Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» для профессии 46.01.02 «Архивариус»
рабочая программа на тему

Жесик Надежда Борисовна

Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» разработана на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (НПО) 46.01.02«Архивариус».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fkpou_programma_mkhk.docx48.86 КБ

Предварительный просмотр:

ФКПОУ «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Рабочая программа

учебной дисциплины

ОДб 12 «Мировая художественная культура»

для профессии 46.01.02

«Архивариус»

(базовая подготовка)

 

 

 

 

2014

                  1. Паспорт программы учебной дисциплины

                           «Мировая художественная культура»

Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» разработана на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (НПО) 46.01.02«Архивариус».

         

  1.1. Область применения программы

Применяемая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  НПО 46.01.02«Архивариус».

        Дисциплина входит в входит в группу общеобразовательных дисциплин гуманитарного и социально- экономического цикла.

        

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Целью учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» является:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

Задачи дисциплины:

  • выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • приводить примеры общезначимых культурных ценностей от древнейших времён до наших дней;
  • соотносить конкретное произведение искусства с определённой эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • описывать и анализировать знакомые произведения искусства и выражать своё отношение к ним (устно и письменно);
  • иметь первичные навыки самостоятельной исследовательской работы и самообразования в сфере искусства;
  • владеть навыками поиска информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, сеть «Интернет» и др.).

знать:

  • основные вехи развития мировой и национальной культуры, закономерности смены основных стилей и направлений;
  • шедевры отечественного, мирового искусства и имена выдающихся мастеров русской и зарубежной живописи, графики, скульптуры, архитектуры, музыки, театра, кино;
  • истоки и общность разных видов искусств, ценности и идеалы, воплощённые в художественных произведениях.

1.3 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

     максимальная учебная нагрузка –117часа;

     обязательная аудиторная учебная нагрузка –78часов.

     самостоятельная работа студентов –39часов.

        

2. Структура и содержание учебной дисциплины

      2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы        

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

     в том числе:

        практические занятия

39

Самостоятельная работа студентов

39

Консультации

4

Итоговая аттестация -  зачёт

Форма: защита реферата

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Мировая художественная культура»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объём   часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Древние цивилизации

15

Тема 1.1.

Первые художники Земли.

Роль мифа в культуре.   Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека.

2

1

Тема 1.2. Архитектура страны фараонов.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Составление таблицы архитектурного наследия Египта.

2

2

Тема 1.3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.

2

1

Тема 1.4. Художественная культура Древней Передней Азии.

Художественная культура и особенности Древней Передней Азии. Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

2

1

Тема 1.5. Изучение искусство доколумбовой Америки.

Определение оригинальности  и самобытности характера художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических  представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.                  Работа с контурными картами.

2

2

Самостоятельная работа студента

Работа с материалами Интернет-ресурса.

5

Раздел 2.

Культура Античности

13

Тема 2.1.

Золотой век Афин.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции.

2

1

Тема 2.2.

Архитектура Древнего Рима.

Составление таблицы архитектурного наследия.

2

2

Тема 2.3. 

Изучение искусства римской империи.

Составление таблицы характерных особенностей искусства римской империи.

2

2

Тема 2.4.

Театральное и музыкальное искусство Античности.

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности. Составление презентации по теме.

2

2

Самостоятельная работа студента

Написание и защита рефератов по темам раздела.

5

Раздел 3.

Средние века.

13

Тема 3.1.

Мир византийской культуры.

Значение культуры Византийской империи. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.  Составить описание особенностей собора.

2

2

Тема 3.2.

Архитектурный облик Древней Руси.

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Составление таблицы архитектурного наследия. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм  Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.                     Ансамбль Московского кремля.

2

2

Тема 3.3.

Изобразительное искусство Средних веков.

Театральное искусство и музыка Средних веков.

Характеристика скульптуры Романского стиля и готики.. Искусство витража. Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

2

2

Тема 3.4.

Изучение архитектура западноевропейского Средневековья.

Монастырская  базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне. Составление таблицы характерных особенностей архитектуры того периода.

2

2

Самостоятельная работа студента

Подбор материала дополнительного материала. Составление эссе по темам раздела.

5

Раздел 4.

Культура Востока

      13

Тема 4.1.

Индия – «страна чудес».

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Искусство живописи.

Заполнение таблицы «Характерные черты искусства  Индии.

2

2

Тема 4.2.

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры.

Заполнение таблицы «Характерные черты искусства Японии»  

2

2

Тема 4.3.

Художественная культура Китая.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Заполнение таблицы «Характерные черты искусства Китая (скульптура, живопись»  

2

2

Тема 4.4. 

Изучение художественной культуры Ислама.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Заполнение таблицы «Характерные черты Северного  Возрождения и Венеции».

