Конспект урока по биологии на тему «Основные этапы происхождения человека»
план-конспект урока

Васильева Яна Валерьевна

Тема : «Основные этапы происхождения человека»

План

1. Доказательства происхождения человека от животных

2. Эволюция человека

3. Предшественники человека

4. Первые люди

5.Современные люди

6 .Человеческие расы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_etapy_proishozhdeniya_cheloveka.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОГА ПОУ «Вейделевский агротехнологический техникум имени Грязнова В.М.»

Конспект урока по биологии

 на тему

«Основные этапы происхождения человека»

Преподаватель:

Васильева Яна Валерьевна

Вейделевка,2020 год

Тема : «Основные этапы происхождения человека»

План

1. Доказательства происхождения человека от животных

2. Эволюция человека

3. Предшественники человека

4. Первые люди

5.Современные люди

6 .Человеческие расы

  1. Общность строения человека и позвоночных животных.

Строение скелета, нервной системы, системы пищеварения, дыхания и кровообращения человека и других позвоночных, особенно млекопитающих, очень сходно. Наиболее наглядно родство человека и животных выявляется при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных .

Родство человека и животных подтверждается Существованием рудиментов и атавизмов. У человека имеется около 90 не-функционирующих, так называемых рудиментарных органов. Наличие рудиментов — следствие редукции органов и тканей. Редукция выражается в уменьшении размеров органов и тканей, в упрощении их строения. К рудиментам относятся особая мышца, позволяющая некоторым людям двигать ушами и кожей головы (остаток подкожной мускулатуры, развитой у многих представителей млекопитающих), копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста), маленькая полулунная складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки, имеющейся у многих хордовых, начиная с рыб, и лучше всего развитой у пресмыкающихся и птиц) и многие другие. Все эти органы бесполезны для человека и сохраняются у него в недоразвитом виде. Объяснить их существова-ние можно лишь тем, что они достались человеку от его животных предков, у которых были хорошо развиты и выполняли определенные функции. Иногда у человека проявляются особенности, обычно у него не встречающиеся, но имеющиеся у животных. Такие особенности называются атавистическими (рис. 87). Например, хвост, с которым очень редко рождаются люди, обильный волосяной покров на теле, включая лицо, добавочные соски, сильно развитые клыки и некоторые другие. Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы — бесспорные доказательства происхождения человека от животных.

Завод Оцинкованных Теплиц!белгородтеплица.рф РАСПРОДАЖА террасной доски из ДПК!belgorod.latitudo.ru 

Сходство и различие человека и высших человекообразных обезьян.Изучение всей совокупности анатомических и физиологических особенностей человека, его эмбрионального развития показывает, что человек относится к отряду приматов. Наиболее близкие родственники человека среди высших приматов — представители семейства Понгиды (человекообразные обезьяны, или антропоиды). К ним принадлежат обитающие в Африке горилла, шимпанзе и индо-малайский орангутан.

О близком родстве между человеком и антропоидами свидетельствуют общий характер телосложения, редукция хвоста, наличие ногтей, а не когтей на пальцах, форма глаз и ушей, одинаковое число резцов, клыков и коренных зубов, полная смена молочных зубов и многое другое. Существенны черты физиологического сходства: общие группы крови, болезни (туберкулез, грипп, холера, воспаление легких) и др.

Электронная подпись за час!

У человека и антропоидов обнаружено поразительное сходство хромосомного аппарата. Известно, что число хромосом у всех человекообразных обезьян равно 48, тогда как у человека диплоидный набор представлен 46 хромосомами (см. рис. 45, § 32). Ученые полагают, что хромосома № 2 человека возникла в результате слияния двух негомологичных хромосом, имевшихся у общего предка человека и антропоидов и сохранившихся у последних до настоящего времени.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами имеются существенные различия. Все антропоиды, за исключением горилл, ведущих преимущественно наземный образ жизни, живут на деревьях. В связи с этим у них длинные передние конечности, крюкообразные кисти со слаборазвитым большим пальцем, хватательный тип стопы. При передвижении по земле они опираются на наружный край стопы, сохраняя равновесие с помощью передних конечностей.

