицы. В эту группу попали отрасли закрытого рынка.

При поиске работы одной из самых главных характеристик остается предлагаемый уровень заработной платы. Вакансии нашего Центра рассчитаны на молодых специалистов, потому доход от работы может немного отличаться от средне рыночного. Сразу оговоримся, что ежегодно часть работодателей не называет реальный уровень заработной платы, используя лишь общее понятие «оклад + премия». Такие вакансии не вошли в анализ.  В 2020 году в большинстве сфер наблюдается прирост заработной платы. 12 секторов экономики предлагают доход выше, чем в прошлом году. Самую высокую заработную плату предложил работодатель экологу (40 тысяч рублей), уточним, что это единственная вакансия в данной сфере за год. Вновь наметился рост уровня заработной платы в сфере «IT». В «Строительстве» второй год подряд наблюдается снижение исследуемого показателя. Отметим, что, несмотря на колебания рынка, доход специалистов в данных отраслях остается высоким.

Страхование поднялось на 4 место рейтинга. Это одна из сфер со стабильно растущим доходом (2018 год 25,4 тыс. руб., 2019 год –26,4 тыс. руб., 2020 год – 31 тыс. руб.).

На наш взгляд, больше всего вакансий представлено в «Государственной службе». При этом сфера находится на пятом месте рейтинга заработной платы. Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что работу в государственных органах найти можно и оплата труда будет конкурентной.

Минимальные заработные платы остаются в сфере «Образования и культура». Отметим, что при подсчете не учитывались надбавки молодым специалистам, «сельские» и иные дополнительные надбавки (например, классное руководство). Таким образом, минимальный доход в сфере образование, компенсируется занятостью ниже, чем в других отраслях.

Несмотря на снижение числа вакансий, уровень заработной платы не снижается, а значит возможность получать достойный доход остаётся.

Вакансии для студентов

Банк вакансий для студентов обычно формируется по тем же законам, что и банк вакансий на полный рабочий день. Но этот год стал особенным. Только к концу 2020 года работодатели начали снова предлагать вакансии для студентов в привычном объеме. Лишь две вакансии для студентов были представлены в марте. Безусловно, главным ограничивающим фактором 2020 года стала пандемия. Традиционно сентябрь-октябрь является вторым периодом за год, когда растет число вакансий для студентов. В этот период потенциальные сотрудники выходят на учебу, определяются с планами и перспективами на год, а также могут уделить время работе. Интересно, что в этом году традиционный спад в числе вакантных мест перед новогодними праздниками не проявился.

Интересны виды представленных вакансий для студентов.  Чаще всего в 2020 году требовались работники без специальных знаний в хорошей физической форме. Как правило, студентам предлагают работать грузчиками, упаковщиками или разнорабочими (свыше 50% вакансий для студентов). Это вакансии массового подбора, преимущественно со сменным графиком работы, что реально позволяет студентам успевать учиться и зарабатывать. Отметим, что за последний год число таких предложений резко увеличилось. Что в очередной раз подтверждает звание Твери как логистического центра.

В 2020 году сократилась доля предложений в секторе «Продажи», «Call-центры», «Реклама, маркетинг» и «Общественное питание». А этот как раз те сферы, которые попали под максимальный экономический удар.

Примечательно, что «Образование», «Производство» и «Сфера услуг» в этом году увеличили свое долевое участие. Почти ежемесячно в ЦСТМ обращаются работодатели с просьбой найти педагога в частную образовательную организацию. При этом сотрудники на производство требовались на лето, вероятнее всего на период отпусков постоянных сотрудников. А в сфере услуг появились вакантные места лишь под конец года, когда стало ясно, что нужны сотрудники для проведения новогодних банкетов.

                                              Вакансии учителей

Тверской государственный университет единственное высшее учебное заведение, которое готовит педагогические кадры в регионе. Из стен почти каждого факультета выходят молодые учителя, а также в состав Тв ГУ входит Институт педагогического образования и социальных технологий. Ежегодный мониторинг вакансий помогает отслеживать уровень спроса в сфере «Образования» и помогает узнать, какие направления подготовки заслуживают особого внимания.