2

2

Самостоятельная работа студента

Выполнение домашнего задания, работа с литературой и компьютером.

5

Раздел 5.

Возрождение.

11

Тема 5.1.

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

2

1

Тема 5.2.

Золотой век Возрождения.

Музыка и театр эпохи Возрождения.

Прославленные шедевры художников и музыкантов.

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира. Заполнение таблицы « Характерные черты музыки и театра эпохи Возрождения»

2

2

Тема 5.3.

Возрождение в Венеции.

Северное Возрождение.

Северное Возрождение. Заполнение таблицы «Характерные черты Северного  Возрождения и Венеции».

2

2

Самостоятельная работа студента

Выполнение домашнего задания. Работа с литературой и компьютером.

5

Раздел 6.

Художественная культура XVII – XVIII веков.

     19

Тема 6.1.

Выявление стилевого многообразия искусства XVII-XVIII веков.

Нахождение главных отличительных черт новых стилей и исторические предпосылки их возникновения. Черты маньеризма. Барокко. Классицизм. Рококо. Заполнение таблицы «Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв».

2

2

Тема 6.2.

Архитектура барокко.  Музыкальная культура барокко. Изобразительное искусство барокко.

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко.

Заполнение хронологической таблицы.

 

2

1

 Тема 6.3.

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Составление таблицы.

 Шедевры классицизма в архитектуре России.

Заполнение таблицы. «Шедевры классицизма в архитектуре России».

2

2

Тема 6.4. Изобразительное искусство классицизма и рококо.

Скульптурные шедевры классицизма. Мастер «галантного жанра» (живопись рококо).

2

1

Тема 6.5.

Реалистическая живопись Голландии.

Многообразие жанров голландскойживописи.

Заполнение хронологической таблицы

« Творчество Рембрандта – вершина реализма».

2

2

Тема 6.6.

Русский портрет  XVIII века. Знакомство с творчеством Сурикова, Шишкина.

Знакомство с  историей появления русского портрета.

У истоков портретного искусства. Шедевры мастеров русского портрета. Мастера скульптурного портрета.

2

2

Тема 6.7.

Музыкальная культура барокко. Композиторы Венской классической школы.

«Взволнованный стиль» в итальянской опере. Бах и Гендель – музыканты барокко. Русская музыка барокко.

2

1

Самостоятельная работа студента

Подготовка сообщения на тему «Театральное искусство XVII-XVIII – веков».

5

Раздел 7.

Художественная культура XIX века.

14

Тема 7.1.

 Романтизм.

Изобразительное искусство романтизма.

Герой романтической эпохи: портретная живопись.

История глазами романтиков. Ф. Гойя. Экзотика Востока.

2

2

Тема 7.2.

Реализм – художественный стиль эпохи.

Изобразительное искусство реализма.

Реализм. Эволюция понятия. Художественные принципы реализма. Составление сравнительной характеристики «Реализм и романтизм, их связь и отличие». «Реализм и натурализм». « Реализм и художественная фотография».

2

2

Тема 7.3.

«Живописцы счастья»: художники-импрессионисты.

«Салон Отверженных». Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления. Жизнь и человек в произведениях импрессионистов. Последователи импрессионистов.

2

1

Тема 7.4.

Многообразие стилей зарубежной музыки романтизма.

Русская музыкальная культура.

Западноевропейская музыка романтизма. Музыка импрессионизма.

Русская музыка романтизма. Запись хронологической таблицы по творчеству П.И. Чайковского.

2

2

Тема 7.5.

Пути развития западноевропейского театра.

Русский драматический театр.

Русский драматический театр. Знакомство с творчеством артистов русского драматического театра

Запись таблицы

«Мастера русского авангарда».

2

2

Самостоятельная работа студента.

Выполнение домашнего задания, работа с литературой и компьютером.

4

Раздел 8.

Искусство XX века.

17

Тема 8.1.

Искусство символизма.

Триумф модернизма.

Искусство символизма. Поиск художественных принципов символизма. Мастера живописи символизма.

2

1

Тема 8.2. Архитектура: от модерна до конструктивизма.

От символизма к модернизму. Модерн в изобразительном искусстве.

Идеи и принципы архитектуры начала  XX века. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры.  Архитектурные достижения России.

2

1

Тема 8.3.

Основные направления развития зарубежной живописи. Мастера русского авангарда.

Фовизм Матисса. Кубизм Пикассо. Сюрреализм Дали. Абстракционизм Кандинского. Супрематизм Малевича. «Аналитическое искусство» Филонова . Анализ направлений

2

2

Тема 8.4. Зарубежная музыка XX века.

Музыка России XX -го столетия.

Музыка модернизма. Становление национальных школ музыки. Искусство джаза и его истоки. Рок - и поп – музыка.

2

1

Тема 8.5. Зарубежный театр XX века.

