конспект урока по теме: "Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения"
план-конспект урока

Ковардакова Ольга Николаевна

Вашему вниманию представлен урок с презентацией  по теме:  "Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения"  в виде научно-исследовательской лаборатории «Объёмикус».

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Здравствуйте!  Я преподаватель математики  Техникума Профессиональных технологий и сферы услуг. Как настроение?

 Я приглашаю вас в научно-исследовательскую лабораторию «Объёмикус».

А вот тему исследования предлагаю вам назвать самим. Какие измерения можно произвести  с этими телами?      (Объемы, площади)

Тема нашего исследования «Объёмы  и площади поверхностей тел»

 Ребята, а ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слово «математика», а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков.

  Малыш растет, растем и мы. Вот уже вы обучаетесь в техникуме.

Давайте поговорим о том, каким будет ваш дальнейший жизненный, профессиональный  путь? Как подготовиться к изменениям на рынке труда, быть востребованным? Что для этого необходимо? Формировать личностные и профессиональные качества. Качества, способствующие успеху:

  • трудолюбие
  • пунктуальность
  • коммуникабельность
  • оперативность
  • ответственность
  • аккуратность
  • терпеливость

Мы постараемся сегодня вместе с вами продемонстрировать основные качества в ходе нашей совместной работы.

2. Начнем с гимнастики ума (за каждый правильный ответ – смайлик) 

Если желаете ответить поднимаем руки, говорим четко, громко  и по одному.

1) Назовите соответствия картинок с цифровыми записями.

2) Перечислите номера плоских фигур, объемных фигур?

3. Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы по  3 чел. У каждой  группы нашей исследовательской лаборатории свое направление.

А _____________________  займутся информационно-аналитической деятельностью. Вы будете работать с аудиторией  (Аудитория,  я попросила бы Вас принять активное участие в работе наших аналитиков). Вы должны провести опрос аудитории  по 2-м вопросам, результаты предоставить в конце нашей встречи.   Весь материал для вас на рабочем столе.  Свою работу начнете во время выполнения  практической части  заданий 2-х групп.

Математика изучает абстрактные фигуры, а если оглянуться то мы  видим, что все окружающие нас предметы имеют форму геометрических тел.

- Перед вами 2 геометрических тела:   шар и четырехугольная пирамида.

- Можете ли вы на глаз определить объем, какого тела больше? Какого по вашему мнению?

Возникла проблема!!!

- Для того чтобы узнать объем, какого тела больше, что мы должны сделать?

- Что для этого нужно знать? (формулы вычисления объемов тел)

- Давайте вспомним формулы  и проанализируем, что надо найти для нахождения объемов тел?  (работа по слайду) Весь необходимый материал находится на ваших столах.

- Объем шара вычисляется по формуле:    

- Что нужно знать для нахождения объема шара?  (R)

-Давайте вспомним как найти R (показ на слайде)

-Сначала находим диаметр, а затем по формуле              вычисляем радиус.

- Вычислять радиус будем с помощью  инструмента.

 -  Объем пирамиды вычисляется по формуле:        

- Что нужно знать для нахождения объема пирамиды?  (S основания)

- Какая фигура лежит в основании пирамиды?  (Прямоугольник или квадрат)

По какой формуле вычисляется площадь прямоугольника?                

                     , где a и  b стороны основания.

- Что еще необходимо найти для вычисления объема пирамиды?  (высоту)

- Высоту находим с помощью  инструмента.

-  Приступаем к работе, начинаем находить объемы тел.  

Время на  выполнения заданий    4-5 мин

Пока группы выполняют  вычисления,   аналитики   начинайте  опрашивать аудиторию.

Работа групп.

Давайте озвучим ваши результаты?

Чему равен объем шара________

Чему равен объем пирамиды?________

К какому выводу мы с вами приходим?  (ответы студентов)

Вывод:  Тела имеют равные объемы. 

Значит шар и пирамида – равновеликие тела (разные по форме, но одинаковые по объёму).

Следовательно, не всегда в математике можно определить точно на глаз.

Математика – наука, требующая точного расчета и доказательства.

4. В быту емкости имеют различную форму.

