Методические рекомендации для обучающихся по теме "Повторение курса основной школы""
методическая разработка на тему

Короткова Наталья Николаевна

Тема включает повторение решения линейных уранений и неравенств, квадратных уравнений и неравенств, основных свойств функций. Методические рекомендации содержат: определения понятий. алгоритм тешения, возможные варианты ответов ,примеры решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rek_k_teme_povt.docx136.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для обучающихся

по учебной дисциплине «Математика»

        Тема: « Повторение курса основной школы»

Изучение темы рассчитано на 12 часов и 6 часов внеаудиторной работы обучающихся 1 курса. Методические рекомендации содержат определения понятий, правила решения, возможные варианты ответов, примеры решений обязательных заданий по теме.

Теоретический материал

1. Решение линейных уравнений

Линейным уравнением называется уравнение вида:

ax + b = 0   где а и b – любые числа

Решить уравнение значит найти чему равно неизвестное.

    При решение линейных уравнений пользуются правилом:

  1. Раскрыть скобки
  2. Перенести слагаемые с неизвестным в левую часть, числа в правую часть, меняя знаки
  3. Сложить  подобные слагаемые
  4. Найти неизвестное

При решении линейных уравнений может быть:

1.одно число

2. любое число

3. нет решения

Примеры решения линейных уравнений:

 3(х+2)+х=6+4х         4(х+7)=3-х                2х+5=2(х+6)

 3х+6+х=6+4х           4х+28=3-х                  2х+5=2х+12

 3х+х-4х=6-6             4х+х=3-28                   2х-2х=12-5

  0х=0                         5х= -25                          0х=7

 х = любое число           х=-5                    нет решения

Решить уравнение:

 \normalsize{\frac{x+3}{4}+\frac{2x+4}{3}=3}.

Приведем дроби в левой части к общему знаменателю.

\normalsize{\frac{3(x+3)}{12}+\frac{4(2x+4)}{12}=3}

\normalsize{\frac{3x+9+8x+16}{12}=3}

Приведем подобные в числителе полученной дроби.

\normalsize{\frac{11x+25}{12}=3}

Умножим обе части равенства на 12 (общий знаменатель).

\normalsize{11x+25=36}

Перенесем свободный член в правую часть и выполним вычитание.

\normalsize{11x=36-25}

\normalsize{11x=11}

Ответ: \normalsize{x =1}.

  1. Решение линейных неравенств

Линейными неравенствами называются  неравенства вида

 http://mathstyle.pro/book/linear_inequalities_original_html_2081580e.gif, либо http://mathstyle.pro/book/linear_inequalities_original_html_m616a0f74.gif, либо http://mathstyle.pro/book/linear_inequalities_original_html_4b02a54a.gif, либо http://mathstyle.pro/book/linear_inequalities_original_html_m55e3a677.gif.

где a, b - числа, x - переменная.

Пример:

Решить неравенство

х+3 > 5х-5

Решаем точно так же, как и линейное уравнение. С единственным отличием: Разделить обе части неравенство на число, стоящее перед х (если это число положительное, то знак неравенства не меняется; если это число отрицательное, то знак неравенства меняется на противоположный):

   х-5х > -5-3

Приводим подобные:

-4х > -8

Осталось разделить обе части на - 4.

Делим на отрицательное число.

Знак неравенства изменится на противоположный:

Ответ: х < 2

2.Решение квадратных неравенств

Неравенство видаhttp://fizmat.by/pic/MATH/page34/im1.png

где x - переменная, a, b, c - числа, http://fizmat.by/pic/MATH/page34/im2.png, называется квадратным.

Квадратные неравенства решаются методом интервалов:

1. Приравнять к нулю и решить квадратное уравнение

2. Отметить на числовой прямой найденные значения

3.Определить знаки на каждом промежутке:

построить параболу - если а>0 ветви параболы направлены вверх, если a<0 ветви параболы направлены вниз; выше числовой прямой отметить положительные значения, ниже - отрицательные значения

4. Выбрать промежутки, которые удовлетворяют неравенству

5. Записать ответ

Пример 1

Решить неравенство х2- 5х+6 >0

  1. Решить уравнение:

 корня

;    

  1. Отметим полученные значения на числовой оси:

а)

  1. Определяем знаки, которые принимает функция  на каждом их этих промежутков:

  1. Выделяем те промежутки, которые удовлетворяют неравенству (>0):

                                   

                                                                                             

  1. Записываем ответ:
  1. Решение квадратных уравнений

Квадратное уравнение — это уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, причем a ≠ 0.

Квадратные уравнения решаются с помощью дискриминанта Д

При решении квадратных уравнений может быть:

  1. Не иметь корней;
  2. Имеют ровно один корень;
  3. Имеют два различных корня.

D = b2 − 4ac.

  1. Если D < 0, корней нет;
  2. Если D = 0, есть ровно один корень;
  3. Если D > 0, корней будет два.

