Урок -проект по теме "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова"
проект по теме

Навальная Ольга Николаевна

      Урок -проект по теме: "Проблема выбора в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова" предполагает обобщение знаний по роману М.А. Булгакова.  В процессе работы созданы ученические проекты по трём темам: 1) Духовный поединок и проблема выбора Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата", 2) История Мастера и его выбор, 3) История Маргариты, а также создана учительская презентация ко всему уроку. Проблема выбора героев романа тесно переплетена с биографией и выбором  самого автора. В ходе урока студенты защищают свои проекты, просматривают видеофрагменты фильма, и делаются выводы учащимися о выборе жизненного пути каждого героя. урок основан на комплексном подходе к воспитанию и обучению, позволяет выделить как главный образовательный элемент содержания  по литературе, так и межпредметные связи по основам христианства и основам эстетики и культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Проблема  выбора  в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Группа ТОП-11-13

Дата 18.04.2014 г.

Тип урока: обобщение знаний по роману « Мастер и Маргарита»

Вид урока: урок – проект

Цель преподавателя при работе над проектом:

  • помогать учащимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
  • преподаватель сам является источником информации;
  • координировать весь процесс;
  • поддерживать и поощрять учащихся;
  • поддерживать непрерывную обратную связь, чтобы помогать продвижению учащихся в работе над проектом.

 Цель учащихся при выполнении проекта:

  • определить цели деятельности;
  • определение возможных средств достижения целей и задач;
  • выбор образца проекта в соответствии с замыслом;
  • планирование деятельности.

Вид проекта: исследовательский

Цели урока:

Методическая:   использование метода проекта на уроке литературы

Обучающие: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Проблема выбора  в романе М.Булгакова « Мастер и Маргарита»;

Ориентированные на развитие личности учащихся:

 создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;

создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные

воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;

 помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

В результате изученной темы учащиеся должны:          

Знать

содержание художественного произведения и биографии автора произведения

Уметь

говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

Межпредметные связи:

Основы христианства

Основы эстетки и культуры.

Материально – техническое оснащение:

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Мультимедийные презентации:

1.«Духовный поединок Иешуа и Понтия  Пилата»

2.«История Мастера»

3. «История Маргариты»

Видеофрагменты из художественного фильма «Мастер и Маргарита».

1.      Используемая литература:                                                            

В.В.Агеносов Русская литература  20 века 1 часть.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

 Г.Н. Леонова.  Анализ текста. Основное содержание.

Ход урока.

Учитель:

Сегодня мы проведём урок-проект по роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Слайд 1-13

1.Выступление студента с презентацией  о  романе «Мастер и Маргарита».

Слайд 14.  Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он этому роману. "Мастер и Маргарита" — творение необыкновенное, невиданное даже в русской литературе. Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. Произведение пользуется популярностью, оно многогранно. Его можно читать и перечитывать, и каждый раз открывать что-то новое.

Сегодня мы остановимся на проблематике  романа. На одной очень важной проблеме, которая стояла и перед самим автором.

II.Создание проблемной ситуации.

Определите,  о какой   проблеме мы будем вести разговор?

Слайд   15. «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя»

 (Из письма И. В. Сталину, март 1930 г.)

Слайд 16. Мне предложили, сочинить «коммунистическую пьесу,  а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать как преданный идее коммунизма писатель-попутчик. Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале. (28 марта 1930 г. Москва письмо Михаила Афанасьевича Булгакова Правительству СССР)

Слайд 17. Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой неопрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет. (28 марта 1930 г. Москва письмо Михаила Афанасьевича Булгакова Правительству СССР)

Слайд 18. Булгаков:Я много думал в последние годы, может ли

                   русский писатель жить без родины, и мне

                   кажется, что не может…

                                                 (Из телефонного разговора Булгакова и Сталина)

- Как данные фрагменты писем и телефонного разговора характеризуют писателя?

- Какой выбор был у писателя?

- К какой проблеме романа мы сегодня обратимся?

Перед Булгаковым, как и перед многими другими писателями в то  время, стояла проблема выбора. Это одна из важных, главных проблем и в романе «Мастер и Маргарита», поэтому

Слайд  19.  тема урока: Проблема выбора в романе «Мастер и Маргарита».

Запись в тетради темы урока и эпиграфа.

Слайд 20. Цели:

  • исследовать два временных пласта романа: 30-ые годы 20 века и 30-ые годы 1 века н.э. (ершалаимские главы),
  • проследить, как автор показывает проблему выбора жизненного пути героями романа.
  • Почему Булгаков  проблему выбора считает одной из главных ?

