Сценарий урока по тврчеству С.А. Есенина.
методическая разработка на тему

Сценарий урока по творчеству С.Есенина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 42

Урок – концерт

по творчеству Сергея Есенина

Тема: «России стихотворная душа».

Преподаватель литературы:

                                                                   Мартынова

Людмила Леонидовна

группа: АМ – 23 - 09

Согласовано:

_______________методист

Рассмотрена и одобрена на

заседании ПЦК

«___»______________20___г.

Протокол №_____ от ________________

Председатель ПЦК___________


Тема урока: «России стихотворная душа» 

Урок-концерт по творчеству С.А.Есенина

Цель урока: Знакомство учащихся с творчеством  С.Есенина. Совершенствование навыков выразительного чтения  и анализа поэтического произведения. Воспитание любви к поэзии С.Есенина.

Оборудование: портрет поэта, учебные хрестоматии, сборники стихов С.Есенина, стенгазета.

Ход урока.

I. Начало урока

а) Оргмомент;

б) Постановка цели.

II. Новый материал.

Учитель: 3 октября 2010 г. исполнилось 115 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Сергей Есенин… Когда мы произносим это имя, то кажется, что оно излучает что-то весеннее, светлое, радостное.

Тридцать лет всего прожил поэт. Много это? Или мало?

На Кавказе, где в свою бытность бывал Есенин, говорят: 30 лет человек должен учиться, 30 лет путешествовать и 30 писать – рассказывая людям о том, что он узнал, увидел и понял в этой жизни. Есенину было отпущено в три раза меньше. Но к его жизни подходит другое изречение «Жизнь ценится не за длину».

«Ведь я мог дать не то, что дал»,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал  за столь короткую жизнь – это целый мир, который живет, движется и переливается всеми огнями радуги. Ведь песнь, которую создал поэт – о великом, родном и вечном – о России.

Ученик:     Гой ты, Русь, моя родная,

       Хаты – в ризах образа…

       Не видать конца и края –

       Только синь сосёт глаза.

       Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет Яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мягкой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне на встречу как серёжки,

Зазвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Учитель: Сергей Есенин сегодня один из самых популярных поэтов. Слава его далеко перешагнула границы родины и стала всемирной

В чём же главный исток неумирающей любви к поэту? На этот вопрос пытались найти ответ ещё при жизни поэта. Время показало, что главный исток этой любви в том, что с помощью стиха Есенин стремится вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость бытия, умел в обыденном увидеть поэзию.

Ученик:                     В хате.

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Вьётся сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за  заслонкою –

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Учитель:   Какой родной, близкий и понятный  всем нам с детства мир нарисовал Есенин в этом стихотворении.

Много спорят сегодня об истоках таланта поэта. Почему именно в Константинове родился поэт?

А всё это далеко не случайно.

Такой поэт как Есенин стал возможен благодаря редкому  гармоничному сочетанию места рождения, характера, времени и  таланта.

Высокий берег Оки, заливные луга, тёмная кромка леса, зелёные овраги, ширь небесная на много вёрст – всё это делает Константиново одним из прекраснейших уголков России.

Какие задушевные, полные любви строки о родном крае написал поэт.

Ученик:        Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть.

Учитель:    Дерево Есенинского рода было несколько необычным, отмеченным особой метой. Все его ближайшие родные: оба деда, бабка, отец, мать – были или с некоей тонкой душевностью, или с сильным характером, или с тягой к личной независимости, или с любовью к песне, к игре, к молитве, т.е. со своеобразным художественным складом.

Унаследованные от каждого из них свойства таким счастливым образом переплелись в Есенине, что он стал как средоточием особого крестьянского аристократизма, что проявлялось буквально во всём – а походке, в одежде, гибком сильном уме, в целеустремленности натуры. И все эти свойства были увенчаны поэтическим даром.

Сам Есенин о себе писал:

Ученик: Родился в 1895 г., в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и , пока не захлёбывался, он всё кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабушке: «Ты, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка меня любила из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Учитель: Эти воспоминания нашли поэтическое отражение в стихотворении

Ученик:      Худощавый и низкорослый

Средь мальчишек всегда герой

Часто, часто с разбитым носом  

Приходил я к себе домой.

И теперь вот, когда простила

Этих дней кипятковая вязь

Беспокойная дерзкая сила

На поэмы мои пролилась.

Золотая словесная груда,

Под каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.

Учитель:    Екатерина Есенина, сестра поэта, вспоминала:

Наш дедушка Никита Осипович женился поздно, 28 лет отроду на 16-летней Аграфене Панкратьевне. За что  был прозван Монахом. «Я до школы не слышала, что мы Есенины. Сергей прозывался монахом, а я и Шура – монашки» (Вспоминала сестра С.Есенина). Дед купил 28 квадратных саженей земли и построил двухэтажный дом. На этой усадьбе, кроме избы и двора для скотины, ничего больше построить не мог. Земля у нас ценилась очень высоко.

Село наше в те годы было стянуто мёртвой петлёй: с одной стороны земля Федякинского помещика, с другой земля нашего духовенства, с третьей непрерывной лентой тянулись другие деревни, четвёртая сторона – Ока. Поэтому наше село не имело возможности расширить свои строения. Избы лезли одна на другую, крыши соломенные,  и частые пожары были бичом крестьян.

