Математический лекторий
классный час

Курмакаева Роза Иматьевна

“В истории человечества до Ковалевской не было женщины,
равной ей по силе и своеобразию математического таланта”.
С.И. Вавилов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovalevskaya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА

 ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»

СЦЕНАРИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ

«Софья Ковалевская - русская принцесса математики»

Преподаватель математики: Курмакаева Р.И.

Москва, 2019 г.

“В истории человечества до Ковалевской не было женщины,
равной ей по силе и своеобразию математического таланта”.
С.И. Вавилов

Математический лекторий: «Софья Ковалевская - русская принцесса математики»

Цели мероприятия:

1) образовательные: расширить кругозор учащихся;  познакомить студентов с интересными фактами из истории жизни С.В.Ковалевской, её детства, о научных работах, а так же о её увлечение литературой, с её стихами.    

2) развивающие: содействовать развитию логического и образного мышления, познавательного интереса к предмету, самопознания и саморазвития студентов. 

3) воспитательные: способствовать воспитанию национального самосознания и патриотизма, сознательного уважения к российской науке.

Оборудование: Мультимедийная презентация, к/ф.

Преподаватель: Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Пожалуй, самая важная наука – это математика. Она проникла почти во все отрасли знаний и даже является языком, на котором говорят другие науки.

Мы знаем, что такое числовое выражение, что такое уравнение, какая фигура называется треугольником, какая квадратом. Но как мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению математики. Ведь этим людям мы обязаны многими открытиями.

 Сегодня мы посвящаем своё выступление первой в мире женщине-профессору математики, известной, кроме того, и своими литературными произведениями, Софье Васильевне Ковалевской. Среди женщин учёных мало было таких, которые обладали такими же уникальными способностями, как Софья Ковалевская. Даже среди мужчин не многие смогли в совершенстве постичь геометрию, астрономию, музыку, быть талантливыми в литературе, способными писать прекрасные стихотворения.

1-й вед: (на фоне музыки)

Пришлось ли раз вам безучастно,
Бесцельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить.
Внезапно песня замолчала,
И голос замер без следа.
И без конца, и без начала
Осталась песня навсегда. /Софья Ковалевская/.

2-й вед:

Необыкновенная женщина, София Ковалевская, была не просто великим математиком, но и писателем, защитником прав женщин в 19 веке. Она боролась за возможность получения лучшего образования для слабого пола. Ее работы по математике убедили ее коллег-мужчин пересмотреть свои представления о неполноценности женщин на научной арене.

1-й вед:

С. В. Ковалевская родилась 15 января 1850 года в Москве, в семье полковника Василия Крюковского. В 1958 году отец Софьи Васильевны в чине генерала-лейтенанта вышел в отставку и переехал в родовое имение Палибино, что недалеко от границы с Литвой. Здесь в обстановке провинциального помещичьего быта и прошло детство и юность Ковалевской. Огромное влияние на Софью оказывала её старшая сестра Анна Васильевна, чьим близким другом был Фёдор Михайлович Достоевский. Познакомилась с великим писателем и Софья Васильевна. Будучи ребенком русской дворянской семьи, Соня была воспитана в шикарной обстановке. Она была средним, но как она сама считала, не любимым ребенком в семье. На протяжении большей части своего детства она находилась под опекой своей строгой гувернантки, которая твердо решила сделать из Сонечки «настоящую леди». В результате София стала довольно нервной, замкнутой и часто впадала в депрессию - черты, которые были очевидны на протяжении всей ее жизни.

2-й вед: (из автобиографического рассказа)

“Любовь к математике проявилась у меня впервые следующим образом. В 20 верстах от нашего имения жил дядя, брат отца – Пётр Васильевич, – любимым занятием которого было чтение. Несмотря на разницу наших лет, у меня завязалась с дядей тесная дружба. Дядя рассказывал мне сказки, учил меня играть в шахматы. Дядя говорил мне о квадратуре круга, об асимптотах и о многих других вещах, которые представлялись чем-то таинственным и особенно привлекательным.

Первоначальным систематическим обучением математике я обязана И. И. Малевичу. Когда я начинала учиться, арифметика не особенно меня интересовала. Только ознакомившись несколько с алгеброю, я почувствовала настолько сильное влечение к математике, что стала пренебрегать другими предметами.

1-й вед: После окончания школы, София была полна решимости продолжить образование на университетском уровне. Однако ближайшие университеты, открытые для женщин, были в Швейцарии, а юным, незамужним женщинам не разрешалось путешествовать в одиночку. Чтобы решить проблему, София решилась на фиктивный брак с Владимиром Ковалевским в сентябре 1868 года. Пара оставалась в Петербурге в течение первых нескольких месяцев своего брака, а затем отправилась в Гейдельбург, где София получила некоторую известность. Люди были в восторге от спокойной русской девушки с выдающейся академической репутацией.

