Методическая разработка музыкального лектория: Инструменты симфонического оркестра.
методическая разработка по теме

Лободина Елена Ивановна

Инструменты симфонического оркестра. Данная работа поможет в проведении внеклассного мероприятия с целью познакомить юных музыкантов с инструментами симфонического оркестра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simfonicheskiy_or.rar303.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МОУ ДОД ДШИ «Гармония»

                                                   ____________________ Э.А.Янковский

                                                                                                «___»______________________  2013 г.

Методическая разработка музыкального лектория

преподавателя  по классу фортепиано     

Лободиной Елены Ивановны

       Тема музыкального лектория:  Инструменты симфонического оркестра. 


                         
Дата проведения музыкального лектория: 15.02.2013 г.                        
                         Время проведения музыкального лектория: 18.00
 
                         
Место проведения музыкального лектория: ДШИ «Гармония»

ЦЕЛЬ: расширить представление детей об истории     появления музыкальных инструментов.            

ЗАДАЧИ: 1. Способствовать формированию основ                                                                                                                                                                    
                       музыкальной и общей культуры обучающихся.
                    2. Расширить представление о самой музыке, о
                        выразительных  и изобразительных
                        возможностях инструментов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
                    3. Прививать юным музыкантам                
                        профессиональное отношение к слушанию              
                        музыки.

Возраст детей: 7 – 16 лет.

                  План музыкального лектория:
                 
1. Что такое оркестр, его состав и расположение                                                                                                          
                       музыкантов.                                
                    2. Группа струнных инструментов.                                                  
                    3. Деревянные духовые инструменты.
                    4. Медные духовые инструменты.
                    5. Группа ударных инструментов.









                      Ход музыкального лектория:

1. Преподаватель:  Что такое оркестр? Это слово на много старше того времени, которое в него вкладывается в наше время. Греки называли так круглую площадку театра, где размещались музыканты. Уже тогда была распространена совместная игра на различных музыкальных инструментах. Музыкальные ансамбли существовали при дворах европейских королей, герцогов. Сначала в ансамблях господствовали струнные виолы и лютни, но постепенно в оркестр начала входить скрипка, которая вытесняла виолу, определяя дальнейший оркестровый стиль. А уже в XIX веке решительное влияние на развитие оркестра оказало совершенствование духовных инструментов.
       Музыкальная практика нескольких веков выработала различные типы оркестров. Каждый из них имеет свой
состав, свои особенности звучания. Симфонический оркестр состоит из 4-х семейств, т.е. оркестровых групп: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.
        Число инструментов в группе может меняться. Если уменьшить количество струнной группы, то уменьшается количество в группе духовых для равновесия звучания. Ударная группа занимает подчинённое положение, но неизменными являются литавры, большой и малый барабаны, тарелки и треугольники. Если содержание музыки требует появление какой-либо оркестровой краски, а именно более плотной или наоборот прозрачной звучности, то композитор вправе ввести дополнительные инструменты, увеличить или уменьшить состав оркестра.
       
Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижёра должен быть виден каждому музыканту. Поэтому самым целесообразным будет собрать инструменты по группам и расположить их веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине эстрады должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане – струнная группа, всегда располагающаяся ближе всех остальных инструментов к дирижёру, к слушателям. Струнных инструментов в оркестре много (например, первых скрипок бывает от 10 до 18, вторых от 8 до 16, альтов от 6 до14 и т.д.). Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа.  
                                                   

2. О группе струнных инструментов расскажет учащаяся 7 класса Аникина Алёна.

        Струнная группа служит фундаментом оркестра, в её состав входят скрипка, альт, виолончель, контрабас. 
       История возникновения смычковых уходит в самое отдалённое прошлое. В конце XVI века скрипки уже входили в состав оркестра, они подразделялись на первые сопрановые, вторые альтовые, теноровые (виолончели) и басовые (контрабасы).
       Музыкальная наука не может с точностью установить происхождение смычковых. Как известно, мнений в этом направлении очень много. Но сейчас есть основание предполагать,
что победное шествие смычковых началось на востоке у славян, т.к. была найдена фреска в Киевском Софийском соборе, где
скрипка была изображена в руках одного из музыкантов, а этот памятник русского зодчества относится к X, XI столетиям Ярослава Мудрого. Отсюда вывод: скрипка не была изобретена на Западе, она зародилась в быту славянских народов. Ну а дальнейшее её усовершенствование происходило в плане изменения шейки инструмента, поднятия грифа, увеличение размера подставки и усовершенствования неуклюжести смычка.

        Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол; подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча, приёмы игры также были схожи со скрипичными. С середины XVI в. скрипка утверждается в музыкальной практике как сольный и ансамблевый инструмент. Многие поколения мастеров работали над совершенствованием конструкции, улучшением звуковых качеств скрипки. История сохранила имена А. и Н. Амати, А. и Д. Габриели, А. Страдивари – выдающихся итальянских мастеров конца XVI – начала XVIII в., создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойдёнными.

        Диапазон скрипки охватывает 4 октавы. Тембр певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу.

        Звучит фрагмент Концерта для скрипки и струнных №1 ля минор И.С. Баха в исполнении В.Т. Спивакова (скрипка, дирижёр).
        Альт - второй представитель струнной группы. По размерам несколько превосходит скрипку. Ранние образцы этого инструмента относятся к XVI в. Альт долгое время был самым незадачливым инструментом симфонического оркестра. Среди посвящённых музыкантов он не пользовался уважением. Из искусственного оцепенения его вывел дерзкий опыт француза Этьена Мейле, написавшего оперу с сольной партией альта, а в 1834 г. Гектор Бермоз – страстный поклонник альта – написал симфонию «Гарольд в Италии», где поручил альту solo в главной партии.  

        Виолончель. По размерам значительно превосходит скрипку и альт, но несколько уступает контрабасу. Народная молва приписывает, что честь изобретения violon (или контрабасовой виолы) принадлежит Гаспаро да Сало, а завершение её развития Антонио Страдивари. Как все струнные инструменты, виолончель имеет 4 струны, настроенные квинтами, бархатное, таинственное и драматическое звучание. Имея богатейшие художественно-исполнительские возможности,  виолончель выглядела скромно, постепенно наращивая свою заслуженную роль в оркестре.       Бетховен являлся, несомненно, первым композитором – классиком, угадавшим истинное достоинство виолончели и поставившим её на то место, какое ей подобает по праву. После скрипки и фортепиано виолончель, пожалуй, наиболее любимый инструмент у многих композиторов.
        Сейчас прозвучит одно и то же произведение Шуберта- соната Арпеджионе в исполнении Юрия Башмета – альт и Мстислава Растроповича – виолончель.
       
Контрабас. Самый большой и самый низкий по звучанию инструмент из семейства струнных смычковых. Исполнитель играет на нём стоя или садится на очень высокий специальный стул. Его основная задача – давать оркестровый «бас» - опорную ноту в самом низком регистре. Он выполняет в оркестре ту же роль, что и басы в хоре.
       «Предками» контрабаса были старинные
басовые виолы, от которых он заимствовал многие особенности своей конструкции. Контрабасовая виола располагала 6-ю струнами, и по свидетельству Мишеля Коррета – автору известной в своё время «Школы игры для контрабаса» конца XVIII века, была вполне совершенным инструментом, которому можно было поручить достаточно виртуозную партию как в оркестре, так и соло.
       
Звучит финал из 9-й симфонии Л. Бетховена.
        3. О группе деревянно-духовых инструментов расскажет учащаяся 5 класса Квартина Олеся.
        Деревянные духовые – 2-я группа современного симфонического оркестра. По силе звучания эта группа имеет даже преимущества перед струнными и даже способна к большему разнообразию и богатству выразительности. В настоящее время в неё входят семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготов. Иногда в симфоническом оркестре используется саксофон, в ряде партитур встречаются его выразительное соло. Этот инструмент преимущественно входит в состав эстрадных, духовых оркестров, джазов и различных концертных ансамблей.
        Флейта. О происхождении флейты сложены легенды. Одна из них рассказывает, что древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Спасаясь от Пана, нимфа обратилась к богу реки с просьбой спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из этого тростника свирель и назвал её в память нимфы сиринкс (сиринкс – разновидность флейты Пана).
       
