Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
методическая разработка на тему

Дмитренко Татьяна Георгиевна

Методическая разработка урока с презентацией для стуудентов 1 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt._urok_1812.doc83 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt452.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отечественная война 1812 года в истории и на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

(интегрированный урок истории, литературы).

                                                                             Война двенадцатого года

                                                                            Настала – кто тут нам помог?

                                                                           Остервенение народа.

                                                                           Барклай, зима иль русский Бог?

                                                                                           А.С.Пушкин.                                         

Цели урока

  • 1. Показать историческое значение Отечественной войны, стратегическое значение Бородинской битвы;
  • 2.Проследить изображение войны в романе, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу.
  • 3. Научить сравнивать взгляды писателей и историков, делать выводы
  • 4.Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальная беседа по предыдущей теме.
  3. Вторжение Наполеона в Россию.
  4. Бородинское сражение.
  5. Совет в Филях и оставление Москвы.
  6. Отступление и гибель «Великой армии».

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812- Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карта, роман Л.Н. Толстого « Война и мир» (3й том).

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока, цели, задач.

    В истории России много блестящих страниц, которыми мы гордимся. Одна из них - это

победа нашего народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Это событие

оценили не только историки, но и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Сегодня  мы рассмотрим Отечественную войну 1812 года и в историческом и в художественном аспектах, сравним их и попытаемся ответить на самый важный вопрос: в чем причины победы России в этой войне, войне против сильнейшего противника - Наполеона Бонапарта.

 (Учитель истории предлагает студентам: а) открыть учебник (с. 294) – краткость изложения, б) вопросный лист, над которым они будут работать в течение урока, в) роман «Война и мир» 3 том, которые помогут вам расширить знания об Отечественной войне 1812г.)

II.  Вопросы для фронтальной беседы. ( повторение пройденного).

1. Какова была расстановка сил в Европе в начале ХХ века? (С конца 18 в. в Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция европейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной захватнической политикой Франции.)

2. Какие исторические события отражены в романе Толстого «Война и мир?»

3.Какие сражения показывает Толстой в войне 1805-1807гг?

4.  Кто был союзником  России в войне против Наполеона в 1805 г.? (Союзник- Австрия.)

5. В чем причина неудач России в кампании 1805-1807 гг.? (Несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из участников имел собственные интересы.)

III. Объяснение  нового материала 

Итак, Россия и союзники терпят поражение от Франции. Амбициозный Наполеон Банопарт диктовал свои условия в Европе, и только Россия была непокорной мысль о мировом господстве беспокоила императора Франции.

2. Вторжение Наполеона в Россию.

     История. 

        Рассказ учителя с использованием карты.

      - Итак, война началась, 12 июня 1812 года. Превосходящая по численности "Великая армия" французов  вторглась в пределы Российской империи, перейдя реку Неман.Русская армия была малочисленнее и, что самое главное,  - разделена на три далеко стоящие друг от друга группы (под командованием генералов М.Б.Барклая де Толли, П.И.Багратиона и А.П.Тормасова).

     Армия Наполеона быстро продвигалась по Смоленской дороге- кратчайшему пути к Москве. Необходимо было объединить армию, а численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии. АлександрI решился на необычный шаг - издал манифест с призывом создавать народное ополчение.(Что это такое?) Дворяне и состоятельные граждане делали пожертвования на благо победы над врагом. Тем не менее, отступление продолжалось. В конце июля у Смоленска русским армиям удалось соединиться. Однако, Смоленск,  несмотря на мужество и отвагу русских воинов, пришлось оставить.

Литература

    Смоленск – древний русский город. Как же в романе Л. Толстой описывает оставление русскими своих земель.

Анализ сцен:

- Сцена оставления Смоленска (ч.2 гл. 4).

Пример доказывает ненависть к захватчикам, любовь и привязанность к своей земле).

История.

Наступая, французские солдаты сжигали города и сёла, грабили ,убивали русских людей.

- Каков характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)

Литература

Толстой в романе, характеризуя войну, говорил так: «Началась война, т.е. свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но великий писатель , справедливо осуждая войну захватническую, оправдывает войну 1812 года, как войну справедливую, подлинно народную, освободительную.

История. 

     Именно русское общество  взяло дело защиты Отечества в свои руки, оно настояло и на том, чтобы главнокомандующим русской армией стал Михаил Илларионович Кутузов.

(Сообщение о Кутузове)

 Литература

   - А как Толстой объясняет появление Кутузова в армии?

Вывод:

Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но Кутузов вместе с армией защищает свободу Россию. Сам народ выбирает его «против воли царя в предводители народной войны». Отставку  Барклая-де-Толли Толстой объясняет так: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой…, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». И таким человеком, великим патриотом, был Кутузов. Русская армия это приветствовала: «Приехал Кутузов бить французов»!

История. 

3.  Бородинское сражение.

