Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.
план-конспект урока

Наталья Викторовна Куркина

Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8klass-_nasekomye.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 8 класс биология. УМК Сонин.

Тема урока.  Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.

Цель урока:

-сформировать понятие о  классе  насекомых как представителях типа Членистоногие

Задачи урока:

Образовательные: дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса. Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Развивающие: работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные: Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.

Основные термины и понятия: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин.

Оборудование: учебник, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»

Тип урока:  комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент. 

Подготовка рабочего места. Приветствие. Положительный настрой: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». 

Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

2. Проверка домашнего задания

а. Биологический диктант (по изученной теме.Класса  Паукообразные)

зад.вставьте пропущенные слова в предложении

1. Число ходильных ног у  паукообразных………………

2. 1-ю пару ног называют…………….

3. Органы зрения у паукообразных представлены …………………

4. Органы дыхания представлены………………….. и ……………..

5. Тело  паукообразных разделено на………………….  и ………………………..

 б. Работа с терминами: (3 мин)

Дайте определение следующим понятиям:

Хелицеры—

Педипальпы----

Печень-

Мальпигиевые сосуды –

Миксоцель –

Половой диморфизм-

Гемолимфа –

в) сообщения учащихся (дополнительный материал)  

Иксодовый клещ

Чесоточный клещ

Ядовитые пауки

3. Актуализация  опорных знаний ( 2 мин)

Расположите последовательно систематические единицы (от наибольшего к наименьшему)

Животные - беспозвоночные – членистоногие – паукообразные – скорпионы.

4. Сообщение темы 

Хотелось бы знакомство начать с новым классом с такого отрывка стихотворения .

Ты посмотри вокруг себя-

Везде живые существа

Они жужжат, таскают мёд

Ведь пчёлы «трудовой народ».

Другие вечно нас кусают-

Их комарами называют.

И тут, куда не посмотри

Кружатся стаями они.

А есть назойливые мухи,

Они всегда шумят под ухом, Мешают, вечно лезут в рот

И кстати тоже любят мёд.

Они и ты из особого теста

И в мире занимают каждый своё место.

Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

Так какая же тема нашего урока?

Тема. Класс Насекомые.

Сформулируйте цель урока  в соответствии с темой урока.

Рассказ учителя.  Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1,5  млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.

План урока: (Вывешивается на доске)

Общая характеристика                        Внешнее строение насекомых.

Среда обитания насекомых.               Способ питания насекомых.

Внутреннее строение                           Развитие насекомых

Значение насекомых в природе и жизни человека. (на домашнее изучение)

5.  Изучение нового материала

 Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы.

Общая характеристика

Внешнее строение  

Отделы тела –голова, грудь, брюшко

Глаза, пара усиков.

Ротовые органы – видоизменённые конечности.

Типы ротового аппарата

1.грызущий – у таракана

2. грызуще-лижущий- у пчелы

3. колюще-сосущий – у комара

4. лижущий - у мухи

5 сосущий – у бабочки

Конечности

3 пары ног – для ходьбы и бега

2 пары крыльев

Брюшко – из 10 члеников.

Задание: заполните таблицу: «Внутреннее строение насекомых»

Система органов

Строение органов

Функция

Нервная система

Узловой тип, выделен головной мозг( надглоточный нервный узел)

Связь с внешним миром, более сложное поведение.

Пищеварительная система

Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие

Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков.

Дыхательная система

Трахеи с дыхальцами

Доставка кислорода и удаление углекислого газа.

Выделительная система

Мальпигиевые сосуды, жировое тело (не выводится)

Выделение жидкостей продуктов обмена.

Кровеносная система

Сердце-сосуды-органы-сердце, гемолимфа

Транспорт БЖУ

Репродуктивная система

Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее.

Продолжение рода.

7. Первичное закрепление пройденного материала.

Задание Определите по типу питания  насекомых тип ротового аппарата

Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерсть, кожу, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы.

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно  так прогнулась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Учащиеся садятся на свои места.

Домашнее задание: параграф 26, сообщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по биологии на тему Строение клетки

Тема урока: Строение клетки. Задачи урока:- продолжить изучение строения клетки, изучить строение ядра клетки, показать связь строения ядра с его функцией, выявить ведущую роль ядра в наследствен...

Конспект урока по биологии на тему «Основные этапы происхождения человека»

Тема : «Основные этапы происхождения человека»План1. Доказательства происхождения человека от животных2. Эволюция человека3. Предшественники человека4. Первые люди5.Современные люди6 .Чело...

Конспект урока по биологии на тему _Деление клетки. Митоз_ (10 класс)

Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимание его биологического смысла их роли в передаче наследственной информации и значении деления клет...

Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».

Класс: 8Дата:Тема урока: «Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы ».Цель урока: Создать условия для  формирование представление о соединениях костей скелета человека,ск...

Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"

Урок- исследование по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме "Прорастание семян"

Урок-практикум по биологии в 6 классе по теме "Прорастание семян"...