УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студента ПО РАЗДЕЛУ: ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
методическая разработка

Ивлева Дарья Юрьевна

Пособие предназначено для студентов первого курса среднего профессионального образования, очной формы обучения для работы на занятиях.

Методические указания для решения генетических задач предназначены для изучения «Биологии» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Представленное пособие составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Биология».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx218.61 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студента

ПО РАЗДЕЛУ: ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

ОУД.12 БИОЛОГИЯ

специальность 34.02.01 Сестринское дело

I курс 2 семестр

Москва

2023


РАССМОТРЕНО

Цикловой методической

Комиссией № 1

(протокол от 01.03.2023 №1)

Разработано на основе ФГОС СПО

по специальности 34.02.01

Сестринское дело

 код, наименование специальности

Составители (авторы):

Ивлева Д. Ю.                                            преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

       Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации

Рецензент (ы):

Камаева Н.Ф._____         _______        _ преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №1

      Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации


Содержание

Пояснительная записка..............................................................................   4

Введение......................................................................................................   5

Основные понятия генетики......................................................................  6

Глава 1. Общие рекомендации по решению генетических задач..........   7

1.1 Техника решения задач........................................................................   7

1.2 Оформление задач по генетике...........................................................   8

1.3 Правила при решении задач по генетике...........................................   8

Глава 2. Примеры решения генетических задач.....................................    9

2.1. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.. 9

2.2. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание............. 11

2.3. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании...  12

2.4. Сцепленное с полом наследование...................................................  15

Глава 3. Задачи для самостоятельного решения.....................................  20

Ответы к задачам для самостоятельного решения.................................  23

Критерии оценивания……………………………………………………  24

Список использованной литературы.......................................................  25


Пояснительная записка

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01. «Сестринское дело».

Пособие предназначено для студентов первого курса среднего профессионального образования, очной формы обучения для работы на занятиях.

Методические указания для решения генетических задач предназначены для изучения «Биологии» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Представленное пособие составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Биология».

Анализируя программу, учебники, дидактические материалы, научную литературу и учитывая уровень подготовки студентов по биологии, был отобран необходимый материал и составлено данное пособие.

Основной задачей данного пособия является обеспечение студентов необходимым теоретическим и практическим материалом для усвоения таких тем, как основные понятия генетики, законы Г. Менделя, сцепленное наследование, нарушение сцепления, взаимодействие генов.

В учебно-методическом пособии изложены материалы для подготовки к теоретическим и практическим занятиям по биологии, которые представлены в виде схем скрещиваний и теоретических объяснений закономерностей наследования признаков.

Формируемые ОК – ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6.

 

 

Введение

В методическом пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, условные обозначения, приведены примеры решения задач на разные типы наследования.

Учебное пособие составлено в помощь учащимся студентам первого курса, очной формы обучения.

Решение задач, как учебно-методический прием изучения раздела генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у студентов логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Учебное пособие составлено согласно обновленным ФГОС, программе и среднего профессионального образования.

 

 

 

Основные понятия генетики

Ген (с современных позиций) – это участок молекулы ДНК, содержащий информацию о  первичной структуре одного белка. Гены находятся в хромосомах, где они расположены линейно, образуя «группы сцепления».

Аллельные гены – это пара генов, определяющих контрастные (альтернативные) признаки организма. Каждый ген этой пары называется аллелью. Аллельные гены расположены в одних и тех же участках локусах гомологичных  (парных) хромосом.

Альтернативные признаки – это взаимоисключающие, контрастные признаки (например, жёлтые и зелёные семена гороха). Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой – рецессивным.

Доминантный признак – это признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий. Например, у гороха доминантными признаками являются жёлтая окраска семян, гладкая поверхность семян, пурпурная окраска цветков

Рецессивный признак не проявляется у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий.

Гомозигота – клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена (АА или аа).

Гетерозигота – клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена (Аа).

Генотип – совокупность всех генов организма.

Фенотип – совокупность признаков организма, формирующихся при взаимодействии генотипа с окружающей средой.

Гибридологический метод – изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путём гибридизации (скрещивания).

Моногибридное скрещивание – это скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых контрастных (альтернативных) признаков, которые передаются по наследству.

Дигибридное скрещивание – это скрещивание форм, отличающихся друг от друга по двум парам изучаемых альтернативных признаков.

