Методические рекомендации для самостоятельных работ по дисциплине «Статистика»
методическая разработка на тему

Методические рекомендации  для самостоятельных работ по дисциплине «Статистика» для студентов СПО обучающихся по специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров".

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

«РОСТОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ СЕРВИСА»

Методические рекомендации

 для самостоятельных работ

по дисциплине «Статистика»

Г. Ростов – на – Дону

2013 г.

Данные методические рекомендации помогут организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  компетентностного подходов к обучению, что соответствует  требованиям  ФГОС нового поколения.

Рассмотрено и утверждено

на заседании педсовета                                                                      протокол №__ от                                                            

«      »       201    г. 

«Согласовано»

Зам. Директора по учебной  работе                

____________ И. Э. Рыжевская

«     »            201   г.


Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО РТТС

Разработчик:

 Витенко Любовь Сергеевна, преподаватель  информатики и математики ГБОУ СПО РО «Ростовский технологический техникум сервиса»

Содержание

Введение

1. Цели, основные виды самостоятельной работы студентов

2. Карта самостоятельной работы студентов

3. Порядок выполнения самостоятельной работы студентов

Рекомендуемая литература

Введение

        Одной из важнейших стратегических задач современного обучения является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи,  всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у обучающихся познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя.

        Цель курса «Статистика» - дать студентам теоретические знания по основам статистической учетной деятельности, привить навыки составления форм статистической отчетности.

        В результате изучения дисциплины «Статистика» студент должен:

знать:

- основные способы проведения статистической работы;

- ведение наблюдения;

- проведение сводки и группировки;

- анализ показателей.

1. Цели, основные виды самостоятельной работы

        Основная цель самостоятельной работы – изучить основные методы статистической работы, такие как – наблюдение, сводка и группировка, анализ показателей.

        Виды самостоятельной работы – это:

1. Работа с учебником.

2. Оформление конспекта.

3. Приготовление ответов на поставленные вопросы по темам.

4. В теме «Статистические графики» представить графики (линейные, полосовые, квадратные, круговые и другие).

        В рамках освоения дисциплины «Статистика» формируется профессиональная деятельность по статистическому учету и анализу основных показателей.

Памятка для выполнения самостоятельных учебно-практических заданий

1. Продумайте план выполнения задания:

1.1 Наметьте вопросы для изучения.

1.2 Определите сроки выполнения задания.

1.3 Согласуйте с преподавателем намеченный план, если надо, скорректируйте его.

2. Продумайте из какой литературы можно взять материал для получения ответов на вопросы.

3. Выполните составленный план.

4. Убедитесь, что задание выполнено полностью:

4.1 Оцените, достаточно ли собранного материала.

4.2 Обдумайте собранную информацию, обобщите ее.

4.3 Уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания.

5. Изложите результаты выполнения задания в соответствии с указанием преподавателя в устной или письменной.

2. Карта самостоятельной работы студентов

Тема

Количество часов

Вид работы

1. Введение в статистику

Работа с учебником «Статистика» под ред. Мхитарян. Москва, 2004

2. Статистическое наблюдение

Работа с учебником «Статистика» под ред. Мхитарян. Москва, 2004

3. Сводка статистических данных

6

Конспект по учебнику;

Доклады:

  • Виды группировок
  • Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам
  • Способы графического  изображения рядов распределения

Решение и анализ задач  на проведение группировок

 Реферат  «Графическое изображение рядов  распределения»

4. Способы наглядного представления статистических данных

5

Доклады:

Приемы  графического  изображения  структуры  совокупности,  рядов  распределения,  взаимосвязи  между  явлениями,  изменений  явлений  во  времени, территориальных сравнений

Использование графических возможностей Excel  при решении статистических задач

Реферат «Диаграммы, картодиаграммы, картограммы, статистические кривые»

5. Статистические показатели

4

Конспект по учебнику;

Доклады:

  • Принципы  использования  средних  статистических  показателей в экономических исследованиях  
  • Взаимосвязь относительных и абсолютных величин и необходимость их совместного применения
  •    Различие средних и относительных величин

Решение ситуационных задач  на определение  структурных средних

6. Ряды динамики в статистике

4

Конспект по учебнику;

Доклады:

  • Характеристика среднего уровня и средней интенсивности развития явления в ряде динамики
  •   Элементы интерполяции и экстраполяции динамических рядов. Статистические прогнозы.