Слайд 21. Эпиграф

Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу… (О.Генри

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ЭПИГРАФА?

-   В ходе исследования текстового материала романа по данной теме у нас образовалось три группы. Свои исследования ребята оформили ввиде презентаций.

Сейчас с исследованием Ершалаимских глав выступит первая группа.

III. Показ видеофрагмента  (из фильма «Мастер и Маргарита») 3 мин.

Слайд 23-44. Защита первого проекта «Духовный поединок  Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата» 5 мин.

Сейчас предлагаю вам просмотреть ещё один фрагмент фильма и оценить  выбор жизненного пути каждого из героев. Соотнесите свои выводы с исследованием группы. Как вы считаете, правы ли ребята в своих выводах.

Показ видеофрагмента  (из фильма «Мастер и Маргарита»).  3 мин.

      Слайд 46.

    1.В чём состоит духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата?

    2. Какова жизненная философия Иешуа?

    3. Каков жизненный выбор Иешуа?

    4. Почему Понтий Пилат при мысли о бессмертии  испытывает леденящий душу ужас и страх

    5.  Как Иешуа силой своего духа оказывает влияние на характер Понтия Пилата?

    6.  Какой же   выбор делает Понтий Пилат?

Иешуа – это воплощение, прежде всего, нравственности. Он – философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Это нищий бродячий проповедник. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей.  Он не творит чудеса, чтобы убедить народ в правильности философии, которую он проповедует, не возьмет земную власть, потому что к истине не приходят из-под палки, по приказу и за компанию. Постижение истины - дело личное, и все, что делает Иешуа - это говорит с людьми, обращаясь к тому, что считает важнейшим началом в каждом человеке. Его единственный принцип - нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке, но кроме ученика, есть герой, который все «записывает неправильно». Иешуа никто не слышит,  а те, что услышали, поняли его речь как  призыв к свержению власти римлян. И «сдали» БЕЗОБИДНОГО И БЕЗЗАЩИТНОГО ПРОПОВЕДНИКА ВЛАСТЯМ.

 Встреча Понтия Пилата и Иешуа – центральный, напряженный момент ершалаимских глав. Это встреча человека с совестью, главное испытание, которое предлагает ему жизнь. Прокуратор – человек умный, он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен ни по одному пункту, но открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом. Он находит красивое решение: признать философа сумасшедшим, сослать, чтобы не смущал народ речами.

Трусом оказывается Понтий Пилат – он пытается суетливо подсказать подсудимому: соври, откажись от своих слов. Ответ Иешуа: «Правду говорить легко и приятно», и прокуратор отступает. Он «умывает руки», показывает, что нет на нем вины, нет крови. Последняя попытка спасти обреченного на казнь – обращение к Ершалаимской еврейской власти. Понтий Пилат предлагает отпустить Иешуа по традиции, когда  перед праздником Пасхи прощают одного из осужденных. Но прокуратор получает отпор: философы способные добрым словом привести народ к неповиновению власти, очень опасны для неё.

Понтий Пилат  проявляет трусость,  идёт на сделку со своей совестью, которая мучает его и после смерти:  бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.

-Какова основная тема сюжетной линии романа  Ершалаимских главах?

-Как эта тема связана  с проблемой выбора?

(В данном фрагменте романа рассматриваются философские вопросы истины, веры и безверия, вечной борьбы добра и зла.Философские проблемы переплетаются с проблемой выбора жизненного пути)

Слайд  47.

Вывод №1.  Каждый из героев выбирает свой путь: Иешуа идёт на смерть, оставшись верен  своим взглядам,  сохраняя свою совесть. Пилат же выбирает путь трусости и  лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас. Вторая  часть  эпиграфа  показывает нам, что сила человека в том, что у него внутри, и от этого зависит выбор жизненного пути.

IV. Исследование второго временного пласта «30-ые годы XX века».

Показ видеофрагмента  (из фильма «Мастер и Маргарита»). (6 мин.)

Слайд 49-70. Защита 2-го проекта. « История Мастера» ( 6 мин)

Проблемный вопрос: Какой выбор жизненного пути делает Мастер?

Цель: исследовать трагическую судьбу Мастера и мир, в который приходит он со своим романом.

Задача: Выявить причины, повлиявшие на выбор, сделанный Мастером.

Гипотеза: Реальность сломила Мастера. И как результат он сжигает роман.

Слайд 71.

Вопросы для обсуждения

1. Почему Мастер, у которого всё так успешно начиналось,  оказывается в сумасшедшем доме?

2. Почему он выбирает покой в «доме скорби» и находит ли его там?

