Проведение итоговой аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
учебно-методический материал по теме

Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности  030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГОС СПО третьего поколения. Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл дисциплин общих гуманитарных и социально-экономических, а также введена в реализацию образовательной программы как вариативная дисциплина, целесообразность введения данной дисциплины аргументирована в рабочей программе УД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение итоговой аттестации

по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности  030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГОС СПО третьего поколения. Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в цикл дисциплин общих гуманитарных и социально-экономических, а также введена в реализацию образовательной программы как вариативная дисциплина, целесообразность введения данной дисциплины аргументирована в рабочей программе УД.

Проект пакета разработан на основании:

- федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 030512 Право и организация социального обеспечения от 17.07.2010 г, №770, утвержденного Минобразования и науки РФ;

- разделы 2,5,8 федерального государственного стандарта СПО по специальности 030512 Право и организация социального обеспечения;

- базисного учебного плана по данной специальности;

- рабочего учебного плана техникума, утвержденного 01.09.2011 г директором ОУ, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.

Рабочей программой  дисциплины предусмотрено проведение текущего, рубежного, итогового контроля. Итоговый контроль – ДЗ.

В данной итоговой практической работе представлены варианты рубежного контроля, т.е. контроля, осуществляемого после изучения конкретного раздела дисциплины.

Специальность реализуется в техникуме по очно-заочной форме, что необходимо учитывать при разработке как рабочей программы, так и при разработке контрольно-оценочных средств, т.к. большую часть дидактических единиц студенты изучают самостоятельно, используя методические рекомендации преподавателей, образовательные кейсы.

При разработке контрольно-оценочных средств по ФГОС СПО необходимо учитывать следующие условия модернизации системы  контроля и оценки учебных достижений:

- открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов;

- создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования;

- стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников с помощью системы внешнего контроля;

- введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов,

средств оценки,  динамики продвижения обучающихся в учебном процессе,

способствующих повышению мотивации и интереса                              обучению, а  также учитывающих индивидуальные особенности.

2. Оцениваемые результаты обучения

В связи с переходом системы СПО на  федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) результатами профессионального обучения становятся общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации;

- контроль результатов обучения - процесс сопоставления достигнутых результатов обучения  с заданными;

- оценка результатов обучения - это процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

Оценка компетенций:

- совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в должны позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций.

Задачи текущего и рубежного контроля: оценивание элементов компетенций.

Задачи итоговой аттестации по профессиональному модулю: оценка овладения ВПД, ОК и ПК.

При оценивании результатов овладения данной дисциплиной следует обратить внимание на уровень сформированности общих компетенций (ОК).

В результате освоения дисциплины студент должны уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

В результате освоения дисциплины студент должны знать/понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

В результате освоения дисциплины  должны быть сформированы общие компетенции (ОК):

Общие компетенции (ОК)

Результат

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  1. Осознавать, что общий для всех язык межнационального общения, русский язык, обеспечивает каждому гражданину страны возможность для совместной деятельности, развития экономики, науки
  2. Понимать, что яркая, содержательная речь человека-залог достижения взаимопонимания между людьми, и профессионального успеха.
  3. Быть политически грамотным, проявлять толерантность и патриотизм
  4. Понимать важность современного русского языка в профессиональной деятельности юриста

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  1. Анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения
  2. Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

  1. Создавать  проекты решений  лингвистических проблем и заданий.
  2. Формулировать проблему, анализируя  модельную ситуацию.
  3. Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  1. Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы в рамках дисциплины.
  2. Систематизировать и организовывать информацию в виде таблиц, схем, тезисных планов, графиков.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

  1. Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, графиков и диаграмм, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

  1. Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.
  2. Создавать коллективные проекты решения различных лингвистических задач.
  3. Проявлять социальную толерантность.

3. Требования к деятельности обучающегося

Требования формируются согласно виду профессиональной деятельности, уровню сформированности общих компетенций.

1. Понимать важность современного русского языка в профессиональной деятельности юриста

2. Анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения

3. Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы в рамках дисциплины.

4. Формы и методы оценки

  1. Проверка должна быть реализована   в компетентностном ключе.
  2. Показатель должен полностью соответствовать компетенции, при этом его формулировка не должна повторять название самой компетенции.
  3. Показатель прописывается  с отглагольного существительного или  глагола.
  4. Выбранный показатель должен быть диагностируемым.