Решение и анализ задач  на применение различных методов выявления тенденции развития явления в ряде динамики

7. Индексы в статистике

2

Конспект по учебнику;

Решение и анализ  задач на применение методики проведения факторного анализа на основе индексного метода

8. Выборочное наблюдение в статистике

2

Конспект по учебнику;

Доклады:

Практика применения выборочного наблюдения в социально-экономических исследованиях

9. Статистическое изучение связи между явлениями

3

Конспект по учебнику

Доклады:

  • Параметрические методы определения  тесноты  и  направления  связи.  Оценка  значимости  линейного  коэффициента  корреляции  на  основе t-критерия  Стьюдента  и z-распределения  Фишера.
  •  Оценка  существенности  связи.  Критерий  Стьюдента  и  Р.Фишера.  
  •   Частные  коэффициенты  детерминации.Множественный коэффициент детерминации и Q-коэффициент. Коэффициенты  эластичности.

Итого:

26

3. Порядок выполнения самостоятельной работы

Тема 1: Введение в статистику

  1. Назовите основные этапы в эволюции смыслового содержания термина «Статистика».
  2. Укажите, как именуется работник, для которого сбор статистических данных является родом профессиональной деятельности.
  3. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения.
  4. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
  5. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.
  6. Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в отрасли статистической науки – общей теории статистики.
  7. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?
  8. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?
  9. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
  10.  Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в России?
  11. Назовите, какие принципы положены в основу организации статистической службы в России?
  12. Опишите структуру органов государственной статистики на современном этапе.

Рекомендуемая литература:

1.Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

3. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

4. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

5. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

6. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

Тема 2: Статистическое наблюдение

1. Дайте определение статистического наблюдения.

2. Что является целью наблюдения?

3. Что такое «объект наблюдения»?

4. Что представляет собой единица наблюдения?

5. Что представляет сбой программа наблюдения?

6. В каких формах осуществляется наблюдение?

7. На какие виды подразделяется наблюдение: по времени регистрации и по степени охвата единиц наблюдения?

8. Что является инструментом государственного учета и идентификации всех хозяйственных субъектов на территории РФ?

Задание 1. Для эффективного размещения студентов, проживающих в общежитии Вашего учебного заведения, необходимо провести статистическое обследование их по составу. Для этого:

1) определите перечень вопросов, которые Вы считали бы нужным включить в программу обследования; сформулируйте вопросы;

2) спроектируйте формуляр обследования и напишите инструкцию по его заполнению;

3) составьте организационный план обследования.

Задание 2. Менеджер супермаркета «Питер» решил провести обследование с целью выявления резервов и направлений улучшения работы его отделов. Помогите:

  1. определить и ограничить объект и единицу наблюдения;
  2. выбрать вид наблюдения и разработать его программу;
  3. подготовить формуляр и краткую инструкцию.

Рекомендуемая литература:

1. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Практикум по статистики: учеб: пособие / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

3. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

4. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

5. Статистика: учебник / под ред. В.С. Мхитаряна. – М.: Экономистъ, 2005. 671 с.

6. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

7. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

Тема 3: Сводка статистических данных

1. Какие виды сводки вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

2. Что называется статистической группировкой и группировочными признаками?

3. Какие задачи решает статистика при помощи метода группировок?

4. Дайте характеристику типологических, структурных и аналитических группировок. Какие задачи они решают?

5. Какие группировки называются простыми и сложными?

6. От чего зависит решение вопроса об определении числа групп и границ интервалов между ними?

7. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы?

8. Что представляют собой статистические ряды распределения, и по каким признакам они могут быть образованы?

9. Как подразделяются вариационные ряды распределения, и на каких признаках они основаны?

 10. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.

11. Что такое полигон и гистограмма?

12. Как строится кумулята и огива?

13.Что представляет собой статистическая таблица и каковы ее составные элементы?