В 2020 году Министерство образования Тверской области разместило 233 вакансии для учителей в городе Тверь. Это на 15 вакансий меньше, чем в предыдущем году, но выше, чем в 2016-2018 годах. Таким образом, можно утверждать, что спрос на педагогические кадры остается высоким. В то же время, наличие в городе образовательных учреждений для подготовки учителей и программы государственной поддержки слабо способствуют снижению спроса.

Количество предметных областей, представленное в городе Твери, в исследуемый период меняется мало. Учителя всех дисциплин требуются в школы города. Единственное, что спрос на них различается. Реже всего требуются (до четырех вакансий на город) учителя биологии, географии, химии, музыки, а также педагоги-психологи. Таким образом, выпускники этих направлений подготовки почти полностью удовлетворяют потребности в педагогических кадрах.

Первые четыре места рейтинга самых востребованных педагогических кадров не меняются последние три года. А первая тройка стабильна уже пять лет. Меняется количественный спрос, а потому место в рейтинге варьируется. Второй год подряд самыми востребованными остаются учителя начальных классов. Количество вакантных мест и их доля в рейтинге за год немного сократились, с 20% до 18%.

На 3% в 2020 году увеличился спрос на учителей математики. Теперь они на втором месте рейтинга. При этом доля вакансий учителей английского языка сократилась на 4%. Вероятнее всего, в быстроменяющихся условиях, работа в школе является стабильной и социально защищенной.

Третий год подряд на четвертом месте рейтинга вакансии учителей русского языка и литературы. Отметим, что в 2018-2019 году доля этих вакансий была 11%, а в 2020г. – 14%.

В результате анализа спроса на педагогические кадры, следует только один вывод: необходимо менять подход к адаптации молодых специалистов и повышать престиж профессии, в том числе и материальный.

В целом мониторинг молодёжного рынка труда 2020 года показал, что существует спрос на хорошо подготовленных специалистов, но также высок спрос на работников без профессионального образования. Какую должность занимать и сколько зарабатывать решат для себя каждый сам. К сожалению, идеальных сочетаний «легкая работа – высокий доход» для молодого специалиста не существует. Но грамотное построение карьерной траектории поможет со временем выйти на желаемые позиции и доходы. Главное начать выстраивать свой карьерный путь!

Для решения существующих на рынке труда региона проблем необходимо обратить внимание на следующие направления содействия занятости:

  • сужение разрыва между спросом и предложением на рабочую силу за счет открытия новых направлений в образовании;
  • уменьшение разрыва в реальной заработной плате;
  • организация поиска альтернативных форм занятости для молодежи;
  • содействовать самозанятости граждан, в том числе и пенсионеров;
  • перевод неформальной занятости в формальную самозанятость, что позволит сделать рынок труда более устойчивым.

3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда Тверской области

На основании проведённого анализа дадим рекомендации по улучшению ситуации на Тверском рынке труда:

  1. Доверие к службе занятости и высокая эффективность традиционных программ содействия занятости населения Тверской области являются основанием для эффективного подхода к занятости.
  2. Стремление человека работать и получать средства к жизни поддерживается   Тверским регионом с помощью актуализации всех возможных программ, пусть даже и в ущерб региональному бюджету.

Применение полного набора мер и инструментов содействия занятости, с одной стороны, и недопущение состояния безработицы, с другой стороны, могут быть залогом стабильности рынка труда.

К инструментарию можно отнести: налоговые каникулы, новая система налогообложения, альтернативные формы занятости.

Ограничением должны быть следующие меры:

  1. Сократить срок выплаты пособия по безработице до трех месяцев.
  2. Увеличить выплаты на развитие самозанятости, помощь в регистрации ИП и получения грантовой поддержки.
  3. Увеличить расходы на получение образования безработными за счет софинансирования крупнейших организаций региона.
  4. Внедрять альтернативные формы организации труда, способствовать их 100% легализации.
  5. Развивать организацию труда вахтовым методом за счет крупного бизнеса.
  6. Разрешить использовать патентную систему налогообложения на всей территории региона и расширить перечень видов деятельности.
  7. Индексировать пенсию самозанятым пенсионерам для развития малого бизнеса.

