Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы)
методическая разработка на тему

Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы), подготовлен и проведён преподавателем ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой С.А.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

25 октября 2011 года Царица мировой оперной сцены Галина Вишневская отметила свой 85-летний юбилей.

Уникальное сочетание яркой внешности, редкого голоса (лирико-драматическое сопрано), огненного темперамента и невероятной судьбы – всё это создаёт незабываемый образ Галины Павловны Вишневской. О её характере ходят легенды; но именно он, сильный и волевой, а также решительность и вера в себя помогли ей преодолеть множество бед и стать звездой первой величины. Она блистала в самых известных оперных театрах мира, величайшие композиторы ХХ века создавали музыку специально для неё, ею восхищались президенты и короли.

 Ее семейный союз с великим виолончелистом Мстиславом Ростроповичем был очень плодотворным и в творческом плане. «Я всегда имела всё самое лучшее в жизни, что только может быть: лучший театр, лучший дирижёр, лучший режиссёр, лучший муж, какого только можно себе придумать», – признавалась певица.

Галина Вишневская удостоена многочисленных международных наград и премий. Она:

заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка СССР; почетный доктор ряда университетов; является Grand officier Ордена литературы и искусства (Франция, 1982), Командором Ордена Почетного Легиона (Франция, 1983);

награждена медалью "За оборону Ленинграда", международной наградой - орденом "За вклад в Победу", орденом Ленина,  орденами "За заслуги перед Отечеством"  II и III степени; Алмазной медалью города Парижа, Орденом Святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви и Орденом Петра Великого;

общественная организация "Георгиевский союз" вручила ей Знак чести "Серебряный крест", выполненный по образу и подобию Георгиевского креста;

награждена Царскосельской художественной премией "За уникальный голос, покоривший мир".

Галина Павловна Вишневская (девичья фамилия Иванова) родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде. Ее родители разошлись, когда девочке было всего полтора месяца, и внучку на воспитание взяла бабушка по отцовской линии, которая проживала в Кронштадте. Жили в большой  бедности. У девочки оказался от природы поставленный голос. Однажды на одной из редких встреч с дочерью мать подарила Гале комплект пластинок с оперой Чайковского «Евгений Онегин» и патефон. Девочка влюбилась в пение и в тот мир, который начал жить в ее воображении. Она решила во что бы то ни стало стать певицей!

- Мой характер из детства. Шести недель от роду меня подсунули бабушке и забыли… До сих пор помню, чувствую, как ужасное слово «сиротка» меня обижало и оскорбляло, - вздыхает она. - Очень хотела доказать родителям, как они были не правы в том, что меня бросили. Всем твердила: «Вырасту и буду артисткой!». И всё время пела. Меня дразнили «Галька-артистка».

Галине было 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. Бабушка умерла в блокаду в феврале 1942 года, и Галина осталась одна.

- Как и все, в блокаду я была истощена, - вспоминает Галина Вишневская. - Бабушка сгорела у меня на глазах в квартире. Меня спасло желание жить и - мечта. Я лежала, умирала с голоду и видела, как пою - в бархатном черном плаще и в большой шляпе…

Совсем девчонку, ее взяли в команду местной противовоздушной обороны: чистить пожарные трубы, канализацию, разбирать дома на топливо, тушить пожары... Армейский паек помог выжить.

В 1943 году она устроилась на работу в Выборгский дом культуры помощником осветителя сцены. Так началась ее театральная карьера.

Галина поступила в музыкальную школу для взрослых, где неумелый педагог сумел испортить ее природные вокальные данные: верхние ноты пропали, и Галю уверили, что она поет меццо-сопрано. С этим она и пришла к скромной учительнице — восьмидесятилетней Вере Николаевне Гариной, дававшей частные уроки пения за рубль в час. Гале повезло: учительница, у которой ни тогда, ни позже не появилось других талантливых певцов-профессионалов, в голосе Вишневской смогла не только разобраться, но ощутить его особенности, физиологию и показать безошибочные приемы, воспринятые Вишневской с легкостью и принесшие ей огромную пользу. Галина часами просиживала у инструмента, пела и добивалась своего. Открылись верха, и Гарина определила решительно: «У тебя сопрано. Лирико-драматическое. Будешь петь сопрано». И предсказала: «В опере. У тебя звезда на лбу».

Ей еще не исполнилось и семнадцати лет, когда на нее обратил внимание морской офицер Вишневский, и она вышла за него замуж, задумав стать певицей. Брак не удался, распался очень быстро. От него осталась лишь звучная фамилия.