Используемые формы и методы оценки (варианты)

  1. практические задания и лабораторные работы;
  2. деловые игры;
  3. кейсы;
  4. индивидуальные или групповые проекты;
  5. тестирование;
  6. анкетирование;
  7. портфолио, включающее в себя результаты различных форм контроля и другие данные.

В данном проекте представлены варианты практической работы по дисциплине.

Основные требования к разработке контрольно-оценочных материалов

Обоснованность – средства оценки должны оценивать именно ту деятельность или компетенцию, которая является целью обучения. Всем лицам, проводящим оценку, следует руководствоваться одинаковыми критериями.

Достоверность – необходимо создавать одинаковые условия для оценки всем обучающимся: студентам надо обеспечить доступ к справочным источникам и информационным системам, а лица, проводящие оценку должны убедиться, что результат достигнут именно данным студентом, а не другим. Достоверность также означает проверку не механической памяти, а умений использовать знания в конкретных ситуациях трудовой деятельности.

Применимость – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам.

Гибкость – оценка проводится по мере подготовленности обучающегося, когда он готов продемонстрировать освоенные компетенции.

5. Требования к процедуре оценки

Алгоритм процедуры оценивания

I. Определение цели оценивания

II. Выбор объекта и предмета оценивания

III. Выбор метода и инструментов оценивания

IV. Собственно процесс оценивания

V. Анализ и толкование результатов оценивания

Вариант модельной формы «Результаты освоения ОК»

Результаты (освоенные общие компетенции)

Требования к образовательным результатам

Основные показатели сформированности образовательного результата

Формы и методы контроля

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Осознавать, что общий для всех язык межнационального общения, русский язык, обеспечивает каждому гражданину страны возможность для совместной деятельности, развития экономики, науки

Понимать, что яркая, содержательная речь человека – залог достижения взаимопонимания между людьми, и профессионального успеха.

Быть политически грамотным, проявлять толерантность и патриотизм

Понимать важность современного русского языка в профессиональной деятельности юриста

- обосновывает (письменно и устно) роль и место русского языка и  культуры в будущей профессиональной деятельности,

- приводит конкретные примеры влияния владения современным русским языком на карьеру, успешность, социальную значимость

- написать эссе на темы:

 «Юрист вчера, сегодня, завтра»;

«Исторические примеры влияния владения речью на исход юридического дела»;

«Речь и внешность современного человека. Взаимосвязаны ли они?»

Требования к процедуре

Помещение: учебная аудитория (особых требований нет)

Оборудование:

 - тексты для выполнения практической работы (по количеству                    студентов);

  - инструкционные карты для выполнения практикой работы (по количеству студентов)

Инструменты: тетради для практических работ; особых требований нет

Расходные материалы: особых требований нет

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам запрещен

Норма времени: 90 мин

6. Требования к кадровому сопровождению

На данном этапе оценивания уровня сформированности общих компетенции актуально и рационально присутствие ведущего преподавателя дисциплины, который выступает в роли организатора и эксперта.

7. Оценочные материалы

Практическая работа

Название задания: определение характерных признаков функциональных стилей речи современного русского литературного языка

Курс: II

Проверяемые компетенции: ОК4.1;4.6

       Уровень освоения: 2

Вариант 1.

Задание 1.

Внимательно прочитайте информацию о служебных записках.

Представьте, что Вы – юрист. Вам необходимо сообщить сотрудникам об изменении режима работы в праздничные дни, при этом данные изменения не будут нарушать положения Трудового кодекса.

Используя информацию о служебных записках, напишите служебную записку от лица заместителя директора по социально-правовым вопросам Астахова И.И.служебную записку.

Служебная записка — это не что иное, как внутреннее деловое письмо.

Основное назначение служебной записки — оперативный обмен документированной служебной информацией между работниками одного предприятия, преимущественно на этапе принятия управленческого решения.

Ф.И.О.студента


Содержание

Записка написана на тему

1


Записка адресована директору

1


Записка написана от лица заместителя директора

1


В записке есть просьба о согласовании графика работы

1


Записка датирована  указанным днём

1


Записка соответствует  форме

1


Речевое оформление

2


Орфография/пунктуация

2

Итоговый балл


10

Задание 2.

Используя предложенный текст, подготовьте план устной презентации на тему «Что нужно сделать, чтобы не бояться «говорить на публику»?»

Текст

Если человек придет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем, та же записка, посланная по почте, может ее расстригать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать - такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать свои показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дома рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь….(более 2000 знаков)

Ф.И.О.студента


Содержание

Наличие составленного сложного плана выступления

2


Выражены основные идеи, логичность и последовательность изложения

2


Соответствие текста заданному формату (тезисы)

2


Речевое оформление

2


Орфография/пунктуация

2

Итоговый балл


10

Задание 3.

