Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Обществознание"
методическая разработка на тему

Моисеева Ирина Юрьевна

Программа содержит теоретические и практические задания для организации и проведения устного экзамена по дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Руководитель СП по ИМР

____________М.А. Аксиньева                                             Заместитель директора по УМР

                                                                ______________И.В. Бойцова

"____"___________2013г.

                                                                                                    "____"______________2013г.                                                                                  

Программа

промежуточной аттестации

учебной дисциплины _«Обществознание (включая экономику и право»_____________

для специальности:

40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»

( базовый образовательный уровень)

Курс_ 1__семестр_____2________Группа___14___

Сроки проведения  (согласно расписанию)

Рассмотрено

цикловой комиссией

социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № _8__ от «_14___»__марта___20__

Председатель: ___Полякова И.В.___(И.О.Ф.)

                         (подпись)

Преподаватель:_Моисеева И.Ю. ( И.О.Ф.)

2013

Содержание

                                                                                                     страница

  1. Вид промежуточной аттестации………………………….…..… 3                                                                                                          
  2. Сроки проведения ………………………………………………...3
  3. Форма проведения………………………………………….…......3                                                                  
  4. Необходимые  материалы по дисциплине ………..…………..…3
  1. Перечень разделов и тем учебной дисциплины, выносимые на промежуточную аттестацию ………………………………………...4
  2. Перечень теоретических вопросов………………………….…..4
  3. Перечень практических заданий…………………………………5
  1. Процедура подготовки и проведения……………………………10
  2. Критерии оценок уровня подготовки студента…………………10.

  1. Вид промежуточной аттестации: экзамен
  2. Сроки проведения: согласно расписания
  3. Форма проведения: устная
  4. Необходимые материалы по дисциплине

  1. Перечень разделов и тем учебной дисциплины.

1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

  1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

1.2. Общество как сложная система

2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества

2.2. Наука и образование в современном мире

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

3. Экономика

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

4. Социальные отношения.

4.1. Социальная роль и стратификация.

4.2. Социальные нормы и конфликты

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

5. Политика как общественное явление.

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

5.2. Участники политического процесса.

6. Право.

6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

6.2. Основы Конституционного права Российской Федерации.

6.3. Отрасли российского права.

6.4. Международное право.

  1. Перечень теоретических вопросов        для экзамена

1. Философские представления о сущности человека.

2. Социальный статус и социальная роль личности

3. Человек. Индивид. Личность. Социализация личности.

4. Социальная мобильность. Основные виды социальной мобильности

5. Деятельность человека. Структура и виды деятельности.

6. Социальные группы. Социальная стратификация в обществе.

7. Познание. Цели познания. Чувственное и рациональное познание.

8. Социальные нормы и их виды.

9. Истина и её виды. Роль практики в познании.

10. Девиантное поведение. Социальный контроль

11. Понятие общества, сферы общества.

12. Социальный конфликт. Этапы развития конфликтного поведения.

13.  Виды социальных конфликтов.

14. Взаимосвязь общества и природы.

15. Власть и её структура. Особенности политической власти.

16. Прогресс, регресс, их критерии.

17. Понятие и признаки государства

18. Общественное развитие Революция, эволюция и реформы.

19. Функции государства.

20.Типология обществ.

21. Основные теории развития обществ (локальных цивилизаций, общественно-экономической формации, теория трех стадий)