В связи со сложной  экономической обстановкой в стране в ООО «Брянск - Тара» возникла проблема:

- Какая форма емкости для хранения жидкостей является более экономичной в плане расходования материалов на изготовление?

- Давайте мы им поможем!  Для этого мы должны провести исследования.

- Какова же цель нашего исследования? (ответ на слайде)

- Задачи исследования?

- Сравнивать будем равновеликие тела (цилиндр, призму, параллелепипед)  – разные по форме, но одинаковые  по объему.

Объемы тел вычисляются по формуле:

 Значит  цилиндр, треугольная призма и прямоугольный параллелепипед с основанием квадрат имеют одинаковую высоту и одинаковую площадь основания.

Для этого мы разделимся на пары.

 Ваша пара будет работать с цилиндром, ваша с призмой, ваша с параллелепипедом.

- Приступаем к решению нашей проблемы.

- Какая наша проблема?

1) Для этого  мы должны  провести теоретическое исследование (работа по слайду).

- Давайте посмотрим на развертки цилиндра, призмы и параллелепипеда.

- Для того чтобы узнать расходование материала на изготовление емкостей необходимо вычислить площадь поверхности каждого тела.

- Площадь находится по формуле:

- Она состоит из 2 S основания и S боковой поверхности.

- S основания у тел одинаковые, высоты равные. Чем же отличаются наши тела?   (Ответы студентов)

- У них разные периметры оснований.

- Что называется периметром основания?

- У цилиндра периметр основания является длиной окружности.

- Какой вывод можно сделать из наших рассуждений? (у какого тела периметр основания  меньше, у того и площадь меньше)

- Ваша задача вычислить  площадь поверхности каждого тела, пользуясь инструкционными картами с необходимыми размерами и формулами.

Время на выполнение  3 мин

Начинаем вычисления.

Давайте озвучим ваши результаты:

1 пара  V цилиндра -  ________

2 пара V призмы - __________

3 пара V параллелепипеда - _______

- Вы работали  с одинаковыми по объему телами, но получили разные результаты.

- Какой итог нашего исследования?    (Ответы студентов)

S поверхности у цилиндра меньше, а значит материала на изготовление цилиндрических ёмкостей уходит меньше.

Рекомендуем ООО «Брянск-Тара»  изготовлять емкости в цилиндрической форме, как наиболее экономичной.

Итак, мы доказали, что 

Тела вращения – лучшие хранилища для жидкостей!

Я вам скажу больше:   ШАР - самая экономичная  форма ёмкости

Этот опыт давно уже применяется, например, для хранения и перевозки нефтепродуктов.

5. А сейчас с итогами своей работы выступят наши аналитики.

1)  Аналитики

По итогам опроса, аудитория назвала самой экономичной емкостью:

цилиндр - ________________

призма- __________________

параллелепипед - __________

Аудитория ошиблась (права) в своих предположениях.

2) Уважаемые аналитики, знает ли наша аудитория,  от какого слова произошли термины  шар и пирамида?

 Ответ аналитиков: Мы обошли аудиторию и практически все не знают историю появления этих названий.

А вы знаете? Познакомьте и нас (слайды).

Аналитики:

- История возникновения пирамид;

- История возникновения шара.

6.  Ребята,  вы сегодня проявили такие  качества, как:

  • трудолюбие
  • пунктуальность
  • коммуникабельность
  • оперативность
  • ответственность
  • аккуратность
  • терпеливость

Мы терпеливо достигли всех  целей  и убедились, что  современному рабочему (специалисту) и их можно развивать на уроках математики.

7. Считаем сколько, кто заработал баллов?  

Медаль Умник  вручается ________________________

А вам ребята остается пожелать удачи.

8. Ребята давайте ответим на несколько вопросов  (Рефлексия)

Закончить нашу совместную работу мне бы хотелось словами:

Вам важно в жизни цель наметить

Да знаний накопить бы впрок

Чему как смею вам заметить

И был направлен наш урок.

БОЛЬШОЕ ВСЕМ СПАСИБО!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно – исследовательская лаборатория «Объёмикус»

Слайд 2

Объёмы и площади поверхностей тел

Слайд 3

С математики всё начинается…

Слайд 4

Качества, способствующие успеху: - трудолюбие; - пунктуальность; - коммуникабельность; - оперативность; - ответственность; -аккуратность; - терпеливость.