Прочитайте текст. К какому стилю можно его отнести?  Выпишите лексические, морфологические, синтаксические особенности текста. .Проанализируйте и напишите, в какой форме преобладают глаголы, каких предложений по их структуре больше. Определите функцию вопросительных предложений.

Алгоритмом называется четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить для решения задачи.

Основание свойства алгоритма: дискретность, определенность, результативность, массовость.

Алгоритм может задаваться следующими способами:

  1. на естественном языке (формульный, словесно-формульный);
  2. в виде блок-схемы;
  3. на алгоритмическом языке.

Схемой называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные действия (этапы) алгоритма изображаются при помощи различных геометрических формул (блоков), а связи между ними — при помощи линий и стрелок.

Основные структуры алгоритмов — это ограниченный набор блоков и стандартных способов их соединения для выполнения типичных последовательностей действий.

Структурный подход предполагает использование только нескольких основных структур (линейных, ветвящихся, циклических), комбинация которых дает все разнообразие алгоритмов и программ…(  2000 знаков).

Ф.И.О. студента

Содержание

Лексические особенности (слова,выражения)

2

Морфологические особенности

2

Синтаксические особенности

2

Характеристика глаголов

1

Структура предложений

1

Роль вопросительных предложений

1

К какому стилю относится текст?

1

Итоговый балл

10

Задание 4.

Прочитайте запись устного текста. Назовите черты разговорного стиля.

Запишите связный рассказ на основании данного текста. Озаглавьте его. К какому стилю вы бы отнесли свой рассказ?

Значит/ ну я тоже была девчонкой тоже/ мне было лет двенадцать// И я очень любила вообще собак// И там была собака-а... Дымка/ которая была... Я почему-то до сих пор помню/ так хорошо эту собаку// Вот подумайте есть некоторые воспоминания/ которые остаются на всю жизнь// Можно сказать совершенно ничего не значащие// В сущности// Но почему-то не знаю// И вот значит эта собака Дымка/ она меня очень любила//….(Текст приводится в схематичной форме)

Ф.И.О. студента

Содержание

Лексические особенности

2

Морфологические особенности

2

Синтаксические особенности

2

Соответствие названия

1

Определение стиля

1

Общая характеристика рассказа

2

Итоговый балл

10

Задание 5.

Прочитайте текст. Выпишите характерные черты данного функционального стиля речи. Составьте схему третьего предложения. Черты каких стилей речи Вы встретили в тексте?

Текст

В тиши леса ничего, кроме шорохов нашего движения, не слышно, но в то же время чувствуешь, как все кругом все насторожилось и чего-то ждет.

Мы продвигаемся, не торопясь, осторожно обходя вывороченные деревья и чащи кустарников. По насту, покрытому, точно пухом, тонким слоем свежей пороши, как бы со вздохом, слегка шурша, мягко скользят лыжи. (Приведен отрывок текста)

Ф.И.О. студента

Содержание

Лексические особенности

2

Морфологические особенности

2

Синтаксические особенности

2

Составленная схема предложения

2

Определение стиля

1

Признаки других стилей речи

1

Итоговый балл

10

иииииии88888Ииннмм  

ии

8. Инструмент оценки

Для каждого задания разработан рейтинговый эталон. При выполнении каждого задания студент максимально может получить 10 баллов. Затем баллы суммируются, максимальное количество баллов  - 50, что соответствует оценке «отлично»;

40-49 баллов - «хорошо»;

39-30 баллов – «удовлетворительно»;

Менее 30 баллов – «неудовлетворительно».

Рейтинговые листы составляются на каждого студента, еще один – с   результатами каждого задания – «Результативный лист», где подводится итог

выполнения практических заданий.

9. Инструкции

При выполнении данной практической работы инструкциями для испытуемых являются непосредственно задания, также задания прописываются в инструкционной карте.

Для оценщика (эксперта) инструкция может быть заменена рейтинговым листом.

Рейтинговый лист

№ п/п

Ф.И.О.студента

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итог

(балл; оценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"

В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной  жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

Календарно -тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Календарно -тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» для заочного отделения...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» для заочного отделения

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...

Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для студентов заочного отделения

Календарно-тематическое планирование учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для студентов заочного отделения...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) заочное отделение

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по учебной дисциплине Русский язык и культура речи 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) заочное отделение...