Корни квадратного уравнения можно найти по формулам:

Формула корней квадратного уравнения

Когда D = 0, можно использовать любую из этих формул — получится одно и то же число, которое и будет ответом.

 Наконец, если D < 0, корней нет — ничего считать не надо.

Пример:

 Решить квадратное уравнение:

x2 − 2x − 3 = 0

a = 1; b = −2; c = −3;
D = (−2)2 − 4 · 1 · (−3) = 16.

Решение простого квадратного уравнения

Уравнение ax2 + bx + c = 0 называется неполным квадратным уравнением, если b = 0 или c = 0, т.е. коэффициент при переменной x или свободный элемент равен нулю.

Неполные квадратные уравнения решаются без использования формулы дискриминанта

Пример:

Решить квадратные уравнения:

x2 − 7x = 0

x2 − 7x = 0

x · (x − 7) = 0

 x1 = 0       х – 7= 0

                 x2 = 7

5.Основные свойства функций

Числовой функцией называется соответствие, которое каждому числу х из некоторого заданного множества сопоставляет единственное число y.

Обозначение:  y = f(x), где x – независимая переменная (аргумент), y – зависимая переменная (функция).

 Множество значений x называется областью определения функции. Множество значений y называется областью значений функции.

Основные свойства функции:

1. Четность и нечетность

Функция называется четной, если
 – область определения функции симметрична относительно нуля
 – для любого х из области определения
f(-x) = f(x)

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work3/theory/5/image003.gif

График четной функции симметричен относительно оси 0y

Функция называется нечетной, если
      – область определения функции симметрична относительно нуля
      – для любого х из области определения
f(-x) = –f(x)

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work3/theory/5/image004.gif

График нечетной функции симметричен относительно начала координат.

2. Монотонность (возрастание, убывание)

Функция f(x) возрастает на множестве Р , если для любых x1 и x2 из этого множества, таких, что x1 < x2 выполнено неравенство f(x1)< f(x2).

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work3/theory/5/image011.gif

Функция f(x) убывает на множестве Р , если для любых x1 и x2 из этого множества, таких, что x1 < x2 выполнено неравенство f(x1) > f(x2).

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work3/theory/5/image013.gif

3. Нули функции

Нулем функции y = f(x) называется такое значение аргумента х , при котором функция обращается в нуль: f(x) = 0.

http://yaklass-shkola.s3-eu-west-1.amazonaws.com/goods/ymk/algebra/work3/theory/5/image018.gif

Х123 – нули функции y = f(x)

4.Положительные и отрицательные значения

Если график расположен выше оси х , функция будет принимать положительные значения. Если ниже, то принимает отрицательные значения.

Пример:

Исследовать график функции и найти

  • область определения функции
  • область значений функции
  • нули функции
  • промежутки возрастания и убывания
  • положительные и отрицательные значения функции на отрезке

График функции

1.  Область определения функции  — это отрезок http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cleft%5B%20-6%3B%206%20%5Cright%5D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

2. Область значений функции — это  отрезок http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cleft%5B%20-3%3B%207%20%5Cright%5D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 

3. Нули функции — точки, где значение функции равно нулю, то есть . http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x%3D-4&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=x%3D1&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

4. Значения функции положительны там, где http://l.wordpress.com/latex.php?latex=y%3E0&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1 

Это промежутки http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cleft%5B%20-6%3B%20-4%20%5Cright%5D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cleft%5B%201%3B%206%20%5Cright%5D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

Значения функции отрицательны там, где http://l.wordpress.com/latex.php?latex=y%3C0&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1

 У нас это промежуток [- 4; 1]

5. Функция http://l.wordpress.com/latex.php?latex=f%5Cleft%28%20x%20%5Cright%29&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1возрастает на промежутке http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cleft%5B%20-2%3B%204%20%5Cright%5D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1и убывает на промежутках http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cleft%5B%20-6%3B%20-2%20%5Cright%5D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1и http://l.wordpress.com/latex.php?latex=%5Cleft%5B%204%3B%206%20%5Cright%5D&bg=FFFFFF&fg=000000&s=1.

                                   Разработчик: Короткова Н.Н. преподаватель математики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для обучающихся по теме "Преобразования графиков тригонометрических функций""

Методические рекомендации содержат теоретический материал,примеры посторения графиков функций взависимости от параметров...

Методические рекомендации для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях

Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 060301 Фармация, утвержденной приказом Министерства обр...

Методические рекомендации для обучающихся по учебной практике ПМ.02 «Организация деятельности коллектива исполнителей» для ОП подготовки специалистов среднего звена 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Результатом освоения программы учебной практики по профессиональному  модулю является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по организации деятельности коллектива исполнителе...

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Методические рекомендации для обучающихсяпо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы...

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ 2 курс СПО. Для специальностей:23.02.03. "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"08.02.01. Строительство...

Методические рекомендации к практическому занятию на тему"Основные формы стрижки."

Методические рекомендации к практическому  занятию на тему "Основные формы стрижки."...