 Произведение Мастера выходит в свет, но массолитовские бездарности не могут оценить его по достоинству. Эти обласканные властью халтурщики способны лишь накинуться нагения всей стаей, как шакалы. Они загоняют Мастера в угол, «забивают» его своей необоснованной критикой, от которой он пытается скрыться в доме скорби. Вот судьба настоящего художника! Но видимо, не все гонители Мастера были настолько бездарны, что не смогли оценить настоящий шедевр: «Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Боязнь лишится своего теплого, насиженного места не дает им сказать правду. 

Тема творчества, связанная с линией Мастера, однозначно определяет проблему выбора жизненного пути  героя романа.

Слайд 72.

Вывод №2.

 Га-Ноцри не отрекся от своего образа мыслей, пошел до конца и, пройдя через нечеловеческие страдания на кресте, был вознесен на небо. Мастер же, столкнувшись с жизненными трудностями, непониманием и гонением, отказался от своего детища. Он не смог пронести свой «крест», не пошел до конца. Поэтому он оказался достоин лишь покоя.

V. Работа над исследованием « История Маргариты»

Показ видеофрагмента  (из фильма «Мастер и Маргарита»). Бал сатаны. Гордая женщина(15 мин)

Слайд 74-93.        Защита 3-го проекта. «История Маргариты».

Проблемный вопрос: КАКОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР ДЕЛАЕТ МАРГАРИТА?

Цель:   Исследовать судьбу и силу любви Маргариты, влияющую на жизненный выбор героини.

Задачи:

  • рассмотреть образ главной героини;
  • проследить       эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты;
  • понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

 Гипотеза.Огромная, вдохновенная, «вечная» любовь Маргариты не только возвращает Мастера, но и спасает роман!

Слайд 94.

1.     Почему Маргарита продает душу дьяволу?

2.     В какой момент Маргарита почувствовала себя счастливой?

3.     Как сила любви  Маргариты  влияет на определение её жизненного выбора?

В подвальной квартирке Мастера Маргарита, надев фартук, вела хозяйство, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картофель, ели его грязными руками, смеялись. В вазу ставили не печальные желтые цветы, а любимые ими двумя розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, предсказала ему славу, постоянно называла его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и певуче. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.

Настоящая любовь - это любовь бескорыстная. До встречи с Мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги.

Маргарита -  роковая, целеустремленная женщина, она всецело отдается любви и ради спасения Мастера заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы. Окунается в таинственный мир черной магии.

Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.

Роман «Матер и Маргарита» посвящен истории Мастера - творческой личности. История Мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной.

Слайд 95.    Вывод №3.

  Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как способны любить немногие. Даже Воланд по достоинству оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги на свете, - истинную любовь женщины. Маргарита действует, как подсказывает ей сердце.  Каждый её поступок оправдан любовью. И за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком.

VI. Создание проблемной ситуации.

Слайд 96.  -Какой выбор делают герои романа?

Каждый герой делает свой выбор, одни герои (Иешуа, Маргарита) остаются верными при любых обстоятельствах своим убеждениям в силу высокой духовности и внутреннего, нравственного чувства, другие идут на сделку со своей совестью и вопреки своему внутреннему убеждению (Пилат, Мастер).

Слайд 97.

- К какому нравственному выводу подводит нас автор, чему учит?

Слайд 98.   Вывод.

М.А.Булгаков учит нас быть верными себе, своим убеждениям, жить по совести, быть нравственно сильными, бороться за добро и любовь. В противном случае человек обрекает себя на муки совести.

Слайд 99.

- Как вы думаете, имеет ли право автор преподать нам такой урок?

Слайд100.

Если мы вновь обратимся к началу урока то, можем увидеть, что автор имеет право преподнести нам нравственный урок, так как он сам не сломался, не отступил от своих убеждений, боролся до последней минуты своей жизни.

VI.Творческая работа студентов.  Слайд 101.Составление синквейна.

Слайд 102.

Булгаков

Талантливый,  несгибаемый

Любит, трудится, сопротивляется

Писатель не идёт на сделку со своей совестью

 Мастер.

И закончить наш разговор я хочу строками из стихотворения  Михаила Яровского:

Слайд 103.

          И не раз на дороге сомненья бывали,

          Почему так идём? Для чего и куда?

          Только годы спустя, наконец  понимали,

          Так ли правильным выбор был сделан тогда.

                                                               

Оценки.

 Слайд 103.  Домашнее задание: 1)Составить синквейны Понтий Пилат, Иешуа, Мастер, Маргарита.

                                                          2) Подготовиться к тестовой работе.