С семью классами образования и удивительным, от природы поставленным голосом, она в 1944 году поступила в хор Ленинградского областного театра оперетты. Вскоре Галина стала исполнять уже сольные партии. «Я моталась по деревням, городишкам, воинским частям. В промерзлых клубах снег порой был на стенах. А я играла по 25 спектаклей в месяц… Это счастье, когда поешь для публики. Давали хлеб, тарелку супу и водки стакан. Это давало возможность выжить", - вспоминает она.

Галина отличалась особой красотой: смоляные густые волосы, яркие чувственные губы, мягкий овал лица, гармоническая стройность фигуры. Вольная как птица, она любила одно — петь. Убегала к заливу и пела все, что слышала по радио, на демонстрациях, у соседок. От природы Галина обладала естественной постановкой голоса, слухом и редкой памятью на музыку, впечатления, лица.

В 1945 году Галина Вишневская вышла замуж за директора тетра Марка Рубина. Казалось, все стало налаживаться. Но судьба нанесла несколько ударов: певица потеряла новорожденного сына — не могла выкормить от слабости и перенесенных в войну испытаний. А затем - открытая форма  туберкулёза, которая ставила крест на ее вокальной карьере… Однако желание петь оказалось сильнее страха смерти: она отказалась от операции и сбежала из больницы. Тяжелейший курс антибиотиков, покрывший все ее тело синяками и отеками, запрещенное врачами пение тайком в лесу… Она вернулась на сцену — и это было настоящим чудом!

Однажды, гуляя по Невскому проспекту, она увидела афишу о прослушивании в Доме искусств молодых вокалистов для набора в стажерскую группу Большого театра.

Терять было нечего, и Вишневская отправилась на прослушивание.  Когда на конкурсе Галина запела сложнейшую арию Аиды, солидные маэстро испытали шок. Хрустальное сопрано, сильное и нежное одновременно, и вдобавок к этому - профессиональное владение этим Божьим даром. Из всего всесоюзного конкурса Вишневская была единственной, кого приняли в Большой театр. Она – которая не имела ни консерваторского, ни училищного, ни даже законченного среднего образования (консерваторию закончила, уже будучи народной артисткой СССР - её заставил Ростропович).

Режиссер Большого театра Борис Покровский позже говорил: «Она откуда-то вдруг появилась в Большом театре. Нежданно-негаданно, никому не известная, но совершенно готовая для того, чтобы стать первоклассным исполнителем любой партии, любой роли; совершенно готовая для любого концерта, любой репетиции; для того, чтобы мгновенно стать лидером прославленного Большого театра. Она - в высшей мере профессионал!..»

Начались годы плодотворной, любимой, желанной работы в театре. Судьба подарила ей сотрудничество с певцом Сергеем Лемешевым, режиссером Борисом Покровским, дирижерами Николаем Головановым, Александром Мелик-Пашаевым,  Евгением Светлановым. Партнерами Галины Вишневской по русской сцене были Козловский, Лемешев, Пирогов, Ирина Архипова, Тамара Синявская, Владимир Атлантов и другие.

Публика заметила красивую певицу с чистым, серебристым голосом, певшую сильно и свободно. Скоро она становится ведущей солисткой Большого театра и исполняет все основные партии для сопрано — Лизу в «Пиковой даме» П. Чайковского, Эльзы в опере «Лоэнгрин» Р. Вагнера, Аиду и Травиату в одноименных операх Дж. Верди, Тоску в опере Д. Пуччини. Певица стала первой исполнительницей партии Наташи Ростовой в опере С. Прокофьева «Война и мир».

Это было время больших успехов Вишневской в театре. Она овладела многими ведущими сопрановыми партиями текущего репертуара. Ее отличали многие дирижеры: всесильный А. Мелик-Пашаев на свои спектакли выбирал только Вишневскую. Позднее Вишневская называла 50—60-е годы лучшими в своем творчестве.

Галина Вишневская была первой исполнительницей многих сочинений Д.Шостаковича, ей были посвящены цикл «Сатиры» на слова Саши Черного, а также вокальный цикл на стихи Александра Блока и др. сочинения. Для нее писал свои произведения Бенджамин Бриттен. Вишневская принимала участие в первых постановках на русской сцене оперы «Игрок» Прокофьева, монооперы «Человеческий голос» Пуленка, снялась в главной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова».

В 1955 году Вишневская была направлена в Прагу для участия в концертной программе происходившего там фестиваля молодежи и студентов. Там она познакомилась с известным виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, который участвовал в проходившем на фестивале конкурсе виолончелистов.

История любви

За два месяца до этой встречи Ростропович  увидел Галину Вишневскую на правительственном приеме в «Метрополе» и сразу понял:  он сделает все возможное, чтобы эта красавица стала его женой.