Российский театр XX века.

Зарубежный театр XX века. Российский театр XX века.

Составление сравнительной характеристики

2

2

Тема 8.6. Становление и расцвет мирового кинематографа.

Рождение и первые шаги кинематографа. Выдающиеся достижения американского кино. Великий немой. Рождение звукового кино. Киноавангард XX века. Неореализм итальянского кино.

2

1

Самостоятельная работа студента

Подготовка к итоговому зачёту. Выполнение тестов по темам

5

Зачёт по дисциплине

2

Всего по учебной дисциплине

117

   в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка  

 

78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- наличие учебного кабинета;

- оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов группы;

- рабочее место преподавателя;

- технические средства обучения;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура 10,11 класс. М, Владос, 2011 год.

Дополнительные источники:

  1. Баженова Л.М., Некрасова Л.М. и др. Мировая художественная культура 20 века (кино, театр, музыка), Питер, 2011 г.
  2. Бартонец А. Златобитные микены. М, Наука, 2010 г.
  3. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры, Тверь, 2011 год
  4. Еремина Т.С. Мир русских икон. М,Книжный клуб, 2009 г.
  5. Данилова Г.И. Мировая художественная культура,10 класс. М, Интербук, 2010 год.
  6. Криппа М.А. Антонио Гауди, М, Арт-родник, 2011 г.
  7. Энциклопедия мирового искусства // Шедевры русской живописи. М, Белый город, 2010 год.

Мировая художественная культура в ИНТЕРНЕТ

 1.Коллекция «Мировая художественная культура»

http://artclassic/edu.ru

2.Музыкальная коллекция

http://music.edu.ru

3.Архитектура России

     http://www.archi.ru

4. «Культура России»

     http://www.russianculture.ru

5. Музеи России

http://www.museum.ru

6.Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии

http://www.greekroman.ru

7.Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура

http://www.archi-tec.ru

8. ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств.

http://www.artyx.ru

9. Belcanto.Ru – в мире оперы.

http://www.belcanto.ru

10. Классическая музыка

http://www.classic-music.ru

11. Мировое искусство

http://www.world.art

12.Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению

http://e-project.ru/mos/

13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова.

http://petrov-gallery.narod.ru

14. Виртуальный каталог икон.

http://www.wco.ru/icons/

15. Виртуальный музей живописи

http://www.museum-online.ru

16. Виртуальный музей Лувр.

http://louvre.historic.ru

17. Государственный Русский музей.

http://www.rusmuseum.ru

18. Государственная Третьяковская галерея.

http://www.tretyakov.ru

19. Государственный Эрмитаж.

http://www.hermitagemuseum.org

20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК.

http://www.mhk.spb.ru

21. Замки Европы

http://www/castles.narod.ru

22. Импрессионизм

http://.impressionism.ru

23. История изобразительного искусства.

http://www.arthistory.ru/

24. Московский Кремль:

виртуальная экскурсия.

http://www.moscowkremlin.ru

25..Музеи Московского Кремля.

http://www.kremlin.museum.ru

26.Народы и религии мира.

http://www.cbook.ru/peoples/

27. Репин Илья Ефимович.

http://www.ilyarepin.org.ru

28. Российская история в зеркале изобразительного искусства.

http://www.sgu.ru/rus_hist/

29. Современная мировая живопись.

http://www.wm-painting.ru

30. Энциклопедия Санкт-Петербурга.

http://www.encspb.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1)приводить примеры общезначимых культурных ценностей

 от древнейших времён до наших дней;

2)соотносить конкретное произведение искусства с

определённой эпохой, стилем, направлением,

национальной школой, автором;

3)описывать и анализировать знакомые произведения искусства

и выражать своё отношение к ним (устно и письменно);

4)иметь первичные навыки самостоятельной

исследовательской работы и самообразования в сфере искусства;

5)владеть навыками поиска информации в области искусства

из различных источников (словари, справочники,

энциклопедии, книги по истории искусств, сеть «Интернет» и др.)

внеаудиторная самостоятельная работа,  доклады, контрольные работы

1)основные вехи развития мировой и национальной культуры, закономерности смены основных стилей и направлений;

2)шедевры отечественного, мирового искусства и имена выдающихся мастеров русской и зарубежной живописи, графики, скульптуры, архитектуры, музыки, театра, кино;

3)истоки и общность разных видов искусств, ценности и идеалы, воплощённые в художественных произведениях.

внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.4 Физическая культура для профессии 21.02.01Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.4 Физическая культура по профессии 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.4  Физическая культура по профессии 23.01.03 Автомеханик...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.09 Физическая культура по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 г. № 1569) среднего профе...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11 Физическая культура по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 802) среднего профес...

Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 802) среднего профес...

Рабочая программа учебной дисциплины ФК.00 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 695) среднего профес...