Полигибридное скрещивание – это сложное скрещивание, при котором родительские организмы отличаются по трём, четырём, и более парам контрастных (альтернативных) признаков.

Глава 1. Общие рекомендации по решению генетических задач. 

1.1 Техника решения задач

Алгоритм

Символика

1. Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В. Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано.

2. Запись фенотипов и схемы скрещивания словами.

3.Определение фенотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символам генов под фенотипами.

4. Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.

5. Составление решетки Пеннета.

6. Анализ решетки согласно поставленным вопросам.

7. Краткая запись ответов

1. Р – перента – родители. Родительские организмы, взятые для скрещивания, отличающиеся наследственными задатками.

2.F – филис – дети. Гибридное потомство.

3. F1 –гибриды I поколения, F2 – гибриды II поколения.

4. G- гаметы А а ….

5. А, В – доминантные гены, отвечающие за доминантные признаки (например, желтую окраску и гладкую поверхность семян гороха).

6. а, в – рецессивные  гены, отвечающие за развитие рецессивных признаков (например, зелёной окраски семян гороха и морщинистой поверхности семян гороха).

7. А, а – аллельные гены, определяющие конкретный признак.

8. АА, ВВ – доминантные гомозиготы, аа, вв – рецессивные гомозиготы.

9. Х – знак скрещивания.

10. ♀ - символ, обозначающий женский пол особи (символ Венеры – зеркальце с ручкой).

11.♂ - символ, обозначающий мужской пол особи (символ Марса – копьё и щит).

1.2 Оформление задач по генетике.

1.На первом (слева) месте пишется женская (материнская) особь, на втором (справа) пишется мужская (отцовская) особь.
2. Аллельные гены пишутся рядом (ААВВ).
3. При записи генотипа буквы пишутся в алфавитном порядке (ааВВ, а не ВВаа).
4. Под генотипом пишут фенотип.
5. Фенотипы и гаметы пишутся строго под соответствующим генотипом.
6. Записывается ход решения с объяснениями. Можно оформлять в решётке Пеннета.
7. Записывается вывод .
8. Запись типа «первый ребенок родится больным, а второй здоровым» неправильна, поскольку результаты указывают лишь на вероятность рождения тех или иных особей.

1.3 Правила при решении задач по генетике.

Правило первое.

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.

Правило второе.

Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

Правило третье.

Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.

Глава 2. Примеры решения генетических задач.

2.1 Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.

Моногибридное скрещивание – это скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых контрастных (альтернативных) признаков, которые передаются по наследству.

Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов F1

Этот закон выведен на основании результатов моногибридного скрещивания. Для опытов было взято два сорта гороха, отличающихся друг от друга одной парой признаков — цветом семян: один сорт имел желтую окраску, второй — зеленую. Скрещивающиеся растения были гомозиготными.

Формулировка закона: при скрещивании организмов, различающихся по одной паре альтернативных признаков, первое поколение единообразно по фенотипу и генотипу.

Задача 1.

Условие: Определите генотипы родителей, если у матери имеется седая прядь волос надо лбом, а у отца – нет; из двух детей в семье, один имеет седую прядь, а другой – нет.

Решение:

Дано:

А – наличие седой пряди

а – отсутствие седой пряди

Определите генотипы родителей.

Один ребенок не имеет седой пряди – значит, он должен быть гомозиготным по рецессивному признаку – аа; точно такой же генотип (аа) будет иметь и его отец.

Мать гетерозиготна, так как один ее ребенок имеет седую прядь, а другой – не имеет.

Р : ♀ Аа    х   ♂ аа

G:     А; а           а

F1 :  Аа; Аа; аа; аа

F1 - есть седая прядь     нет седой пряди.

Второй закон Менделя — закон расщепления

Из семян, полученных при скрещивании гомозиготного растения с желтой окраской семян с растением с зеленой окраской семян, были выращены растения, и путем самоопыления было получено F2.

Формулировка закона: у потомства, полученного от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 3:1, а по генотипу — 1:2:1.

Задача 2.

Условие: Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Решение:

Дано:

А – карие глаза

а – голубые глаза

Определить F1-?

Гетерозиготные кареглазые родители Аа

Р:    Аа    х  ♂ Аа

G:      А; а         А; а

F1:    АА;  Аа; Аа; аа

         карие 3        голубые 1

происходит расщепление признаков, согласно второму закону Менделя:

по фенотипу 3:1

по генотипу 1: 2: 1

2.2 Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание

Этот метод был предложен Менделем для выяснения генотипов организмов с доминантным признаком, имеющих одинаковый фенотип. Для этого их скрещивали с гомозиготными рецессивными формами.