    Кутузов прибыл в армию, которая  продолжала отступление, но он понимал, что решающей битвы не избежать. Это сражение состоялось  26 августа 1812 года   под Бородино. В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполнимые потери. Показ слайда (было убито 58 тыс. чел. ( 43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. чел. (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.)

  Наполеон не достиг своих целей – разгрома русской армии -  и впервые не смог  одержать победу в крупном генеральном сражении. При Бородине « французская армия расшиблась о русскую».

     

Литература

    - Бородинская битва – центральное событие в романе, ему посвящается 39 глав.Толстой скажет : «Бородинская битва не только победа русского оружия, но и нравственное величие русского народа».

Вывод учителя: Итак, сражение закончено вничью.

4. Совет в Филях и оставление Москвы.

  История. 

    - Бородинское сражение закончилось вничью, необходимо было принять решение, как

действовать дальше. Это решение было принято 1 сентября на военном совете в деревне Фили, где решался вопрос: оставить Москву или дать еще одно сражение под Москвой. За принятие решения вся ответственность была возложена на 67-летнего М. Кутузова.

Литература.

Толстой в романе показывает, какое решение принимает Кутузов. Анализ эпизода «Совет в Филях» (т.3, ч.3,гл.4)

Вывод: Решение принято: оставить Москву без боя. Оставляя Москву, мы сохраняем армию. С потерей армии – мы теряем Россию.

5. Отступление и гибель «Великой армии».

 История. 

   Слово учителя: В стране разрасталось партизанское движение.

- Кто такие партизаны? Мы живем в городе партизанской славы. (Партизан – член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага.)

 Партизанское движение, как и  народное ополчение, свидетельствует о народном характере войны. Когда не только армия, но и весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества.

Литература.

В романе Толстой показывает формирование партизанских отрядов, первый из которых был отряд Давыдова, затем Денисова и Долохова, рисует героя – Тихона Щербатого.

Вывод: партизаны помогают полностью изгнать французов с русской земли.

 История. 

Французы тем временем находились в оставленной русскими Москве, занимаясь грабежом, убийствами. В сухую и тёплую погоду  быстро распространялся пожар в городе. Москва горела 6 дней, погибло три четверти городских построек.

 Терзаемый сомнениями,   Наполеон ждал, что ему преподнесут символические ключи от Москвы  как признание Россией своего поражения. Но напрасно ждал Наполеон «ключи Москвы коленопреклоненной!»

   Время работало на русскую армию, которая была у себя дома: пополнялась численно, оружием. Каждое четвертое оружие было с клеймом Брянского арсенала.

   Царь Александр 1, военные советники торопили Кутузова, предлагали навязать французам новый бой.

Литература.

 Обратимся к роману «Война и мир», посмотрим, как говорил Кутузов: «Терпение и время – вот мои воины-богатыри. Не надо срывать яблоко, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело. Сорвешь зелено. Испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь».

Наступали холода. И французы, голодные, не переодетые в зимнее обмундирование, вынуждены были покидать Москву, пробыв в ней 1 месяц.

История. 

Французы начали отступление, стремясь выйти на Калужскую дорогу. Но 2 победоносных сражения для русской армии под Тарутиным и Малоярославцем вынудили отступать французов по Смоленской дороге, где их ждали сожженные села и озлобленное население. Огромные потери армия Наполеона понесла при переправе через реку Березина 14-16 ноября. Наполеон выехал а Париж, бросив свою армию. В декабре 1812 года остатки некогда Великой армии перешли обратно через Неман.

    В конце декабря 1812 года Кутузов докладывал царю: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля».

Вывод:

Народ помнит своих героев-освободителей России. Недаром  в честь  победы в Отечественной войне 1812 года на народные деньги был построен храм Христа Спасителя  в Москве – сегодня главный и один из красивейших храмов России.

Итоги урока

История. 

Итак, мы подходим к завершению.

Как вы усвоили тему, покажет заполненный вами вопросный лист.

Обмен листами. Проверка с помощью мультимедиа. Оценивание студентов.

 Литература.

Вернемся к эпиграфу нашего урока.

Как вы считаете, прав ли Пушкин, написав подобные слова.

Мы продолжаем работу, и дома вы должны написать эссе «Величие подвига русского народа в Отечественной войне 1812 г», использовав примеры из стихотворений изученных ранее поэтов.

     

Домашнее задание: история § 40

                                    литература: написать эссе.

 

Заключение.

Интеграция - (лат) в переводе означает  восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, большой информационной емкостью материала.

Интегрированный урок по «Отечественной войне 1812 года» объединяет литературу и историю, позволяет развивать навыки учебно-исследовательской деятельности у учащихся. Работа с документами, сравнивать материал художественной и исторической литературы, способствует развитию аналитического мышления, что в свою очередь содействует формированию умений аргументировано  высказывать свою точку зрения на проблему.