Галина Вишневская едва заметила нового поклонника: явно не красавец, лысоват, очки, шепелявит… Тогда она не знала, что он уже известный виолончелист, лауреат Государственной премии СССР, лауреат многих всесоюзных и международных конкурсов.

«Я понятия не имела, кто он. Рост-ро-по-вич  -  фамилию не выговорить!», - позже вспоминала Вишневская. Впрочем, и он понятия не имел, что Галя — примадонна Большого театра. Ухаживал с фантазией и настойчиво, острил умно и тонко, напросился проводить, на прощание подарил огромную коробку шоколадных конфет… Но мало ли воздыхателей вилось вокруг блистательной Галины?! Она забыла о нем, как только закрыла дверь в парадное.

И вот, спустя два месяца, они вновь встретились на музыкальном фестивале «Пражская весна». Вишневская поняла, что ей еще никогда и ни с кем не было так легко и интересно, как с этим виолончелистом. И не так уж он неказист, даже весьма элегантен…

В тот же день в городе они встретят продавщицу ландышей — Ростропович подарит Галине всю корзину.

- Между прочим, я замужем! - предупредит его Вишневская.

- Между прочим, это мы еще посмотрим! – ответит ей Ростропович.

Потом заглянет к ней в номер, сядет за рояль и начнет играть. И вдруг вскочит, упадет перед ней на колени. А  во время прогулки бросит в лужу свое пальто, чтобы Галя не замочила ноги. На следующий день они увидят в витрине роскошную хрустальную вазу, которая ей понравится, потом любимые Галины соленые огурцы, но оба магазина в тот момент окажутся закрытыми. Вечером она обнаружит в своем номере ту самую вазу, полную соленых огурцов. Правда, красиво?!

За Вишневской ухаживали и в нее влюблялись богатые и влиятельные люди. А выбрала она музыканта.

«Я ждала любви, ради которой стоило бы умереть, как мои оперные героини, - вспоминает она. - Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать».

Уже через год у них родилась дочь Ольга, а за ней Елена.

 - Не шутка - иметь двух детей в России и быть примадонной, - отмечает Галина Павловна. - Такого в Большом театре не бывало: ни одна певица не имела двоих детей. А половина труппы - вообще бездетные женщины, они и остались такими.

В конце 90-х корреспондент самого тиражного в США журнала «Ридерс дайджест» спросит у Ростроповича: правда ли, что он женился на Вишневской через четыре дня знакомства, и что он думает об этом сейчас. «Думаю, что я потерял целых четыре дня!» — ответит Ростропович. Его ответ журнал признал лучшим за год и вручил чек на 40 долларов США.

 

Вишневская и Ростропович соединили свои жизни и стали звездной парой. В 60-е годы поездки Галины в США и ряд других гастролей прошли уже с Ростроповичем как пианистом. Триумф был общим.

Творческая и личная жизнь Вишневской, казалось, складывалась вполне благополучно. Однако в конце 60-х годов ее судьба круто меняется.

Эту прекрасную чету стали выживать из Союза после того, как они сдружились с А.Солженицыным. А когда того исключили из Союза писателей и начали преследовать, даже приютили на своей даче. Вишневской и Ростроповичу устроили настоящую травлю: срывали гастрольные концерты, записи на радио, запретили выезжать в зарубежные гастроли. Все это привело к тому, что в мае 1974 года вначале Ростропович, а затем и Вишневская с дочерьми уезжают из СССР.

 - Мы были выброшены в мир без копейки. Муж с виолончелью и собакой, а через два месяца – я с двумя детьми и двумя чемоданами с концертными платьями. Всё осталось в Союзе. Поэтому работать надо было очень много, устраивать детей.

И они работали. В диком темпе, с неимоверной отдачей. Их имена гремели на весь мир… Глядя на их процветание, власти СССР не нашли ничего лучшего, как лишить их в 1978 году советского гражданства. Постыдное постановление отменили лишь в 1990-м.

Знаменитое семейство перебралось из Европы в США, где Ростропович стал главным дирижером Национального симфонического оркестра. Неподалеку от Нью-Йорка он купил огромное поместье, которое назвал Галино. В честь любимой супруги.

Галина Вишневская говорит в своих воспоминаниях о том, что жить в разных странах ей всегда интересно, поскольку это расширяет кругозор, позволяет выступать в разных творческих коллективах, с разными партнерами и обогащает репертуар. Певица пела в столице США в премьерах «Ребенок зовет» Ландовского (1979), «Te Deum» Пендерецкого (1981), «Иоланта» (1981), «Реквием» Пендерецкого (1983). В 1983 году выступила в Экс-ан-Провансе в спектакле «Тюрьма» Ландовского.

Лишь спустя 17 лет (в 1991г.) они вернулись в новую Россию. Вишневская вернулась стала почетным профессором Московской консерватории.