Если в результате скрещивания все поколение оказывалось одинаковым и похожим на анализируемый организм, то можно было сделать вывод: исходный организм является гомозиготным по изучаемому признаку.

Если в результате скрещивания в поколении наблюдалось расщепление в соотношении 1:1, то исходный организм содержит гены в гетерозиготном состоянии.

Задача 1.

Куры с белым оперением при скрещивании между собой всегда дают белое потомство, а куры с черным оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается голубым. Какая часть потомства от скрещивания голубых петуха и курицы будет с голубым оперением?

Решение:

Дано:

А – черное оперение

а – белое оперение

АА – черная курица

аа - белый петух

Аа – генотип голубых курицы и петуха

Количество Аа в F2 - ?

Р:   ♀ АА   х     ♂  а а

G:     А                    а

F1:         Аа   х  Аа

F2           АА, Аа, Аа, аа

             ч.    г.  г.     б.

Соотношение по генотипу     1 АА:   2 Аа:   1аа

Соотношение по фенотипу    1 черн.: 2 гол.: 1 бел.

Ответ: половина потомства будет с голубым оперением.

2.3 Закономерности наследования при дигибридном скрещивании.

Третий закон Менделя — закон независимого наследования

Этот закон был выведен на основании данных, полученных при дигибридном скрещивании. Мендель рассматривал наследование двух пар признаков у гороха: окраски и формы семян.

В качестве родительских форм Мендель использовал гомозиготные по обоим парам признаков растения: один сорт имел желтые семена с гладкой кожицей, другой — зеленые и морщинистые.

Формулировка закона: при скрещивании организмов, отличающихся друг от друга двумя и более парами альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всевозможных сочетаниях.

Третий закон Менделя выполняется только в том случае, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.

Задача 1.

Условие: Напишите возможные генотипы и фенотипы детей, если известно, что у отца – вьющиеся волосы и веснушки (как у всех его предков), а у матери – прямые и нет веснушек.

Решение:

Дано:

А – вьющиеся волосы

а - прямые волосы

В – веснушки

в – веснушки отсутствуют

F1 - ?

Генотип отца – ААВВ;

генотип матери – аавв.

Р:    аавв      х     ♂ ААВВ

G:       ав                       АВ  

F1:               АаВв

Ответ: все дети будут с вьющимися волосами и веснушками.

Задача 2.

Условие: Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение.

Определить:

а) генотипы всех трех членов семьи;

б) рождение каких детей можно ожидать в этой семье.

Решение:

а) Дано:

А – карие глаза

а – голубые глаза

В – близорукость

в – нормальное зрение

Определить генотипы Р и  F1

Генотип ребенка – аавв

По генотипу ребенка определяем гаметы, которые он мог получить от матери и отца.

F1        аавв – ребенок с голубыми глазами и нормальным зрением

G:             ав                            

        от одного и другого родителя                 

Гаметы, несущие рецессивные признаки, должны быть в генотипе обоих родителей, значит, их генотипы АаВв.

Б) Дано:

А – карие глаза

а – голубые глаза

В – близорукость

в – нормальное зрение

 Р:  ♀,  ♂ А а В в

                   К а р е г л а з ы е, б л и зо р у к и е

Р:   АаВв     х    ♂А а В в

G:       АВ, Ав, аВ, ав, АВ, Ав, аВ, ав.

Гаметы

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

ААВв

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв

Аавв

АаВв

Аавв

аВ

АаВВ

АаВв

ааВВ

ааВв

ав

АаВв

Аавв

ааВв

аавв

1. ААВВ – карегл. Близорук

2. ААВв – карегл. близорук.

3. АаВВ – карегл. близорук.  

4. АаВв – карегл. близорук.

5. Аавв - карегл. норм          

6. Аавв - карегл. норм.                  

7. ааВВ – голубгл.близорук

8. ааВв – голубгл. близорук.

9. аавв – голубгл.  норм.                      

Ответ: генотипов – 9; фенотипов – 4 (кареглазых близоруких, кареглазых нормальных, голубоглазых нормальных, голубоглазых близоруких).

Количество по фенотипу:

кареглазых близоруких – 9/16

кареглазых нормальных – 3/16

голубоглазых близоруких – 3/16

голубоглазых нормальных – 1/ 16

2.4 Сцепленное с полом наследование.

