Открытый урок "Роль искусства в жизни общества"
план-конспект урока по теме

Моисеева Ирина Юрьевна

Данный урок является частью раздела учебной дисциплины "Обществознание" "Духовное развитие личности и общества". В отлчие от типичных уроков, основанных на теоретических положениях, он основан на практическом погружении студентов в мир искусства в результате посещения выставок и картинной галлереи и анализе самих студентов роли искусства в свое жизни. Имеется презентация урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_o_duhovnom_razvitii_obshchestva.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Психолого-педагогический проект урока обществознания.

«Духовное развитие личности и общества. Роль искусства в жизни общества»

коммуникативно-диалоговая образовательная технология в

форме проблемной дискуссии

Преподаватель

к.и.н. Моисеева Ирина Юрьевна

Москва

2015

Психолого-педагогическое обоснование урока.

             Тема данного урока органично входит в тематику, предусмотренную календарно-тематическим планированием по курсу «Обществознание», и завершает изучение раздела об основах духовной культуры личности и общества.

              Данный урок предполагает значительный подготовительный период и использование межпредметных связей с историей, мировой художественной культурой. Студенты в сопровождении преподавателя и классного руководителя посетили выставки «Рюриковичи», а так же картинную галерею Ильи Глазунова в г. Москве. Ребятам было предложено в форме эссе поделиться своими впечатлениями от увиденного.

             Мы стремились отойти от схоластического понимания урока с присущим ему информационно-оценочным стилем, когда все подается в готовом виде, присутствует строгий порядок, проверенная регламентация дисциплины, исполнительность учеников, беспрекословная подчиненность учителю, точные очертания учебного материала, работа учителя с учениками по принципу «вопрос – ответ».

             Современный урок – это организованное педагогическое общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом (продуктом духовного усилия) становится интеллект каждого субъекта урока общения, духовное обогащение. Метод обучения, используемый нами, мы определяем как проблемный.

        Все современные технологии обучения предполагают самостоятельную творческую работу, обоюдную активность учеников и учителя. Это по нашему мнению достигается в форме дискуссии, использования игровых элементов. Учитель создает условия для того, что бы ученики проявляли свою активность в реализации многих элементов деятельности: от постановки задач, выявлении проблем,  поиске решений, в выборе средств решения проблем до самоанализа полученного результата своей деятельности на уроке.

План – сценарий урока

Тип урока: комбинированный с элементами лекции, дискуссии, игры.

Цели урока:

Образовательные. Происходит проверка и углубление знаний, полученных на предыдущих уроках по разделу. Студенты получают знания по истории возникновения искусства, особенностям художественного творчества, роли искусства в жизни общества

             Расширяются знания об этническом и культурном своеобразии различных народов. Закрепляются такие понятия,  как культура, этноцентризм, культурный релятивизм, духовность, нравственность, искусство, художественный образ.

Развивающие. Деятельность учащихся организовывается как обсуждение проблемы, поиск и аргументация, оценка и принятие решения в процессе коммуникативного общения. Происходит развитие способностей студентов, среди которых существенным выступают такие, как быть мыслящим, моральным, творческим субъектом. Так же происходит развитие общеинтеллектуальных навыков: сравнение, анализ, синтез на основе использования межпредметных связей (история, социология, культурология, мировая художественная культура)

Воспитательные. Приобщение к общечеловеческим ценностям, духовному богатству отечественной и мировой культуры, воспитание уважения к  истории и культуре народов, оптимизация социальной и психологической атмосферы в колледже. Полагаем, что процесс интеграции в общество – это одновременно и процесс формирования духовных ценностей, чему способствует культурное воспитание студентов, приобщение их к культурным ценностям.

Оборудование занятия Компьютер, проектор, электронная презентация урока, учебник «Обществознание».

           На доске записываются ключевые понятия темы: духовность, нравственность, культура, формы культуры, искусство, художественный образ, функции культуры.

