Рабочая программа по курсу "Основы философии"
рабочая программа по теме
Рабочая программа "Основы философии" и КТП для специальности "Химическая технология органических веществ"
максимальная учебная нагрузка - 55 часов
обязательная аудиторная - 51 час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЩЕЛКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
для специальности
240 113 Химическая технология органических веществ
2012
Рассмотрена и утверждена на заседании ПЦК общественных дисциплин. Протокол № __от «__»________2012 г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ___________М. В. Лиманская | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР _______________ Н.В. Козлова |
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 240113 Химическая технология органических веществ
Организация - разработчик: ГБОУ СПО МО «Щелковский политехнический техникум»
Разработчик:
Крыжевич М. Н. - преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО МО «Щелковский политехнический техникум».
Рецензент:
©
© © © ©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 4 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 8 ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 9 ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 240113 Химическая технология органических веществ.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы Философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 55 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 час; самостоятельной работы обучающегося 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 55 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) не предусмотрено | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 4 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | - |
Подготовка практикоориентированных работ проектного | - |
характера | |
домашняя работа | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | 22 | |||
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | |||
Основные понятия и предмет философии | 1 | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. | 1 | репродуктивный |
2 | Предмет и определение философии. | 1 | ||
Практические занятия «Предмет и определение философии» | 2 | |||
Тема 1.2. | Содержание учебного материала | |||
Философия Древнего | 1 | Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель | 1 | репродуктивный |
мира и средневековая философия | 2 | Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика | 1 | |
Практические занятия: «Философские школы Древней Греции» - тестовое задание «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» - устное задание | 1 1 | |||
Тема 1.3. | Содержание учебного материала | |||
Философия Возрождения и Нового | 1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. | 2 | репродуктивный |
времени | 2 | Немецкая классическая философия. Постклассическая философия XIX в.. | 2 | |
Практические занятия: «Основные понятия философии Возрождения, Нового времени, немецкой классической философии» - работа с философским словарем | 2 | |||
Тема 1.4. | Содержание учебного материала | |||
Современная философия | 1 | Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. | 1 | репродуктивный |
2 | Особенности русской философии. Русская идея. | 2 |
Практические занятия: «Основные направления философии ХХ в» - работа с философским словарем «Неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм » | 1 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: составление сравнительной таблицы «Основные философские направления нашего времени» (3-4 по выбору) | 2 | |||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 33 | |||
Тема 2.1. | Содержание учебного материала | |||
Методы философии и ее внутреннее строение | 1 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). | 1 | репродуктивный |
2 | Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления | 1 | ||
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | |||
1 | Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. | 1 | продуктивный | |
2 | Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | |||
Практические занятия: «Два раздела философии: онтология и гносеология» - работа с философским словарем «Категории человеческого бытия: свобода, смысл жизни, творчество» «Категории человеческого бытия: вера, любовь, счастье, смерть» «Методология научного познания» | 1 6 | |||
Тема 2.3. | Содержание учебного материала | |||
Этика и социальная философия | 1 | Общезначимость этики. Основные категории этики. Религиозная этика. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | 2 | продуктивный |
2 | Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и | 2 |
| глобальные проблемы современности | ||||
Практические занятия: «Значение этики» «Социальная жизнь. Человек в обществе и общество в человеке» | 2 2 | |||
Тема 2.4. | Содержание учебного материала | продуктивный | ||
Место философии в духовной культуре и ее | 1 | Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Философская антропология | 1 | |
Практические занятия: Сравнение философии с другими отраслями культуры Происхождение и сущность человека. Проблема Я. Духовная жизнь человека. Творчество как образ жизни. Человек в мире культуры. Глобальные проблемы современности и роль философии в современном мире. Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время) | 2 2 4 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Философия и смысл жизни» | 2 | |||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) не предусмотрено | ||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | ||||
Всего: | 55 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета философии, или кабинета, оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
- Горелов А. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с (с хрестоматией).
- Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
- Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
- Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
- Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2008. - 172 с.
- Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.
- Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.
- Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты 1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1986. - 574 с.
- Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343
с.
- Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.
- Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
- Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 1977. - 383 с.
- Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992. - 430 с.
Интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-226879-1364211285.png)
Рабочая программа по философии (авторский материал)
Данная рабочая программа разработана для работы на 2 - 3 курсах СПО. Программа является авторской. Включает: содержание курса, содержание практических занятий, задачи и упражнения по курсу....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/13/picture-63720-1568379354.jpg)
Рабочая программа по философии
Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения философии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-450046-1400614752.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"...
Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):190631...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/27/picture-933821-1498594930.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Основы философии"
Предназначена для изучения дисциплины студентами специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения, составлена на основе примерной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945301-1504869221.jpg)
Рабочая программа дисциплины " Основы философии"
Может использоваться для студентов системы СПО всех пециальностей. Соответствует ФГОС....