Язык как средство общения
презентация к уроку по теме

В презентации представлен материал по теме "Язык как средство общения" , освещены вопросы:

1. Функции языка,

2. Язык как система..

3. Язык и речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yazyk_kak_sr-vo_obshcheniya.ppt288 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Язык как важнейшее средство общения. Язык как система. Культура речи» Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате с этим назначением язык по своей природе полифункционален, т.е. выполняет следующие важнейшие функции :

Слайд 2

Коммуникативная, т.е. служит средством общения процесс общения Я З Ы К ПРЕДМЕТ РЕЧИ А Д Р Е С А Т А Д Р Е С А Т В Ы С К А З Ы В А Н И Е ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ЗНАНИЕ ЯЗЫКА ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Слайд 3

2) Когнитивная , т.е. является средством мысли в результате мыслительной деятельности внутренняя речь (мысли, мировоззрение, отношение к предмету речи) оформляются в законченные фразы, понятные обеим сторонам общения, т.к. используются средства определенного языка; каждый человек ежеминутно думает о чем-либо. Таким образом, язык выполняет две основные функции, которые сложно разграничить: одновременно является средством общения и средством мысли.

Слайд 4

дополнительные функции: 3) экспрессивная (эмоциональная) выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства; 4) воздействующая воздействие на слушателя/собеседника посредством только языковых средств;

Слайд 5

5) игровая например, детские потешки, в основе которых лежит звукоподражание; слова-перевертыши или фразы, читаемые одинаково в обоих направлениях: А роза упала на лапу Азора ; игры в слова, когда последующее слово должно начинаться с той же буквы, на которую закончилось предыдущее; скороговорки. Друзей за деньги не купишь

Слайд 6

6) поэтическая язык служит материалом и формой художественного творчества, с помощью богатства языковых средств человек может выразить все свои чувства, эмоции, переживания, создать образные картины как внутреннего мира человека, так и окружающего мира

Слайд 7

Аллитерация (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха. (БСЭ) Ученый и экспериментатор, Ломоносов сочинил специальные аллитерационные стихи, в которых преобладал звук «г»: Бугристы берега, благоприятны влаги, О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят, О, грады, где торги, где мозго-круглы браги... Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин). аллитерации на п, н, л Настанет ночь; луна обходит Дозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит. (А. С. Пушкин). аллитерации на н, д, с, в

Слайд 8

стихотворением «Челн томленья» Бальмонта, поразившему когда-то современников, сплошь построенно на механической смене аллитерирующих звуков — в, б, ч, с и др.: Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря, в берег бьется Чуждый чарам черный челн... Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог... Марш! Чтоб время сзади ядрами рвалось. К старым дням Чтоб ветром относило Только путаницу волос (Маяковский). аллитерации на р

Слайд 9

Ассонансом называется повторение гласных. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. (Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Пастернак). ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

Слайд 10

7) магическая данная функция связана с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.

Слайд 11

1.2. Язык как система Знаковых систем много, например, … Язык – важнейшая из знаковых систем. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) - это совокупность элементов, взаимодействующих между собой. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (обозначающее) и содержание (обозначаемое). Самостоятельный языковой знак – слово. Звучание, последовательность звуков – это материальная данность, обозначающее - форма (а на письме обозначающее - буквы). Значение слова – его обозначаемое - содержание: понятие или образ, т.е. мысль.

Слайд 12

Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Слайд 13

Элементами системы «язык» являются следующие единицы, которые объединяются и образуют уровни языка, изучением которых занимаются соответствующие разделы языкознания: Единица языка Уровень языка Раздел языкознания Звук, фонема Фонетический Фонетика Буква, морфема Морфемный Графика, морфемика Слово Лексический Лексикология Формы и классы слов Морфологический Морфология Фразеологические обороты Лексико-фразеологический Фразеология Словосочетание, предложение, текст Синтаксический Синтаксис

Слайд 14

1.3. Язык и речь Язык и речь образуют в совокупности единое явление: язык организует, создает речь. Речь – использование языка в конкретных ситуациях общения. Под речью часто понимают: процесс говорения (речевую деятельность), результат этого процесса (устные или письменные речевые высказывания, произведения).

Слайд 15

Между языком и речью существуют принципиальные различия : ЯЗЫК РЕЧЬ абстрактен система категорий, извлекаемых из речи (части речи, спряжение, склонение и т. д.), управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям материальна воспринимается чувства­ми — слухом, зрением и даже осязанием коллективен и безличностен индивидуальна и конкретна ограничен набором составляющих его категорий бесконечна стабилен подвижна, динамична

Слайд 16

Подведем итоги: 1 . Язык как знаковая система. 2. Язык и речь. Как соотносятся понятия «язык» и «речь». 3. Как вы понимаете следующие слова М.В.Панова: «Задача языковеда – найти в речи язык, подняться от речи к языку»? 4. Как Вы считаете, какие условия необходимо соблюсти, чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание? При ответе используйте схему построения общения (см. п.1.1.) 5. Каково главное условие речевого общения? 6. Функции языка, перечислите и охарактеризуйте. 7. Основные функции языка. 8. Язык как система. Перечислите и охарактеризуйте элементы системы язык. 9. Взаимодействие элементов системы язык. Продемонстрируйте это взаимодействие на примере конкретного предложения.

Слайд 17

Презентация подготовлена преподавателем ЧУПО «Экономический бизнес-колледж» г.Москва Филимоновой А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые и внеречевые средства общения

В статье речь пойдет о вербальных и невербальных средствах общения....

"Понятие о вербальных и невербальных средствах общения"

Мультимедийный лекционный материал по дисциплине "Социальная психология" на тему  "Понятие о вербальных и невербальных средствах общения"...

Методические рекомендации "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ".

Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использова­на пиктография.Использование языковой альтернаты призвано улу...

Методическая разработка урока "Невербальные средства общения"

Методическая разработка урока по теме: "Социальная психология общения: невербальные средства общения" по дисциплине "Социальная психология" для студентов 4-го курса по специальности "Информационные си...

Конспект открытого урока по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление"

Конспект окрытого урока по русскому языку для студентов среднего профессионального образования по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Яз...

Искусство хореографии как средство общения.

laquo;Искусство как отражение общения есть само средство общения, и более того, есть школа искусства общения». ...

Методическая разработка интегрированного урока английского языка, якутского языка и психологии общения на тему «Моя профессия IT» в группах 2 курса по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Мир информационных технологий на сегодняшний день переполнен различной информацией, а порой очень сложными словами, которые сложно поддаются трактовке при переводе и использованию их в профессионально...