Ход занятия

Орг. момент(2-3мин) Вступительное слово учителя. Формулировка целей и задач занятия. Поскольку данное занятие является последним  по разделу, в ходе фронтального опроса студентам предлагается вспомнить понятия: «культура», «материальная культура», «духовная культура», «этноцентризм», «культурный релятивизм», «формы культуры», «наука и её функции», «религия», «нравственность», «духовность». В ходе опроса выясняется вопрос об особенностях различных форм культуры. Подчеркивается, что вопрос о духовно-нравственном развитии лежит в основе нашего внутреннего «я». Получается, что с этим вопросом сталкивается каждый. Оттого важно вникнуть в тему духовности и нравственности человека, чтобы в дальнейшем разобраться в себе раз и навсегда.

           Под нравственностью понимают набор нравов, а нравственность – это способ поведения. Нравственность лежит в сфере людской деятельности и означает исполнение правил поведения в обществе. То есть получается, что нравственность – это свободный выбор каждого человека в соблюдении норм и порядков в обществе. «Золотое правило нравственности» гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

                Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». Духовность – свойство души человека, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными. Мы иногда забываем, что же такое человек! То, что он нуждается в пище, жилье и одежде, - это же не есть свойство только человека: в одежде и пище нуждаются все живые существа, Однако, несмотря на сходство понятий нравственность и духовность, между ними есть различия. Нравственный поступок не обязательно является следствием высокой духовности. Человек может поступать «нравственно» в силу привычки, воспитания или боязни быть наказанным. С точки зрения стороннего наблюдателя человек может вести себя нравственно, но при этом не иметь в душе никаких побудительных мотивов к совершению подобных поступков. Духовность же более широкое понятие. Духовность – это устремление человека быть выше земных благ, быть ближе к Богу.

               Разбирается второй файл презентации «Духовная жизнь общества» как подсистема социума, состоящая из духовной деятельности и духовного производства.

                Обращается внимание на понятие «духовное развитие» - как процесс духовного обогащения человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры – гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и.т.д.

               Подводя ребят к изучению искусства как еще одной формы духовной культуры, учитель делает акцент на самостоятельном постижении ценности искусства для человека через практическое приобщение к искусству. Этому послужили походы на выставки. Студентам показывается презентация на тему выставок.

                Студентам  предлагается записать в рабочей тетради «Искусство и его роль в жизни общества».

        Студенты записывают понятие искусство с файла.

«Искусство – это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способностей человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии»

Обращается внимание на широкое и узкое толкование этого термина

«В широком смысле - это совокупность всех разновидностей художественного творчества – литературы, живописи, театра, кино и др.

В узком смысле – это только изобразительное искусство. Кроме того искусством называют высшую степень мастерства в какой-либо сфере деятельности».

Учитель кратко объясняет, каким образом человек ещё с древней поры понимал роль искусства.

            «Вопрос, какую роль  играет искусство  в человеческой  жизни, столь же древен, как и  первые попытки  его теоретического  осмысления. Правда, на  самой заре  эстетической  мысли, выражаемой  подчас  в мифологической   форме, собственно, и  вопроса  никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть  изображение бизона  реальной  или нарисованной  стрелой - значит  обеспечить  удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит  наверняка  победить  своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно  было органически  вплетено  в практическую  жизнь людей, было неотторжимо  от ремесла, творившего  мир  необходимых для существования  людей   предметов и вещей, было связано  с  магическими обрядами, благодаря  которым  люди стремились воздействовать  на окружающую  их действительность? Стоит ли удивляться их вере в то, что Орфей, которому  древнегреческая  мифология  приписывает  изобретение  музыки  и стихосложения, мог своим  пением  склонять  ветви  деревьев, сдвигать камни и укрощать  диких зверей. 
         Мир  художественных образов, по убеждению античных  мыслителей  и художников, «подражавший»  жизни, становился  неотьемлемой   частью истинной  жизни человека. Еврипид, например, писал: 
«
Нет, не покину, Музы, алтарь ваш…   Истинной  жизни  нет без  искусства»
         Основой искусства выступает художественный образ. Студенты записывают это понятие со слайда.

