Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе...
план-конспект урока по теме

План урока-беседы по литературе на тему "Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka1.docx23.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План урока-беседы

Тема : «Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе…»

Цели урока:

Дидактическая:  сформировать, углубить знания по конкретной теме

Развивающая:  формировать и развивать логическое мышление, познавательную деятельность, умение работать в команде,  стремление к реализации собственных знаний, навыков, участию в открытых мероприятиях

Воспитательная:  привить интерес к предмету, к музыке (в высоком смысле этого слова), формировать чувство духовной культуры, гармонии, развивать стремление к внутреннему усовершенствованию

Тип урока:  урок изучения нового материала

Методы проведения: проверка домашнего задания, работа с презентацией по заданной теме, устный фронтальный опрос

Оборудование: ПК мультимедийный проектор, презентации, стенгазета по теме урока, раздаточный материал, портреты композиторов, украшение кабинета

Ход урока

Музыка одна является мировым языком

 и не нуждается в переводе, ибо говорит душе

Бертольд Ауэрбах

Организационный момент

- выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, сообщение темы  и ознакомление с целями урока, мотивация деятельности обучающихся

     В начале урока звучит приветственное слово.

     Преподаватель русского языка и литературы Татаренко Л.Г. акцентирует внимание учащихся на эпиграфе, записанном на доске, одновременно обращаясь с вопросом «Что для нас есть музыка и насколько этот вопрос сегодня заслуживает своей актуальности?»

Ребята пытаются экспромтом ответить на заданный вопрос, представляют различные  варианты, обосновывают свою точку зрения. Озвучиваются  крылатые выражения и афоризмы о музыке.

     Студентки группы  Маслова Анна и Слюта Иоанна  представляют презентацию по выполненному индивидуальному заданию.

     Далее на интерактивной доске демонстрируется отрывок из кинофильма «Карнавальная ночь» (песенка про «Пять минут», музыка – Анатолия Лепина, слова – Вадима Коростылева и Владимира Лифшица, поет Людмила Гурченко). Вопрос к классу: «Какое состояние у вас навеевает та музыка?» Ответы обучающихся.

     - Ребята, а какие чувства и эмоции возникают у вас, когда вы слушаете свои любимые мелодии? Когда посещаете дискоклубы ? Аргументируйте  правильность ответа. Проходит беседа по различным музыкальным жанрам и направлениям.

     Студент  Ситников Андрей высказывается о пристрастии к органной музыке, мотивирует это систематическим посещением

2

Калининградской областной филармонии. Звучит Токката и фуга ре минор И.С. Баха, а также отрывок из «Лунной сонаты» Людвига  ван  Бетховена. А из современных композиций Андрей выделил ещё одну, очень, на его взгляд ,заслуживающую внимания – это рок-опера «Моцарт» . Данное музыкальное произведение  исполняется на французском языке, слова – Дов Аттья и Франсуа Шоке, музыка – Жан-Пьера Пило и Оливье Шультеза. Мюзикл посвящен жизни Моцарта, и считается одним из самых успешных коммерческих проектов среди вышедших в 2009-2010гг. Звучит отрывок из рок-оперы.

     - Кто-то из присутствующих отдает предпочтение классической музыке, рок-исполнениям, а кому-то нравятся барды…Сейчас мне с гордостью  хотелось бы сказать о том, что среди наших студентов тоже есть авторы собственных песен. Студентка  Чепурнова Ирина – одна из них, и сегодня мы услышим в её исполнении песню на английском языке «Кimi ni Todoke» ( «Дотянуться до тебя»).

     Студент  Демирчян  Демид представляет свой клип рок-группы «Nuclear Bear» («Ядерный медведь»), где он является барабанщиком.

      Вопрос к классу: «Ребята, скажите, а какую роль играли песни в жизни бойцов во время Великой Отечественной войны?» На интерактивной доске представлен эпизод из кинофильма «В бой идут одни «старики» ( высказывание о роли музыки главного героя - гвардии капитана Титаренко; прослушивание и анализ  песни «Смуглянка»). Общее обсуждение.

     - Ребята, вы же знаете, что жизнь – это не всегда песня, есть и трудности, свои переживания, которые приходится преодолевать , и поэтому музыка играет в ней, бесспорно, немаловажную роль. Но, наряду с этим, подумайте, что дает нам ощущение душевного полёта, возвышенности ? Конечно это…Любовь. И сейчас я предоставлю слово для сольного выступления студенткам Масловой Анне и Кротченко Екатерине. Звучит песня  «Отпускаю» из репертуара Максимовой Марии (Махсим). На интерактивной доске демонстрируются слайды из презентации к музыкальному произведению.