Прекрасный облик Родины рисует Есенин и тогда, когда

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось…

Эти стихи о родном Константинове, где поэт провёл 17 лет своей жизни. Детские годы Сергея Есенина были омрачены сиротством при живых родителях. В 1905 г. семья воссоединилась. В 9 лет Сергей поступил в четырёхклассное сельское училище, которое окончил с отличием, два года учился в Спас-Клепиках в учительской школе.

В 1912 г. Сергей Есенин покидает родной дом, уезжает в Москву.

Ученик:           Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкою луна

Распласталась на тихой воде

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде…

Учитель: Стихи Есенина очень напевны и лиричны, легко ложились на музыку. Находясь вдали от дома, поэт грустит о родном крае, и его грусть выливается в стихи.

Ученик:           Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхожен ый песок.

Где ты, где ты, отчий дом?

За рекой поёт петух.

Там стада стерёг пастух,

И светились из воды

Три далёкие звезды.

За рекой поёт петух

Время – мельница с крылом

Опускает за селом

Месяц маятником в рожь

Лить часов незримый дождь

Время – мельница с крылом…

Учитель:   В самостоятельной взрослой жизни поэта удачи перемежались с неудачами, любовь  горьким разочарованием, но год от года всё ярче и ярче светился талант поэта, стихи зачастую – экспромт. Поэт печатается в известных московских и ленинградских изданиях, к нему приходит слава. Главной темой творчества Есенина становятся родина и природа.

Ученик:           Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на берёзке подол…

Учитель:    Любимым образом есенинской лирики становятся клён и берёза.

Говоря о Есенине, все мы сразу вспоминаем строки о берёзе, ставшие хрестоматийными. Поэт чувствовал себя частицей природы, а образ любимой отождествляется с образом берёзки.

Ученик:      Зеленая причёска,

Девическая грудь,

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чём звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил – печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:

«О, любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Здесь слёзы лил пастух

Луна стелила тени,

Сеяли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так вздохнув глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

Учитель:    Это стихотворение посвящено помещице Лидии Кашиной, в которую был влюблён поэт.

И совсем по- иному звучат стихи о любви, написанные в 20 годы. Их пишет зрелый человек, много переживший и перечувствовавший.

Ученик:     Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить

Был я весь – как запущенный сад.

Был на женщин и  зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут.

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому…

Учитель:    Чуткое сердце поэта очеловечивало природу. В его стихах страдает корова, у которой отняли телёнка, плачет собака.

    Песнь о собаке.

                 

Утром, в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причёсывая зыком,

И струился снежок подталый

Под тёплым её животом

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый ,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из её щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех.

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Ученик:   В стихотворении, написанном в 1924 г. «Мы теперь уходим понемногу» Есенин пишет:

Счастлив тем, что целовал я женщин.

Мял цветы, валялся на траве.

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Учитель:   Есенин поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине».

Ученик:           Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля…

Учитель:   И, наверное, самые нежные, самые задушевные строки поэт посвятил матери.

Ученик:                Ты жива ещё моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть…

Учитель:  Каким надо обладать умом, какой проницательностью и каким благородным и честным сердцем, чтобы написать стихотворение, в котором поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатились во всю страну…

А вот как пишет о Есенине Николай Кутов:

Он как будто чародей

Превращал зарю в котёнка,

Руки милой в лебедей,

Светлый месяц в жеребёнка.

Говорить учил леса

Травы, рощи в брызгах света

И слились их голоса

С чистым голосом поэта.

Ученик:    Восемь десятилетий не смолкает шум вокруг стихов поэта, и, кажется, продолжает шуметь он сам – вечный бунтовщик, крамольник, уникальная фигура XX столетия.

Ученик:      Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатёр,

А в поле василёк хрустально-синий

Ведёт с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Берёзы – сёстры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, –

России стихотворная душа…

III. Итог урока:

Учитель:    Какое впечатление произвели на вас стихи Есенина? Чему учит нас поэт? К чему призывает?

Ученик:     При чтении стихов Есенина испытываешь светлое чувство, будто прикоснулся к роднику с живой водой. Его стихи светлые, чистые и немного грустные. Они учат нас видеть прекрасное, ценить жизнь, любить родную природу, любить родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы)

Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы), подготовлен и проведён преподавателем ГОУСПО "Балашовское музыкальное учили...

План-сценарий урока производственного обучения

План-ценарий урока на тему "Пошив наволочки с клапаном пооперационно-производственным способом" в группе по профессии "Швея" (коррекционная группа)...

методический материал для подготовки уроков по творчеству С.А.Есенина

методический материал при подготовке уроков по творчеству С.А.Есенина...

Урок-путешествие. Пейзажная лирика С.Есенина "Алый свет зари"

Цель урока:познакомить учащихся с необыкновенным миром пейзажной лирики С.А. Есенина; показать роль художественных деталей в поэтике Есенина;развивать умения и навыки анализа поэтического текста, испо...

Открытый урок по творчеству С.А.Есенина

Материал для работы учителя русского языка и литературы...

Методическая разработка и сценарий урока с использованием инновационных педагогических технологий. Тема урока: «Классификация сварных конструкций и основные требования к ним»

Методическая цель урока - активизация позновательной деятельности  обучаемых профессии "Сварщик" на разных этапах урока теоретического обучения через использование развивающихся и...