14. Что такое подлежащие и сказуемое таблицы?

15. Что такое простая и сложная разработка сказуемого?

16. Назовите виды статистических таблиц (по характеру подлежащего).

17. В чем преимущества и основные отличия графического способа от других методов статистики представления статистической информации?

18. Их каких основных элементов состоит статистический график?

19. Назовите виды графиков?

Подготовка сообщений и рефератов

  • Титульный лист реферата является первым листом в работе. Он не нумеруется.
  • Поля титульного листа должны быть выдержаны в тех же размерах, что и вся работа. Стандартно: левое – 3см, правое – 1,5 см, верхнее – 2см, нижнее – 2 см. Однако на всякий случай, размеры полей уточняйте в методических рекомендациях своего вуза.
  • Выравнивание содержимого всех строк «по центру». Кроме строк «Выполнил» и «Проверил», их выравнивание – по правому краю.
  • Шрифт – такой же, как во всей работе. Т.е. обычно: шрифт Times New Roman. Курсив не используется.
  • Тема реферата должна выделяться на фоне остального текста: это делается либо посредством полужирного шрифта, либо посредством прописных (заглавных) букв.
  • В шапке титульного листа реферата указывается - название учебного заведения

Список литературы должен включать не более 5 источников и слово “Литература” выравнивается по центру

Задание 1. Определите вид ряда распределения и постройте полигон распределения по данным о распределении рабочих завода по тарифному разряду:

Номер тарифного разряда

Число рабочих, чел.

Удельный вес, % к итогу

1

5

10

2

6

12

3

5

10

4

12

24

5

22

44

Итого

50

100

Задание 2. Имеются следующие данные о возрастном составе группы студентов вечернего отделения: 18, 38, 28, 29, 26, 38, 34, 22, 28, 30, 22, 23, 35, 33, 27, 24, 30, 32, 28, 25, 29, 26, 31, 24, 29, 27, 32, 25, 29, 20.

Постройте интервальный ряд распределения. Дать его графическое изображение в виде гистограммы и кумуляты.

Задание 3. Разработайте макет статистической таблице, характеризующей зависимость успеваемости студентов вашей группы от посещаемости учебных занятий и времени самостоятельной, внеаудиторной работы. Укажите:

А)  к какому виду таблицы относится макет;

Б) название и вид разработки подлежащего и сказуемого;

Г) группировочные признаки.

Задание 4. По данным таблицы постройте структурно-секторную диаграмму распределения помощи странам СНГ.

Страна

Помощь, млн дол.

ЕС

49,9

США

72,2

Япония

2,3

Прочие

10,2

Итого

134,6

Рекомендуемая литература:

1. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Практикум по статистики: учеб: пособие / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

3. Симчера В.М. Методы многомерного анализа статистических данных: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.

4. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

5. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

6. Статистика: учебник / под ред. В.С. Мхитаряна. – М.: Экономистъ, 2005. 671 с.

7. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

8. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

9. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

Тема 5:Статистические показатели

 Абсолютные и относительные величины

1. Назовите виды статистических показателей. Приведите примеры.

2. Что такое абсолютные статистические величины и каково их значение? Приведите примеры абсолютных величин.

3. В каких единицах измерения выражаются абсолютные величины? Приведите примеры.

4. Всегда ли для анализа изучаемого явления достаточно одних абсолютных показателей?

5. Что называется относительными величинами?

6. В какой форме могут быть выражены относительные величины?

7. Какие иды относительных величин вы знаете? Приведите примеры.

Подготовка сообщений и рефератов на тему:

  1. Принципы  использования  средних  статистических  показателей в экономических исследованиях  
  2. Взаимосвязь относительных и абсолютных величин и необходимость их совместного применения
  3. Различие средних и относительных величин

