Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики
методическая разработка на тему

Марина Львовна Шмидт

формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью)  в процессе выполнения творческого  задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Санкт-Петербургский Морской технический колледж

                  Методическая разработка

Формирование личности учащихся в процессе     организации проектной деятельности на уроках                  физики              

Преподаватель физики Шмидт Марина Львовна                                                      

                           Санкт – Петербург

                                             2011г.

                                                                     

Шмидт Марина Львовна  преподаватель физики

Санкт-Петербургского морского технического колледжа.

       «В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 – 2012 г. была выдвинута установка на опережающее развитие начальной профессиональной школы, чтобы она могла обеспечить требуемое социумом качество образования выпускника. Обоснована необходимость формирования компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе индивидуальных образовательных траекторий, развитие познавательных способностей личности и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности».

      Основным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не только носителем знаний, но активно использовать их на практике. Поэтому и методы обучения должны:

-формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

-реализовывать умения и навыки, такие как исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

-формировать компетенцию, то есть умения, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности;

-нацеливать на развитие познавательного интереса учащихся;

-реализовывать принцип обучения с жизнью.

 Достижение успешности методов обучения осуществляется через образовательные технологии. Ведущее место среди них занимает метод проектов. В его основу положена идея о развитии учебно-познавательной деятельности  учащегося, которая направлена на результат  решения той или иной практической или теоретической проблемы. Этот результат можно осмыслить, увидеть, применять в реальной практической деятельности. Сам процесс деятельности соединяет в себе знания, умения, компетентность и ценность. Метод проектов является видом творческой самостоятельной работы учащихся, которая является средством вовлечения их в самостоятельную познавательную деятельность и  средством ее логической и психологической организации. Поэтому  цель  моей работы: «формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью)  в процессе выполнения творческого  задания».

Для достижения цели я ставлю перед собой задачи:

1. Разработать  алгоритм выполнения проекта;

2. Найти возможности использования проектов в учебной работе учителя;

3.Найти возможности использования проектов во внеурочной работе учителя.

Творческое задание – проект позволяет учащимся получить новые и глубокие знания самостоятельно, но их деятельность должна быть направлена и контролируема  учителем. Для этого необходимо создать пошаговое руководство – алгоритм:

1. Поиск источников информации (техническая литература, статьи в журналах, Интернет и т.д.);

2. Выбор необходимой информации;

3.Обработка информации (свести всю найденную информацию в последовательный общий  проект);

4. Оформление работы (в виде доклада, изготовление физического прибора и руководство к его эксплуатации, выполнение слайд-шоу или видеороликов);

5. Защита проектов (обязательное выступление перед аудиторией).

Во время работы с проектом учащийся проходит все этапы процесса обучения    (мотивация - целеполагание – планирование - действие – рефлексия - оценка – коррекция). Для стимуляции и успешности деятельности ученика надо:

-создавать мотивацию работы;                                  

-направлять деятельность учащихся на оказание помощи в организации учебного процесса;

-организовывать соревнования;

-развивать конкурентоспособность представленных проектов;

-сохранять авторство ученических работ;

-лучшие работы должны быть отмечены, а авторы награждены.  

Защита проектов может проходить разными путями, но обязательно устно и официально, то есть перед аудиторией.  Метод проектов предполагает обязательное создание конечного продукта всей деятельности учащегося  (слайд-шоу, мультимедийных презентаций, научных рефератов, защита изобретений и т.д.) лучшие из которых успешно применяются учителем в образовательном процессе, то есть создается копилка дидактического материала нового типа.      Разработка дидактических заданий служит  для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

 В зависимости от темы проекта, рассматривается его использование.

Для учебного процесса:

- во время объяснения нового материала (слайд-шоу, демонстрируемое физическое явление или его проявление; модель явления; схемы, графики, диаграммы, таблицы и т.д.).  

- при закреплении или повторении изученного материала (заготовки для решения задач, построения графиков; тестовые задания; перечень формул для проведения физического диктанта и т.д.).

- при проведении нетрадиционных уроках (доклады, сообщения, выступления и т.д.).

- при проведении лабораторных и практических работ (таблицы - отчеты, модели эксперимента, самодельные приборы).

Для внеклассных мероприятий:

- при проведении игры, КВНов, конференций;

- при проведениях конкурсов;

- при оформлении отчетов о посещении музея, выставок;

- при составлении слайд – экскурсий.

       В процессе всей совместной работы учителя и учащегося над проектным заданием отслеживаются ожидаемые результаты:

  1. получение учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении им готового материала;
  2. развитие познавательных и творческих (креативных) способностей учащихся;
  3. формирование у учащихся умений и навыков практического характера;
  4. выработка устойчивых навыков самостоятельной работы.

