Интеллектуальная игра – викторина "Знатоки" по химии для студентов 1 курса.
методическая разработка на тему

Соловьёва Елена Александровна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Интеллектуальная  игра – викторина "Знатоки"  по химии для
студентов  1  курса.

ФИО (полностью)      Соловьёва Елена Александровна

2. Место работы              Белоярский многопрофильный техникум

3. Должность                   Преподаватель

4. Предмет                        Химия

5. Курс                                   1

6. Базовый учебник:

 1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г.  Химия для профессий и специальностей технического профиля.

2. Габриелян О.С Химия 11 кл. учебник для общеобразовательных учреждений.

«Химики - это те, кто на самом деле понимают мир» . - Лайнус Полинг

Цели:

- Обобщить  имеющиеся знания  обучающихся.

-Способствовать развитию интеллекта, логического мышления;

-Расширить кругозор, активизировать полученные знания;

-Пропагандировать чтение, формировать интерес к самообразованию;

-Воспитывать чувства коллективизма, взаимоуважения, коммуникативные навыки.

Форма проведения: игра с элементами викторины. Группа разбивается на 2 команды   знатоков, один из которых капитан. Для фиксирования и оценки ответов выбирается счетная комиссия из 2—3 человек. Вопросы задает ведущий (преподаватель).

Организационный момент: Создать позитивный настрой на работу. Познакомить с правилами игры. Представить команды друг другу и членам жюри.

Правила игры: 

На первом этапе «Разминка» задаются вопросы для обеих команд, отвечают те, кто быстрее поднял руку.

Второй этап «Назови элемент » позволяет проверить в командах, как ориентируются обучающиеся в таблице Менделеева.

Третий этап «Верю - не верю» позволяет проверить общую эрудицию студентов в вопросах естественнонаучного образования. Вопросы третьего конкурса показывают связь химии с другими науками: географией, биологией, физикой.

На четвертом этапе командам задаются загадки.

На пятом этапе (конкурс капитанов)- каждому капитану задается  по 3 вопроса  на проверку  знаний в  вопросах по  Периодической системе.

Каждый правильный  ответ на конкурсных этапах  оценивается в   1 балл.

Наградой служит выставление оценок «5» за урок победителям, «4» за урок проигравшим. Самая слабая команда, как вариант, выполняет домашнее задание по химии.

  1. Первый этап.  «Разминка».

Вопросы для первой команды:

1.Мельчайшая химически неделимая частица...
(
Атом.)
2. Положительно заряженная частица в атоме...
(
Протон.)
3. Формула максимального количества электронов на энергетическом уровне...
(
2n2.)
4. Кто до Д.И. Менделеева пытался классифицировать химические элементы? (Й.Я. Берцелиус, И. Дёберейнер, Б. де Шанкуртуа, Дж. Ньюлендс, Л. Мейер)

5. Назовите число протонов у элемента № 13.
(
13.)
6. Назовите число электронов у элемента № 102..
(
102)

     7. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это... 
(
Молекула.)
    8. На s-орбитали водорода сколько электронов?.
(
один)
     9. Нейтрально заряженная частица в ядре называется 
(
нейтрон.)

 10. Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются...
(
Изотопы.)

Вопросы для второй команды:

   1. На р-орбиталях могут находиться... электронов.
(
Шесть.)
  2. Отрицательно заряженная частица в атоме называется...
(
Электрон.)
  3. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – К или Li?
(
Калий.)
4. Назовите число электронов у элемента магния.
(
12)

4. Элемент второго периода 3 группы главной подгруппы это…?

(бор)

5. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – Mg или Ca?
(
Кальций.)
6.
 Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)

7. Можете ли вы назвать металлы, которые плавятся на ладони, или таких металлов не существует? (Галлий и цезий)

8.1, 2, 3-й период, содержащие не более 8 химических элементов названы … (малыми)

9. Химических элементов в 1869 году было известно … (63)

10.Порядковый номер химического элемента названного в честь Д.И. Менделеева … (101)

  1. Второй этап  «Назови элемент».