Наследование признаков, сцепленных с полом

У большинства организмов пол определяется во время оплодотворения и зависит от набора хромосом. Такой способ называют хромосомным определением пола. У организмов с таким типом определения пола есть аутосомы и половые хромосомы — Y и Х.

У млекопитающих (в т.ч. у человека) женский пол обладает набором половых хромосом ХХ, мужской пол — ХY. Женский пол называют гомогаметным (образует один тип гамет); а мужской — гетерогаметным (образует два типа гамет). У птиц и бабочек гомогаметным полом являются самцы (ХХ), а гетерогаметным — самки (ХY).

В основном они касаются двух признаков человека: свертываемость крови (ХН — норма; Xh — гемофилия), цветовое зрение (ХD — норма, Xd — дальтонизм). Гораздо реже встречаются задачи на наследование признаков, сцепленных с полом, у птиц.

У человека женский пол может быть гомозиготным или гетерозиготным по отношению к этим генам. Рассмотрим возможные генетические наборы у женщины на примере гемофилии (аналогичная картина наблюдается при дальтонизме): ХНХН — здорова; ХНXh — здорова, но является носительницей; ХhХh — больна. Мужской пол по этим генам является гомозиготным, т.к. Y-хромосома не имеет аллелей этих генов: ХНY — здоров; XhY — болен. Поэтому чаще всего этими заболеваниями страдают мужчины, а женщины являются их носителями.

Задача 1.

Условие: Рецессивный ген, обуславливающий цветовую слепоту (дальтонизм), локализован в Х - хромосоме.

Напишите генотипы мужчины и женщины, страдающих цветовой слепотой.

Дано:

D – норма

d - дальтонизм

Определить ♀, ♂.

Ответ:

♀хd хd

♂ хdу

Задача 2.

Условие: Почему кошки бывают черепахового цвета, а коты – нет.

хА – черная окраска

ха – рыжая                                 

хА ха – черепаховая окр.

Решение:

У кошек черепаховый цвет (трехцветный окрас)

сцеплен с полом (с Х – хромосомой).

Возможные варианты решения задач:

♀ кошка          хА хА ,       хА ха ,         ха ха

                 черная   черепаховая   рыжая

♂ кот                     хАу                  хау

                  черный       рыжий

Для примера скрестим рыжего кота с черепаховой кошкой.

Дано:

ха у – рыжий кот

хА ха - черепах. кошка  

Р, F1 - ?

Решение:

                    ♀ хА ха    х      ♂ хау

               G     хА ; ха     х                ха ;   у

               F1     хА ха  ;   хАу;       ха ха  ;         хау

                   ♀череп.  ♂черн. ♀рыжая.  ♂рыжий.

Ответ:

¼ - черепаховая кошка,

¼ - черный кот,

¼ - рыжая кошка,

¼ - рыжий кот.

2.5 Наследование групп крови (системы АВ0)

Рассмотрим более подробно типы наследования и характер межаллельных взаимодействий на примере групп крови. Всего описано 15 антигенных систем эритроцитов, каждая из которых включает от двух до нескольких десятков антигенов, контролируемых генов с множественными аллелями. Мы опишем только наиболее известные из них - АВ0. Система АВ0. Впервые антигенные различия эритроцитов человека были выявлены в 1900 г. К. Ландштейнером. Группы крови системы АВ0 («а», «б», «ноль») контролируются одним аутосомным геном I (от слова изогемагглютиноген) или ABO, расположенным в длинном плече хромосомы. В этом гене идентифицировано 3 аллеля IA, IB и I0. Аллели IA и IB кодоминантны по отношению друг к другу, и оба они доминантны по отношению к аллелю I0.