Важнейшие отличительные особенности в строении человека связаны с его прямохождением. Вертикальное положение туловища у человека обусловило ряд изменений в строении скелета (в особенности позвоночника, таза, кисти), мускулатуры, в расположении внутренних органов и т. д. Большой палец руки хо-рошо развит, сильно противопоставляется остальным и очень подвижен, благодаря чему кисть человека способна к разнообразным точным движениям.

Различия антропоидов и человека наблюдаются также в строении черепа и мозга. Череп человека не имеет сплошных надбровных дуг, мозговая часть преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ. У обезьян, наоборот, сильнее развита лицевая часть, особенно челюсти.

Мозг человека в 2—2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян (рис. 88). Теменные, височные и лобные доли, в которых расположены важнейшие центры психических функций и речи, сильно развиты. Только человек обладает членораздельной речью.

Труд и происхождение человека.Между человеком и человекообразными обезьянами отмечаются различия не только в строении органов, но и глубокие качественные различия в поведении и образе жизни.

Специфическая черта человека — целенаправленное создание и применение орудий труда, с помощью которых он изменяет условия своего существования, сам производит все то необходимое, что уменьшает его зависимость от природы, снижает действие естественного отбора. Решающими в формировании и развитии человеческого общества были труд и трудовые отношения членов общества.

В процессе эволюции человека — антропогенезе социальные закономерности приобретают все большее значение. Труд явился важнейшим фактором формирования человеческого сознания. Трудовая деятельность с каждым новым шагом расширяла кругозор человека. В процессе труда происходило сплочение членов человеческого коллектива и быстрое развитие способа обще-ния между ними — речи. Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом. Под влиянием труда и речи совершенствовалось сознание человека. Развитие сознания, в свою очередь, оказывало обратное воздействие на труд и речь, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Особи и группы особей, способные к выполнению более разнообразных трудовых актов (совместная охота, изготовление примитивных орудий, общение друг с другом), оказывались гораздо более приспособленными, следовательно, имели больше шансов выжить.

По мере становления человечество в процессе трудовой деятельности решало все более трудные задачи, переходя от подчинения природы к управлению ею.

«Труд,— писал Энгельс,— первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».2. Предпосылки антропогенеза.Изучение современных и ископаемых приматов дает материал, позволяющий понять, каким образом возникли характерные особенности человека, которые в итоге вывели его за пределы мира животных.

Общим предком человекообразных обезьян и наиболее высокоорганизованного в отряде приматов семейства гоминид (людей) была одна из ветвей узконосых обезьян. Древнейшие представители этой ветви уже передвигались по земле на задних конечностях, помогая себе передними. Более или менее выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести в основном на задние конечности резко изменили соотношение между всеми органами животного: грудная клетка становилась шире и короче; позвоночный столб постепенно терял форму дуги, свойственную всем животным, передвигающимся на четырех ногах, и приобретал S-образную форму, что придавало ему гибкость. Движения передних конечностей стали более свободными и разнообразными. Это оказалось очень полезным, так как облегчило добывание пищи.

На ранних этапах эволюции приматов наши отдаленные предки жили на деревьях. Однако непосредственными предками гоминид были наземные двуногие обезьяны. Переход к наземному образу жизни осуществился задолго до появления первых гоминид.

Переход к прямохождению, освободившему руку от участия в передвижении тела, лишь одно и далеко не единственное условие превращения нашего далекого предка в человека. Не менее важным был и стадный образ жизни, при котором слабость одной особи компенсировалась усилиями совместно обороняющегося стада, а опыт, приобретенный индивидуумом, быстро становился достоянием других членов стада. Высокий уровень развития мозга и психики, использование различных предметов в качестве орудий для охоты и защиты от врагов стали главнейшими предпосылками очеловечивания, основой для развития мышления и трудовой деятельности. Прежде чем человек окончательно выделился из мира животных, прошел длительный период времени.