Отечественная война 1812 года

        ВОПРОСЫ

        ОТВЕТЫ

  1. Когда началась Отечественная война 1812 года?

12 июня 1812 года.

  1. Какую реку пресекли французы для вторжения в Россию?

Река Неман.

  1. Какой была русская армия?

Разделена на 3 группы.

  1. Меры, принятые царе Александром 1.

Манифест о создании народного ополчения.

  1. Что произошло в конце июля 1812 года?

Объединение русских армий в Смоленске.

Продолжение отступления русской армии.

  1. Каков характер войны для:

Франции –

России –

- захватническая, грабительская;

- Отечественная, справедливая…

  1. Кто был назначен главнокомандующим русской армии 8 августа 1812 года?

М. И. Кутузов.

  1. Главное сражение войны 1812 года?

Бородинская битва.

  1. Решение военного совета в деревне Фили.

Оставить Москву без боя, отступить.

  1. Назовите имена партизан-героев.

Давыдов, Долохов…

  1. Значение боя под Малоярославцем.

Французская армия вынуждена отступать по Смоленской дороге.

  1. Декабрь 1812 года…

Победа России в войне.

  1. Какой храм возвели в Москве в честь победы в Отечественной войне 1812 года?

Храм Христа Спасителя.

Отечественная война 1812 года

        ВОПРОСЫ

  1. Когда началась Отечественная война 1812 года?

  1. Какую реку пресекли французы для вторжения в Россию?

  1. Какой была русская армия?

  1. Меры, принятые царе Александром 1.

  1. Что произошло в конце июля 1812 года?

  1. Каков характер войны для:

Франции –

России –

  1. Кто был назначен главнокомандующим русской армии 8 августа 1812 года?

  1. Главное сражение войны 1812 года?

  1. Решение военного совета в деревне Фили.

  1. Назовите имена партизан-героев.

  1. Значение боя под Малоярославцем.

  1. Декабрь 1812 года…

  1. Какой храм возвели в Москве в честь победы в Отечественной войне 1812 года?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моё естественное право – жизнь. Цели: познакомить учащихся с понятиями «политическая жизнь», «политический режим»; способствовать усвоению системы прав человека; продолжить обучение анализу источников, ситуаций; способствовать формированию уважения к жизни человека, человеческому достоинству, чувства сострадания, уважения

Слайд 2

Этапы урока Условия политической жизни. Игра-дискуссия «Моё естественное право - жизнь» Рефлексия Домашнее задание

Слайд 3

Политическая жизнь – это совокупность взаимодействий людей по поводу активного или пассивного участия в политической системе общества. - система методов осуществления государственной власти; степень реализации демократических прав и свобод личности. Демократический – форма правления, при которой главную роль играет парламент – коллективный законодательный орган Недемократический - Форма правления, при которой главную роль играет правитель, власть которого ничем не ограничена Политический режим

Слайд 4

ПРАВА Личные - на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; - на защиту чести, достоинства. Политические - на политические убеждения, - на собрания, демонстрации - … Социальные - на свободный, безопасный труд, - на образование, - на охрану здоровья … Духовные - на свободу мысли, слова; - на свободу совести, творчества … Экономические - на частную собственность, - на свободное предпринимательство, … Гражданские - на гражданство, - на участие в управлении делами государства, …

Слайд 5

Данные социологического опроса Если ужесточить наказание, как это повлияет на количество преступлений в России? учащиеся родители - уменьшится 21 26 - не изменится 7 4 - увеличится - - Если смягчить наказание, как это повлияет на количество преступлений? учащиеся родители - уменьшится - 1 - не изменится 4 5 - увеличится 24 25 Какое наказание должно, по вашему мнению, применяться за умышленное убийство? учащиеся родители - штраф или тюремное заключение до 5 лет 1 - - тюремное заключение от 5 до 15 лет 1 8 - пожизненное заключение 12 10 - смертная казнь 14 10

Слайд 6

Домашнее задание Глава 6, п. 19 Эссе «Жизнь – мое естественное право»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Михаила Мизина, посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащегося на конкурс "Недаром помнит вся Россия "...

Об Отечественной войне 1812 года

о событиях отечественной войны 1812,конкурсные работы моих учеников...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с боевыми знаменами калмыцких полков-участников Отечественной войны 1812 года

В исследовательской работе изучены история, символика, техника выпонения калмыцких боевых знамен 1812 года. Подобран иллюстративный материал, краеведческая литература, художественная литература,даны с...

Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».

Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года»   Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...

Презентация по истории на тему Отечественная война 1812 года

В презентации содержится текстовый и иллюстративный  материал раскрывающий ход военных действий Отечественнйо войны 1812 года....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине : " История " "Отечественная война 1812 года "

Целью данной методической разработки является показ влияния всемирной истории на историю Отечества. Патриотическое воспитание студентов....