Флейта Пана – народный многоствольный инструмент, высота звука у него зависит от длины трубок, а диапазон – от их количества. Трубочки изготовляются из ствола камыша, тростника, бамбука, а также из древесины, кости, металла. Их скрепляют тростниковыми пластинками и жгутом из молодой коры вишнёвого дерева или ниткой. Современные флейты бывают продольными и поперечными.

        Подлинным предком современной флейты является продольная флейта, которая произошла от тростниковой дудочки. Её сначала держали вертикально вниз, как играли на гобое или кларнете. Современную оркестровую продольную флейту исполнитель держит горизонтально. Поперечная флейта, подобная современной, вошла в оркестр во второй половине XVII в. Флейта в XVIII веке пользовалась такой любовью, что играть на ней было признаком хорошего тона.
       Одна из разновидностей флейты –
флейта- пикколо – это самый высокий инструмент симфонического оркестра. Звучит на октаву выше, и в 2 раза меньше обычной флейты. Резкий и пронзительный  тембр инструмента легко прорезает звучность большого оркестра. Изредка употребляются также альтовая и басовая флейты; по размерам они больше обычной и звучат, естественно, ниже.

        Звучит пьеса-соло для флейты «Сиринкс» К. Дебюсси.
       
Гобой  ведёт происхождение от древней пастушеской свирели. Непосредственным его предшественником считают зурну – инструмент, распространённый на Кавказе и в Средней Азии. С XVII в. гобой – непременный участник военных оркестров, а также ансамблей, сопровождающих оперные и балетные спектакли; с XVIII в. Гобой занял прочное место в симфоническом оркестре.    

        Современному гобою доступны все тонкости музыкального письма. Классики-симфонисты широко использовали этот инструмент в своих произведениях. Это пасторальный инструмент, его тембр мягкий и искренний, а чёткость выполнения технических узоров вне всякой похвалы.
        Звучит фрагмент из II части симфонии №4 П.И. Чайковского.
       
Разновидность гобоя – английский рожок. Он звучит несколько ниже гобоя, тембр его немного гнусавый, «утиный». Такой тембр, например, выбрал С.С. Прокофьев для изображения утки в симфонической сказке «Петя и волк».

        Звучит фрагмент из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева.
        Кларнет  подобно гобою, ведёт происхождение от пастушеской свирели. «Предками» кларнета можно считать некоторые из деревянных духовых инструментов, употреблявшихся в Древнем Египте 4 тысячелетия назад. В своём первобытном виде он представлял собой пастушью дудочку. В современном виде появился в Германии в середине VIII в. Сейчас – это великолепный инструмент, располагающий огромным диапазоном в 4-е неполные октавы, а звучание его зависит от регистра, низкие ноты – мрачно и таинственно, высокие – резко, средние – мягко, ясно и светло.
       Это единственный представитель деревянной группы симфонического оркестра, которому доступны значительное усиление и ослабление силы звука.
       
Звучит фрагмент из «Патетического трио» для кларнета, фагота и фортепиано М.И. Глинки.
       
Фагот – самый низкий по звучанию деревянных духовых, изобретённый в XVI в. Он заявил о себе сначала в военных оркестрах, а затем уже в симфонических. В переводе с итальянского фагот означает «вязанка», «связка», т.к. трубка фагота такая длинная, что её пришлось сложить пополам, т.е. связать. Фагот участвует в квартетах для деревянных духовых на равных с флейтой, гобоем и кларнетом.
       
Звучит фрагмент (тема Дедушки) из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».
        Саксофон – духовой тростевой инструмент, изобретённый А.Саксом в 1840 году. Хотя саксофон изготавливается из металла  (серебра, латуни и др.), его по традиции относят к группе деревянных духовых. По форме и конструктивным особенностям инструмент во многом схож с бас-кларнетом. Весьма разнообразен тембр инструмента: в среднем регистре он напоминает одновременное звучание гобоя, виолончели и кларнета, на forte его звук приближается к медным. В настоящее время известно семь разновидностей саксофонов: сопрано, сопранино, альт, тенор, баритон, бас, контрабас, из которых наиболее популярны сопрано, альт и тенор.

       Звучит фрагмент из балета «Гаянэ» А.И. Хачатуряна.

        4. О группе медных духовых инструментов расскажет учащаяся 6 класса Шевченко Анастасия.
       