  • Титульный лист реферата является первым листом в работе. Он не нумеруется.
  • Поля титульного листа должны быть выдержаны в тех же размерах, что и вся работа. Стандартно: левое – 3см, правое – 1,5 см, верхнее – 2см, нижнее – 2 см. Однако на всякий случай, размеры полей уточняйте в методических рекомендациях своего вуза.
  • Выравнивание содержимого всех строк «по центру». Кроме строк «Выполнил» и «Проверил», их выравнивание – по правому краю.
  • Шрифт – такой же, как во всей работе. Т.е. обычно: шрифт Times New Roman. Курсив не используется.
  • Тема реферата должна выделяться на фоне остального текста: это делается либо посредством полужирного шрифта, либо посредством прописных (заглавных) букв.
  • В шапке титульного листа реферата указывается - название учебного заведения

Список литературы должен включать не более 5 источников и слово “Литература” выравнивается по центру

Задание 1. По данным статистической отчетности установлено, что удельный вес кандидатов и докторов наук среди профессорско-преподавательского состава университета составил 78,3%. Известно, что доктаров – 50 человек или 10% общего числа кандидатов и докторов наук. Определите численность всего профессорско-преподавательского состава.

Задание 2. Предприятие планировало увеличить выпуск продукции в отчетном году на 17%. Фактический объем производства составил 114% от прошлогоднего уровня. Определите относительный показатель выполнения плана. Сделайте вывод.

Рекомендуемая литература:

1. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Практикум по статистики: учеб: пособие / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

3. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

4. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

5. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

6. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

7. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

Средние величины и показатели вариации

1. Дайте определение средней величине.

2. Какие виды средних величин применяются в статистике?

3. Как исчисляется средняя арифметическая простая и в каких случаях она применяется?

4. Как исчисляется средняя арифметическая взвешенная и в каких случаях она применяется?

5. Как исчисляется средняя гармоническая простая и в каких случаях она применяется?

6. Как исчисляется средняя гармоническая взвешенная и в каких случаях она применяется?

7. Что представляет собой вариация признака, от чего зависят ее размеры?

8. Что такое размах вариации, по какой формуле он исчисляется, в чем его недостаток как показателя вариации?

9. Что представляет собой среднее линейное отклонение, его формулы; в чем его недостаток как показателя вариации?

10. Какой показатель вариации называется дисперсией? По какой формуле она рассчитывается?

11. Что называется среднеквадратическим отклонением? По каким формулам оно вычисляется?

12. Что представляет собой дисперсия альтернативного признака? Чему она равна?

13. Коэффициент вариации как показатель, формула его вычисления и значение для экономического анализа.

14. Что характеризует межгрупповая дисперсия, ее формула расчета?

 15. Как определяются внутригрупповые дисперсии, средняя их внутригрупповых дисперсий, их формулы?

16. Что представляет правило сложения дисперсий, в чем его практическое значение?

17. Что называется эмпирическим коэффициентом детерминации, каков его смысл?

18. Что называется эмпирическим корреляционным отношением, в чем его смысл?

19. Как определяются мода и медиана в дискретных и интервальных вариационных рядах?

20. Что такое квартили и децили?

        Задание 1. Определите среднюю заработную плату рабочих бригады двумя способами: а) используя данные столбика 1 и 2; б) используя данные столбика 1 и 3.

Заработная плата, руб.

Число рабочих в процентах к итогу

Число рабочих в коэффициентах

16000

10

0,10

19000

35

0,35

22000

55

0,55

Итого

100

1,00

        Задание 2. Определите средний процент выполнения плана по выпуску продукции по группе заводов:

Номер завода

Выпуск продукции по плану, млн руб.

Выполнение плана, %

1

18

100

2

22

105

3

25

90

4

20

106

5

40

108

        

        Задание 3. Определите средний процент выполнения плана по выпуску продукции по трем цехам:

Номер цеха

Фактический выпуск продукции, млн руб.

Выполнение плана, %

1

20

106

2

15

90

3

60

103

        Задание 4. Бригада токарей была занята обточкой одинаковых деталей в течение 8-часового рабочего дня. Первый токарь затрачивал на одну деталь 12 мин., 2- 15 мин., 3 – 11 мин. Определите среднее время необходимое на изготовление одной детали.

        Задание 5. Определите моду  и медиану в следующем ряду:

        12, 14, 18, 10, 12, 19, 11, 12, 14, 12, 18, 20.