Некоторые виды человекообразных обезьян погибли в борьбе за существование. Различные виды обезьян совершали от случая к случаю отдельные трудовые операции, забрасывали их, снова к ним возвращались, пока труд из исключения не стал правилом. Естественный отбор обеспечивал выживание особей и групп, обладавших способностью к трудовой деятельности. Переход от использования различных предметов в качестве орудий труда к регулярному и сознательному их изготовлению дал той группе приматов, из которой впоследствии возник человек, огромные преимущества перед остальными.

Предшественники человека. Человек и приматы происходят от общего предка — небольшого млекопитающего, походившего на крысу. Первые приматы появились в конце мелового периода около 70 млн лет назад. Сначала ответвились лемуры и другие полуобезьяны (низшие приматы), а затем обезьяны (высшие приматы), причем часть их жила в Новом Свете (Южная Америка), а часть — в Старом (Африка и Азия). От последних отделился гиббон, затем орангутан, а третья линия дала гориллу, шимпанзе и человека (рис. 89).

Современные человекообразные обезьяны не являются предками человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков — наземных человекообразных обезьян — дриопитеков (от греч. «дриос» — дерево, «питекос» — обезьяна) (рис. 90). Они появились 17—18 млн. лет назад и вымерли около 8 млн лет назад. Дриопитеки обитали в тропических лесах. Некоторые их виды, видимо, положили начало эволюции человека.

Возможно, дальним предком человека был рамапитек (Рама — герой индийского эпоса). О его существовании стало известно по найденным в Сиваликских горах в Индии нескольким зубам и фрагментам челюсти (рис. 90). Было ли это существо прямоходящим, установить пока невозможно. Предполагается, что рамапитеки появились 14 млн лет назад и вымерли около 9 млн лет назад.

Хотя ископаемые остатки дриопитеков и рамапитеков находят во всем Старом Свете, местом возникновения рода Homo (человека) считается Африка. Начиная с 1924 г. там находят остатки наземных приматов, получивших название австралопитеков (от лат. «аустралис» — южный) (рис. 90).

Сдвинутое к центру черепа положение затылочного отверстия, строение бедренных и тазовых костей у австралопитеков, сильно напоминающих человеческие,— все это заставляет предполагать, что передние конечности у них не принимали участия в передвижении тела. Строение хорошо развитого большого пальца кисти говорит о том, что передние конечности этих приматов совершенствовались как хватательный орган, способный к манипулированию различными предметами: камнями, костями, палками. Австралопитеки жили на открытых лесостепных пространствах, сходных с современной саванной. Масса их, по вычислениям ученых, была 36—55 кг.

Австралопитеки не имели таких естественных органов защиты, как мощные челюсти, клыки и острые когти, и уступали в физической силе крупным животным. Использование природных предметов (камней, длинных костей крупных животных и т. д.) в качестве орудий, заменявших органы защиты и напа-дения, позволяло австралопитекам преодолевать свою беззащитность в условиях, где было трудно спрятаться от врагов. Изучение черепов австралопитеков показало, что объем их мозга значительно превышал объем мозга близких им по размерам тела шимпанзе.

Наиболее древняя находка австралопитека у озера Рудольф в Кении имеет возраст 5,5 млн лет. Вероятно, в этот период у них формировалось прямохождение, совершенствовалась кисть. Со временем некоторые группы австралопитеков постепенно стали переходить от использования различных естественных предметов в качестве орудий к изготовлению орудий труда (наиболее древняя находка таких орудий у озера Рудольф имеет возраст 2,6 млн лет).

Самые древние орудия изготавливались из дерева, рога, кости, камня (вулканической лавы, кварцита и особенно кремния).