Медные духовые - это третья группа симфонического оркестра по гибкости исполнения уступает деревянным, но располагает большей силой звучания и оставляет далеко позади себя деревянные и струнные вместе взятые. Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащают его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой. В эту группу входят: труба, тромбон, валторна и туба.
        Труба – в древности была сигнальным инструментом, её простейшие образцы были известны задолго до нашей эры. В средние века игрой на трубах сопровождались рыцарские турниры, культовые обряды, военные церемонии. С XVII в. Трубу начали применять в оркестрах; И.С Бах и Г.Гендель широко использовали её в своих произведениях. Берлиоз пишет о трубе, что она способна выражать всё сильное, гордое, величественное.

        Звучит соло трубы в «Поэме экстаза» А.Н. Скрябина.
        Тромбон – известен с XV в., получил своё название от итальянского именования трубы – tromba – с увеличительным суффиксом – one, trombone, что буквально переводится «трубища». Поэтому звук этого инструмента сильнее, мощнее трубы и извлекается он с помощью выдвижной длинной трубки – кулисы, которая удлиняет канал ствола, тем самым понижая строй инструмента. Применение кулисы даёт возможность получить специфический эффект – глиссандо. Тембр тромбона в низком регистре – мрачный, «зловещий», в среднем и высоком – мужественный, светлый, героический. В симфонический оркестр тромбоны впервые ввёл Л. Бетховен.
       
Звучит финал Пятой симфонии Л. Бетховена.
       
Валторна – в переводе с немецкого означает «лесной рог». С незапамятных времён сигналы рогов возвещали начало сражений. Начиная с XVII столетия валторну стали вводить в оперный оркестр, а уже в XVIII веке она стала постоянным членом симфонического оркестра. Тембр у валторны мягкий, певучий, благородный, великолепно сливающийся с тембрами струнных и деревянных. Велики и динамические возможности инструмента: от нежнейшего pianissimo до мощного forte (существует специальный приём игры «раструбом вверх», при котором достигается наибольшая сила звучания). Звучание инструмента при этом резко меняется, приобретая таинственную, зловещую окраску. В современном симфоническом оркестре бывает 4 валторны (изредка 6 – 8).
       
Звучит фрагмент концерта для валторны В.А. Моцарта.
        Туба – это сравнительно молодой инструмент. Туба появилась в Германии во II половине XIX века. Это хроматический инструмент, самый низкий по звучанию среди медных духовых. Тембр – суровый, массивный, «грузный». Расход воздуха при исполнении на тубе огромен. Иногда при низком регистре исполнитель вынужден менять дыхание на каждом звуке.  

        Звучит пьеса «Быдло» из цикла М.Мусоргского «Картинки с выставки».

        5. О последней группе симфонического оркестра – группе ударных инструментов  и некоторых других расскажет учащаяся 6 класса Ефимик Ксения.
        Ударные инструменты. Основная их функция – ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. Способ извлечения звука – удар по натянутой коже, по металлическим пластинкам, по деревянным брускам. Эта группа расположена в левом углу эстрады. По форме, величине, материалу, из которого они сделаны, и по звуку они делятся на две большие группы. Первая имеет настройку, т.е. определённую высоту звучания. Это литавры, колокольчики, ксилофон, колокола. Другая группа – не имеет настройки и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это треугольники, бубен, малый и большой барабаны, тарелки, там-тамы, кастаньеты.
        Кастаньеты – испанский ударный инструмент. Состоит из 2-х пар, больше – для левой руки, поменьше для правой. Это деревянные (или пластмассовые) чашеобразные пластинки, соединённые попарно шнурком. Щёлкающим звуком в правой руке исполняется ритмический рисунок, а в левой – опорные точки этого рисунка.
       
 Звучит танец шоколада из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
        Колокольчики. Инструмент состоит из 25-32 хроматически настроенных металлических пластинок, размещённых в два ряда, верхний – соответствует чёрным клавишам фортепиано, а нижний – белым. При игре ударяют двумя металлическими или реже деревянными молоточками, звучание чистое, ясное, нежное.
        Звучит фрагмент из пьесы Алана Хованеса «Гора в октябре».
(Это современный композитор, американец, настоящая фамилия Шахмахьян (1911г.). В его сочинениях много оттенков армянской, японской, индийской музыки и музыки стран Ближнего Востока). 