       

                                 Используемая литература


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема выбора в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

Слайд 2

Из письма И. В. Сталину, март 1930 г. «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя»

Слайд 3

28 марта 1930 г. Москва письмо Михаила Афанасьевича Булгакова Правительству СССР Мне предложили, сочинить «коммунистическую пьесу, а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанный мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать как преданный идее коммунизма писатель-попутчик. Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.

Слайд 4

28 марта 1930 г. Москва письмо М.А. Булгакова Правительству СССР Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой неопрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.

Слайд 5

Из телефонного разговора Булгакова и Сталина Булгаков: Я много думал в последние годы, может ли русский писатель жить без родины, и мне кажется, что не может…

Слайд 6

Проблема выбора в романе «Мастер и Маргарита»

Слайд 7

Цели урока: И сследовать два временных пласта романа: 30-е годы 20 века и 30-е годы 1 века (ершалаимские главы). Проследить, как автор показывает проблему выбора жизненного пути героями романа. Почему Булгаков проблему выбора считает одной из главных?

Слайд 8

Эпиграф Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет выбирать нас дорогу… (О. Генри)

Слайд 9

Вопросы для обсуждения В чём состоит духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата? Какова жизненная философия Иешуа? Каков жизненный выбор Иешуа? Почему Понтий Пилат при мысли о бессмертии испытывает леденящий душу ужас и страх? Как Иешуа силой своего духа оказывает влияние на характер Понтия Пилата? Какой же выбор делает Понтий Пилат?

Слайд 10

Вывод Каждый из героев выбирает свой путь: Иешуа идёт на смерть, оставшись верен своим взглядам, сохраняя свою совесть. Пилат же выбирает путь трусости и лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас. Вторая часть эпиграфа показывает нам, что сила человека в том, что у него внутри, и от этого зависит выбор жизненного пути.

Слайд 11

Вопросы для обсуждения Почему Мастер, у которого все так успешно начиналось, оказывается в сумасшедшем доме? Почему он выбирает покой в «доме скорби» и находит ли его там?

Слайд 12

Вывод №2 Га-Ноцри не отрекся от своего образа мыслей, пошел до конца и, пройдя через нечеловеческие страдания на кресте, был вознесен на небо. Мастер же, столкнувшись с жизненными трудностями, непониманием и гонением, отказался от своего детища. Он не смог пронести свой «крест», не пошел до конца. Поэтому он оказался достоин лишь покоя.

Слайд 13

Вопросы для обсуждения Почему Маргарита Продает душу дьяволу? В какой момент М аргарита почувствовала себя счастливой? Как сила любви Маргариты влияет на определение ее жизненного выбора?

Слайд 14

Вывод №3 Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как способны любить немногие. Даже Воланд по достоинству оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги на свете, - истинную любовь женщины. Маргарита действует, как подсказывает ей сердце. И за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком.

Слайд 15

Какой выбор делают герои романа?

Слайд 16

К какому нравственному выводу подводит нас автор, чему учит?

Слайд 17

Вывод М. А. Булгаков учит быть нас верными себе, своим убеждениям, жить по совести, быть нравственно сильными, бороться за добро и любовь. В противном случае человек обрекает себя на муки совести.

Слайд 18

Как вы думаете, имеет ли право автор преподать нам такой урок?

Слайд 19

Автор имеет право преподнести нам нравственный урок, так как он сам не сломался, не отступил от своих убеждений, боролся до последней минуты своей жизни.

Слайд 20

Составление синквейна Структура синквейна 1 строка – тема (существительное); 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме; 4 строка – фраза (своё отношение к теме); 5 строка – слово – резюме, синоним, высказывание, крылатое выражение.

Слайд 21

Булгаков Талантливый, несгибаемый Любит, трудится, сопротивляется Писатель не идет на сделку со своей совестью Мастер.

Слайд 22

И не раз на дороге сомненья бывали, Почему так идём? Для чего и куда? Только годы спустя, наконец понимали, Так ли правильным выбор был сделан тогда. ( Михаил Яровской )

Слайд 23

Домашнее задание Составить синквейн 1 вариант – Иешуа Га-Ноцри 2 вариант – Понтий Пилат 3 вариант – Мастер 4 вариант – Маргарита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект «О, этот Лермонтов опальный, Сын нашей собственной земли …»

                                       Проект посвящен исследованию жизни и творчества русско...

Урок - проект по литературному чтению во 2-м классе.Тема урока: "Здравствуй, матушка – зима!"

1.Систематизировать представление о зиме на основе изученных произведений.2.Развивать творческие способности обучающихся.3.Формировать метапредметные умения и навыки....