Одним из заданий является – домашнее задание для проведения обобщающего урока, по какой либо теме. Я предлагаю ребятам, используя источники информации (учебники, техническую литературу, Интернет) приготовить сообщения о применении пройденного материала в их будущей профессии.  Или подготовить сообщения, где необходимо использовать полученные на уроках сведения в их будущей профессиональной деятельности. Самое интересное, что почти на каждую тему они находят примеры, которые демонстрируют в виде слайд-шоу, докладов во время урока. Например, во время прохождения темы механические колебания и волны были представлены и продемонстрированы виды бортовой и килевой качки судна. Как необходимо учитывать длину морской волны и сопоставлять ее с размерами самого судна. Какие последствия этого явления возможны. Показаны четкие действия команды судна во время шторма, чтобы избежать крушения. При изучении силы трения – рассказ о правильности крепежа груза на палубе и в трюмах. При изучении влажности – множество сообщений о необходимости ее учета с целью защиты работоспособности электрооборудования судов, сохранности груза и т.д. Задание такого вида является опережающим, оно выдается во время прохождения темы, а демонстрируется на последнем уроке изучаемой темы перед всей группой, оценивается, а лучшие из них используются при дальнейшей работе учителя.  Аналогичные задания ребята получают для подготовки мини КВНов по темам. Только здесь необходимо составить или подобрать интересные задания. Например: Рассчитать перемещение груза, при погрузки его на судно во время работы рельсового подъемного крана.

Самым трудным этапом работы для учащихся при выполнении проектного задания является отбор необходимой информации – работа с научной литературой – выбор самого главного необходимого материала. Чтобы научить выбирать нужную информацию и логически излагать ее  в своих проектах, я предлагаю учащимся во время уроков следующий вид работы: составь текст. Задания, для этого можно подбирать самостоятельно или использовать материал, выбранный из специальной литературы.    «Программированного задания по физике» -  пособие для учителей Э.Д.Коржа и Д.И.Пеннера (Москва «Просвещение» 1988г), «Экспериментальные физические задачи на смекалку» В.Н.Ланге (Москва «Наука» 1979г), «Контрольно – измерительные материалы» составитель Г.В.Андреев (Издательство «Учитель» Волгоград  2008г) и т.д. Пример:

 Задание 1.

Составить два текста из фраз: А, Б, В, Г, Д.

А. 1. В металлических проводниках…

     2. В неполярных диэлектриках…

     3. В полярных диэлектриках…

Б. 1. отрицательные и положительные заряды расположены в каждой молекуле так, что их центры не совпадают. Таким образом, молекула представляет собой систему двух связанных между собой, равных по модулю и противоположных по знаку зарядов (электрический диполь).

     2. имеются свободные, отрицательно заряженные частицы – электроны, блуждающие в положительно заряженной ионной решетке.

     3. отрицательные и положительные заряды расположены в каждой молекуле так, что их центры совпадают.

В. Под действием электрического поля…

    1. электроны свободно перемещаются по всему объему тела.

    2. диполи поворачиваются и ориентируются по полю.

    3. заряды в такой молекуле смещаются: положительные заряды в направлении вектора напряженности, а отрицательные – против направления вектора напряженности поля.

Г. Конечным результатом такого перемещения является…

    1. появление на концах тела свободных зарядов. Прикосновением пальца эти заряды можно отвести на землю.

   2. появление на концах тела свободных зарядов. Прикосновением пальца эти заряды можно нельзя отвести на землю.

Д. Это явление называется…

   1. электростатической индукцией.

   2. поляризацией.

Задание 2.

Прочитать текст и сформулировать возможные физические вопросы.

«-Аннушка! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!..

Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тот час рука его соскользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы» М Булгаков «Мастер и Маргарита»

Предложенные учащимися вопросы:

-что явилось причиной падения Берлиоза?

-что такое сила трения?

-от чего зависит сила трения?

-как уменьшить или увеличить трение?..

Задание 3.

Решить задачу по тексту:

« В 1861 году экипаж французского судна «Алектон» попытался поймать кальмара длиной в 6-7 метров и выдержал с ним трехчасовой бой. Когда в животное всадили  гарпун, его не удалось поднять на борт, так как оно весило 2-3 тонны. Об этом случае знал Жюль Верн, описавшей в своей книге  «Двадцать тысяч лье под водой» нападение гигантских кальмаров на подводную лодку «Наутилус»».

 Возможно, ли было поднять кальмара на тросе, изготовленном из стали жесткостью 10 кН/м? Максимальная сила, которую выдерживает трос на разрыв, равна 18 кН.

Во время выполнение таких заданий развивается логическое мышление и культура речи  учащихся. Многие ребята не могут правильно построить свой рассказ и донести до аудитории нужную информацию.  Задания такого вида являются своеобразным тренингом.

Более трудоемкие проектные работы – это изготовление и защита физического прибора. Для выполнения такого задания учащиеся неоднократно проходят консультацию. Сначала выбирают то устройство, которое будут выполнять, ставят цель - какое физическое явление будет демонстрировать изготовленный прибор, разрабатывают его конструкцию и принцип действия, выполняют полное описание прибора. Свои изобретения демонстрируют во время недели физики, а я впоследствии на уроках при изложении нового материала. Такие демонстрации вызывают повышенный интерес у обучаемых и гордость за сою работу у изобретателей.

Во время работы над проектом осуществляется формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся

данная статья описывает обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей  учащихся", ...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью организации проектной деятельности на уроках информатики

В методической разработке рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций обучающихся с помощью организации проектной деятельности на уроках информатики....

" ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ"

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, в кружковой работе дополнительного образования. Метод проектов рассматривается как ...