2-й вед: В 1870 году девушка решила, что хочет продолжить учебу под руководством профессора Вейерштрасса в Берлине. Он считался одним из самых известных математиков своего времени, и вначале не воспринимал Софию всерьез. Только после того, как он оценил задание, данное ей в качестве теста, он понял, что в его руки попал настоящий гений. Он немедленно приступил к работе, обучая ее в частном порядке, потому что женщинам по-прежнему не разрешалось посещать университет. Соня обучалась у профессора четыре года. подготовила три научные работы в надежде получить степень. Первая из них, «О теории дифференциальных уравнений с частичной дифференциацией», была даже опубликована в журнале Криля, огромная честь для неизвестного математика.

В июле 1874 года Гельтингенский университет заочно, на основании трех работ Софии, предоставленных Вейерштрассом, присвоил ей степень доктора математической философии и магистра изящных искусств. Также она получила отметку «с высшей похвалой» за защиту диссертации «К теории дифференциальных уравнений». Этих работ хватило, для того чтобы все забыли, по словам Вейерштрасса, о «принадлежности Софии к слабому полу».

1-й вед: Но даже с такой престижной степенью и помощью Вейерштрасса, который обожал свою ученицу, она не смогла найти работу. Она и Владимир решили вернуться в Россию в Полибино. Вскоре после возвращения Софии домой, ее отец неожиданно умер. Именно в этот трагический период брак Софии и Владимира перестал быть фиктивным – они полюбили друг друга. У них родилась дочь. В это время София, ненадолго оставив математику решила попробовать себя в литературе. Она писала художественные, театральные обзоры, а также научные статьи для газеты. В 1883 году после неудачных коммерческих сделок и вложений ее муж Владимир, потеряв все деньги и оставив себя и семью без средств к существованию, покончил жизнь самоубийством.

София решила вернуться в Берлин, где в это время находился Вейерштрасс. Только там у нее был шанс обеспечить себя и дочь. Горе Софии заставило ее окунуться в работу более страстно, чем когда-либо.

2-й вед: Вот как С. В. Ковалевская писала о том периоде жизни : “В России от серьёзных научных занятий меня отвлекали различные обстоятельства: и само общество, и те условия, в которых приходилось жить. В то время всё русское общество было охвачено духом наживы и разных коммерческих предприятий. Это течение захватило и моего мужа и мня самое. Но всё окончилось крахом и привело нас к полному разорению”

1-й вед.: В 1887 году София снова получает ужасные новости. Умерла Анна. Смерть ее сестры, Ани, была особенно тяжела для Сони, потому что они всегда были очень близки. Вскоре после этого София достигла «своего величайшего личного триумфа». В 1888 году вышла ее статья «О вращении твердого тела вокруг неподвижной точки». В конкурсе на премию Бордена, Французской академии наук и выиграла. Работа была так высоко оценена, что денежные призы увеличили с 3000 до 5000 франков.

2-й вед.: В это же время в ее жизнь вошел новый человек. Максим Ковалевский (родственник ее умершего супруга) приехал в Стокгольм для серии лекций. Там он встретил Софию, и у них начался роман. Основной проблемой было то, что они оба были слишком увлечены своей работой, чтобы отказаться от нее. Максим сделал предложение Софии, но она его категорически отвергла. Она не могла позволить себе снова все потерять. Лето они провели вместе во Франции. Тогда же Ковалевская закончила свое произведение «Воспоминания о детстве».

1-й вед: Осенью 1889 года София снова вернулась в Стокгольм. Она страдала от расставания с Максимом, хотя время от времени ездила во Францию, чтобы навестить его. В конце концов, к депрессии добавилась и пневмония. 10 февраля 1891 года в возрасте 41 год, София Ковалевская умерла, и весь научный мир оплакивал ее потерю. За время своей карьеры она опубликовала десять работ по математике и физике, а также несколько художественных произведений. Многие из ее работ были новаторскими теориями или стали импульсом для будущих открытий. Нет сомнений, что Софья Ковалевская, была невероятным человеком. Настоящей русской принцессой математики

Демонстрация фильма о Софье Васильевне Ковалевской.

2-й вед: Закончить математический лекторий хотим словами Софьи Ковалевской

Если ты в жизни хоть на мгновение
Истину в сердце своём ощутил
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решенье своём неизменном
Рок не назначил тебе впереди –
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка музыкального лектория: Инструменты симфонического оркестра.

Инструменты симфонического оркестра. Данная работа поможет в проведении внеклассного мероприятия с целью познакомить юных музыкантов с инструментами симфонического оркестра....

Методические материалы к городскому лекторию "Сергий Радонежский - игумен земли русской"

Методический материал по проведению городского правосавного лектория "Сергий Радонежский - игумен земли русской"...

Лекторий на тему: «30 октября – День памяти жертв политических репрессий»

Цель мероприятия: познакомить ребят с историческими вехами нашей родины в период политических репрессий; выяснить, кто пострадал в годы политических репрессий, по какой причине это произошло.Оборудова...

Родительский лекторий

Родительский лекторий...

3.6.Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, Фестивалях (в качестве докладчика, лектора)

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 6.Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, Фестивалях (в качестве доклад...

2.3.Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, Фестивалях (в качестве лектора, докладчика)

3.Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, Фестивалях (в качестве лектора, докладчика)...

3.10. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, Фестивалях (в качестве докладчика, лектора).

3.10. Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, Фестивалях (в качестве докладчика, лектора).[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30167189","attributes":{"a...