Тесты по основным темам программы по дисциплине «Русский язык»: «Язык и речь», «Морфологические нормы», «Синтаксис», «Орфография», «Стили речи".
тест на тему

Тесты по основным темам программы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._test.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

   1. Тестовые задания предназначены для проверки знаний студентов 1 и 2 курсов по основным темам программы по дисциплине «Русский язык»:

«Язык и речь. Культура речи», «Морфологические нормы», «Синтаксис», «Орфография», «Стили речи».

    Тестовые задания обеспечивают объективность и простоту проверки ответов учащихся и позволяют выявить пробелы в знаниях по той или иной теме.

    Задания составлены на основе учебника «Русский язык» (автор Антонова Е. С.).

    Тесты составлены в основном в одном варианте, кроме темы «Язык и речь» , в которой тестовые задания составлены в 2-х вариантах.

   

   2. Прежде чем начинать работать с тестами, просмотрите, все ли отобранные учебные элементы были отработаны на занятиях по данным темам.

    При проведении контроля знаний студентов необходимо каждого студента обеспечить отдельными листами с конкретными тестовыми заданиями.

    На выполнение одного задания в тестовом задании отводится 1-2 минуты

( в зависимости от степени подготовленности студента). Общее количество на выполнение одного тестового задания будет равно количеству заданий в нем.

   3. Перед проведением тестирования необходимо потренировать студентов, предложив им несколько заданий, аналогичных тем, которые встречаются в тестах. Это позволит студентам понять структуру тестов, сэкономить время при их выполнении.

Язык и речь.

Вариант 1 

  1. Эстетичность речи проявляется

     А) в следовании этическим, морально-нравственным и другим

          правилам общения;

               B) все перечисленное;

               C) в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и

                    достоинства человека средств выражения.

  1. Заимствованные слова – это слова:
  1. из других текстов;
  2. из других языков;
  3. из других стилей.

   

  1. Для официально-делового стиля характерно использование:

    A) речевых клише;

    B) эмоционально-окрашенных слов;

    C) профессиональных слов.

     

  1. Лексика – это:
  1. новые слова, появляющиеся в языке;
  2. совокупность слов данного языка, весь его словарный состав;
  3. словарный запас одного человека.

  1. Эвфемизм – это:
  1. слово или выражение, служащее в определенных условиях для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными, не вполне вежливыми или слишком резкими;
  2. иноязычные по происхождению наименования вещей и понятий, свойственных жизни и культуре того или иного народа;
  3. это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления, вместо которых в современном русском языке употребляются другие слова.

  1. Культура речи – это
  1. умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
  2. все перечисленное;
  3. владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики).

7. Литературный язык характеризуется основными свойствами:

A) использованием всех средств языка (в т.ч. жаргона, просторечия,                

     диалекта);

B) ни одно из названных;

C) обработанностью и нормированностью.

     

    8. Речевой этикет – это

           А) умение говорить и писать хорошим языком;

           B) искусство говорить комплименты;

           С) национально специфические правила речевого поведения,

                применяемые в ситуациях вступления собеседником в контакт и для

                поддержания общения в избранной тональности соответственно

                обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и

                характеру их взаимоотношений.

     

  1. Точность высказывания - это

А) употребление слов с определенной целью;

В) соответствие речи мыслям говорящего или пишущего;

С) соблюдение языковых норм (произносительных, грамматических,

     стилистических и др.).

  1.  Отметьте правильные утверждения:

А) Уместность речи подразумевает такой подбор и организацию      

      средств языка, которые делают речь, отвечающей целям

      и условиям общения;

В) Уместность речи подразумевает употребление эмоционально

     нейтральных слов вместо слов или выражений, представляющих-

     ся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными;

С) Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста

     ситуации, психологических характеристик личности собеседника.

 

             

Язык и речь.

Вариант 2 

  1. Литературный язык характеризуется основными свойствами:

А) использованием всех средств языка (в т.ч. жаргона, просторечия,

     диалекта);

В) ни одно из названных;

С) обработанностью и нормированностью.

  1. Понятие коммуникативной целесообразности высказывания заключается в том, чтобы:

А) понимать значение употребляемых слов;

В) иметь представление о стилистических градациях слов и выражений,

     чтобы уметь употреблять их в соответствующих коммуникативных

     ситуациях;

С) употреблять слова с определенной целью.

