Внеклассное мероприятие на тему "Вода"
методическая разработка по теме

Кузнецова Ирина Вячеславовна

Внеклассное мероприятие по химии  на тему "Вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_po_khimii_itog.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект вечера по химии на тему «Вода»

Система целей к мероприятию:

  1. Общая дидактическая цель (ОДЦ): обобщение и систематизация знаний обучающихся  о воде, осмысление связей и отношений в изученных объектах.
  2. Триединая дидактическая цель (ТДЦ)
  3. Образовательный аспект: создать условия для повторения, закрепления, коррекции знаний по теме.
  • знания: состав, строение, свойства, получение, применение.
  • понимание: взаимосвязь строения вещества с его свойствами.
  • применение: использование принципа установления связей при использовании вещества в народном хозяйстве.

Обобщение: решение познавательных, экспериментальных и проблемных задач.

Развивающий аспект: создать условия для развития теоретического мышления, коммуникативных умений, грамотного химического языка, установления причинно-следственных связей. Прививать навыки самостоятельной работы, комментированного управления, адекватной самооценки. Подвести учащихся к пониманию глобальных экологических проблем современности, связанных с загрязнением окружающей среды. Формирование целостного восприятия окружающего мира.

Воспитательный аспект: создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира, сочетания научной и учебной литературы, химических явлений с изучаемыми объектами, чувство само- и взаимоуважения в условиях работы в группах или парах, а также благодарности за результат учебного труда.

Планируемые результаты обучения (ПРО).

Требования к усвоению теоретического учебного материала.

  • Знать виды химической связи, электронное, пространственное строение молекул неорганических веществ и их влияние на свойства. Особенности строения атомов химических элементов и свойства образуемых ими соединений.
  • Уметь разъяснить причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.

Требования к усвоению фактов.

  • Знать состав, строение, свойства изученного вещества.
  • Уметь объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, иллюстрировать примерами химические свойства воды и зависимость между составом вещества, его свойствами и применением.
  • Знать о нахождении воды в природе и её значении для живых организмов.

Требования к выполнению химического эксперимента.

  • Знать правила работы с неорганическими веществами и оборудованием.
  • Уметь практически определять некоторые показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды: цвет, прозрачность, запах, кислотность.
  • Проводить лабораторные исследования, определяющие свойства воды.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и интеграции знаний.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Подведение обучающихся  к основному этапу: актуализация ранее полученных знаний и умений, мотивация выполнения работы.
  3. Обобщение знаний по теме.
  4. Защита материалов  по теме.
  5. Обсуждение, взаимопроверка, коррекция ошибок.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: проблемный, описательно-иллюстративный, программированный.

Формы реализации методов: мыслительный диалог-беседа, самостоятельная работа.

Материально-техническое оборудование урока.

Раздаточный материал: рабочие листы с вопросами и заданиями; карты самооценки и самоконтроля.

Технические средства обучения:  компьютер, мультимедийный проектор.

Химическое оборудование: набор реактивов, лабораторная посуда.

Информационные ресурсы: электронная  презентация по теме.

Образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная, программированная.

Оформление доски: тема урока, девиз урока, название блоков, домашнее задание.

Ход урока

Девиз урока: «В любом труде, в любом творенье – необходимо вдохновенье».

Вступительное слово.

Стихотворение о дистиллированной воде (поэт Л. Мартынов)
Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало –
Чистой,
Дистиллированной
Воде!

Учитель:

Внимание!

Химический вечер, проводимый на тему «Вода»,  разрешите считать

открытым ! Химическое вещество «вода» всем присутствующим хорошо известно, и на первых порах кажется ,что в этом веществе нет нечего интересного, но  на самом деле, если всмотреться более внимательно в свойства, значение и состав воды, то мы сможем обнаружить в этом знакомом  для нас веществе очень много таких качеств, которые мы часто не замечали , а может быть, просто еще не узнали.

На самом деле вода  не  такое уж малозначащее   вещество! Этот природный продукт имеет очень большое значение для науки, техники и культуры человека.

Посмотрите на эту прозрачную жидкость (поднимает стакан с водой).

Вода состоит из водорода и кислорода. В свободном состоянии водород хорошо горит, кислород хорошо поддерживает горение, а смешанные,  дают сильный взрыв.

Но всем хорошо известно, что водой всегда тушат горящие предметы, тушат пожар, за исключением тех веществ, которые, будучи в жидком виде, легче воды (керосин, нефть)

Вода - самое распространенное вещество на поверхности земли. Вода приводит в движение мертвую природу, осуществляет развитие живой природы. А какое огромное значение имеет вода в спорте, в медицине и для здоровья человека!

Вот почему мы решили провести химический вечер на тему «Вода»

Сейчас мы проведем опыты с водой.

«Догадайся, чем я зажгу костер?»

На асбестовой сетке приготавливается из спичечных лучинок (без зажигательных головок)  костер. Под лучинки на асбест кладется 1-2г смеси марганцовокислого калия с концентрированной серной кислотой. Для зажигания такого костра из склянки берут длинной стеклянной трубочкой «воду» (т.е этиловый спирт) и сверху над костром выливают, стараясь попасть на смесь.От окислительной смеси загорается спирт, а вместе с этим загорается и весь костер.

         «Какую воду я наливала?»