«Художественный образ – это чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Оно обладает способностью менять нашу точку зрения на предмет, и силой творческого воображения преображает мир в представлении, деля это свободно, т.е. по законам красоты».

               Учитель подчеркивает, что выполняя важные задачи в обществе, искусство вес свои функции выполняет универсально. (слайд «Универсальные функции искусства»). Искусство – это:

  1. Универсальная модель мира.
  2. Универсальный язык общения
  3. Универсальное поле творчество.
  4. Универсальная память человечества.

Проводится беседа, в ходе которой студенты сами пытаются объяснить сущность приведённых функций и примеры из повседневной практики.

Совсем недавно студенты вместе с преподавателем посетили две выставки «Рюриковичи» и выставку картин российского художника И. Глазунова.                Студентам предлагается вспомнить выставку Глазунова и объяснить некоторые картины этого художника.

1.  «Христос и антихрист» (Выступает один из студентов). Проводится беседа о картине по вопросам:

  • Каким образом художник видит эту универсальную модель мира?
  • Почему, по - Вашему он изобразил Христа и Антихриста похожими?
  • Какие художественные средства он использовал, что бы подчеркнуть их различие?
  • Что, по - Вашему, хотел сказать нам художник?

     2. Картина «Вечная Россия»?  Выступление студента по этой картине.

  • Каким художник увидел русский мир?
  • Какие ценности он считает наивысшими в нашем государстве?
  • Почему на его полотнах так часто возникает религиозная тематика?
  • Почему и история и искусство, отражающее эту историю так часто обращается к идее Бога?

Некоторые «доброхоты» иногда говорят, что Россия якобы нищая и убога? Но…… на самом деле Россия У БОГА? Наши предки жили с пониманием, что «Москва – это третий Рим». Студентов можно попросить объяснить смысл этой теории. Эта идея стала ребятам особенно понятна и близка в связи с посещением выставки «Рюриковичи».

Учитель подчеркивает, что эта идея никогда не служила обоснованием идеи превосходства России над другими странами, а только заставляла русичей ощущать ответственность перед Богом.

  3.  Студентов просят рассказать о картине «Разгром храма в пасхальную ночь». Они вспоминают рассказ экскурсовода на выставке и отвечают на вопросы:

  • Каков сюжет картины отображен И.Глазуновым?
  • Что вам известно об этом периоде истории нашей страны?
  • Какие художественные образы представлены на картине?
  • Какие эмоции вызывает картина?
  • Какие художественные средства нашел художник, что бы передать весь трагизм происходящего?
  • В чем актуальность картины в сегодняшнее время?

4. Студенты пытаются рассказать о картине «Рынок нашей демократии» 

  • О чем хотел художник Илья Глазунов поведать нам в этой картине?
  • Какие эмоции вызывает картина?
  • Какие художественные средства использовал художник, что бы передать свои чувства?

       

5. «Незнакомка». Одна из студенток по итогам выставки картин И. Глазунова особенно восхищалась Блоковской «Незнакомкой». Студентка рассказывает о картине и читает стихи об этой картине.

Большие и печальные глаза –

Два синих озера тоски глубокой.

И, кажется – вот-вот сбежит слеза…

Ты видишься здесь очень одинокой –

Цветок весны среди холодных зим…

Всем необычным обликом своим

и тонкостью твоих лица, фигуры

Так разнишься от окружающих –

Они чрезмерно веселы или хмуры,

А смотрят как-то…вопрошающие…

Губ ярких сочных розовый бутон,

Но грустно, не в улыбке сложен он.

Безвольна тонкая рука, на пальцах – кольца,

Прядь завиточков русых вдоль щеки,

И в пол-лица глаза – полны тоски.

Ты – словно грустная невольница.

Но… очень уж глубокий вырез платья…

Не вяжется с печальностью лица.

«Зачем ты… здесь?» – хочу сказать я.