В настоящее время одними из направлений государственной и региональной политики на рынке труда является содействие развитию новых форм и видов занятости, среди которых самостоятельная занятость населения признана одним из наиболее перспективных.

Малое предпринимательство в Тверской области обладает рядом отличительных особенностей. Среди них можно выделить следующие особенности, такие как:

  • значительный уровень диверсификации (много профильности) малых предприятий в регионе. Нестабильная отечественная экономика заставляет предпринимателей искать дополнительные источники дохода, занимаясь разными видами деятельности, очень часто не связанными между собой ни в организационном плане, ни в технологическом;
  • стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой существенная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.

 Для преодоления диспропорций спроса и предложения на рынке труда необходимо повысить престижность профессий в области сельского хозяйства, строительства, горнодобывающей отрасли и т.д. Для этого необходимо не только расширять количество соответственно ориентированных образовательных учреждений, но и использовать централизованно методы пропаганды.

Еще одна проблема - недостаток отдельных категорий работников - может быть решена с помощью введения обязательной отработки в течение 5-7 лет после окончания высших учебных заведений на бюджетных местах вузов.

В случае отказа выполнить свои контрактные обязательства, выпускники обязаны будут возместить средства, потраченные на их обучение государством.

 Борьба с неформальной занятостью развивается в регионе стремительными темпами. Неформальная занятость чревата в масштабах страны как недоуплатой налогов, так и отсутствием социального пакета, включающего в себя ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата листков временной нетрудоспособности (больничных), отчисления в пенсионный и др. фонды, обязательное медицинское страхование (т.е. то, что работодатель обязан предоставлять своему работнику по законам РФ).

Вопрос о неформальной занятости весьма неоднозначен. Насколько выгодно быть неформально занятым, исследовали В.Е. Гимпельсон и Р.И. Капелюшников.

Результаты следующие:

  • у формально самозанятых работников продолжительность рабочих часов месяц - 219 часов;
  • у формально наемных работников она составляет 168 часов;
  • у неформально самозанятых - 153 часа;
  • у неформально наемных - 167 часов.

Методом сравнения приходим к выводу, что у наемных работников количество рабочих часов примерно одинаково, а вот условия работы разные, так как у формально наемных есть вышеупомянутый социальный пакет.

Тренд к постепенному разрастанию неформальной занятости можно объяснить высокими издержками создания рабочих мест в формальном секторе, из-за чего весь процесс почти целиком перенаправлен в неформальный сектор. Для отдельных сегментов неформальности общий итог не особо радужен. Здесь возможны и сегментация, и маргинализация.

Таким образом, приходим к выводу, что формальная самозанятость оптимальнее, нежели неформальная. Основу экономики прогрессивных стран составляют предприятия малого бизнеса. Малые предприятия не являются «побочным» продуктом перехода экономики в новое качество, т.е. к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая:

  • во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 2030% граждан страны имеют свое собственное дело);
  • во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики;
  • в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий.

Таким образом, приходим к мысли, что формальная самозанятость - не только достаточно оплачивается, но и является лучшим гарантом социальной стабильности общества при условии поддержки государства.

Неформальная занятость будет снижаться, когда возникнет достаточное количество рабочих мест на предприятиях, работающих по «белым» схемам. За исключением фрилансеров, большая часть неформально работающих предпочитают социальное обеспечение и стабильные безрисковые заработки.

С другой стороны, зачастую предприниматели не берут на работу беременных, не приветствуют больничные и длительные отпуска, а обслуживание в государственных учреждениях, размер пенсий и низкий уровень доступности кредитов не мотивируют работающих быть заинтересованными в высоких отчислениях в ФСС.

Таким образом, рынок труда реагирует на общую нестабильность экономической ситуации в стране. Все эти проблемы необходимо решать комплексно, с учетом большого числа факторов. Доступные, соразмерно официальной заработной плате, кредиты, гарантированные выплаты пенсионных накоплений нынешнему работнику или его семье, ужесточение наказаний недобросовестных работодателей - это факторы, которые помогут снизить уровень неформальной занятости в стране.