На доске пишем буквы алфавита, предлагаем командам  составить из них слова - названия химических элементов на листе бумаги. Рекомендуется использовать таблицу Менделеева.

На выполнение заданий отводится 5 минут. Листы для оценивания отдают жюри.

Буквы для составления названий элементов: А,С,Р,Г,Л,О, М,К,И,Й,Т, Н, Д.

 Одинаковые буквы можно использовать несколько раз.

(магний, калий, олово, таллий, иттрий, натрий, и т.д.)

  1. Третий этап «Верю – Не верю».

Игрокам предлагается вопрос, а они сами должны прослушать и выбрать свой ответ - верить научному факту или не верить.

Вопросы для первой команды:

  1. За всю историю люди добыли около 161 тысячи тонн золота, стоимость такого количества драгоценного металла составляет примерно 9 трлн. долларов. Внимание. Правда ли, что: Больше всего золота было обнаружено в РОССИИ.

(Нет, больше всего золота добыто в Африке)

  1. Люди каждые 45 минут извлекают из земных недр столько железа, сколько им удалось добыть золота за все время своего существования-160 тысяч тонн.

 (правда, каждые 45 минут-добыча железа 160 тысяч тонн).

  1. Золотые ювелирные изделия изготавливаются из сплава золота с углеродом.

 ( нет, ювелирное золото-сплав золота с серебром)

1.        Золотые олимпийские медали сделаны из чистого золота.

(нет, медали покрыты тонким слоем золота. Олимпийская золотая медаль лишь на 1,2% состоит из золота, которое приходится лишь на покрытие награды. Внутри же неё — одно серебро. Со второй по достоинству наградой также не всё просто. Собственно серебра в серебряной медали около 92,5%, остальные 7,5% — это медь. И только бронзовая награда состоит из бронзы, которая является сплавом меди с цинком и оловом (97% меди, 2,5% цинка и 0,5% олова).

1.        Если разогнуть скрепку, а затем опустить её в горячую воду, она станет

скрепкой.

( да, если скрепка сделана из сплава никеля и титана)

Вопросы для второй команды:

1.        Края монет покрыты маленькими прорезями для красоты монет.

( нет, края делали ребристыми с 12 века, что позволяло исключить ощипывание золота и серебра от драгоценных монет, защитить целостность монеты.

Позднее нанесение на края монет насечек предложил известный ученый Исаак Ньютон, он на то время был сотрудником Британского монетного двора. Она оказалась очень действенной, хоть и простой. В 1684 году монеты с насечками начали изготавливать в Германии. В том же 16 веке французы придумали устройство, которое позволяло поверх насечек наносить еще и надпись, что дало возможность усовершенствовать и усложнить довольно простую защиту от мошенников, которые отрезали кусочки золотых и серебряных монет.

Современные монеты для широкого обихода уже не изготавливаются из благородных металлов, потребность в подобной защите практически отпала, но традиция делать насечки сохранилась.

1.        Золото можно получить из пепла, являющегося продуктом сжигания сухих остатков канализационных стоков

(да, уже есть в Японии цеха по переработке канализационных стоков и выделению драгоценных металлов)

1.        Можно ли заменить человеческие кости при переломах на кораллы?

(да, можно, состав костей и кораллов похож, в состав входит карбонат калия и органические вещества).

  1. Можно превратить олово в порошок, не прибегая ни к каким инструментам.

 ( Можно , ответ: охладить до -250С )

1.Имеет ли химический элемент индий отношение к Индии?

(Не имеет. Индий открыт спектроскопическим методом по характерной индигово-синей линии в остатках от переработки цинковой обманки. По цвету линии он и получил своё название.)

  1. Четвертый этап. «Занимательные химические загадки».

Загадки для первой команды:

1.Удивить готов он нас -

Он и уголь, и алмаз,

Он в карандашах сидит,

Потому что он — графит.

Грамотный народ поймет

То, что это …

(Углерод)

2.В воздухе он главный газ,

Окружает всюду нас.