И не понятен образ до конца.

Немало лиц, но одинока ты.

В глазах твоих прозрачных и глубоких

Далёкий отблеск светится мечты

О чувствах беззаветных и высоких

              Учитель подчеркивает, что Илья Глазунов выступает не только как художник, но и как знаток и любитель истории. Ставится вопрос, какие сюжеты из истории становились достоянием его творчества? Студенты вспоминают, что на картинах представлены такие исторические события как Куликовская битва, Ордынское иго, Смутное время. Показывается картина об убиенном в ХVII в. царевиче Дмитрии. Студентам предлагается рассказать его историю и объяснить символическое значение деталей картины.

         6. Ребята находят знакомые персонажи ХХ века в картине «Мистерии ХХ века» ( Ленин, Сталин, Хрущев, Кеннеди, Брежнев, Горбачев, Ельцин и др.)

Учитель рассказывает об истории этой картины.

           «Картину «Мистерия XX века» по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. Её первый вариант был написан в 1977 году, когда советское искусство захлебывалось от верноподданнической любви к Ленину, Хрущеву, КПСС и было строго ограничено рамками лжи социалистического реализма. Художник выполнил титаническую работу, показав на своей картине через конкретные образы людей апокалипсическое бытие XX века.

             Каким надо было обладать гражданским мужеством и неустрашимостью, чтобы в те времена тоталитарного террора высказать эту бескомпромиссную правду! Более того, художник отказался от долго ожидаемой выставки, но не снял с экспозиции по требованию руководящих чиновников «Мистерию XX века», несмотря на угрозы со стороны ЦК партии, Министерства культуры и официального Союза художников, готовых выслать его из Советского Союза, как был выслан А. И. Солженицын, которого он дерзнул показать на картине в арестантской одежде. Художник был тверд до конца. Он так и не открыл свою выставку. Лишь один голос перевесил при голосовании в ЦК партии за отмену высылки Глазунова за границу. Аргументом был довод: «Зачем нам снова и снова плодить диссидентов! Пускай едет в Сибирь, на БАМ и как можно дольше не возвращается оттуда». Фотографии с этой картины расходились по необъятному тогда Союзу Советских Социалистических Республик. Многие западные журналы печатали ее репродукции с подзаголовком: «Картина, которую никогда не увидят русские». И только по происшествии долгих лет, в дни перестройки, многотысячные зрители увидели ее на выставке художника в Московском Доме молодежи.

          7. Следующий слайд мы назвали Битва за святую Русь. Хотя художник эту картину назвал иначе.

  • Вопрос ребятам о том, какой сюжет изобразил художник?
  • Почему слайд назван именно так?

            Битва за наши ценности между добром и злом продолжается до сих пор.

8. Ребята объясняют смысл картины «Возвращение блудного сына».  Вспоминают рассказ экскурсовода о своеобразной параллели между картинами Рембранта с Бибилейским сюжетом «Возвращение блудного сына» и картиной Глазунова. Только в современном варианте в образе «блудного сына» изображен молодой «герой нашего времени», раскаявшийся в своих грехах, безбожных поступках, нашедший свой путь к Богу.

        Эта битва за духовные ценности развернулась сейчас в братской соседней стране Украине. Ребятам показывается субъективное понимание одним из современных художников суть этой развернувшейся битвы и предлагается попытаться расшифровать этот язык культуры. А тем, кто в Украине сносит памятники – художественные и исторические ценности, т.е хочет стереть память, хочется сказать словами Великого Льва Толстого «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции национальных героев обречена на вымирание»

            И еще раз, говоря о развитии общества, обращается внимание ребят на слова великих людей, благо на выставке Рюриковичи их было очень много. В частности слова нашего президента В.В. Путина «Духовное единство является настолько прочным, что не подвержено никаким действиям властей. Какая бы власть ни была, но крепче, чем власть господа быть не может». Вот поэтому то и в истории и в искусстве так значима оказывается религиозная тематика.