        

        Задание 6. Определите: а) размах вариации; б) среднее линейное отклонение; в) дисперсию; г) среднее квадратическое отклонение; д) коэффициент вариации. Сделайте вывод о однородности совокупности.

Число рабочих

Произведено продукции за смену, шт.

7

8

10

9

15

10

12

11

6

12

Задание 7. По следующим данным, характеризующим фермерские хозяйства района, определите межгрупповую, внутригрупповую и общую дисперсии, коэффициент детерминации, эмпирическое корреляционное отношение:

Группы хозяйств по затратам на удобрения на 1 га, тыс. руб.

Число хозяйств

Средняя урожайность, ц/га

Дисперсия урожайности в группе

До 4

6

21

2,67

4-6

8

23

2,65

Свыше 6

9

25

2,56

Задание 8. В коллективных хозяйствах района средняя урожайность зерновых составила 19 ц/га при среднем квадратическом отклонении 3 ц/га, а в фермерских хозяйствах – соответственно 26 ц/га и 4 ц/га.

Определить: 1) среднюю урожайность зерновых по району, если известно, что посевная площадь под зерновыми в коллективных хозяйствах в 9 раз превышает площадь фермерских хозяйств; 2) общую дисперсию и среднее квадратическое отклонение урожайности зерновых в районе (по правилу сложения дисперсий).

Рекомендуемая литература:

1. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Практикум по статистики: учеб: пособие / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

3. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

4. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

5. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

6. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

7. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

Тема 6: Ряды динамики в статистике

1. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

2. Какие существуют виды рядов динамики?

3. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать? Приведите примеры.

4. Какие ряды динамики называются интервальными и почему их уровни можно суммировать? Приведите примеры.

5. Назовите важнейшее условие правильного построения динамического ряда.

6. Каковы причины возникновения несопоставимости динамических рядов?

7. Как исчисляется средняя для интервального ряда?

8. Как исчисляется средняя для моментного ряда?

9. Что характеризуют показатели абсолютного прироста и как они исчисляются?

10. Что представляет собой темп роста? Как он исчисляется?

11. Какая существует взаимосвязь между последовательными цепными коэффициентами роста и базисным коэффициентом роста за соответствующий период? Каково практическое применение этой взаимосвязи?

12. Что показывает абсолютное значение одного процента прироста и как оно исчисляется?

13. Чему равен средний абсолютный прирост?

14. По какой формуле исчисляется средний теп роста?

15. Как исчисляется средний темп прироста7

16. В чем сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется?

17. Как производится сглаживание рядов динамики способом скользящей средней? В чем достоинства и недостатки этого метода?

 18. В чем сущность метода аналитического выравнивания динамических рядов?

19. Как определяется тип уравнения тенденции динамики?

20. Охарактеризуйте технику выравнивания ряда динамики по прямой.

21. Что такое экстраполяция и интерполяция рядов динамики?

Задание 1. Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда и недостающие базисные показатели ряда динамики в таблице:

Год

Выпуск продукции, ед.

Базисные показатели динамики

абсолютный прирост, ед.

темп роста, %

темп прироста, %

2000

55,1

-

100,00

-

2001

2,8

2002

110,3

2003

14,9

2004

17,1

2005

121,1

2006

13,5

2007

25,4

2008

14,0

Задание 2. Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда и недостающие цепные  показатели ряда динамики в таблице:

Год

Выпуск продукции, ед.

Цепные показатели динамики

абсолютный прирост, ед.

темп роста, %

темп прироста, %

абсолютное значение 1% прироста, ед.

2003

92,5

2004

4,8

2005

104,0

2006

5,8

2007

2008

7,0

1,15

Задание 3. Произведите выравнивание ряда динамики по среднему абсолютному приросту и среднему темпу роста. Для расчетов используйте таблицу 9. Сделайте выводы.

Таблица 9

Выравнивание ряда динамики по среднему абсолютному приросту и среднему темпу роста

Год

Выпуск продукции, ед.

Порядковый номер года ()

Выровненные значения выпуска продукции, ед.