 Повышение реальной заработной платы обусловлено как повышением номинальной, так и стабилизацией инфляционных процессов. Однако номинальная заработная плата будет снижаться, а вслед за ней и реальная, в случае перенасыщения регионального рынка труда работниками одних и тех же профессий и специальностей.

Процесса трудовой миграции избежать невозможно, однако необходимо обеспечить не только отток населения из регионов-реципиентов в регионы-доноры в поисках подходящей работы, но и направлять необходимых специалистов в регионы и города, где необходимо строительство новых объектов, внедрение инновационных проектов для улучшения экономического положения. Использование гибких форм занятости также способствует увеличению реальных доходов населения.

Правительство Тверской области приняло Распоряжение «Об утверждении перечней наиболее востребованных на рынке труда Тверской области, новых и перспективных профессий и специальностей среднего профессионального образования на 2020 – 2024 годы» (см. Приложение 4-6).

Мы пришли к выводу, проанализировав данный Перечень, что профессия 23.01.17

Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, которая реализуется в нашей образовательной организации ГБПОУ «Краснохолмский колледж» востребована на региональном рынке труда. Из специальностей СПО востребована специальность СПО 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники      и оборудования, по которой будет набор абитуриентов на следующий 2022-2023 учебный год. Моя специальность СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение хотя и не востребована на региональном рынке труда, но мне она очень нравится, я после окончания нашего колледжа буду работать по этой специальности.

 

3.3 Особенности безработицы в городе Красный Холм

Актуальность данной темы заключается в том, что безработица является одной из самых распространенных явлений, как в индустриальном обществе, так и в нашем современном обществе.

Ситуация на рынке труда Тверской области развивается в соответствии с процессами, происходящими в экономике региона. Ее характеризовали следующие тенденции.         Высокая обращаемость в органы службы занятости населения, рост численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных.

Сам областной город и близлежащие районы имеют самый низкий уровень безработицы (Осташковский район, Калининский район, Старицкий район, Зубцовский район, Конаковский район, Торжокский район и г. Торжок, Ржевский район и г. Ржев), а вот по мере удаления от центра уровень безработицы заметно растет (Оленинский, Жарковский, Сонковский, Фировский районы). Таким образом, дальние районы гораздо меньше развиты в экономическом плане, большое значение имеют и дороги, так как мобильность людей на сегодняшний день имеет большое значение при выборе работы.

ГКУ Тверской области «ЦЗН Краснохолмского района» оказывает следующие виды услуг населению, которые указаны в Реестре госуслуг.

      Реестр государственных услуг, оказываемых государственной службой занятости   населения Тверской области

  1. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников.
  2. Информирование о положении на рынке труда в Тверской области.
  3. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
  4. Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
  5. Психологическая поддержка безработных граждан.
  6. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности.
  7. Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
  8. Организация проведения оплачиваемых общественных работ.
  9. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
  10. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
  11. Содействие самозанятости безработных граждан.
  12. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

На 1 марта 2022 по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) Краснохолмского района Тверской области составляет 9 734 человека. Всего на 1 марта 2022 в Краснохолмского района Тверской области постоянно проживают 4 237 мужчин (43.53%) и 5 497 женщин (56.47%).

Уровень образования жителей Краснохолмского района Тверской области: высшее образование имеют 18,2% (1 772 человека), неполное высшее - 2.0% (195 человек), среднее профессиональное – 42,2% (4 108 человек), 11 классов - 15.1% (1 470 человек), 9 классов- 10.2% (993 человека), 5 классов - 7.5% (730 человек), не имеют образования - 0.5% (49 человек), неграмотные - 0.2% (19 человек).

 Всего в Краснохолмском районе Тверской области количество официально занятого населения составляет 5 801 человек (59,6%), пенсионеров 2 823 человека (29%), а официально оформленных и состоящий на учёте безработных 565 человек (5.8%).Всего на 1 марта 2022 среди постоянных жителей Краснохолмского района Тверской области инвалидность имеют 729 человек, что составляет 7.49% от всего населения. Инвалидов 1-й группы 91человек (0,94 %), инвалидов 2-й группы 332 человека (3,41 %), инвалидов 3-й группы 306 человек (3,14 %), детей-инвалидов 47 человек (0,48 %).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тверская область граничит с Московской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Смоленской и Псковской областями. Тверская область является регионом, обладающим одной из самых развитых городских систем с высокой плотностью населения. Демографическая ситуация характеризуется сокращением численности населения в силу его естественной убыли, невысоких показателей продолжительности жизни.

