ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
методическая разработка на тему

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, в кружковой работе дополнительного образования. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:

- творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;

- самодеятельность ( самостоятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;

- здоровьесберегающие: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому образу жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям: у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей; в ходе реализации валеологических проектов дети занимаются самообразованием, при выполнении экологических проектов активно способствуют здоровьетворению предметно-пространственной и природной среды;

- развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и прочей новизны и оригинальности: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате создания продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;

- результативность: деятельность учащихся направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно лично значимой и социально детерминированной задачи;

- завершонность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен, чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

О.Г. Галич.,

Л.В. Самонь,

МБУДО «Юность» г. Белгорода

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, в кружковой работе дополнительного образования. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:

- творческое партнерство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;

- самодеятельность ( самостоятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно ее выполняют, ответственность за конечный результат несут все члены группы;

- здоровьесберегающие: создание творческого поля деятельности является мощным стимулом в приобщении учащихся к здоровому образу жизни; творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям: у детей возникают новые интересы, новые ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей; в ходе реализации валеологических проектов дети занимаются самообразованием, при выполнении экологических проектов активно способствуют здоровьетворению предметно-пространственной и природной среды;

- развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определенной «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и прочей новизны и оригинальности: проектная деятельность является творческой по своей сути, так как в результате создания продукт, отличающийся новизной и оригинальностью; при этом необходимой составляющей проектирования является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач;

- результативность: деятельность учащихся направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно лично значимой и социально детерминированной задачи;

- завершонность и презентативность: проект должен быть доведен до логического завершения и представлен, чтобы у каждого ребенка осталось чувство гордости за полученный результат.

Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, пробно-поисковых действий, и достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, в кружковой работе дополнительного образования. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:

- предполагает взаимодействие педагога, учащихся и их родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности;

- обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;

- предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

- служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качество личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;

- включает формирование у учащихся навыков организации и использованию рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Как креативная педагогическая технология, метод проектов сочетает ряд взаомосвязанных функциональных категорий:

-интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, педагога и родителей, которая может включать разные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное, валеологическое, прикладное, ознакомительно-ориентировочное и пр.;

- деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив-проблема-цель-задачи-методы и способы-план-действия-результат-рефлексия», и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;

- интеллектуальная: при реализации проекта происходит формирование и  развитие личности ребенка, его самореализация через проживание «ситуации успеха» ( успех в работе закрепляет в сознании ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем будут использоваться как собственный опыт и «открытия», а значит, ребенок будет заинтересован в результатах своих действий и научится нести за них ответственность);

- стимулирующая: способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта;

- коммуникативная: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребенка;

- ценностно-ориентационная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я- концепции» к «Мы- концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения и приумножения путем самосовершенствования.

Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект- это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект, включает в себя совокупность исследовательских, пробно-поисковых действий, и достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.

Список использованной литературы

  1. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? [Текст]/ Н.Ю. Пахомова//Методист.- 2004.- №1. - стр. 42.
  2. Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий. Т.2. [Текст]/Н.П. Сибирская//Энциклопедия профессионального образования в 3 т. - М, 2009.- С. 344-345.
  3. Судакова, С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий [Текст]/С.В. Судакова //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.
  4. Фролова Н. Ю. Проектная деятельность в школе [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/12/27/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики

формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью)  в процессе выполнения творческого  задания...

Презентация. Модель успешной социализации учащихся в образовательном пространстве.

      В настоящее время в образовательном пространстве процесс обучения меняется от простой передачи информации по учебному предмету к использованию разнообразных форм и методов ...

Организация внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ"

Организация внеурочной деятельности учащихся в МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ", с указанием содержания  данного вида деятельности в ОУ....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Подвижные игры»

Образовательная программа организации внеурочной деятельности учащихся "Подвижные игры"...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...