по среднему абсолютному приросту

по среднему темпу роста

2000

55,1

0

2001

57,9

1

2002

60,8

2

2003

63,3

3

2004

64,5

4

2005

66,7

5

2006

68,6

6

2007

69,1

7

2008

69,1

8

Задание 4. В 2008 г. произошло укрупнение фирмы за счет присоединения к ней нескольких частных предприятий. Приведите уровни следующего ряда динамики, характеризующие численность работников формы к сопоставимому виду, чел.:

2004

2005

2006

2007

2008

Численность работников фирмы до объединения

346

347

353

-

-

Численность работников после объединения

-

-

723

731

745

Задание 5. Имеются данные о количестве отработанных чел.-дней работниками сельскохозяйственного производственного кооператива до и после ввода в действие перерабатывающего предприятия:

Месяц

Отработано тыс. чел.-дней

до ввода перерабатывающего предприятия

после ввода перерабатывающего предприятия

Январь

996

1236

Февраль

972

1239

Март

991

1244

Апрель

1044

1341

Май

1049

1368

Июнь

1197

1371

Июль

1378

1499

 Август

1511

1501

Сентябрь

1486

1522

 Октябрь

1230

1489

 Ноябрь

1063

1430

Декабрь

984

1380

Определите индексы сезонности, сделайте выводы об изменении сезонности после ввода в действие перерабатывающего предприятия, постройте график.

Рекомендуемая литература:

1. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Практикум по статистики: учеб: пособие / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

3. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

4. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

5. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

6. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

7. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

Тема 7: Индексы в сатистике

1. Что называется индексом в статистике?

2. Какие задачи решаются при помощи индексов?

3. Что характеризуют индивидуальные индексы?

4. В чем сущность общих индексов?

5. Какая система взвешивания принята в теории индексов?

6. Как исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции (товарооборота) и что он характеризует? Напишите формулу.

7. Как исчисляются агрегатные индексы цен, себестоимости и что они показывают? Напишите их формул.

8. Что называется индексом переменного состава, как он исчисляется и что характеризует? Напишите его формулу.

9. Какой индекс называется индексом постоянного состава, как он исчисляется и что характеризует?

10. Что характеризует индекс структурных сдвигов и как он исчисляется?

11. Какая существует взаимосвязь между  индексами переменного, постоянного состава и структурных сдвигов?

12. Что представляет сбой система взаимосвязанных индексов, для чего она применяется?

13. Как осуществляется разложение абсолютного прироста по факторам? Что оно характеризует?

Задание 1.  Рассчитайте общий индекс физического объема и общий индекс цен по следующим данным: товарооборот отчетного периода в фактических ценах составил 50 тыс. руб., а в базисных ценах 45 тыс. руб. Товарооборот базисного периода составил 48 тыс. руб. Также определите сумму абсолютного прироста товарооборота в результате изменения цен.  

Задание 2.  Определите общий индекс физического объема товарооборота при условии, что товарооборот в фактических ценах снизился на 50%, а цены в среднем возросли на 2%.

Задание 3.  Товарооборот базисного периода – 120 тыс. руб.,  отчетного периода – 150 тыс. руб. Общий индекс физического объема товарооборота 1,30. Определите общий индекс цен.

Задание 4. Определите, как повлияли цена и количество реализованного товара на товарооборот. Если в феврале товарооборот составил  1240 тыс. руб., что больше уровня за январь на 40 тыс. руб., количество реализованного товара в январе составило 100 шт.,  а в феврале оно увеличилось на 210 шт.

Задание 5. Определите объем продажи овощей в июне, если известно, что в июле он вырос по сравнению с июнем на 38%. В июле средняя цена на овощи составляла 4,6 руб., а сумма выручки – 556, 6 тыс. руб.

Задание 6. Имеются следующие данные о продаже ткани в магазине по кварталам:

Товар

Количество реализованного товара, метр

Цена за 1 метр, руб.

1 квартал

2 квартал

3 квартал

1 квартал

2 квартал

3 квартал

Шелк

120

130

110

50

80

60

Шерсть

90

115

125

75

98

96

Определите: 1) индивидуальные индексы цен по шелку: цепные и базисные; 2) индивидуальные индексы физического объема по шерсти: цепные и базисные; 3) общие индексы цен: базисные, цепные; 4) общие индексы физического объема: базисные, цепные. Покажите взаимосвязь между цепными и базисными индексами.