Четыре стакана наполнены растворами; первый- фиолетовыми  чернилами, второй- синим лакмусом, третий-  фенофталеином (малинового  цвета от присутствия  раствора едкого натра) и четвертый- хлорной водой .Из четвертого  стакана доливают житкость в первые три раствора. Окрашенные растворы становятся бесцветными.

«Какое важное свойство воды здесь показано?»       (Вода — растворитель)  На столе, покрытом белой бумагой, выставляются восемь стаканов. Позади ставят белый экран. Что помещают в каждый стакан и что получается, показано на схеме:

Порошок азотно-  Порошок           Порошок -             Раствор

кислого никеля    сернокислой     азотнокислого       красной кровяной

                               меди                  кобальта                    соли

      Вода                      Вода                  Вода                         Раствор азот -

                                                                                      нокислого висмута        

Зеленый               Голубой               Розовый                         Желтый

Раствор                 раствор             раствор                          раствор

красной                 едного                красной                       соляной

кровяной               натра                 кровяной                       кислоты.

соли                                                  соли

Раствор                Раствор             0,1/%                               Раствор

окисного             фенолфта           раствор                        фиолетовых

сернокислого      лена                    хлорного                         чернил

железа                                             железа    

синий                   красный             синий                           зеленый

                                                               (Цвета растворов)

«Какое свойство воды показано?»

(Вода — катализатор)

Взвесьте цинк и йод соответственного уравнению реакции Zn+J2             ZnJ2

В ступке размельчите йод. Смешайте с цинковой пылью ступку или фарфоровую чашку поставьте в катализатор. Пипеткой налейте 5-6 капель воды, накройте колоколом, если закроется- выделяется много паров йода.

           «Как перелить жидкость?»

В колбе находится вода, а в химическом стакане- керосин .Оба сосуда емкостью по 0,5л и наполнены почти до верхнего края. Требуется воду перелить в стакан, в котором находится керосин ,а керосин перелить в колбу ,где помещается вода. Третьего сосуда нет. Как это сделать?

        «Как пробирку наполнить водой?»

В стеклянной ванночке налита вода, едва покрывающая лежащую в ней пробирку? пробирку необходимо наполнить доверху водой. Как это можно сделать?

А теперь проведем викторину:

    Вопросы химической викторины.

  1. Какие существуют два наиболее употребительных способа разложения воды в технике и лаборатории?
  2. Что получиться, если смешать 2л водорода и 1л кислорода?
  3. Назовите восемь наименований состояния воды, принятые в метеорологии.
  4. Назовите не менее шести специальностей, связанных с водой?
  5. Видимая вода в воздухе?
  6. Вода в предметах, которая обнаруживается на ощупь?
  7. Вода в воздухе в виде игольчатых  кристаллов?
  8. Назовите девять сооружений или приспособлений по использованию воды?
  9. Можно ли постоянно нить дистиллированную воду?(Вредно из-за отсутствия в ней растворенных природных солей)
  10. Какие сухие соли содержат воду?(кристаллогидраты)                          
  11. Какое вещество «гасят» водой, хотя оно и не горит?(жженную известь)

                           Ответы:

Как перелить жидкости?

По удельному весу вода тяжелее керосина, поэтому колбу с водой прикрыть бумагой, опрокинуть и горлышко колбы опустить в стакан с керосином, то в таком случае вода начнет из колбы опускаться в стакан , а керосин начнет заполнять колбу. Так две жидкости поменяются местами.

  Как пробирку наполнить водой?

Если пробирка лежит на боку в ванночке и покрыта водой, то ее следует взять с данной стороны и поставить вертикально вверх дном, не вынимая из воды, а потом пробирку закрыть пальцем и поставить вниз дном. Можно пробирку просто закрыть пальцем под водой.

    Ответы на химическую викторину.

1.В технике водяными парами действуют на раскаленный уголь и получают водяной газ, из которого можно выделить водород. Если через накаленную железную трубку пропускать водяные пары, то при этом происходит окисление железа и за счет разложения воды выделяется водород .Воду можно размешать постоянным электрическим током .

2.Гримучий газ

3.Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи.

4.Водолаз, водник, водопроводчик, водовоз, матрос водонос, моряк.

5.Туман.

6.Волга.

7.Иней.

8.Водяная мельница,

 водяная электростанция,

пароход,

гидроплан,

гидросамолет,

пруд,

канал,

плотина.

Заключительная часть мероприятия: подведение итогов, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 2 класса "We know the ABC"

Данный материал представляет собой конспект урока с постановкой цели и задачами. Урок является обобщением по изучению алфавита,проходит в игровой форме с использованием песен и стихотворений....

Внеклассное мероприятие

Этика для современных молодых людей, что то очень далекое и забытое, а уж этические нормы в профессии вообще вещь непонятная. В разработке своего мероприятия я постаралась в доступной форме рассказать...

внеклассное мероприятие "Вместе мы сильнее"

Цель внеклассного  мероприятия «Вместе мы сильнее» - формирование у учащихся негативной  позиции к ПАВ и их применению,  пропаганда здорового образа жизни....

Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и информатике "Мы самые умные и сообразительные"

Данное мероприятие я проводила в Набережночелнинском медколледже со студентами, поступившими в колледж на базе 9 классов. Вашему вниманию представлены разработка мероприятия и презентация. Мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Беслан.Мы помним..."

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к Родине, ее ...