Таким образом, при сочетании различных аллелей могут образовываться 4 группы крови: 0 или I при генотипе I0I0, A или II при генотипах IAIA и IAI0, B или III при генотипах IBIB и IBI0и AB или IV при генотипе IAIB в соотношении 1:3:3:2. Группы крови определяют иммунологические свойства антигена агглютиногена, локализованного на поверхности эритроцитов, и взаимодействующего с ними антитела агглютинина, растворенного в сыворотке крови.При самой редкой группе крови 0(I), которая в популяции встречается с частотой 11% (1:9), в сыворотке крови вырабатываются антитела против антигенов А и В. Если человеку с группой крови 0(I) 6 добавить кровь любой другой группы произойдет агглютинация (слипание) эритроцитов и разовьется гемолитический шок. В тоже время кровь группы 0(I) не содержит эритроцитарных антигенов, и ее можно переливать любым реципиентам вне зависимости от их группы крови. Поэтому люди с группой крови 0(I) являются «универсальными донорами». При группах крови A(II) и B(III), каждая из которых встречается примерно у трети населения, в сыворотке крови присутствуют антитела соответственно либо против антигена В, либо против антигена А. Поэтому людям с этими группами крови можно переливать либо кровь той же самой группы, либо кровь группы 0(I). При четвертой группе крови AB(IV) антитела против эритроцитарных антигенов в сыворотке крови не вырабатываются. Этим людям можно переливать кровь любой группы, таким образом, они являются «универсальными реципиентами». Однако их кровь можно переливать людям только с той же самой четвертой группой крови AB(IV) (см. табл.1)

Таблица 1. Наследование групп крови

Задача 1.

У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

Решение:

  1. Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.
  2. Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).

Ответ:

У родителей II и III группы крови.

Задача 2:

В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

Решение:

Первая пара родителей

У одного родителя – I группа крови – генотип j0j0. У второго родителя – II группа крови. Ей может соответствовать генотип JAJA или JAj0. Поэтому возможны два варианта потомства:

Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка.

Вторая пара родителей

У одного родителя II группа (JAJA или JAj0). У второго – IV группа (JAJB). При этом также возможны два варианта потомства:

Вторая пара не может являться родителями второго ребенка (с I группой крови).

Ответ: Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.

Глава 3. Задачи для самостоятельного решения.

Моногибридное скрещивание.

Задача №1. У томатов ген, обеспечивающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гетерозиготных красноплодных растений с желтоплодными? Каковы их генотипы?

Задача №2. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были ресницы короткие, вступает в брак с мужчиной, имеющим короткие ресницы. Какова вероятность, что ребёнок в этой семье родится с короткими ресницами?

Задача №3. У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на женщине с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.

Задача №4. Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?

Дигибридное скрещивание.

Задача №5. Отец – глухонемой (рецессивный признак), с белым локоном надо лбом (доминантный признак). Мать здорова и не имеет белой пряди. Родился ребенок глухонемой и без локона надо лбом. Определите генотипы родителей и их детей.

Задача №6. У фигурной тыквы белая окраска плодов А доминирует над желтой а, а дисковидная форма В — над шаровидной b. Ответьте на вопросы: как будет выглядеть F1 и F2 от скрещивания гомозиготной белой шаровидной тыквы с гомозиготной желтой дисковидной?

Задача №7. У человека ген негритянской окраска кожи (В) полностью доминирует над геном европейской кожи (в), а заболевание серповидно-клеточная анемия проявляется неполностью доминантным геном (A), причём аллельные гены в гомозиготном состоянии (AA) приводят к разрушению эритроцитов, и данный организм становится нежизнеспособным. Гены обоих признаков расположены в разных хромосомах.

Чистородная негроидная женщина от белого мужчины родила двух мулатов. Один ребёнок не имел признаков анемии, а второй умер от малокровия. Какова вероятность рождения следующего ребёнка, не имеющего признаков анемии?

Наследование, сцепленное с полом.

Задача №8. У человека дальтонизм (одна из форм цветовой слепоты) обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Женщина с нормальным зрением, отец которой был дальтоником, вступает в брак с нормальным мужчиной. Какова вероятность рождения в этом браке сына-дальтоника?

Задача №9. Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом, а мать, как и все ее предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Ответьте на вопрос:Что можно сказать об их будущих сыновьях, дочерях?

Задача №10. Ген нормальной свёртываемости крови (А) у человека наследуется по доминантному типу и сцеплен с Х-хромосомой. Рецессивная мутация этого гена (а) приводит к гемофилии – несвёртываемости крови.

У-хромосома аллельного гена не имеет.

Определить процентную вероятность рождения здоровых детей в молодой семье, если невеста имеет нормальную свёртываемость крови, хотя её родная сестра с признаками гемофилии. У жениха мать страдает этим заболеванием, а отец здоров.


Ответы к задачам для самостоятельного решения:
Задача №1. гибриды F1 демонстрируют расщепление по фенотипу в соотношении 1:1 – 50% красноплодных, 50% желтоплодных томатов. По генотипу расщепление в соотношении 1:1 – 50% гетерозиготных особей (Аа), 50% гомозиготных особей (аа).