В 64 года, находясь в расцвете своего дарования, Вишневская покинула оперную сцену.  С триумфом - исполнив партию Татьяны в восьми спектаклях «Евгений Онегин» на сцене парижской Grand Opera. После этого выступала как драматическая актриса в роли Екатерины II в спектакле МХАТ им. А.П. Чехова "За зеркалом",  снималась в фильмах "Провинциальный бенефис" (1993), "Александра" (2007).

В Петербурге Ростропович и Вишневская купили квартиры  Мусоргского и Шостаковича и создали там частные музеи. Они привыкли созидать. Много лет они собирали коллекцию живописи и прикладного искусства - сейчас она принадлежит России. Ростропович и Вишневская открыли детский фонд (в Вашингтоне), построили родильный дом. Галина Вишневская патронирует детский Музыкальный театр.

Ростропович мечтал создать в Северной столице еще один музей - Чайковского. Но не успел.

27 апреля 2007 года, ровно через месяц после 80-летия  Ростроповича не стало. Вишневская тяжело переживала смерть мужа. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская прожили вместе 52 года.

Их семейный и творческий тандем был на редкость гармоничным. Разные по темпераменту, две великие творческие личности, они бережно хранили бесконечно дорогое и чистое чувство друг к другу всегда...

Ей одинаково комфортно во всех странах. В Париже у нее уютная квартира. Но Галина Вишневская все чаще бывает в России, потому что в Москве похоронен ее Слава, и ей хочется быть ближе к нему.

Свой жизненный путь Вишневская описала в книге "Галина. История жизни". В середине 1990-х годов по книге певицы композитор Мишель Ландовский создал одноименную оперу. Александр Сокуров снял документальный фильм "Элегия жизни" о Галине Вишневской и Мстиславе Ростороповиче.

По признанию Галины Павловны, она "очень счастлива и как артистка, и как женщина". О такой успешной творческой карьере можно только мечтать. У нее замечательная семья -  две дочери: старшая  – Ольга - руководит Фондом Ростроповича, который выплачивает стипендии талантливым детям из малоимущих семей,  младшая Елена, живущая в Италии, – Фондом Ростроповича и Вишневской, который занимается медицинской помощью, а также шесть внуков.

Галина Вишневская по-прежнему любима и увлечена музыкой, а вся её жизнь посвящена сцене. Певица ведёт активную педагогическую и просветительскую деятельность, является основателем и художественным руководителем Центра оперного пения в Москве: «Я была на сцене с 17 лет, и ушла после 45 лет работы. У меня голос не пропал к тому времени: я пела до последнего своего выступления. Я просто почувствовала, что ушло счастье от пения. Устала, наверное. Я поняла, что мне это не надо. Это как захлопнулась книга. Страница последняя закрылась. Сейчас я целиком и полностью предана Центру оперного пения. Я счастлива отдавать всё, что я могу отдать, русским певцам. Я делаю это с огромной ответственностью, подошла к этому с открытой душой. Я хочу всё, чему меня научили, всё, что я получила здесь от своих учителей, успеть передать своим ученикам. Я их очень люблю».

В свои 85 лет, независимо от самочувствия, она шесть часов преподает в школе оперного искусства, репетирует, готовит спектакли.

— Что я могу сказать молодежи? Получите профессию в жизни — вот самое главное. А если еще это — любимая профессия, то вы вытянули выигрышный лотерейный билет. Совершенствуйтесь в своем деле, не хватайтесь за все, не распыляйтесь. Идите к цели. Поставили — и добивайтесь ее. А как делать карьеру? Быть лучше всех! Я другого пути не знаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Михаила Мизина, посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащегося на конкурс "Недаром помнит вся Россия "...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Посвящение первокурсников в дирижёры и вокалисты (из опыта работы).

"Посвящение первокурсников в дирижёры и вокалисты" - методическая разработка сценария из опыта работы преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум) Изосимовой Светланы Алексеевны в ...

Методическая разработка тематического вечера, посвященного 700-летнему юбилею российского рубля

Методическая разработка тематического вечера, посвященного 700-летнему юбилею российского рубля...

Конференция "Из жизни замечательных людей (ученых-инженеров) сварщиков"

В решении задач научно - технического прогресса важное место принадлежит сварке. Сварка является технологическим процессом, широко применяемым практически во всех отраслях народного хозяйства.С примен...

Проект: "Командная работа педагогов в проведении торжественного концерта,посвященного 20-летнему юбилею ансамбля скрипачей "Виолино".

Коллективная работа преподаватейлей Ноовоаганской школы искусств в проведении торжественного концерта,посвященного 20-летнему юбилею ансамбля скрипачей "Виолино"....