        Иногда в оркестр включается арфа, орган, рояль.
         Арфа – её называют «приглашённым гостем» в оркестре.
       Имеет 44-47 струн, 7 педалей двойного действия, с помощью которых можно повысить струны на тон или полутон, используется как ансамблевый, так и сольный инструмент.
        Орган – самый большой из всех музыкальных инструментов, играют на нём, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент, и родственником он оказывается не клавишным инструментам, а маленькой флейте. В средние века использовался в церковной музыке. Начиная с XVIII в. композиторы включают орган в оратории, а в XIX в. он появился и в опере. Иногда орган включается в партитуру симфонических произведений.

        Звучит фрагмент из «Поэмы огня» («Прометей») А.Н. Скрябина.

        Рояль – разновидность фортепиано, концертный инструмент.

 О происхождении фортепиано и его особенностях мы уже знаем из предыдущей лекции-концерта «Его величество ФОРТЕПИАНО».

        Звучит фрагмент из 2-го концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова  в исполнении Д. Мацуева и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением В.А. Гергиева.

Преподаватель: История возникновения и развития симфонического оркестра – история постепенной перестройки старых и изобретение новых инструментов, увеличения его состава, история совершенствования способов использования сочетаний инструментов, т.е. история той области музыкальной науки, которая именуется оркестровкой или инструментовкой, и, наконец, история симфонической, оперной, ораториальной музыки. Все эти четыре слагаемых, четыре стороны понятия «симфонический оркестр», тесно связаны между собой. Многообразным было и остаётся сейчас их влияние друг на друга.


       Итак, проведённое внеклассное мероприятие, достигло своей цели – обучающиеся в полной мере имеют представление об истории появления музыкальных инструментов, а также о выразительных и изобразительных возможностях инструментов с помощью представленных музыкальных фрагментов.







                               Список литературы.

1. Азархин Р.М. Кронтрабас. – М.: Музыка, 1978.
2. Барсова И.А. Книга об оркестре. – 2-е изд. –М.: Музыка, 1978.
3. Благодатов Г.И. Кларнет. – М.: Музыка, 1965.
4. Зильберквит М.А. Рассказы о симфонии. – М.: Сов. композитор, 1977.

5. Кленов А.В. Секрет Страдивари. – М.: Музыка, 1977.
6. Лазько А.А. Виолончель. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1981.
7. Левин С.Я. Фагот. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1983.

8. Понятовский С.П. Альт. – М.: Музыка, 1974.
9. Раабен Л.Н. Скрипка. – М.: Музыка, 1963.

10. Сумеркин В.В. Тромбон. – М.: Музыка, 1975.
11. Тризно Б.В. Флейта. – М.: Музыка, 1964.

12. Усов Ю.А. Труба. – М.: Музыка, 1966.
13. Фомин В.С. Оркестр и дирижёр. – Л.: Музыка, 1969.

14. Фомин В.С. Старейший русский симфонический оркестр. – Л.: Музыка, 1982.

15. Язвинская Е.Р. Арфа. – М.: Музыка, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ И КАМЕРНОМ АНСАМБЛЕ XVII В.

Первые оркестры сформировались в начале XVII в. в итальянской опере. Одним из создателей оркестра явился основоположник классической оперы, гениальный реформатор в инструментальной сфере Клаудио Монте...

Методическая разработка для студентов педколледжа по МДК 02.05 "Теория и методика музыкального развития" на тему "Применение мультимедиа-технологий на музыкальных занятиях в детском саду"

Мультимедийные технологии на музыкальных занятиях в детском саду обогащают процесс обучения дошкольников, позволяют сделать его более эффективным....

Методическая разработка урока тема "Инструмент для выполнения разметки при выполнении электромонтажных работ"

Тема программы: Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ.Тема урока: Инструмент для выполнения разметки при выполнении электромонтажных работ.Тип урока: Комбинированный...

Методическая разработка "Развитие самостоятельности мышления на начальном этапе обучения на музыкальном инструменте (аккордеон)"

Полный конспект урока по специальности (аккордеон) в детской школе искусств с учеником 1 класса....

Планы-конспекты музыкальных занятий и методические разработки по музыкальным дисциплинам

В этом разделе пользователям будут предоставлены методические разработки и рекомендации по теме обучения пению, а также конспекты музыкальных занятий....

Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна»

В методической разработке открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с си...