  1. Валовой региональный продукт ежегодно увеличивается
  2. Общая численность населения имеет тенденцию к уменьшению, рождаемость не превышает смертность
  3. Реальная заработная плата постоянно увеличивается, начиная с 2015 года.

Для выявления динамики на рынке труда исследуемого региона, было проведено ознакомление с программами по социально-экономическому развитию региона, являющимися руководством к действиям ЦЗН и руководителей областных городов и муниципальных округов, поэтапно.

Рынок труда в Тверском регионе регулируется с помощью программ общего содержания: содержание безработных, поддержка в трудоустройстве инвалидов; улучшение условий труда; обеспечение временной занятости, стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов.

Рынку труда Тверской области присущи в большей или меньшей мере все те же тенденции, что и рынку труда Российской Федерации в целом.

Это, в первую очередь, объем неформально занятых (около 30%) и возраст большей части безработных (20-29 лет).

Показатели по реальной заработной плате не совпадают: в Российской Федерации реальная заработная плата составляет не менее 100%, а в Тверской области этот показатель постоянно снижается.

В условиях кризиса по Российской Федерации в целом женщины чаще находят работу и реже становятся безработными. В Тверской области женщины в условиях кризиса теряют работу, хотя и позже, чем мужчины.

Важнейшими проблемами рынка труда Тверской области являются:

а) не в полной мере обеспечена координация качества и профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда;

б) нестабильное положение на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях Тверской области;

в) отток рабочей силы из тверского региона; г) низкий уровень мобильности населения внутри тверского региона;

д) ограниченные возможности для трудоустройства безработных граждан, которые обладают недостаточной конкурентоспособностью и испытывают трудности при трудоустройстве на рынке труда;

е) несоответствие качества рабочих мест и условий труда требованиям работников;

ж) нехватка трудовых ресурсов в отдельных видах экономической деятельности;

з) несоблюдение в полном объеме нормативов охраны труда отдельными работодателями, наличие случаев профессиональной заболеваемости и производственного травматизма.

Тверская область по уровню безработицы относительно других регионов находится на 21 месте. Однако, на сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону. В связи с этим, можно назвать положительные тенденции в социально-экономической сфере: увеличение спроса на рабочую силу; рост обращаемости граждан в органы службы занятости за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения; снижение численности безработных граждан; снижение показателей общей безработицы.

В целях уменьшения безработицы в регионе проводится профессиональное обучение безработных граждан для того, чтобы повысить конкурентоспособность и профессиональную мобильность жителей для последующего трудоустройства. Таким образом, и женщины, которые находились по уходу за ребенком, могут вернуться к трудовой деятельности. В то же время организуется временное трудоустройство граждан, а для выпускников реализуются программы «Стажировка», «Первое рабочее место» за счет средств областного бюджета. Большое значение имеют мероприятия по профориентации. Ежегодно эту услугу получают более 26 тысяч человек, также была принята специально разработанная программа, которая называется «Содействие занятости населения Тверской области». Срок реализации данной программы рассчитан с 2013 по 2018 года. Данная программа имеет множество подпрограмм, которые создадут более эффективное достижение данной программы в целом.

Для решения существующих на рынке труда региона проблем необходимо обратить внимание на следующие направления содействия занятости: организация поиска альтернативных форм занятости для молодежи; содействие самозанятости граждан, в том числе и пенсионеров; перевод неформальной занятости в формальную самозанятость, что позволит сделать рынок труда более устойчивым.

Население доверяет   службе занятости.

Предлагается: сократить срок выплаты пособия по безработице до трех месяцев; увеличить выплаты на развитие самозанятости, помощь в регистрации ИП и получения грантовой поддержки; увеличить расходы на получение образования безработными за счет софинансирования крупнейших организаций региона; внедрять альтернативные формы организации труда, способствовать их 100% легализации; развивать организацию труда вахтовым методом за счет крупного бизнеса; разрешить использовать патентную систему налогообложения на всей территории региона и расширить перечень видов деятельности; индексировать пенсию самозанятым пенсионерам для развития малого бизнеса.