  1. Отметьте правильные утверждения:

А) Уместность речи подразумевает такой подбор и организацию средств

      языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям                              

      общения.

В) Уместность речи подразумевает употребление эмоционально

      нейтральных слов и выражений, представляющихся говорящему

      неприличными, грубыми, нетактичными.

С) Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста,

      ситуации, психологических характеристик личности собеседника.

  1. Орфоэпия – это:

А) совокупность правил написания слов, то есть нормы правописания;

В) совокупность правил (норм) расстановки знаков препинания;

С) совокупность норм литературного произношения.

  1. Полисемия – это:

А) многозначность;

В) эмоциональная окраска слова;

С) однозначность.

6. Антонимы – это

А) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;

В) слова, близкие по звучанию, часто однокоренные, но различающиеся

     оттенками значения;

С) слова, противоположные по значению.

7. Точность высказывания – это:

А) употребление слов с определенной целью;

В) соответствие речи мыслям говорящего или пишущего;

С) соблюдение норм произносительных, грамматических, стилистичес-

     ких и др.

8. Культура речи – это

А) умение использовать выразительные средства языка в различных

     условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;

В) все перечисленное;

С) владение нормами устного и письменного литературного языка

     (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамма-

     тики, стилистики).

9. Отметьте, какое из предложенных утверждений является ложным:

А) Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату.Она

      достигается путем точного и однозначного употребления слов,

      терминов, словосочетаний, грамматических конструкций.

В) Ясность – это правильное членение письменного текста на абзацы.

С) Доступность или доходчивость изложения – это способность данной

     формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его.

10. С точки зрения употребления в языке различают:

А) активную и пассивную лексику;

В) стилистически окрашенные слова;

С) заимствованную и исконно-русскую лексику.  

Тестовые задания

Морфологические нормы.

  1. Женские имена и фамилии иноязычного происхождения

А) склоняется только имя;

В) не склоняются совсем;

С) склоняются так же, как и мужские.

  1. В предложении « Благодаря ошибкам электриков, город остался

без света» допущена ошибка. Укажите, в каком из перечисленных

словосочетаний нарушен принцип сочетаемости слов:

А) ошибкам электриков;

В) город остался без света;

С) благодаря ошибкам.

  1. Правильно сказать:

А) оплатить в кассу;

В) оплатить за обучение;

С) оплатить обучение.

  1. В обращении к собеседнику недопустимо сочетание:

А) Уважаемый + Имя Отчество;

В) Уважаемый + господин + Фамилия + И.О.;

С) Уважаемый + господин + Фамилия.

  1. Найдите в каком словосочетании допущена ошибка:

А) согласно приказу;

В) согласно приказа;

С) вопреки распоряжению.

  1. В каком предложении нет грамматических ошибок?

А) Коновалов, нахмурив брови, отдавал односложные приказания.

В) Мы будем рады зарубежным друзьям, приедущим к нам.

С) Южные фрукты, отправляющиеся в столицу, скоро прибудут на

     место назначения.

   

                 

  1. Выберите правильный вариант формы творительного падежа

количественного числительного:

А) двумя тысячами пятьюстами шестьюдесятью семью;

В) двумя тысячи пятьсот шестьдесят семью;

С) две тысячи пятистами шестьюдесятью семью.

  1. Найдите правильный вариант:

А) Она мучительно боролась за жизнь, боясь оставить без всякой

     помощи четверых сирот.

В) Она мучительно боролась за жизнь, боясь оставить без всякой

     помощи четырех сирот.

С) Она мучительно боролась за жизнь, боясь оставить без всякой

     помощи четыре сироты.

  1. Какое из предложенных слов является наиболее подходящим для

предложения: Свободные экономические зоны, таким образом,

         могут содействовать… стратегических планов России.

         А) осуществлению;

         В) выполнению;

         С) продаже.

  1. Укажите предложение без грамматических ошибок:

А) Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе.

В) Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском.

С) На совещании было обсуждено ряд важных вопросов.

  1. Выберите правильный вариант ударения:

А) ходАтайствовать

В) ходатайствовАть

С) ходатАйствовать.

  1. Ошибка в предложении «Кара за небрежности в обороне настигла

«Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма» заключается:

А) в искажении общепринятых значений слов;

В) в неправильном употреблении стилистически окрашенной лексики;

С) в речевой избыточности и тавтологии.