     В продолжение начатой темы студентка Семенова Роза исполнит песню «Скажи, не молчи» (стихи - И. Секачева, музыка – М. Фадеева) .

3

     Многие современные поэты не раз в своих произведениях  указывали на  неразрывную связь музыки и «ритмов сердца», на их естественную и неповторимую природу «грусти». Студентка  Покутняя Наталья прочитывает наизусть стихотворение Марка Львовского «Стихи о музыке».

     И вновь звучит « музыкальное слово» - Маслова Анна исполняет песню «Бегущая по волнам» (стихи и музыка Максимовой Марии). На интерактивной доске – презентация-сопровождение.

    - У Александра Блока из цикла «Через двенадцать лет» есть замечательное стихотворение, посвященное  любимому некогда человеку – Ксении Михайловне Садовской. В нем звучат не только «струны любви», но и тот едва уловимый «привкус» легкости, нежности, который ощущался на протяжении многих лет его жизни. Студентка  Чистоклетова Мартина продекламирует стихотворение-посвящение.

    Снова напомнит нам о юношеской первой любви, преданности и верности песня «Розы темно-алые» в исполнении Семеновой Розы.

     О чувствах светлых и чуть-чуть печальных вспоминают люди старшего поколения, если вдруг услышат звуки «военной музыки оркестра». Ведь это -их молодость, безвозвратно ушедшая романтика. Студент Полянский Алексей представляет и комментирует свою презентацию по данной теме.

    Студентки : Валетова Роксана ( «Соловушкина флейта»), Илюхина Алина («Музыка всюду живет»), Глушачева Ангелина («Музыка») читают наизусть стихотворения Вадима Семернина. Кратко озвучена биография поэта.

  -  Как мы знаем, 24 ноября в России отмечается День Матери. Цель праздника – поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – Матери! Роза Семенова исполнит песню «Мамины руки» (стихи и музыка Дианы Мигдал).  

 -  Жизнь любого человека не существует без музыки и литературы. Всё взаимосвязано: и жизнь, и музыка, и литература… Ребята, а чего не хватает в этой цепочке из трех слов? О чем мы с вами говорили в самом начале урока? ( Правильный ответ: «Души») .  Какое слово является определяющим из этих четырех слов? ( Правильный ответ: «Музыка») .    

4

Закрепление нового материала

- выполнение задания : вставить пропущенные нужные слова в стихотворения («Скрипач-виртуоз», «Грусть пианистки»).    

Подведение итогов урока

 -сообщение о достижении целей урока, сообщение отметок, сообщение темы следующего урока

Домашнее задание

- написать сочинение-эссе на тему: «Мои впечатления об уроке»

   - Хотелось бы закончить урок словами  Василия Осиповича  Ключевского (1841-1911), видного русского историка, профессора Московского университета, который сказал о том, что: «Музыка – акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде».

   - На интерактивной доске демонстрируется клип Enya – Only Time («Одно время знает»).

Проводит преподаватель русского языка и литературы         Татаренко Л.Г.

     

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".

Урок  музыки , проводится в 4 классе по общей теме  " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными  чертами, свойствами и особе...

«Музыка в сказках». «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

План-конспект  урока с учащимся 1класса Блохиным Тимофеем (музыкальный инструмент «Блокфлейта»)....

Интегрированный урок по психологии и музыке . Тема: Характер в психологии и музыке

Урок проходит в увлекательной форме с опорой на слайды презентации, при этом обучающиеся сначала сами рассуждают, а потом находят подтверждение .Содержание урока подобрано таким образом,чтобы увлечь с...

Творческий проект "Русская музыка - душа русского народа

Проект был разработан и осуществлен в МБУ ДО «Кузьмоловская школа искусств» преподавателем по классу баяна и аккордеона Еремеевой Татьяной Николаевной и преподавателем по классу ударные инструменты Ал...

Консультация для родителей"Музыка-воспитание души"

Музыкальные способности начинают формироваться тогда, когда ребенок способен слышать музыку, то есть еще в утробе матери. Поэтому можно уже в период беременности слушать музыку. Конечно, музыка должна...

Аранжировка для детского хора песни "Где музыка берет начало?" Музыка Евгения Крылатова, слова Юрия Энтина

Трех-голосное переложение-аранжировка для детского хора или женского ансамбля, можно использовать один из голосов-  солиста....

Конспект урока по музыке, 5 класс. Тема: что роднит музыку с литературой?

Конспект урока по музыке,  5 класс. Тема: что роднит музыку с литературой?...