           Таким образом, искусство  действует  не на одну  какую-либо  человеческую  способность  и силу, будь то  эмоция  или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас  безотчетно, неосознанно  саму систему  человеческих установок, ценностей, а значит и саму жизнь человека и общество. Вот почему так важно прикоснуться к истинному искусству, которое спасет мир, а не разрушит его.

                      Обобщая тему духовного развития общества, преподаватель объявляет блиц-турнир знатоков  культур. В течение 1 минуты, пока работают песочные часы, каждый из участников дает максимальное количество правильных ответов на вопросы об культурных особенностях различных этносов (см. приложение 1 )

Победитель получает приз. Преподаватель старается развить интерес, любознательность студентов, их желание понять, познать другие культуры.  

        В конце занятия преподаватель выясняет, насколько актуальным ребята видят данную тематику и необходимость приобщаться к искусству. Наиболее активные студенты получают оценки.

Приложение 1

Вопросы для блицтурнира «Знатоки духовной культуры»

  1. Письменность древних египтян (иероглифы)
  2. Танец Гопак – национальный танец… (украинцев)
  3. «Солнце русской поэзии» (Пушкин)
  4. Английский поэт - Создатель образов Ромео и Джульетты, Гамлета и др. (Шекспир)
  5. «Сулико» - народная песня (грузин)
  6. Плов – национальное блюдо (узбеков)
  7. Богиня красоты и любви в Древнем Риме (Венера)
  8. Шашлык – национальное блюдо (грузин)
  9. Богиня красоты и любви у древних славян (Лада)
  10. Украинская поэтесса в имени которой есть название ее любимой страны (Леся Украинка)
  11. Родиной фарфора является   (Китай)
  12. Памятник каким народным героям стоит на красной площади (Минину и Пожарскому)
  13. Основатель ислама… (пророк Мухаммед)
  14. Украинский и русский писатель, создавший «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Гоголь)
  15. Ураза - байран- национальный праздник (мусульман)
  16. Русский православный храм, фактически спасенный американцами от разрушения в советские  годы (Покровский собор)
  17. Рождество у католиков, протестантов празднуется (число) (25 декабря)
  18. Борщ – национальное блюдо (украинцев)
  19. Главный Бог у языческих славян (Перун)
  20. Российская гастрономическая «радость наша» (щи да каша)
  21. Родина первого в мире алфавита (Финикия)
  22. Автор «Сикстинской мадонны» (Рафаэль)
  23. Священный город мусульман (Мекка)
  24. Этот государственный деятель «прополол» непроходимо бородатую страну (Петр 1)
  25. Национальный танец в Греции (Сиртаки)
  26. «Джоконду» написал….. (Леонардо да Винчи)
  27. Этот город называют «матерью городов русских» (Киев)
  28. Варгана – народный музыкальный инструмент… (чукчей)
  29. Древне-китайский вельможа… (мандарин)
  30. Имя Бога еврейского народа (Яхве)
  31. «Медный всадник – это памятник кому….» (Петру 1)
  32. Создатель «Красной шапочки» (Шарль Перро)
  33. Национальная одежда мужчин в Шотландии… (юбка)
  34. Храм всех Богов в Риме (Пантеон)
  35. Кортес -  завоеватель цивилизации… (ацтеков)
  36.  Русский город на семи холмах    (Москва)
  37. Лувр – национальный музей (во Франции)
  38. Единственное из сохранившихся чудес света (египетские пирамиды)
  39. Осенний национальный праздник американцев, к которому принято готовить индейку (День Благодарения)
  40. Императорским цветом в Китае считали  (желтый)
  41. Родина Кармен (Испания)
  42. Церковная служба у католиков (Месса)
  43. Янтарная комната находится (название дворца)( в Екатерининском Дворце С. Петербурга)
  44. Писатель, создавший сказку «Конёк-горбунок»… (Ершов)
  45. Картину «Возвращение блудного сына написал»…(Рембрант)
  46. Необходимый атрибут арабской женщины для выхода в свет (паранджа)