  1. Политическая идеология. Направления идеологии.
  2. Глобализация человеческого общества. Глобальные проблемы современности: их причины, сущность и пути решения.
  3. Типология политических режимов
  4. Духовный мир личности. Мировоззрение и его типы.
  5. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
  6. Материальная и духовная культура общества. Формы культуры.
  7. Демократия, её основные ценности и признаки.
  8. Религия как форма культуры. Первобытные формы религии. Типология религий.
  9. Гражданское общество и государство.
  10. Основные тенденции развития современного образования. Структура современного российского образования.
  11. Политические партии и движения.
  12. Наука как форма культуры. Функции науки. Классификация наук. Эмпирические и теоретический уровни научного знания.
  13. Формы правления в государстве. Монархия и республика.
  14. Правовое государство: понятие и признаки.
  15. Государственные символы: флаг, герб, гимн.
  16. Семья как социальный институт. Классификация семей. Функции семьи.
  17. Понятие и формы государственного устройства.
  18. Искусство, его формы и основные направления.
  19. Право: понятие, признаки, функции
  20. Понятие экономики. Типология экономических систем.
  21. Система права. Основные отрасли права.
  22. Особенности административно-командной и рыночной экономики.
  23. Формы (источники) права
  24. Собственность, основные формы собственности. Способы приобретения и прекращения права собственности.
  25. Правоотношения и структура правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
  26. Государство и экономика. Способы воздействия государства на экономику.
  27. Конституционное право. Основы конституционного строя.
  28. Налоги. Функции налогов. Виды налогов.
  29. Конституционные права и свободы человека и гражданина.
  30. Экономика потребителя. Доходы, заработная плата, прожиточный минимум.
  31. Основы гражданского права. Гражданская правоспособность и дееспособность
  32. Основы трудового права. Трудовой договор, его заключение и расторжение.
  33. Избирательная кампания в Российской Федерации. Мажоритарная и пропорциональные системы выборов
  34. Основные тенденции в развитии мировой экономики.
  35. Основы уголовного права. Понятие, признаки  и состав преступления.
  36.  Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
  37.  Экономика потребителя.
  38.  Трудоустройство и занятость. Виды безработицы. Государственная политика в области труда и занятости.
  39.  Обществознание в системе наук. Особенности социально-гуманитарных и естественных наук.

4.3. Перечень практических заданий.

  1. В стране Н. коалиция политических партий, получившая в парламенте  большинство мест, выступила с инициативой о запрещении партий, за которые во время выборов проголосовало менее 7% избирателей. Соответствует ли этот принцип демократии? Приведите два аргумента, подтверждающие вашу позицию

  1. Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления     товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите  данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.

  1. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф.Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью? Аргументируйте свой ответ

  1. Сергей, по совету адвоката, подал иск о признании недействительным завещания своего отца, согласно которому в права наследства вступал его брат Виктор. В рамках какого процесса может быть разрешен этот спор? Как называются стороны в данном судопроизводстве? Назовите обе стороны и укажите, кто из названных участников данного спора относится к каждой из них

  1. Предприятие К., производящее детские товары, нацелено на извлечение максимальной прибыли. Оно проводит открытую подписку на выпускаемые ценные бумаги и осуществляет их продажу. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак подобной организационно-правой формы, не указанной в условиях задачи.

  1. В стране Н. коалиция политических партий, получившая в парламенте большинство мест, выступила с инициативой о запрещении партий, за которые во время выборов проголосовало менее 7% избирателей. Соответствует ли это демократическим принципам. Какие ещё демократические признаки государства вас известны?

  1. По мнению западных социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.

  1. Известно, что впервые в истории вопросы, каком должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму политического режима характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму политического режима.

  1. Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других»,- говорил К. Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности

  1. Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав.

  1. С помощью трёх примеров покажите роль образования в жизни личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.

А)  «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до     значительной глубины» (Протагор)

Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я.А. Коменский)

  1. Утверждают, что к концу ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргументируйте свою позицию.

  1. Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способны удовлетворить эти потребности.

  1. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, и это улучшило бы их материальное положение. Одни считали, что нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при условии контроля со стороны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?

  1. Противоречат ли друг другу следующие утверждения? Аргументируйте свой ответ

А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.

Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья.

  1. Парламент страны  Н. избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах,  формирует правительство. Парламент избирает Президента, выполняющего только представительские функции. Определите какова форма правления в стране Н? Перечислите какие ещё существуют формы правления. Приведите примеры из современной политической жизни государств, охарактеризовав в них конкретные формы правления.

  1. В ряде стран Европы короли и королевы, получающие свою власть по наследству, выполняют лишь представительные функции, не оказывая существенного влияния на деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей. Какая форма правления установлена в этих странах? Перечислите, какие ещё существуют формы правления. Приведите примеры из современной политической жизни государств, охарактеризовав в них конкретные формы правления.

  1. Какими, по вашему мнению, должны быть основные направления экономической политики современного демократического государства? Укажите любые три направления и объясните значимость каждого из них

  1. Как вы понимаете норму Конституции РФ о том, что «осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц?». Выберите любое из прав гражданина РФ и разъясните его смысл. Подберите в действующем законодательстве правовые нормы, конкретизирующие это конституционное право. Известны ли вам факты, нарушающие это право?

  1. Заполните сравнительную таблицу.

право

мораль

Корпоративные нормы

Способ установления

Форма закрепления

Способ защиты

Сфера действия

  1. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов на примере государств из истории и современности.