История человечества начинается с появления орудий труда. Однако человек возник в результате длительного становления и развития трудовой деятельности, что мы видим, изучая древнейшие орудия труда. Стадия австралопитеков помогает восстановить один из самых важных моментов в эволюции — начало превращения животных в человека. 3. 3. 3.Древнейшие люди. Австралопитеки, населявшие Африку 1,5—5,5 млн лет назад, были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.

В 60—70-е годы нашего столетия в Африке в тех слоях, где были найдены австралопитеки, обнаружили останки существ, у которых объем полости черепа составлял 650 см3. Их мозг был значительно меньше, чем у человека, имеющего объем мозга 1000—2000 см3, но значительно больше, чем у типичных южноафриканских австралопитеков, средний объем черепной полости которых составлял всего лишь около 450 см3. В непосредственной близости от места находки были обнаружены самыепримитивные орудия труда из гальки. Ученые предположили, что это существо может быть отнесено к роду Homo, и дали ему название Homo habilis — человек умелый, подчеркивающее тот факт, что он изготавливал примитивные орудия труда. Судя по найденным останкам, датирующимся 2—1,5 млн лет назад, человек умелый существовал более полумиллиона лет, медленно эволюционировал, пока не приобрел значительное сходство с человеком прямоходящим.

Одной из самых замечательных была знаменитая находка первого питекантропа, или человека прямоходящего (Homo егес-tus), обнаруженного голландским исследователем Эженом Дюбуа в 1891 г. (рис. 91). Увлеченный идеями Ч. Дарвина, Дюбуа поехал на Яву, чтобы попытаться найти там «связующее звено» между человеком и обезьяной. Он сделал открытие, которое было оценено учеными как важнейшее доказательство правильности теории происхождения человека от высших обезьян. Уже в XX в. на Яве были найдены еще несколько питекантропов, в Китае — близкие к ним синантропы (от лат. «Сина» — Китай) и т. д. Все они представляют собой различные географические варианты человека прямоходящего, существовавшего приблизительно от 1,6 млн до 200 тыс. лет назад.

Древнейшие люди обладают сходными признаками. Массивная со скошенным подбородком челюсть сильно выступает вперед. На низком покатом лбу имеется надглазничный валик. Высота черепа по сравнению с современным человеком мала, но объем мозга варьирует в пределах 800—1400 см3. Мозг древнейших людей, хотя и обладал некоторыми примитивными чертами, все же сильно отличался от мозга высших обезьян. У них намного лучше, чем у любой из обезьян, были развиты доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью. Левое полушарие мозга у питекантропов было больше, чем правое, что, по-видимому, как и у современных людей, связано с праворукостью. Наряду с добыванием растительной пищи большую роль играла охота, о чем свидетельствуют находки в местах жизни древнейших людей костей мелких грызунов, оленей, медведей, диких лошадей, буйволов.

В пещере Чжоу-Гоу-Дянь, близ Пекина, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы костров (угли, зола, обожженные камни). Скопление золы, достигавшее в отдельных местах шести-семиметро-вой толщины, показывает, что синантропы заселяли пещеру втечение длительного времени. Искусственно добывать огонь синантропы, по-видимому, еще не умели. Они, вероятно, получали его при лесных пожарах или извержении вулкана, а затем заботливо поддерживали и сохраняли не только из года в год, но и от поколения к поколению. Умение пользоваться огнем было огромным завоеванием человека. Оно позволило сделать пищу более усвояемой, способствовало лучшей защите от врагов и холода, расширению ареала древнейших людей.

Мышление, хотя и в примитивной форме, использование огня и изготовление орудий стали главнейшими преимуществами древнейших людей в борьбе за существование.

На этом этапе эволюции человека мы впервые видим, как начинают проявляться новые, социальные закономерности, которые со временем стали главнейшими в существовании человеческого общества. Но наряду с зарождающимися социальными закономерностями продолжают действовать и прежние, биологические. Под контролем естественного отбора продолжают еще находиться многие физические особенности древнейших людей, связанные с дальнейшим совершенствованием прямохож-дения, а также с развитием мозга.