Тестовые задания

Орфография

1.  Буква Е пишется в слове:

А) Вышл…те мне учебную литературу.

В) Закле…л окна к зиме.

С) Серебристый стел…тся ковыль.

  1. В каком примере выделенные слова пишутся слитно:

А) В то (же) время это уже не первый случай.

В) Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.

С) В Сибири морозы крепче, за (то) нет никаких ветров.

  1. Одна Н пишется в слове:

А) коше…ая трава

В) подпорче..ое сало

С) заполне..ая путевка

  1. В каком слове пропущена буква И:

А) высматр…вать

В) намер…ваться

С) преодол…вать

        5.   В каком ряду во всех словах пропущена буква А:

А) препод…вать, пол…гаться, упр…шивать

В) пригл…шать, уг…сать, выр…сти

С) предст…влять, предназн…чение, дек…рация

 

    6.   В каком ряду все слова пишутся через дефис:

А) (еле) еле, (кое) где, одеться (по) зимнему

В) (юго) запад, (бледно) розовый, (как) будто

С) (давным) давно, (по) тихоньку, (как) либо

   7.  НЕ пишется слитно в слове:

А) Это (не) сказка, а быль.

В) Тебе (не) достает силы воли.

С) (Не) изученное учеными явление.

   

  1. Буква И пишется в слове:

А) зап…реть дверь

В) бл…стящая речь

  1. Буква Ъ пишется в слове:

А) п…янсато

В) ад…ютант

С) трех…ярусный

 

 

  1.  Частица НИ пишется:

 А) Кто н… читал Пушкина!

 В) Придет н…кто другой, как наш декан.

 С) Во что бы то н… стало.

  1.  Какой ряд состоит из слов, в которых  пропущены только   чередующиеся безударные гласные корня:

 А) забл…стел, проб…раться, пост…лать

 В) соед…нение, от..гощать, приор…тет

           С) прост…раться, пал…садник, пренебр…жительно

  1.  В каком ряду во всех словах пропущено И:

 А) прив…легированный, пост…лать, изв…нился

 В) забл…стел, разв…вать ум, приор…тет

 С) проб…раться, соед…нение, от…гощать

     

  1.  В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

 А) пр..брежный, пр..дставить, пр…ставка

 В) роз..ск, с…грать, без…нициативность

 С) во…стание, во…звание, пере…дать

  1.  В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е:

 А) на последн…й  лини…

 В) о давнишн…м приятел…

 С) в высш…м учебном заведении…

  1.  Буква Ы пишется в слове:

 А) без…мянный

 В) спорт…нвентарь

 С) с…кономить

 

Тестовые задания

 

Стили речи

  1. Для официально-делового стиля характерно использование:

А) речевых клише;

В) эмоционально окрашенных слов;

С) профессиональных слов.

  1. Заголовок к тесту по стандарту – это:

А) речевая модель;

В) элемент;

С) реквизит.

  1. Официально-деловой стиль используется:

А) при составлении деловых документов;

В) в написании научных статей;

С) в разговоре со слесарем по поводу установки дверного замка.

  1. Фразеологизм – это

А) стилистически окрашенное словосочетание;

В) семантически несвободное сочетание слов, которое воспроизводится

     в речи как нечто единое с точки зрения смыслового содержания и

     лексико-грамматического состава;

С) стилистически нейтральное словосочетание.

  1. Какое утверждение является ложным:

А) в официально-деловом стиле нельзя использовать терминологию;

В) в официально-деловом стиле слова используются только в прямом

     значении;

С) в официально-деловом стиле нельзя использовать омонимы; важно

     правильно использовать паронимы.

  1. Сопроводительное письмо – это документ, который

А) подтверждает факт отправки приложенных к нему документов;

В) подтверждает какие-либо обещания, гарантии;

С) направляется стороне, виновной в невыполнении или ненадлежа-

     щим выполнении каких-либо обещаний, условий, работ и пр.

   

  1. Текст делового письма содержит, как правило

А) один вопрос;

В) два вопроса;

С) три вопроса.

  1. Научный стиль применяется в

А) документации разного рода, переговорах;

В) журналах, газетах, на радио и ТВ и пр.

С) монографиях, учебниках, патентах и пр.