  47. Молитва у мусульман называется (Намаз)
  48. Создательница Гарри Потера (Джоанна Роуллинг)
  49. Ян Райнис – национальный поэт (Латвии)
  50. Индийский царевич Сидхартха Гаутама создал религию  (буддизм)
  51. Кого в древности называли «бичом Божим»( лидер гуннов Атилла)
  52. Русский храм, после постройки которого мастера по приказу царя были ослеплены (Храм Василия Блаженного)
  53. Страна – колыбель всей европейской культуры (Древняя Греция)
  54. Родина игры в шахматы (Индия)
  55. Калым – это (плата за невесту)
  56. В истории Москвы дате 1147 соответствует (первому летописному упоминанию о Москве)
  57. Родина рок &ролла (США)
  58. Синтоизм – национальная религия … (Японцев)
  59. Этот цвет в Индии, Китае считается цветом траура (белый)
  60. Кем был создан московский университет (Ломоносовым,  графом Шуваловым)
  61. Система Ушу появилась в (Китае)
  62. Сомбреро – национальный головной убор (мексиканцев)
  63. Национальный цвет России (красный)
  64. Стиль музыки кантри является национальным стилем … (американцев)
  65. бумага впервые была изобретена в…. (Китае)
  66. суп харчо – национальное блюдо в …(Грузии)
  67. Коррида – это традиция  (Испанцев)
  68. Российский город, название которого переводится как «белая невеста» (Геленджик)
  69. Продолжите поговорку» Что в печи то … (на стол мечи)
  70. Народ, разрушивший римскую империю (германские племена)
  71. Гаввардский университет находится в… (США)
  72. Создатель Чебурашки  (Э. Успенский)
  73. Первая мировая религия (Буддизм)
  74. Национальное рыбное блюдо японцев – (суши)
  75. Кто из россиян задолго до европейцев побывал в Индии (Афанасий Никитин)
  76. основателем Москвы является (Юрий Долгорукий)
  77. С эпохи Бостонского чаепития этот народ почти позабыл вкус чая (Американцы)
  78. Аборигены какого континента съели исследователя Дж. Кука? (Австралии)
  79. Стена плача находится в… (Израиле)
  80. Христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа (Пасха)
  81. Основатель Москвы…( Юрий Долгорукий)
  82. Грузинский генерал – герой Отечественной войны 1812 г. (Багратион)
  83. Древний врач Ибн Сина Авиценна жил на территории современного (Узбекистана)
  84. Король поп-музыки (Майкл Джексон)
  85. Национальная религия евреев  (Иудаизм)
  86. Основатель княжеской династии в Москве (Даниил)
  87. Этот грузинский солдат вместе с русским солдатом Егоровым водрузил Красное знамя Победы над Рейхстагом  в 1945 г( Кантария)
  88. Знаменитые куранты расположены на этой башне московского кремля (Спасская)
  89. Священный город трех религий ( Иерусалим)
  90. Покровский собор на красной площади так же называется храм (Василия Блаженного)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию на тему «Культура и духовная жизнь общества»

Урок по обществознанию на тему "Культура и духовная жизнь общества"...

Математика в жизни общества. Необходимость нововведений в математическое образование в соответствии с требованиями общественного и научного прогресса.

Реферат на тему: "Математика в жизни общества. Необходимость нововведений в математическое образование в соответствии с требованиями общественного и научного прогресса"...

Кроссворд на тему: "Политическая сфера жизни общества"

Политическая сфера жизни общества...

Статья на тему "Роль семьи в жизни общества"

Семья и брак относятся к явлениям, которые интересовали и будут интересовать огромное количество людей в обществе. Семья является один из наиболее древних и значимых социальных институтов....

Материалы для проведения контрольной работы по учебной дисциплине "Обществознание". Раздел Духовная жизнь общество. наука. образование. культура

Материалы для проведения контрольной работы по учебной дисциплине "Обществознание". Раздел Духовная жизнь общество. наука. образование. культура...