  1. Перечислите любые три психологические причины вхождения индивида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте конкретным примером.

  1. На одной их дискотек подвыпивший 16-летний С. Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он обзывал всех нецензурной бранью. Можно ли считать, что С. Ванеев совершил правонарушение, и привлечь его к ответственности? Свой ответ обоснуйте.

24. 11 – летний гражданин РФ решил устроиться по трудовому договору в  фирму курьером. Но, ни одна фирма, в которую он обращался, не приняла его. Правомерны ли действия фирм? Приведите обоснование своего мнения. Нормы, какого документа позволяют квалифицированно ответить на этот вопрос?

25.В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, учёных и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение данного тезиса

26.Назовите любые три социальных последствия научно-технического прогресса в современном мире и проиллюстрируйте каждое из них примером.

27. Охарактеризуйте права и обязанности супругов. что такое брачный договор? Для чего он необходим? В чем заключаются алиментные обязательства? Охарактеризуйте варианты устройства детей, оставшихся без родителей.

     28. Определите, какие функции государства проявились в следующих исторических событиях: В 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать дань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. темнее менее она упорядочила сбор дани, установила уроки – размер дани и погосты – места сбора дани.

Какие еще функции государства вам известны? Приведите конкретные примеры реализации функций государства.

29. Многие люди полагают, что националисты – это те, кто любит свою родину, а патриоты – это те, кто любит свое государство? Согласны ли вы с этим мнением? Дайте определение понятиям национализм, патриотизм. В чем их сходство и различие? В чем особенности национализма как государственной идеологии? Ответ сопровождайте конкретными примерами.

30. Проведите сравнительный анализ типов экономических систем. Какой из типов экономических систем является преобладающим в современном мире? Охарактеризуйте достоинства и недостатки рыночной экономической модели.

  1. Процедура подготовки и проведения

Расписание проведения экзамена утверждается директором колледжа и доводится до сведения студентов за 2 недели до начало сессии.

        К экзамену по дисциплине допускаются студенты, полностью выполнившие учебную программу дисциплины

        Экзаменационные билеты составляются на основе объявленного студентам перечня теоретических вопросов и практических заданий.

        Билет экзамена содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание, выполняемое устно.

Экзамен проводится в специально подготовленном кабинете (согласно расписанию).

        На подготовку к ответу по билету студенту отводится не более 30 мин.         Категорически запрещено пользоваться мобильным телефоном и карманным компьютером (коммуникатором) и т. д.

6. Критерии оценок уровня подготовки студента

Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять полученные знания в конкретных ситуациях. При оценке ответа надо учитывать:

-полноту и правильность ответа

-степень осознанности, понимания изученного;

-грамотную речь

Оценка «5» ставится, если студент:

- излагает изученный материал в полном объеме, дает правильные определения понятий;

- обнаруживает понимание материала, обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит примеры не только из учебника, но и из дополнительного материала;

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка;

Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2- неточности, ошибки, которые сам же исправляет

Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений по данной теме, но:

- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры;

- излагает материал непоследовательно;

- излагает материал при помощи наводящих вопросов

Оценка «2» ставится, если студент:

- излагает по данной теме менее половины знаний, предусмотренных программой

- искажает смысл основных понятий, неуверенно и беспорядочно излагает материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа промежуточной аттестации и темы тестирования для семестрового экзамена по учебной дисциплине «Основы электротехники» для профессии СПО

Программа промежуточной аттестации и темы тестирования для семестрового экзамена по учебной дисциплине «Основы электротехники» для профессии СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) Количество ...

ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ учебной дисциплины Инженерная графика

ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИучебной дисциплиныИнженерная графика...

Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по вариативному разделу «Синдромная патология». Профессиональный модуль «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе»

В данном документе представлена программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по вариативному разделу «Синдромная патология» МДК «Дифференциальная диагностика и оказание неотло...

Программа промежуточной аттестации по дисциплине Экономика

Программа промежуточной аттестации по дисциплине Экономика, 1 курс. Составная часть ФОС по Экономике...

Программа промежуточной аттестации по дисциплине Экономика организации

Программа промежуточной аттестации по Экономике организации. Составная часть ФОС по Экономике организации...

Программа промежуточной аттестации по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит

Программа промежуточной аттестации по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

Программа промежуточной аттестации по дисциплине Государственное регулирование экономики

Программа промежуточной аттестации по дисциплине Государственное регулирование экономики, для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет, повышенный уровень...