Мастер-класс «Имитационный тренинг как основа формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся»
учебно-методическое пособие

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Умение анализировать, оценивать ситуацию и на этой основе принимать решения – неотъемлемое качество высококвалифицированного специалиста современного производства. Одним из эффективных методов обучения являются имитационные технологии, в том числе имитационный тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_2022.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Слайд 1 – заголовок

Мастер-класс

«Имитационный тренинг как основа

формирования общих и профессиональных

компетенций обучающихся»

Вступительное слово преподавателя:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Умение анализировать, оценивать ситуацию и на этой основе принимать решения – неотъемлемое качество высококвалифицированного специалиста современного производства. Одним из эффективных методов обучения являются имитационные технологии, в том числе имитационный тренинг. Он предполагает моделирование производственной ситуации в условиях учебной мастерской.

Слайд 2

Цель: представить опыт работы по использованию активных методов обучения в профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

  • демонстрация опыта педагогической деятельности использования имитационных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций;
  • совместная отработка с участниками мастер-класса методических подходов и приемов проведения имитационного тренинга;
  • оказание методической помощи участникам мастер-класса  для профессиональной деятельности;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Работа будет проводиться в двух командах, прошу всех принять активное участие

Слайд 3

Правила работы мастер-класса:

  1. Работа проводится в командах.
  2. Активность и коммуникативность участников мастер-класса.

Вы - будущие электрики! Представьте себе производственную ситуацию: длинный коридор, управление освещением которого, выполняется с одной точки. Какие неудобства это вызывает? приходится возвращаться или проходить в темноте, оставлять включенным свет…

Какие пути решения проблемы вы можете предложить? (ответы участников)

Вы правы, вариантов решения несколько, но в плане реализации есть более простой, дешевый, надежный и доступный способ.

Имея эту проблемную ситуацию, предлагаем заменить управление освещением с одной точки на элементарное управление с двух мест. Для этого понадобятся проходные выключатели.

Таким образом, уважаемые коллеги, мы смоделировали производственную ситуацию, наметили проблему и определили пути ее решения.

Слайд 4

Составление производственных ситуаций, в которых с помощью имитации профессиональных действий приобретается опыт

Давайте посмотрим ролик о решении этой проблемы.  Видео.

Электрическая схема и ее работа показана с помощью программного обеспечения ElectroM.

Слайд 5 – обеспечение

Сейчас мы с вами проведем имитационный тренинг по сборке схемы управления освещением с двух мест. У вас на столах имеется электрическая схема и необходимое оборудование:

  • Источник питания,
  • 2 переключателя,
  • Источник света (лампочка),
  • Комплект проводов.

Внимание! Работа связана с электричеством, поэтому необходимо соблюдать правила техники безопасности, но величина напряжения безопасная.

Уважаемые коллеги, тем самым мы подготовили среду для имитационных действий.

Слайд 6

Подготовка среды для имитационных действий (оснащение, документы, инструменты, правила техники безопасности и др.)

А теперь мы переходим к выполнению тренинга по сборке электрической цепи. Вы сможете выполнить работу в течение трех минут.

Работа в командах

Молодцы команда 1 справилась с заданием…

Итак, уважаемые коллеги, мы с вами провели тренинг по сборке электрической цепи.

Слайд 7

Проведение тренинга (постановка цели, организация пространства и атмосферы тренинга, действие, этап обсуждения)

Краткий анализ выполнения схемы

Обе команды справились с заданием. Проблемная ситуация разрешена. То есть, попадая в длинный неосвещенный коридор, мы можем включить освещение на одном его конце и выключить на другом.

Таким образом, уважаемые коллеги, завершающим этапом имитационного тренинга является оценка его результатов.

Слайд 8

Оценка и анализ результатов тренинга: четыре уровня оценки – реакция, усвоение, поведение, результаты

Рефлексия (4 мин) Итак, сегодня в нашем мастер-классе мы применили технологию имитационного тренинга. Как вы считаете, какие педагогические задачи помогает решать использование имитационного тренинга?

(формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся; моделирование производственной ситуации; формирование практического опыта)

Слайд 9

На каких занятиях применение данной технологии дает наибольший результат?

(практические занятия, учебная практика, комбинированные уроки)

Слайд 10

Имитационный тренинг - тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения

Этапы имитационного тренинга

  1. Составление производственных ситуаций, в которых с помощью имитации профессиональных действий приобретается опыт
  2. Подготовка среды для имитационных действий (оснащение, документы, инструменты и др.)
  3. Проведение тренинга (постановка цели, организация пространства и атмосферы тренинга, действие, этап обсуждения)
  4. Оценка и анализ результатов тренинга: четыре уровня оценки – реакция, усвоение, поведение, результаты

Вывод

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. В этом случае имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, работа с приборами и т.д.). Профессиональный контекст здесь воссоздается как с помощью предмета деятельности (реального технического средства), так и путем имитации условий его применения. Имитационные технологии отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалистов, помогают отрабатывать профессиональные навыки в условиях, реально приближенных к производству. При разработке занятий с использованием имитационных технологий на занятиях учебной практики учтены условия: развитие профессиональных компетенций; ориентация на личностный потенциал; организация вариативной творческой работы; организация оценочно-рефлексивных моментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенции обучающихся в соответствии ФГОС НПО

Актуальной проблемой современного профессионального образования является не только подготовка специалистов к качественному осуществлению профессиональной деятельности, не только демонстрация своих лич...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

«Мир наших профессий» как один из путей формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся

Вашему вниманию представляется  опыт работы методической комиссии технического и социально-экономического профилей  профессионального образования  нашего техникума....

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"

В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....