Задача №2. Вероятность рождения ребенка с короткими ресницами 75 % или 3/1.

Задача №3. Генотип мужа – аа, жены – Аа, ребенка с нормальной пигментацией – Аа, ребенка-альбиноса – аа.

Задача №4. При скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании между собой гибридов F1 в их потомстве (F2) будет наблюдаться расщепление: 3/4 особей будет черного цвета, 1/4 – красного.

Задача №5. Ответ: 25% - здоровы, но имеют белый локон(AaBB)

25% - глухонемые, имеют белый локон (aaBb)

25% - здоровы, не имеют белого локона (Aabb)

25% - глухонемые, не имеют белого локона (aabb)

Задача №6. F1 – все белые дисковидные, F2 – 9 белые дисковидные, 3 белые шаровидные, 3 желтые дисковидные, 1 желтый шаровидный.

Задача №7. Вероятность рождения здорового ребёнка в данной семье составляет 1/4 = 25%

Задача №8. Ответ: вероятность появления сына-дальтоника 25%.

Задача №9. Дочка может быть здоровой (XAXA ) или быть здоровой, но являться носителем гена гемофилии (XAX) , а сын может как здоровым (XAY), так и больным (XaY).

Задача №10. Соотношение по фенотипу 1:1, 50% детей здоровы.


Критерии оценивания

Высокий уровень (оценка «5») ставится в том случае, когда задача решена правильно: ход решения задачи верен, все действия и преобразования выполнены верно и рационально; в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки; в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения; записи правильны, расположены последовательно, дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи; сделана проверка решения (в тех случаях, когда это требуется). Повышенный уровень (оценка «4») ставится в том случае, если при правильном ходе решения задачи допущена одна негрубая ошибка или два-три недочёта. Базовый уровень (оценка «3») ставится в том случае, если ход решения правильный, но: а) допущена одна грубая ошибка и не более одной негрубой; б) допущена одна грубая ошибка и не более двух недочётов; в) допущены три-четыре негрубые ошибки при отсутствии недочётов; г) допущено не более двух негрубых ошибок и трёх недочётов; д) при отсутствии ошибок, но при наличии более трёх недочётов. Низкий уровень (оценка «2») ставится в том случае, когда число ошибок превосходит норму, при которой может быть выставлена положительная оценка. Примечания. 1. Оценка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие описки или недочёта, если ученик дал оригинальное решение, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии. 2. Положительная оценка «3» может быть выставлена ученику, выполнившему работу не полностью, если он безошибочно выполнил более половины объёма всей работы


Список литературы.

Основные источники:

1. Биология: уч. для студентов учер. сред, проф. обр. /Н.В. Чебышев, Г.С. Гузикова и др.; 7-е изд., - М.: Издат. центр «Академия», 2021.

2. Биология: уч. пос. для мед. училищ/В.Н. Ярыгин, И.Н. Волков и др., 2-е изд. – М.: Изд-во Юрайт; Высшее образование, 2020.

3. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2022.

Интернет -источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

https://examer.ru/ege_po_biologii/teoriya/zadacha_po_genetike

http://bio.1sep.ru/article.php?ID=200400407

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс для студентов по дисциплине "Основы зоотехнии"

Адресован студентам очной формы обучения.УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/илилабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самок...

Учебно-методический комплекс по дисциплине профессионального цикла "Основы бухгалтерского учета" специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" (далее УМКД) предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерск...

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ. ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ЗАКОНЫ МЕНДЕЛЯ

Формирование у студентов системы знаний о генетике, как науке, её методах и значении; а также развитие логического мышления....

Учебно – методический комплекс по дисциплине ОП.12. Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности

УМК по дисциплине ОП.12. Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности написана Чинновой Татьяной Викторовной преподавателем экономических  дисциплин ГБПОУ СО Сергиевский губернский те...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК 01.01 Теоретические основы организ...

Тема 5. Раздел 2. Биология. Тема: "Основы генетики и селекции" Тема урока: "Обмен веществ и энергии в клетке"

Теоретической основой селекции является генетика, разрабатывающая проблемы наследственной изменчивости, системы скрещивания и отбора. Создателем современной генетической...

Тест по биологии "Основы генетики и селекции"

Тест по биологии "Основы генетики и селекции" для закрепления пройденого материала....