Открытый урок по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" "Ионизирующее излучение" (27.11.2015г.)
учебно-методический материал по теме

Сычев Вячеслав Александрович

Тема занятия: "Ионизирующее излучение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_ioniziruyushchee_izluchenie.zip2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия  по дисциплине «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема занятия:  Ионизирующее излучение

Тип занятия:  комбинированный урок

Вид занятия:  урок-лекция

Цели занятия:

а) Образовательная: Дать понятие видов  излучения; их проникающей и ионизирующей

     способности, а также ПОГЛОЩЕННОЙ ДОЗЫ, ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ДОЗЫ, ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ДОЗЫ.

б) Развивающая: Развить понимание необходимости ответственного безопасного  

     поведения в различных опасных ситуациях, в том числе в зонах с повышенной    

     радиацией.

в) Воспитательная: Воспитать у учащихся понимание и убежденность в обязательности  

    государственной власти нести ответственность за принимаемые решения (военные     учения в штате Невада, в Тоцких лагерях, где проводились испытания действия ионизирующего излучения на военнослужащих)

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, кроссворды, предметные домино, индикатор радиоактивности  (3 штуки), дозиметр, а также часы и банан, дающие альфа-излучение.

Ход занятия:

  1. Организационный момент 3 минуты.

Перед уроком на первых партах лежат кроссворды и домино, на экране вопросы к теме домашнего задания. Входя в аудиторию, учащиеся оставляют телефоны на столе преподавателя.

  1. Проверка знаний учащихся 22 минут

В начале урока учащиеся, отсутствовавшие на прошлом занятии и не подготовившие домашнее задание, садятся на первую парту и собирают домино или решают кроссворд по пройденным темам.

Устно опрашиваются 3-4 учащихся. Оценивает ответы вся группа.

Тема опроса:  ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

   1. Какое оружие называют ядерным?

   2. Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?

                        а) воздушная ударная волна, что это?

                        б) световое излучение, что это?

                        В) проникающая радиация, что это?

   3. Перечислить виды радиационного облучения.

   4. Какое оружие называют химическим?

   5. На какие семь групп делятся сильнодействующие отравляющие вещества?

   6. Какое оружие называют биологическим?

   7. Что такое карантин?

 

  1. Изложение нового материала. 35 мин.

Затем раздаются конспекты новой темы, на экране вопросы по этой теме и учащиеся, конспектируя, готовят ответы на эти вопросы.

 Вопросы по теме: ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

1.Какие виды излучения вы знаете?

2.Какая часть радиационного излучения обладает большей проникающей способностью?

3.Какая часть радиационного излучения обладает большей ионизирующей способностью?

4.Формы лучевой болезни.

5.Какие фазы проходит тяжелая форма лучевой болезни?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО НАПИСАЛ КОНСПЕКТ «ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ»

1. Чем характеризуется действие ионизирующего излучения на человека?

2. Какую величину измеряют в Греях? Сколько Рад в одном Грее?

3. Какую дозу облучение называют «ЭКВИВАЛЕНТНОЙ»?

4. Какую дозу облучения называют «ЭКСПОЗИЦИОННОЙ»?

          (один рентген равен 0,88 РАД)

 В это время преподаватель проводит «тихий опрос» 3х-4х учащихся по теме домашнего задания и проверяет решения кроссвордов и сборку домино. После окончания «тихого» опроса, проводится проверка наличия учащихся и преподаватель начинает опрос по новой теме, разрешая учащимся заглядывать в конспект. Учащиеся, первыми написавшие конспект, выполняют практическое задание «Измерение радиационного фона с помощью индикатора радиации» или собирают домино или решают кроссворд.

  4.Закрепление изученного материала. 25 мин.

 

Когда большая часть группы напишет конспект, проводится закрепление знаний по  новой теме прочтением презентации «ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ»

После просмотра презентации,  демонстрируются часы, дающие ионизирующее излучение. ВОПРОС: «Как определить какой вид ионизирующего излучения дают часы?»

Далее преподаватель объясняет самое трудное понятие темы ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ДОЗА и рассказывает об испытании ядерного оружия на человеке.

Просмотр фильма «Подробнее о радиации»

   5.Подведение итогов проведенного занятия. 3 мин.

   6. Домашнее задание: 2 мин.(написано на доске до начала урока).

  1. Выучить конспект и подготовить кроссворд или домино по теме «Ионизирующее излучение.
  2. Микрюков В.Ю. «Безопасность жизнедеятельности»  2014г. Глава 2  §7

    7. Литература, необходимая для подготовки к занятию

Микрюков В.Ю. «Безопасность жизнедеятельности» 2014г.

Интернет: презентация «Ионизирующее излучение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" "Права и обязанности военнослужащих" (18.02.2016г.)

Открытый урок по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" тема:  "Права и обязанности военнослужащих"...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Безопасность жизнедеятельности на тему "Основные понятия о воинской обязанности"

Данная тема занятий предусмотрена программой по учебной дисциплине «Основы военной службы», учебным планом и является обязательной для изучения в ходе освоения программы.Данное учебное занятие проводи...

Открытый урок по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" "Первая помощь при артериальном кровотечении" (18.10.2016г.)

В данном разделе представлены материалы  открытого урока по дисциплине ОБЖ  тема: "Первая помощь при артериальном кровотечении"...

План-конспект урока ОП.09 Безопасность жизнедеятельности

План-конспект урока ОП.09 Безопасность жизнедеятельности для обучающихся по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания...

ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстре...