Отечественная война 1812г.
методическая разработка по теме

Кобелева Юлия Владимировна

Данный материал предназначен для студентов, обучающихся по специальности "Преподавание в начальных классах" с дополнительной подготовкой в области социально-гуманитарных дисциплин, при прохожднии ими практики в школе. Конспект урока рассчитан на два часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx12.67 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала (ФИО)

Ильина Надежда Константиновна,

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель  (Математика)

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная

школа № 2 г. Макарова»

Сахалинской области

Название материала

кроссворд

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.)

презентация

Цели,

Задачи материала

Содействовать повышению роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования;

воспитанию чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

1.Формировать у обучающихся представление о войне 1812 года.

2.Развивать познавательную активность, кругозор, развивать навыки работы с различными источниками.

3.Воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны, чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

1. hero-1812.narod.ru

2.voina1812.narod.ru/2.html

3. images.yandex.ru

4. www.borodino.ru

5. http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала (ФИО)

Пакшина Ирина Борисовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель (Английский язык)

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная

школа № 2 г. Макарова»

Сахалинской области

Название материала

кроссворд

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

презентация

Цели,

Задачи материала

Содействовать повышению роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования;

воспитанию чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

1.Формировать у обучающихся представление о войне 1812 года.

2.Развивать познавательную активность, кругозор, развивать навыки работы с различными источниками.

3.Воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны, чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

1. hero-1812.narod.ru

2.voina1812.narod.ru/2.html

3. images.yandex.ru

4. www.borodino.ru

5. http://ru.wikipedia.org/wiki



Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

Методическая разработка  урока на тему:

«Отечественная война 1812года.»

Выполнила студентка

Г(О)БОУСПО Усманского профессионального колледжа
Лутова Алена Вячеславовна

Тема урока: Отечественная война 1812 г.

Цель урока: выявить причины войны, дать характеристику основным битвам.

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы и аргументировать свою точку зрения.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свое Отечество.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Ход урока.

I .Оргмомент.

II. Сообщение темы и задач урока.

III. Изучение нового материала.                                                                                        

План урока.

1.Причины войны.

2.Военные действия летом 1812 г.

3.Бородинское сражение, его значение и итоги.

4.Перелом в ходе войны и изгнание французов из России.

5.Партизанское движение.

6.Заграничный поход русской армии.

1.Причины войны.

Учитель.Тильзитский мирный договор (1807 г.) не разрешил, а только усугубил противоречия между Францией и Россией. Ситуация оставалась напряженной и после встречи двух императоров в Эрфруте (сентябрь — октябрь 1808 г.). Приближалась большая война. Ее основными причинами можно считать:

1) К 1812 г. Россия и Великобритания оставались последними серьезными препятствиями на пути Наполеона к мировой гегемонии. Своим главным противником французский император справедливо считал экономически развитую буржуазную Англию, но для победы над ней ему нужно было сперва захватить и укрепить лидерство на континенте, а также установить прочный союз с Россией на выгодных для Французской империи условиях.

2) Россия не просто не желала следовать в фарватере французской политики, но также имела свои гегемонистские амбиции если не мирового, то, по крайней мере, европейского масштаба. Существуют свидетельства, указывающие, что Александр I в 1811- начале 1812 гг. активно готовился к нападению на Францию. Однако Наполеон его опередил.

3) Дипломатические противоречия между Францией и Россией концентрировались вокруг следующих (неразрешимых мирным путем) проблем:

- создание герцогства Варшавского (1807 г.) угрожало национальной безопасности России, не заинтересованной в возрождении польской государственности;

- захват Францией герцогства Ольденбургского (1810 г.), с правящей династией которого Александр I имел родственные связи;

- сопротивление Франции стремлению России установить контроль над черноморскими проливами (Босфор и Дарданеллы).

4) В начале XIX в. Великобритания была самым главным торговым партнером Российской империи, поэтому присоединение к континентальной блокаде стало настоящим экономическим бедствием. С 1808 по 1812 гг. российский внешнеторговый оборот сократился на 45%. Ограничением государственного суверенитета России, по сути дела, являлся запрет на официальные дипломатические сношения с Англией.

5) Российское общество негативно относилось к союзу с Францией. Наполеона здесь называли «узурпатором», «солдафоном» и даже «антихристом». Личные отношения между императорами тоже оставляли желать лучшего. Особенно они разладились в 1810 г. после того, как Александр I отказался дать согласие на брак своей сестры Анны с Наполеоном.

Обе страны активно готовились к войне, предпринимая огромные дипломатические усилия в поисках союзников. Франции удалось сколотить мощную коалицию. В нее вошли Австрия, Пруссия, Нидерланды, герцогство Варшавское, большинство германских княжеств и итальянских государств. Однако, как выяснилось позднее, лишь поляки вступили в союз добровольно, а остальные только искали подходящего случая предать Наполеона. В свою очередь, Россия могла обеспечить нейтралитет Швеции и Турции, защитив, тем самым, свои фланги.

15 августа 1811 г. на торжественном приеме дипломатического корпуса французский император заявил князю А.Б. Куракину: «Не знаю, разобью ли я вас, но мы будем драться!».

Вопрос: В чём заключались причины войны?

2.Военные действия летом 1812 г.

По ходу объяснения учителя ученики отмечают в контурных картах места сражений и даты.

В ночь на 12 (24) июня 1812 г. войска Наполеона форсировали р. Неман и вступили на территорию России. Многонациональная (только наполовину из французов) «Великая армия» насчитывала более 600 тыс. человек при 1250 полевых и 130 осадных орудиях. Императора сопровождали его знаменитые боевые маршалы: Л. Даву, М. Ней, И. Мюрат и др. Вслед за основными силами продвигался огромный обоз. Наполеон справедливо опасался, что в России раздобыть провиант для такой массы людей он не сможет.

Российские войска, расположенные вблизи западной границы, насчитывали около 300 тыс. человек. Они были разделены на три армии и несколько особых корпусов. Командование осуществляли: М.Б. Барклай-де-Толли (1-ая армия), П.И. Багратион (2-ая армия) и А.П. Тормасов (3-я армия). Двукратное численное превосходство «Великой армии» могло быть нейтрализовано только за счет высокого боевого духа русских войск.

Стратегический план Наполеона был достаточно прост. Он намеревался разгромить русские армии по очереди в приграничных сражениях и, угрожая оккупацией, принудить Александра I к подписанию союзного договора на выгодных для Франции условиях. Французский император изначально не собирался продвигаться вглубь России, захватывать ее или, тем более, расчленять. Он хотел сосредоточиться на борьбе с Англией, обеспечив себе надежный тыл на континенте.

У русского главнокомандующего М.Б. Барклая-де-Толли тоже были свои планы ведения кампании. Поняв цели противника, он решил отступать всеми силами вглубь страны, не давая французам генерального сражения. Наполеону пришлось преследовать уходящие русские армии и соответственно растягивать свои коммуникации. Это чрезвычайно раздражало французского императора и постепенно ослабляло его армию, неспособную к быстрому передвижению. Между тем война приобретала истинно народный характер, становилась Отечественной — возникло партизанское движение, куда включались представители всех слоев общества.

Отступление продолжалось до 22 июля, когда армии Барклая и Багратиона соединились в Смоленске. Здесь произошло первое крупное сражение, затянувшееся на несколько дней, после чего русские войска возобновили отступление на восток.

В сложившейся ситуации стратегия, избранная Барклаем, была единственно верной, так как позволяла сохранить армию и ослабить противника. Однако в Петербурге и Москве его план вызывал все большее недоумение, постепенно переходящее в страх. Раздражало также иностранное (шотландское) происхождение главнокомандующего, в армии и обществе все громче раздавались требования заменить «изменника» на «истинного русского патриота».

5 августа Александр I, уступив общественному мнению, согласился поставить во главе армии М.И. Кутузова, хотя и очень не любил «одноглазого старого сатира». 17 августа Кутузов прибыл в войска и … отдал приказ о продолжении отступления, приняв тем самым, тактику предыдущего главнокомандующего.

22 августа русская армия расположилась у села Бородино (110 км от Москвы) и начала готовиться к решительному сражению, цель которого М.И. Кутузов определил просто: «спасение Москвы».

3.Бородинское сражение, его значение и итоги.

22 августа 1812 г. русская армия расположилась у села Бородино (110 км от Москвы) и начала готовиться к решительному сражению, цель которого М.И. Кутузов определил просто: «спасение Москвы».

Через Бородинское поле проходят две дороги на Москву: Старая и Новая Смоленские. Западнее Можайска они сходятся. Избранная позиция позволяла перекрыть обе дороги на участке шириной 4 км, не растягивая армии. Таким образом, у М.И. Кутузова оставался путь для преследования противника в случае победы и отступления — в случае поражения. Наполеон даже не допускал мысли о поражении. Он, наконец, получил возможность разгромить русских в решающей битве. «Вот солнце Аустерлица!» — сказал французский император утром перед боем.

Силы противостоящих сторон были почти равны. Русская армия насчитывала около 150 тыс. человек (115 тыс. регулярных войск, 11 тыс. казаков и 28 тыс. ополченцев) при 640 орудиях. Наполеон располагал 134 тыс. человек, 590 орудиями.

24 августа развернулся бой на передовом русском укреплении — Шевардинском редуте. 12 тыс. русских солдат под командованием генерала М.Д. Горчакова, неоднократно переходя в контратаки, отбили все атаки 40 тыс. французов, но, понеся тяжелые потери, по приказу Кутузова оставили редут.

25 августа по русским позициям прошел крестный ход с иконой Смоленской Божьей Матери.

Утром 26 августа (7 сентября) началось главное сражение. Французы атаковали позиции русских на всем протяжении фронта, но главные события развернулись в центре (у батареи Н.Н. Раевского) и на левом фланге (на Багратионовых флешах). Обе позиции неоднократно переходили из рук в руки. В разгар боя был смертельно ранен П.И. Багратион. Ценой огромных усилий французы смогли захватить батарею и флеши, но прорвать русскую оборону им не удалось. Большую роль в этом сыграл удар казаков атамана М.И. Платова по правому флангу, задержавший Наполеона и позволивший Кутузову перегруппировать силы.

Сражение прекратилось только с наступлением темноты. Наполеон рассчитывал возобновить дело на следующее утро, но Кутузов предпочел отступить. Обе стороны понесли огромные потери: на Бородинском поле погибло 45,6 тыс. русских и 28 тыс. французов.

Примечательно, что обе стороны до сих пор считают Бородино своей победой. И они имеют на это право. Французы одержали победу по канонам боевой науки, сохранив за собой поле боя, а русские победили морально и стратегически, укрепив свой боевой дух и резко ослабив армию врага. Однако лучше всего итог и значение великой битвы оценил сам Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Вопрос: Дайте характеристику ходу и значению Бородинской битвы.

4.Перелом в ходе войны и изгнание французов из России.

Опережающее задание. Подготовить сообщение о военном совете в Филях.

Ученик. 
Совет в Филях

1 (13) сентября 1812 г., во время Отечественной войны, в деревне Фили состоялся военный совет, на котором предстояло решить главный вопрос — давать наполеоновской армии сражение под стенами Москвы или оставить город без боя.

После Бородинского сражения русская армия отошла к Москве и ранним утром 1 (13) сентября расположилась у небольшой подмосковной деревни Фили на позиции, выбранной начальником штаба русской армии Беннигсеном. Местность оказалась чрезвычайно неблагоприятной. «В случае неудачи вся армия была бы уничтожена до последнего человека», — писал впоследствии русский генерал М. Б. Барклай де Толли.

Вечером того же дня в избе крестьянина Фролова собрался военный совет во главе с командующим русской армией М. И. Кутузовым, на котором надо было решить судьбу Москвы. Барклай де Толли выступил за необходимость отступления, обосновав это «опасностью позиции», и «превосходящими силами» противника, а также невозможностью «защищать столь обширного города, столь незначительными силами». Генералы Д. С. Дохтуров, Н. Н. Раевский и А. П. Ермолов поддержали отступление, П. П. Коновницын и Л. Л. Беннигсен высказались за сражение, остальные заняли выжидательную позицию. Последнего слова ждали от М. И. Кутузова. Выслушав всех присутствующих, главнокомандующий принял решение отступать. «С потерею Москвы не потеряна еще Россия», — заявил он.

Это было последнее отступление русской армии в Отечественной войне 1812 г.

При отступлении был отдан приказ об уничтожении складов боеприпасов и провианта. В городе начался пожар, уничтоживший более 70% зданий, все запасы продовольствия и вооружения. 2 (14) сентября Наполеон вошёл в Москву. Оторванные от своих тылов французы оказались фактически заперты в разорённом городе. В октябре 1812 г. французская армия покинула Москву и начала отступление по Калужской дороге. Но у Малоярославца Кутузов преградил путь Наполеону, вынудив его отступать по разоренной войной Смоленской дороге. Постоянные удары казачьих отрядов атамана Д. В. Давыдова и партизан, а также голод и сильные морозы превратили отступление французской армии в бегство. В битве у р. Березины Наполеон потерпел сокрушительное поражение и бежал, бросив остатки своей армии.

Избу крестьянина Фролова стали называть Кутузовской избой и старались сохранить как исторический памятник. Однако в 1868 г. она была почти полностью уничтожена пожаром. В 1887 г. по планам и чертежам прежней избы была воссоздана новая. В комнате военного совета разместили музей, посвящённый 1812 г., а в другой половине избы поселили солдат-ветеранов Псковского пехотного имени фельдмаршала Кутузова полка.

После событий 1917 г. Кутузовская изба была превращена в жилой дом.

В 1939 г. было принято решение об открытии исторического памятника «Кутузовская изба в Филях».

С 1962 г. Кутузовская изба является филиалом музея-панорамы «Бородинская битва».

Учитель. В середине ноября остатки «Великой армии» (40 тыс. боеспособных солдат и офицеров) подошли к реке Березине. Только мужество французских саперов, построивших переправу в ледяной воде, и нерешительность русских военачальников позволили Наполеону избежать плена. Вместе с императором на западный берег реки перебрались только 16,5 тыс. человек.

5 декабря Наполеон покинул войска и отправился в Париж, где на вопрос одного из своих вельмож о состоянии «Великой армии» ответил кратко и четко: «Армии больше нет».

25 декабря 1812 г. император Александр I издал манифест о победоносном окончании Отечественной войны. Однако победа русскому народу досталась дорогой ценой: были практически полностью разрушены Москва, Смоленск, Витебск, Полоцк и множество небольших городов и деревень (в 12 губерниях), погибло около 300 тыс. человек.

После изгнания Наполеона Русская армия продолжила движение на запад. Начался Заграничный поход 1813 — 1814 гг.

Проверка работы учеников в контурных картах.

5.Партизанское движение.

Ученики самостоятельно читают в учебнике про партизанское движение и отвечают на вопросы.

1.Насколько мощным было партизанское движение в России?

2.Какие два направления в партизанском движении вы можете назвать?

6.Заграничный поход русской армии.

После изгнания французов из России (декабрь 1812 г.) Александр I решительно высказался за продолжение войны до полного уничтожения противника. Мотивы императора вполне понятны. Если Наполеона оставить в покое, то он вскоре соберет новую армию и через год — другой снова будет представлять серьезнейшую опасность для всей Европы. Да и сам факт пребывания «корсиканского узурпатора» на французском престоле дискредитировал монархическую идею и соответственно внушал страх представителям легитимных династий. Царь уверовал, что освобождение Мира от «антихриста» — священная миссия России. А если еще вспомнить личную неприязнь, которую испытывал Александр I по отношению к Наполеону, то становится понятно, почему российский император категорически отверг все возражения М.И. Кутузова, энергично выступавшего против заграничного похода.

1 января 1813 г. стотысячная русская армия форсировала Неман и вступила на территорию герцогства Варшавского. Общее командование войсками осуществлял М.И. Кутузов. Отдельные армии вторжения возглавляли М.А. Милорадович, П.В. Чичагов, М.С. Воронцов и П.Х. Витгенштейн, который после смерти М.И. Кутузова (28 апреля 1813 г.) был назначен главнокомандующим. Поначалу русские войска наступали очень успешно — уже в феврале 1813 г. были захвачены (освобождены) Варшава и Берлин. Тогда же начала формироваться очередная (VI-я) антинаполеоновская коалиция, в которую, помимо России, вступили Пруссия, Великобритания, Австрия, Швеция, Испания и Португалия.

К апрелю Наполеон уже подготовился к войне, собрав новую трехсот тысячную армию. 2 мая французы нанесли поражение союзникам под Лютценом, а 21 мая — под Бауценом. Александр I, находившийся в войсках, решил заменить главнокомандующего. Теперь им стал М.Б. Барклай–де-Толли. Но и это мало помогло. В конце августа (26 — 27 числа) Наполеон разгромил под Дрезденом численно превосходящие его армию войска союзников. Коалиция оказалась на грани распада. Вероятно, ее тогда спасло только мужество и полководческий талант М.Б. Барклая–де-Толли, разбившего и пленившего в бою под Кульмом французского генерала Д. Вандама.

16 — 19 октября 1813 г. под Лейпцигом состоялось самое крупное сражение за всю историю наполеоновских войн. Оно вошло в историю под названием «битвы народов», в которой русские, австрияки, пруссаки и шведы (всего 330 тыс. человек) схлестнулись с французами, поляками, саксонцами, голландцами и бельгийцами (всего 190 тыс. человек). Исход дела решило численное превосходство армии союзников, усиленное изменой саксонцев прямо во время битвы.

В период короткой кампании 1814 г. пятидесятитысячная армия Наполеона не потерпела ни одного поражения, но силы были уже слишком неравны. В январе русские, австрийские и прусские войска вторглись на территорию Франции.

31 марта 1814 г. союзники заняли Париж. Наполеон намеревался отвоевать столицу, но маршалы отказались выполнять его приказы. 6 апреля во дворце Фонтенбло император отрекся за себя и за своего сына от французского престола. Взамен союзники дали ему средиземноморский остров Эльба «в полное державное обладание».

Победители вернули Францию к границам 1793 г. и восстановили правившую еще до революции династию Бурбонов. 18 мая 1814 г. новый король Людовик XVIII подписал с союзниками мирный договор, закрепивший «новый-старый» статус французского государства.

IV.Закрепление.                                                                                                                                Работа с историческим источником.

Из воспоминаний очевидца(В.Левентштерна).

Вопрос. Выскажите свое мнение по поводу поступка Наполеона.

V. Домашнее задание. Самостоятельно изучить Венский конгресс 1814-1815гг.

Подготовить ответы на вопросы:

1.Какова была цель созыва конгресса?

2.Какие страны принимали участие?

3.Удалось ли реализовать требования России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Методическая разработка урока с презентацией для стуудентов 1 курса....

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Отечественная война 1812г.

Отечественная война1812г....

Конкурс рисунков к 70летию Победы в Великой Отечественной Войне "Мы дети против войны" среди учащихся 5-7 классов

Конкурс рисунков к 70летию Победы в Великой Отечественной Войне "Мы дети против войны" среди учащихся 5-7 классов...

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война.

Вторая Мировая война. Великая Отечественная война...

"СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны"

Материал содержит технологческую карту учебного занятия и тесты для проведения контроля по изученной теме....

Отечественная война 1812г

Отечественная война 1812г...