Естественный отбор сохранял, по-видимому, именно те группы древнейших людей, у которых быстрее и лучше развивались мышление, речь, трудовая деятельность.

Древние люди.Древнейших людей сменили древние люди, которых называют также неандертальцами (по месту первой находки в долине реки Неандр, Германия; рис. 92). Ареал древних людей, как показывают находки в Африке, Азии и Европе, был достаточно велик. В находках часто встречаются каменные орудия, следы костров, кости убитых животных.

Неандертальцы жили в ледниковую эпоху от 200до 30 тыс. лет назад. Широкое распространение древних людей не только в областях с теплым благоприятным климатом, но и в суровых условиях подвергшейся обледенению Европы свидетельствует об их значительном по сравнению с древнейшими людьми прогрессе. Древние люди умели не только поддерживать, но и добывать огонь.

В теплом климате неандертальцы селились по берегам рек, под навесами скал; в холодном — в пещерах, которые им часто приходилось отвоевывать у пещерных медведей, львов, гиен. Пещера, в которой пылал костер, надежно защищала и от холода, и от нападения хищных зверей.

Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляли собой более прогрессивный тип человека (рис. 92). Объем их мозга равен объему мозга современного человека. Древние люди уже владели речью. О процессе мышления свидетельствуют и орудия неандертальцев: по форме они были довольно разнообразными и служили для самых различных целей (рис. 92). С помощью изготовленных орудий древние люди охотились на животных, сдирали с них шкуры, разделывали туши, строили жилища.

У древних людей отмечается возникновение элементарных социальных взаимоотношений, которые выражались в заботе о тех, кто из-за ран или болезней не мог самостоятельно добывать пищу. У неандертальцев впервые встречаются захоронения.

Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование победили те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, достигали меньшей смертности детей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия существования. Умение изготовлять орудия труда, членораздельная речь, способность к обучению — эти качества оказались полезными и для коллектива в целом. Естественный отбор обеспечивал дальнейшее прогрессивное развитие многих признаков. В результате совершенствовалась биологическая организация древних людей. Но влияние социальных факторов на развитие неандартальцев становилось все сильнее.

4. Ископаемые люди современного типа.Возникновение людей современного физического типа (Homo sapiens), сменивших древних людей, произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад.

Остатки ископаемых людей современного типа обнаружены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон во Франции было обнаружено сразу несколько скелетов людей этого типа. По месту находки ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами (рис. 93). В нашей стране уникальные находки этих людей сделаны около Воронежа и Владимира.

Ископаемые люди современного типа обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Их умственное развитие по сравнению с неандертальцами и тем более с человеком прямоходящим достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют не толькообъем и строение мозга, но и резкие изменения, происшедшие в их жизни. Кремневые орудия постепенно становились все более разнообразными и совершенными. Для изготовления орудий кроманьонцы стали широко использовать и более трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Разнообразие типов орудий из камня и кости (резцы, скребки, сверла, наконечники для дротиков, гарпуны, иглы) говорит о сложной трудовой деятельности, в результате которой зависимость от природы становилась все меньше и меньше. Изучение орудий труда кроманьонцев показывает, что уже в то время человек умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду, жилье. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди начинают осваивать ранее недоступные для них районы земного шара, переносить неблагоприятные условия окружающей среды. На этом этапе произошло еще одно крупное событие в жизни людей — возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры выполнены с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале).

Человек — биологическое и социальное существо.Появление человека — огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде. Как и все живые организмы, он претерпевает изменения, растет, стареет, умирает. Поэтому тело человека, человеческий организм — область изучения биологических наук. Однако человеческий организм — это еще не человек в социальном смысле. Ребенок, полностью изолированный от остальных людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в обществе. Социальная среда, в которой находятся люди,- налагает на них такой большой отпечаток, что человека невозможно изучать с позиций только биологических наук.

У человека возникает особая, не связанная с генетическими механизмами форма связи между поколениями — преемственность традиций, культуры, науки, знаний. Все это стало возможным благодаря развитию речи и письменности. Опыт, накопленный человеком в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую культуру.

На первых этапах эволюции гоминид отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся условиям существования имел решающее значение. Однако впоследствии способность человека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной информации по мере возрастания объема знаний все более выводила человека из-под жесткого контроля естественного отбора и усиливала зависимость от общества. Поэтому, изучая биологию человека, мы всегда должны помнить о том, что человек занимает совершенно особенное положение в природе и качественно отличается от других организмов. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное. Игнорирование социальной роли и преувеличение биологической — серьезная научная ошибка.

5. Основные человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и негроидную. Это большие группы людей, отличающиеся некоторыми физическими признаками, например чертами лица, цветом кожи, глаз и волос, формой волос (рис. 94).

Для каждой расы характерно единство происхождения и формирования на определенной территории.

К европеоидной расе относится коренное население Европы, Южной Азии и Северной Африки. Европеоиды характеризуются узким лицом, сильно выступающим носом, мягкими волосами. Цвет кожи у северных европеоидов светлый, у южных — преимущественно смуглый.

К монголоидной расе относится коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири. Монголоиды отличаются крупным плоским широким лицом, разрезом глаз, жесткими прямыми волосами, смуглым цветом кожи.

В негроидной расе выделяют две ветви — африканскую и австралийскую. Для негроидной расы характерны темный цвет кожи, курчавые волосы, темные глаза, широкий и плоский нос.

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. По-видимому, в далеком прошлом расовые признаки были полезны для их обладателей: темная кожа негров и кур-чавые волосы, создающие вокруг головы воздушный слой, предохраняли организм от действия солнечных лучей, форма лицевого скелета монголоидов с более обширной носовой полостью, возможно, является полезной для обогрева холодного воздуха перед тем, как он попадает в легкие. По умственным способностям, т. е. способностям к познанию, творческой и вообще трудовой деятельности, все расы одинаковы. Различия в уровне культуры связаны не с биологическими особенностями людей разных рас, а с социальными условиями развития общества.

Реакционная сущность расизма.Первоначально некоторые ученые путали уровень социального развития с биологическими особенностями и пытались среди современных народов найти переходные формы, связывающие человека с животными. Эти ошибки использовали расисты, которые стали говорить о якобы существующей неполноценности одних рас и народов и превосходстве других, чтобы оправдать беспощадную эксплуатацию и прямое уничтожение многих народов в результате колонизации, захват чужих земель и развязывание войн. Когда европейский и американский капитализм пытался покорить африканские и азиатские народы, высшей была объявлена белая раса. Позднее, когда гитлеровские полчища шагали по Европе, уничтожая захваченное население в лагерях смерти, высшей была объявлена так называемая арийская раса, к которой фашисты причисляли германские народы. Расизм — это реакционная идеология и политика, направленная на оправдание эксплуатации человека человеком.

Несостоятельность расизма доказана настоящей наукой о расах — расоведением. Расоведение изучает расовые особенности, происхождение, формирование и историю человеческих рас. Данные, полученные расоведением, свидетельствуют о том, что различия между расами недостаточны для того, чтобы считать расы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по биологии

Планы конспекты по биологиии по учебнику автор Сонин...

Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина».

Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина»....

Конспект урока "Работа над штрихами на начальном этапе обучения"

Конспект урока "Работа над штрихами на начальном этапе обучения"...

Конспект урока по биологии на тему _Деление клетки. Митоз_ (10 класс)

Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимание его биологического смысла их роли в передаче наследственной информации и значении деления клет...

Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.

Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение....

Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».

Класс: 8Дата:Тема урока: «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».Цель урока: Создать условия для  формирование представление о соединениях костей скелета человека,ск...