Слайд 5

Гимнастика ума

Слайд 6

1 м 30 см 10 кг 1 литр

Слайд 7

1 4 2 3 7 6 5 1 0 8 9 1 1 1 2

Слайд 8

Математика изучает абстрактные фигуры, но если оглянуться то мы видим, что все окружающие нас предметы имеют форму геометрических тел.

Слайд 12

Объём какого тела больше?

Слайд 13

Объём шара Объём пирамиды D a H b

Слайд 14

? ?

Слайд 16

Вывод: Шар и пирамида равновеликие тела = V V

Слайд 18

Цель исследования: Выяснить, какая форма емкости для хранения жидкостей является более экономичной в плане расходования материалов на изготовление. Задачи: - провести теоретическое исследование; - применить математические расчеты; - подвести итоги проделанной работы.

Слайд 19

Давайте порассуждаем … Цилиндр, треугольная призма и прямоугольный параллелепипед с основанием квадрат имеют одинаковую высоту и одинаковую площадь основания , т. е. = = V V V объёмы тел равны …

Слайд 20

Развёртка прямоугольного параллелепипеда Развёртка треугольной призмы р р р h h h h h h ?

Слайд 21

А теперь посчитаем, посчитаем…

Слайд 23

Вывод : S поверхности у цилиндра меньше , а значит материала на изготовление цилиндрических ёмкостей уходит меньше.

Слайд 24

Итак, мы доказали, что Тела вращения – лучшие хранилища для жидкостей! ШАР - самая экономичная форма ёмкости

Слайд 26

Отчет аналитиков

Слайд 27

История возникновения термина «пирамида». Термин «пирамида» в геометрию внесли греки. Они выпекали ржаные хлебцы, по форме напоминавшие пирамиды. От греческого слова « пирос » (рожь) и произошло слово « пирамида ».

Слайд 28

История возникновения термина «шар». Однако оба слова " шар" и " сфера " происходят от одного и того же греческого слова " сфайра " - мяч . При этом слово "шар" образовалось от перехода согласных сф в ш. В древности сфера была в большом почёте. Аристотель считал, что шарообразная форма, как наиболее совершенная, свойственна Луне, Солнцу, Земле и всем мировым телам.

Слайд 30

Качества, способствующие успеху: - трудолюбие; - пунктуальность; - коммуникабельность; - оперативность; - ответственность; -аккуратность; - терпеливость.

Слайд 32

Рефлексия Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себя за… Мне удалось… Я заканчиваю урок с … настроением

Слайд 33

СПАСИБО !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развертка и площадь поверхности цилиндра

В данной работе, я сделала опрор на устный опрос по определению цилиндра и его составляющих, а так же ввела определение развертки и площади поверхности цилиндра.Предлагаю так же ряд простых задач по д...

Объемы и площади поверхностей геометрических тел

Использование определенных интегралов при выводе формул стереометрии....

Урок по теме: «Площадь поверхности многогранников»

Данный урок является одним из уроков, отведенных на 1 курсе для изучения раздела 9 «Геометрические тела» предмета математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Тема «Площади поверхн...

Урок по геометрии " Применение формул для вычисления площадей и объемов многогранников и тел вращения на практике".

Данная разработка урока позволит в игровой форме повторить и закрепить знания формул для вычисления площадей и объемов многогранников и тел вращения. И показать их практическое применение....

методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по теме «Площади поверхностей многогранников и тел вращения» по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Важной проблемой в связи с требованиями компетентностного подхода становится повышение активности обучающихся в учебно-познавательной деятельности. В педагогике существует целый ряд форм и методов для...

Разработка урока «Решение задач на вычисление площади поверхности призмы"

Данный урок является уроком комплексного применения знаний на практике. Материал может быть использован при изучении темы"Площадь поверхности призмы", а также при подготовке к ЕГЭ. Разработк...

Конспект урока по дисциплине "Математика" по теме "Площадь поверхности цилиндра"

Конспект урока по дисциплине "Математика" по теме "Площадь поверхности цилиндра" можно использовать на уроках математики как готовоеучебное пособие, дети сами выводят формулу площа...