Угасает жизнь растений

В холод прячется в нору,

поднимается в жару.

(Ртуть в термометре)

3.«Она идет», »она прошла»,

Никто ни скажет, что пришла.

(Химическая реакция)

4.Самой сильной из кислот имя галоген дает.

(Хлорная кислота)

5.Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.

(Мрамор и известняк)

Загадки для второй команды:

  1. Адрес точный, если спросят: 32,16,8

(Кислород)

  1. Порознь каждый ядовит, вместе будет — аппетит.

(Хлорид натрия)

  1. Какой элемент называют по имени одной части света?

(Европий)

  1. Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.

(Йод)

  1. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?

(Платина)

5. Пятый этап. Конкурс капитанов

Вопросы для капитана 1 группы:

1.        Как звучит современная формулировка Периодического закона химических элементов?

(свойства простых веществ, а также свойства и формы соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов элементов).

2. Назовите изменение некоторых характеристик элементов в периодах слева направо.

•        (заряд ядер атомов увеличивается;

•        радиус атомов уменьшается;

•        электроотрицательность элементов увеличивается;

•        количество валентных электронов увеличивается от 1 до 8 (равно номеру группы);

•        высшая степень окисления увеличивается (равна номеру группы);

•        число электронных слоев атомов не изменяется;

•        металлические свойства уменьшается;

•        неметаллические свойства элементов увеличивается).

3.О каком химическом  элементе идёт речь?

Моя структура аналогична структуре алмаза. Меня используют в качестве полупроводника. При высокой температуре восстанавливаю многие металлы из оксидов. Я второй по распространённости из элементов на Земле. Вхожу в состав речного песка. Кто я?

(Кремний)

Вопросы для капитана 2 группы:

1.        Что такое период и группа?

(Периодом называют горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке возрастания порядковых (атомных) номеров.

Группами называют вертикальные ряды в периодической системе).

2.        Назовите изменение некоторых характеристик элементов в группе сверху вниз

•        (аряд ядер атомов увеличивается;

•        радиус атомов увеличивается;

•        число энергетических уровней (электронных слоев) атомов увеличивается (равно номеру периода);

•        число электронов на внешнем слое атомов одинаково (равно номеру группы);

•        прочность связи электронов внешнего слоя с ядром уменьшается;

•        электроотрицательность уменьшается;

•        металличность элементов увеличивается;

•        неметалличность элементов уменьшается).

3.О каком химическом элементе идёт речь?

Я аналог азота и у нас сходные электронные конфигурации. Живу я на Кольском полуострове в залежах минералов. У меня есть несколько братьев – аллотропных модификаций. Один брат принимает активное участие при изготовлении спичек. Меня постоянно приглашают поучаствовать в получении дымовых завес. Кто я?

 (Фосфор)

 Подведение итогов.

Жюри определяет группу студентов - лучших знатоков химии.

Рефлексия вопросов: какой был для отвечающих А) наиболее сложный Б) наиболее интересный и запоминающийся.

Сообщение итогов: называется победитель и призёры игры. Поздравляют аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Самый умный".

Материал можно использовать для проведения классных часов....

Интеллектуальная игра по теме "Компьютер и ПО"

Разработана на основе игры  "Своя игра"., в приложении MS PowerPoint, с навигацией....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

Данная методическая разработка может быть использована как в воспитательных,так и в познавательных целях,а также для профориентационной работы.Использовалась мною как средство соревновательного познан...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Продуктовые истории"

Предмет:  Товароведение пищевых продуктовТема: «Повторение пройденных тем»Место данной темы в учебной программе: Урок проводится по завершении изучения всего курса товароведения пищевых продуктов...

Презентация интеллектуальной игры "Знатоки химии"

Материал включает вопросы по георгафии, биологии и химии. Предназначено для проведения  внеклассной работы по предметам....

Программа выявления творческих и интеллектуальных способностей на уроках химии

Данная программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных  способностей обучающихся через активное использование в образовательном процессе инновационных технологий, что обеспечивает ...