Для преодоления диспропорций спроса и предложения на рынке труда необходимо повысить престижность профессий. Предлагается введение обязательной отработки в течение 5-7 лет после окончания высших учебных заведений на бюджетных местах вузов.

 Неформальная занятость будет снижаться, когда возникнет достаточное количество рабочих мест на предприятиях, работающих по «белым» схемам.

Применение предлагаемых мер приведёт к:

- увеличению занятости   на рынке труда региона;

- развитию малого бизнеса;

- трудоустройство и легализация занятости принесёт в бюджеты всех уровней ежемесячно суммы отчислений в фонды социального страхования.

Даже учитывая, что часть неформально работающих будут оформлены как самозанятые, и отчисления в ФСС снизятся, налоговые отчисления все равно составят значительную часть бюджетов регионального и федерального бюджетов.

Считаем, что цель нашей конкурсной исследовательской работы по анализируемой теме была достигнута, а все поставленные задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018)//"Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1(ред. от 11.12.2018)"О занятости населения в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)//"Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1915,
  3. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 [Электронный ресурс] Дата обновления: 08.02.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru
  4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №298 [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru
  5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru
  6. Бакальская Е.В., Сипатова А.А. Конкуренция на рынке труда//Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 252-254.
  7. Жариков В.В., Заколодина Т.В., Дёгтева Л.В. Изменение видовой профессиональной структуры с учетом современных потребностей рынка труда России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 1 (334). С. 40-50.
  8. Загибалова А.А. Специфика функционирования рынка труда в России в 21 веке//Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. № 13. С. 762-764.
  9. Ибрагимова З.Ф., Япарова-Абдулхаликова Г.И. Структурный анализ безработицы в Российской Федерации//Статистика и Экономика. 2017. № 4. С. 33-40.
  10. Иванова Н.А., Елистратова Н.Н. Социально-экономические особенности российского рынка труда//Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2017. № 4 (16). С. 69-73.
  11. Рофе, А.И. Экономика труда: учебник/А.И. Рофе. - М.КНОРУС, 2015. - 374 с.
  12. Рыжкова Г.В., Федотова О.А. Современное состояние, пути и перспективы рынка труда в современной России//В сборнике: Молодежный вектор развития аграрной науки материалы 69-й студенческой научной конференции. 2018. С. 227-233.
  13. Рынок труда Российской Федерации в условиях действующих экономических санкций / Олейник Д.В. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Том 7. - № 10А. - С. 135-147.
  14. Савицкая И.М. Современные особенности рынка труда//В сборнике: Научные исследования современных ученых XXV Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 237-238.
  15. Сидорова М.А. Формирование и распределение человеческого капитала на современном рынке труда//Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2017. Т. 2. № 1 (4). С. 162-166.
  16. Соколов Н.А., Кубышкин А.В. Экономическая теория. - Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2017. — 312 с.
  17. Тусаева А.Р., Гаврилова А.В., Попцова В.А. Анализ рынка труда и занятости населения РФ//Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 (82). С. 23.
  18. Федотова Т.А. Экономические нормы поведения на рынке труда//В сборнике: Политико-экономические и нравственные аспекты развития народного хозяйства современной России Сборник статей по материалам научно-практических конференций. Ярославль, 2018. С. 109-112.
  19. Филимоненко И.В., Васильева З.А., Русина А.Н. Методика диагностики перспективных рынков труда региона//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 237-243.
  20. Шаринова Г.А. Влияние экономических санкций на рынок труда Российской Федерации // Молодой ученый. - № 21. - 2019. - С.12-24
  21. Экономика и социология труда. Теория и практика: учебник для бакалавров / Под ред. В.М. Масловой. - М.: Юрайт, 2019. -539 с.
  22. Экономика труда и социально-трудовые отношения: учеб - метод.пособие / Н. И. Есинова. - Х.: ХГУПТ, 2019. - 397 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Минэкономразвития РФ http://economy.gov.ru
  2. Сайт Федеральной службы по труду и занятости http://www.rostrud.ru
  3. Информационно-новостное агентство «Интерфакс» http://www.interfax.ru
  4. Сайт "Статистика безработицы в РФ" https://visasam.ru/russia/rabotavrf.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                                           Приложение 1

Таблица 1. 

