План учебного занятия по дисциплине "Биология" в логике системно-деятельностного подхода ; Тема: "Индивидуальное развитие организма"
план-конспект занятия на тему

Лепехова Светлана Викторовна

Предлагается к вниманию план занятия, презентация  к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_otkrytogo_uroka_biologiya_2.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное (областное) бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

 «ЛИПЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ

И ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Преподаватель: Лепехова С.В.

Дисциплина: "Биология"

План  учебного занятия

                                                                

Тема: "Индивидуальное развитие организма"

Цели:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы по дисциплине за счет включения в нее новых элементов.

Методы и приемы: деятельностный метод,  наглядные приёмы (демонстрация, показ), практические (работа с книгой, доп. литературой, иллюстрациями, выполнение заданий в группах, презентация результатов работы), методы рефлексии и самоанализа.

Оборудование: компьютер, ММ-установка, презентация, раздаточный материал для 5 групп учащихся (инструкционные карты, раздаточный материал)

Вид урока: беседа открытие нового знания.

Вид урока: Комбинированный, с применением проектной технологии.

Внутрипредметные связи: "Формы размножения", "Наследственность и изменчивость организмов".

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Время

Универсальные учебные действия

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1

2

3

4

5

6

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2.  Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребностями включения в учебную  деятельность

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Информационно-иллюстрированная беседа с проблемными вопросами

«Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?»

Фронтальная беседа:

«Размножение, рост, развитие как свойства живых организмов»

«Формы размножения»

«Половое размножение»

«Оплодотворение»

«Гаметы, гаплоидный набор хромосом»

«Сущность и значение оплодотворения»

«Что происходит после оплодотворения?»

«Почему однообразный механизм оплодотворения приводит к образованию столь разнообразных форм жизни?»

Презентация

Воспроизводит и фиксирует знания,  достаточные для построения нового способа действий.

2 мин

10 мин

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

-Мыслительные операции(обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

- выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование.затруднений  в пробном учебном действии - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  .

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности

10. Выдача д/з

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Организует фиксацию во внешней речи места, где возникло затруднение.

«Каких знаний вам не хватает, чтобы ответить на последний вопрос?»,

Выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока :

«Определите, какой процесс (период) лежит между стадиями опдодотворенное яйцо-цыпленок – курица; икринка-малек-рыба; яйцо-бабочка; и т.д.»

«Итак, какова тема урока?»

Учитель выступает в роли организатора. «Какие стадии проходит организм в своем развитии?» «Предложите план сегодняшней работы» (построение проекта действий)

Фиксирует новый способ действия; (фиксирует план изучения нового материала)

Следит за хронометрией урока.

Преподаватель организует реализацию построенного проекта: самостоятельную работу учащихся с учебным текстом;

Организует работу групп (5) для проработки нового материала с использованием презентации

Учитель выступает в роли организатора.

Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух:

Задания(презентация): «Охарактеризуйте стадии эмбриогенеза по «слепому» рисунку»;

«Какие картинки характеризуют прямое и непрямое развитие организмов?»

Организовывает  самостоятельную работу на новый способ  действия (тестовая форма  - презентация). Организовывает  самопроверку учебных  решений по эталону (презентация). 

Организует выявление разделов, где потребуются новые способы действий:

«Наследственность и изменчивость организмов»

Организует рефлексию ( по вопросам)  и самооценку собственной учебной деятельности: раздает лист рефлексии для заполнения

Затруднения  фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения(чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока «Индивидуальное развитие организма»

Ищут способы  преодоления  возникшего раннее затруднения, формулируют план занятия для его преодоления:

  1. Эмбриональное иразвитие организмов.
  2. Постэмбриональное развитие организмов

Добывают новые знания для решения задачи, которая вызвала затруднения. Фиксируют  преодоление  возникшего раннее затруднения.

Решают (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают  вслух выполненные шаги алгоритма (определение, характеристика)

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Уч-ся фиксируют положительные результаты своих дествий (знаково: +,-  и др.).Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. 

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

5 мин

5 мин

30 мин

10 мин

20 мин

5 мин

5 мин

Самоопределение – Л;

- смыслообразование –Л;

Самоопределение – Л;

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.

Установление причинно – следств. связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К.  

Умение выражать свои мысли – К

Контроль в сфере сличения способа действия и его резуль тата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения – Р; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание –П

Прогнозирование – Р

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «иностранный язык

"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.ШоуИзучая данную тему, я обнаружила, что эта тема не только актуальна, но и является предметом споров, дискуссий, конференций, как среди сред...

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

системно-деятельностный подход при обучении математике

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта позволяет по новому посмотреть на образовательный процесс...

План учебного занятия по дисциплине "Биология" в логике системно-деятельностного подхода ; Тема: "Индивидуальное развитие организма"

Презентация к учебному занятию по дисциплине "Биология" в логике системно-деятельностного подхода ; Тема: "Индивидуальное развитие организма"...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира

В статье рассказывается о формах и методах работы со студентами СПО на уроках немнцкого языка....

Презентация к выступлению "Использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира"

Презентация к выступлению использование системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка для развития языковой картины мира...

Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях по дисциплине «ОБЖ» в рамках самообразования педагога

Программа «Применение системно -деятельностного подхода в обучении на занятиях   по дисциплине «ОБЖ»  в рамках самообразования педагога...