Задание 7. Имеются следующие данные о выпуске продукции «А» по двум заводам района:

Завод

Предыдущий год

Отчетный год

произведено продукции, тыс. шт.

себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

удельный вес продукции завода

произведено продукции, тыс. шт.

себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

удельный вес продукции завода

1

120

48

0,50

160

40

0,40

2

120

40

0,50

240

44

0,60

Итого

240

-

1,00

400

-

1,00

Определите индексы себестоимости переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов. Покажите взаимосвязь индексов.  

Рекомендуемая литература:

1. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Практикум по статистики: учеб: пособие / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

3. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

4. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

5. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

6. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

7. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.

Тема 8: Выборочное наблюдение в статистике

1. Какое наблюдение называется выборочным?

2. В чем преимущества выборочного наблюдения перед сплошным?

3. Какие вопросы необходимо решить для проведения выборочного наблюдения?

4. Почему при выборочном наблюдении неизбежны ошибки и как они классифициются?

5. Каковы условия правильного отбора единиц совокупности при выборочном наблюдении?

6. Как производятся собственно-случайный, механический, типический и серийный отборы?

7. В чем различие повторной и бесповторной выборки?

8. Что представляет собой средняя ошибка выборки (для средней и доли)?

9. Что характеризует предельная ошибка выборки, и по каким формулам она исчисляется (для средней и доли)?

10. Что показывает коэффициент доверия?

11. Какими способами осуществляется распространение результатов выборочного наблюдения на всю совокупность?

12. Зачем и как исчисляются предельные статистические ошибки выборки (для средней и доли)?

13. По каким формулам определяется необходимая численность выборки, обеспечивающая с определенной вероятностью заданную точность наблюдения?

Задание 1. Какая должна быть численность выборки при определении среднего вклада в сбербанк города, чтобы с вероятностью 0,954 предельная ошибка выборки не превысила 100 руб. Дисперсия вкладов равна 160000.

Задание 2. На склад готовой продукции завода поступило 800 ящиков по 20 деталей в каждом.  Для установления доли нестандартной продукции проверено 16 ящиков. По данным проверки доля нестандартных деталей составила 7%. С вероятностью 0,954 укажите возможные значения доли нестандартной продукции в генеральной совокупности.

Рекомендуемая литература:

1. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова . – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

2. Практикум по статистики: учеб: пособие / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

3. Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 448 с.

4. Статистика: Учеб. пособие / Л.П. Харченко, В.Г. Долженкова, В.Г. Ионин и др; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина. 2-е изд. переработ. и доп. М.: ИНФРА–М, 2002. 384 с.

5. Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее образование, 2006. 565 с.

6. Статистика: учебно-практическое пособие / М.Г. Назаров, В.С. Варагин, Т.Б. Великанова и др.; под ред. д-ра экон. наук проф., акад. Межд. акад. информ. и РАЕН М.Г. Назарова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

7. Теория статистики: учебник / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: статистика тема: Относительные и средние величины

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относитель...

Методические рекомендации по проведению практических работ по дисциплине статистика

Метидические рекомендации про проведению практических работ разработаны в соответствии с рабочй программой и календарно-тематическим планом по дисциплине...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД Статистика, для специальности 38.02.01. "Экономика и бухгалтерсикй учет" (по отраслям)

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Статистика» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине Статистика

Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее - методические указания) в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Статистика. Содержание методических указаний соот...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОП 02 "Статистика"

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОП 02 Статистика включают требования по подготовке к написаию  и оформлению  информационных сообщений, составлению...

Методическая разработка самостоятельных работ по дисциплине"Иностранный язык" для студентов 2 курса , обучающихся по специальности 23.02.03 " Ремонт и обслуживание автомобильного транспорта"

В данной методической разработке представлены задания по самостоятельным работам для студентов 2 курса. Даны указания по какому материалу их выполнять. Сколько часов отводится на выполнение самостояте...

Методические рекомендациидля самостоятельных работ по МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по спец...