Среднегодовая численность занятых в экономике
по видам экономической деятельности
(по утвержденным данным баланса трудовых ресурсов) тысяч человек

№ п/п

Показатели

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021

год

Отклонения 2021 года по сравнению с 2017 годом

+,-

%

1

2

3

4

5

6

7

8=7-3

9=7/3*100%

1.

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

48,9

48,9

47,0

43,6

42,2

-6,7

86,3

2.

Деятельность финансовая и страховая        

7,5

7,4

7,7

7,7

7,7

+0,2

102,6

3.

Образование

48,0

47,1

46,4

45,5

44,5

-3,5

92,7

4.

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

40,0

39,0

38,6

37,4

36,9

-3,1

92,3

5.

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

9,5

9,5

9,5

9,4

9,3

-0,2

97,8

6.

Предоставление прочих видов услуг

12,6

11,4

10,4

10,2

10,1

-2,5

80,2

7

Всего по экономике

610,0

605,0

593,5

576,0

567,0

-43

93,0

Приложение 2

Таблица 2.

 Рабочая сила Тверской области
(по итогам выборочных обследований рабочей силы) в возрасте 15 лет и старше

№ п/п

Показатели

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021год

Отклонения 2021 год по сравнению с 2017 годом

+,-

%

1

2

3

4

5

6

7

8=7-3

9=7/3*100%

1.

Рабочая сила, тыс. человек

688,0

684,9

675,6

656,0

645,3

-42,7

93,8

2.

Уровень участия в составе рабочей силы, %

62,3

62,7

62,6

61,5

60,9

-1,4

97,8

3.

Уровень занятости, %

59,5

60,1

60,1

58,7

58,5

-1,0

98,3

4.

Уровень безработицы (безработные к численности рабочей   силы), %

4,5

4,1

4,0

4,4

3,9

-0,6

86,6

                                                                                                                            Приложение 3

Таблица 3. 

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, тысяч человек

п/п

Показатели

2017

год

2018

год

2019

год

2020

год

2021

год

Отклонения 2021 год по сравнению с 2017 годом

+,-

%

1.

2

3

4

5

6

7

8=7-3

9=7/3*100%

1.

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения

5622

4376

4221

20274

4091

-1531

72,7

из них:

1.1

Женщины

2918

2341

2323

11705

2257

-661

77,3

2.

Граждане, проживающие в сельской местности

1739

1496

1272

4371

1097

- 642

63,1

3.

Уровень официально зарегистрированной безработицы, %

0,8

0,6

0,6

3,1

0,6

-0,2

75,0

                                                                                                                           

Приложение 4

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

 

10.07.2020

 

№ 560-рп

 

г. Тверь

 

 

Об утверждении перечней наиболее востребованных на рынке труда Тверской области, новых и перспективных профессий и специальностей среднего профессионального образования на 2020 – 2024 годы

 

В целях обеспечения соответствия квалификации выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования требованиям реального сектора экономики Тверской области:

1. Утвердить перечень наиболее востребованных на рынке труда Тверской области, новых и перспективных профессий среднего профессионального образования на 2020 – 2024годы (приложение 1) (далее – перечень профессий).

2. Утвердить перечень наиболее востребованных на рынке труда Тверской области, новых и перспективных специальностей среднего профессионального образования на 2020 –2024 годы (приложение 2) (далее – перечень специальностей).

3. Министерству экономического развития Тверской области начиная с 2021 года, при необходимости, обеспечивать внесение изменений в перечень профессий, перечень специальностей ежегодно в срок не позднее 15 февраля.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области – Министра экономического развития Тверской области.

Отчет об исполнении распоряжения представлять ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания. 