  1. Письмо-приглашение

А) сообщает о проведении каких-либо мероприятий;

В) напоминает о каких-либо обещаниях, мероприятиях и пр.;

С) предлагает адресату принять участие в каком-либо мероприятии.

  1. Книжный язык – это:

А) язык научных произведений, насыщенный терминологической

     узкопрофессиональной лексикой;

В) разновидность литературного языка, реализующаяся преимущест-

     венно в письменной форме и строго подчиняющаяся литературным

     нормам;

     С) язык поэтических литературных произведений.   

  1. «Сигнификативная функция слова заключена в определении его

номинативного значения. Структурная же функция заключает в

себе его синтагматическое и парадигматическое значения». Этот

пример относится:

А) к научному стилю;

В) к публицистическому стилю;

С) официально-деловому стилю.

  1. Прямой порядок слов характеризуется тем, что подлежащее стоит:

А) между составными частями сказуемого;

В) перед сказуемым;

С) после сказуемого. 

Тестовые задания

 

Синтаксис

1. В каком предложении допущена пуктуационная ошибка:

   А) Те, кто никогда не читал Нестора, все же знакомы с его трудами по произведениям других писателей, поэтов, художников, историков.

   В) Хотелось бы, чтобы все больше и больше людей, знали имена классиков русской литературы.

   С) В Киево-Печерской лавре сохранилась пещера, где много лет жил и трудился летописец Нестор.

2. Укажите предложение без грамматических ошибок:

    А) Я наблюдал за группой туристов, подошедшими к автобусу.

    В) Все, кто работал на фабрике, жили в поселке за рекой.

    С) Переводя текст, вам понадобится словарь.

3. Двоеточие ставится в предложениях:

    А) И кочки, и меховые болота все хорошо под сиянием лунным.

    В) Стояла одинокая луна и вокруг нее переливался желтоватый круг.

    С) Ах не верю ничему ни снам, ни сладким увереньям, ни даже сердцу своему.

  1. Приложение обособляется:

А) Он был известным художником-портретистом.

В) Директор школы Петрова поздравила всех с началом учебного года.

С) Талантливый художник он написал много очерков.

5. Деепричастие и деепричастный оборот не обособляется:

А) Они свернули с дороги и оглядываясь по сторонам пошли к лесу.

В) Девушка смотрела видеофильм не отрываясь ни на минуту.

С) Он бежал сломя голову.

6. Определительный оборот не обособляется:

А) На поверхности моря высветились небрежно брошенные  блики луны.

В) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.

С) Связанный узами брака с Элен Пьер избегал встреч с Наташей.

     

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

А) Дверь тихонько отворилась, и царица очутилась в светлой горнице.

В) Не кричи так жалобно кукушка!

С) Не шуми ты, рожь, спелым колосом.

8. Запятая перед КАК ставится в предложениях:

А) Мы боялись, что он поступит так же как в прошлый раз.

В) Пруд как зеркало.

С) Это нужно сделать как можно скорее.

9.Тире не ставится в предложении:

А) Старость не радость.

В) Курить здоровью вредить.

С) Безумство храбрых вот мудрость жизни.

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

А) Путешествовать -  увлекательнейшее занятие.

В) Гвиана государство в Центральной Африке.

С) Сегодня рыбалка удачная.

        11. Укажите предложение без грамматических ошибок:

     А) Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе.

     В) Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском.

     С) На совещании было обсуждено ряд важных вопросов.

        12. Запятая перед союзом И не ставится:

А) Рассвет и солдаты пошли в бой снова.

В) Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок.

С) Его появление оказалось поразительным и неожиданным.

    13. В каком предложении нет грамматических ошибок:

        А) Коновалов, нахмурив брови, отдавал односложные приказания.

        В) Мы будем рады зарубежным друзьям, приедущим к нам.

        С) Все потрясло зрелище пожара, которого они были свидетелями.

ГБОУ СПО МО Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка»

Инструкционно-технологические карты

для проверки знаний

студентов

по

дисциплине

«Русский язык»

1-2 курсы

Составила

преподаватель русского языка и

литературы Дончева Г.Ю.        

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

Темы рефератов по дисциплине "Русский язык и Культура речи"

Перечень тем рефератов дан из опыта работы для студентов 2 курса очной и очно-заочной форм обучения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности    38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи

  Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной  программы социально-экономического профиля...