 Губернатор

Тверской области                                                                             И.М. Руденя

                                                                                                                                    Приложение 5

к распоряжению Правительства

Тверской области

от 10.07.2020 № 560-рп

 

 Перечень наиболее востребованных на рынке труда

Тверской области, новых и перспективных профессий

среднего профессионального образования

 

п/п

Профессия среднего профессионального образования

 

код*

наименование

1

08.01.25

Мастер отделочных строительных и декоративных работ

2

15.01.05

Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

3

15.01.22

Чертежник-конструктор

4

18.01.08

Мастер-изготовитель деталей и изделий из стекла

5

19.01.09

Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)

6

19.01.12

Переработчик скота и мяса

7

23.01.17

Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

8

35.01.09

Мастер растениеводства

9

35.01.12

Заготовитель продуктов и сырья

10

36.01.02

Мастер животноводства

11

43.01.09

Повар, кондитер

12

54.01.20

Графический дизайнер

 

* Код профессии среднего профессионального образования указан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

 

 

 

Приложение 6

к распоряжению Правительства

Тверской области

от 10.07.2020 № 560-рп

 

 

Перечень наиболее востребованных на рынке труда

Тверской области, новых и перспективных специальностей

среднего профессионального образования

 

п/п

Специальность среднего профессионального образования

 

код*

наименование

1

08.02.09

Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

2

08.02.11

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома

3

09.02.06

Сетевое и системное администрирование

4

09.02.07

Информационные системы и программирование

5

10.02.01

Организация и технология защиты информации

6

10.02.05

Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем

7

11.02.16

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств

8

15.02.04

Специальные машины и устройства

9

15.02.09

Аддитивные технологии

10

15.02.10

Мехатроника и мобильная робототехника

(по отраслям)

11

15.02.11

Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства

12

18.02.03

Химическая технология неорганических веществ

13

18.02.07

Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

14

18.02.13

Технология производства изделий из полимерных композитов

15

19.02.07

Технология молока и молочных продуктов

16

21.02.18

Обогащение полезных ископаемых

17

23.02.07

Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

18

25.02.08

Эксплуатация беспилотных авиационных систем

19

27.02.07

Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)

20

29.02.06

Полиграфическое производство

21

31.02.01

Лечебное дело

22

31.02.02

Акушерское дело

23

31.02.03

Лабораторная диагностика

24

32.02.01

Медико-профилактическое дело

25

34.02.01

Сестринское дело

26

35.02.01

Лесное и лесопарковое хозяйство

27

35.02.02

Технология лесозаготовок

28

35.02.16

Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники      и оборудования

29

38.02.07

Банковское дело

30

43.02.12

Технология эстетических услуг

31

43.02.14

Гостиничное дело

32

43.02.15

Поварское и кондитерское дело

33

44.02.01

Дошкольное образование

34

44.02.02

Преподавание в начальных классах

35

44.02.03

Педагогика дополнительного образования

36

44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном образовании

37

49.02.01

Физическая культура

38

53.02.01

Музыкальное образование

39

54.02.02

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

40

54.02.03

Художественное оформление изделий текстильной              и легкой промышленности

 

* Код специальности среднего профессионального образования указан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».


[1] Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетенции выпускников средних учебных заведений с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда

Область исследования: информационные технологии, социологияОсновные концептуальные идеи:Спрос рынка труда на специалистов с чётким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных ст...

Иностранный язык как фактор повышения конкурентоспособности рабочих кадров на рынке труда

Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от знания молодым работником иностранного языка. Вхождение России во Всемирную Торговую организацию заставляет молодого специалиста по-другому вз...

Из опыта работы. Подросток на рынке труда.

Краткий анализ текущей ситуации на рынке труда подростков....

Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....

Рабочая программа по учебной дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда"

Рабочая программа «Эффективное поведение на рынке труда» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО). В о...

Система мастер-классов, тренингов для повышения степени адаптации выпускников к региональному рынку труда

Проблема поиска работы, с которой сталкивается каждый человек, особенно актуальна для сегодняшнего выпускника, т.к. с каждым годом требования к выпускникам возрастают, ситуация трудоустройства усложня...

Анализ рынка труда по профессии МТО (слесарь, сварщик) в городе Волгореченске и области

Анализ рынка труда по профессиям «Монтажник технологического оборудования» (слесарь, сварщик) в городе Волгореченске Костромской области....