Развитие техники в младших классах специального фортепиано
методическая разработка на тему

Гельд Лариса Анатольевна

Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей. Поступление в школу определяет собой переход от игровой системы познания окружающего к учебно-познавательной, в которой логическое и эмоциональное сочетаются все глубже и тоньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama_nsportal.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие техники в младших классах специального фортепиано Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и художественно-творческих способностей. Поступление в школу определяет собой переход от игровой системы познания окружающего к учебно-познавательной, в которой логическое и эмоциональное сочетаются все глубже и тоньше. Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, но быстро устают от однообразной работы. Активно-двигательная природа моторики детей позволяет педагогу естественным путем (уже с первого года обучения) прививать им специальные игровые навыки на основе интенсивно развитых, в дошкольном возрасте, двигательных функций. Чтобы сразу развивать у ученика естественность звукоизвлечения, можно пояснить ему, что мы будем пользоваться для игры на инструменте теми движениями, которые он в жизни своей уже использует или знает: игру на legato можно сравнить с шагами пальцев по клавишам или ходьбой; прицеленное опускание руки на кончик пальца – с приземлением человека на парашюте; добиваясь смелого броска руки – можно попросить представить движение при игре в мяч; и т.д. Такое образное представление нужного приема, и наряду с этим гибкость мускулатуры, присущее возрасту – исключительно благоприятствует естественному формированию технических навыков и их быстрому закреплению в процессе учебы. В подготовительном классе, подбирая на слух неорганизованной рукой, постепенно начинаем развитие двигательных ощущений ещё не связанных со звуком. Упражнения могут быть очень разнообразными, вот некоторые из них, используемые мной. ♣ Упражнение 1. На ощущение всей руки от плеча. Стоя, маховые движения рук вперед и назад. ♣ Упражнение 2. «Руки-крылья». На ощущения плеча и предплечья, выработку гибкости и плавности при снятии звука в медленном исполнении. Можно выполнять сидя. ♣ Упражнение 3. «Ручка - пружинит» - на рессору в запястье. При показе этого упражнения, можно не объяснять движение, а просто попросить «передразнить» , как правило, дети хорошо это схватывают. Можно попросить сравнить движение с тем, что дети чувствуют, когда прыгают на диване – это тоже помогает. Здесь можно показать круговое движение кисти и запястья – для выработки в дальнейшем объединяющих движений на 5-ти пальцевой позиции. ♣ Упражнение 4. Для развития ощущения свободного шага пальца из ладони, можно попросить ученика представить его руку человечком и пошагать пальцами по столу (любой парой «ног – пальцев»). ♣ Упражнение 5. «Прицеленный полет» или бросок руки из одной точки в разные, заранее намеченные. ♣ Детям очень нравится упражнение на развитие координации рук и ощущение рук с разной опорой. ♣ Упражнение 6. Правая рука гладит по коленке, левая хлопает, и наоборот. Затем, левая давит кулачком, правая подскакивает легко на пальцах, и наоборот. Эти упражнения очень полезны, так как внимание еще не отвлекается на качество звука. Затем, при переходе к игре на инструменте, естественность движения уже пытаться связать с представлением о нужном качестве звука. Пытаемся осознать, что один и тот же звук, в зависимости от прикосновения к нему, может быть не просто громким или тихим, а бодрым или мягким, злым или добрым, праздничным или грустным. Очень хорошо, если это представление о связи звука с движением осознается сразу – это будет хорошим началом развития тембрового слуха. ♣ С первого этапа обучения необходимо следить, чтобы в движениях ученика не появилась скованность. Игру приемом non legato начинаем после подготовительного упражнения на ощущение нагрузки и освобождения. Рука свободно падает на колено, при этом ощущается вес руки, а при медленном подъеме – ощущаем поддержку в верхних частях пианистического аппарата. При опускании руки уже на клавишу следует отметить, что самым верным будет ощущение руки в динамике, а не в статике. То есть, в таком положении, которое можно легко и быстро изменить. Опираясь пальцем на клавишу и чувствуя на пальце вес всей руки, можно попросить ученика немного попружинить кистью, сделать небольшие движения локтем, то есть научить проверять свободу всей руки. Именно такое ощущение руки на клавиатуре в динамике соответствует принципу координированной организованной свободы. Если у ученика не получается на клавиатуре сразу верное ощущение организованной свободы, я прошу его взять карандаш кончиками всех пальцев и обращаю внимание на свободу всей руки и организацию кончиков. Можно сначала показать самому – цепко держа карандаш, попросить ученика отнять его. После освоения приема non legato всеми пальцами (играем этим приемом через октаву; через терцию – через палец, чтобы сразу привыкать к такой закономерности аппликатуры.) Переходим к приему legato. На первом этапе обучения перемена позиций при подмене первого пальца неизбежно вызывает в руке скованность. Поэтому к изучению технических формул (гамма, арпеджио) лучше приступать после того, как освоены первые упражнения в пределах пятипальцовки. В этой позиции все пять пальцев располагаются по ступеням, и такое расположение является отличительной чертой мелкой техники в легчайших детских произведениях. Наибольшую пользу для освоения пятипальцевой позиции приносят упражнения, построенные на обыгрывании двух смежных ступеней как бы в виде замедленной трели, исполняемой разными парами пальцев: 1-2; 2-3; 3-4; 4-5. Такие упражнения рекомендуется начинать с наиболее устойчивых третьих длинных пальцев (2-3-4), при этом следует обратить внимание чтобы ученик не чувствовал скованности в самых верхних фалангах пальцев, а ощущал их свободное падение (шаг) из ладони. «Несвязанность пальцев» в дальнейшем определяет степень беглости. После освоения соединения на legato от двух до пяти звуков можно переходить к освоению гаммообразной техники. Здесь, конечно, уже переход зависит от индивидуальности учащегося, от меры усвоения предыдущей ступени. Отработка гаммообразных приемов осуществляется по двум направлениям – это преодоление трудностей внутри отдельных позиций и овладение приемами переходов на новую позицию. Перед исполнением гаммы полезно поиграть упражнение на аппликатурные позиции для подкладывания первого пальца, которое может выглядеть звеном из трех звуков, повторяющимся пальцами 3-1-2-1-3 (ми-фа-соль-фа-ми) и т.д. Затем к этому звену добавляется еще по одному звуку внизу и сверху. По такому же принципу отрабатывается связь позиций при переходе с 4-ого пальца на 1- й. Здесь же полезно поработать над самостоятельностью первого пальца. ♣ Упражнение 1. Подкладывание первого пальца со 2-го, 3-го, 4-го, 5-го на второй. ♣ Упражнение 2. Верхние пальцы (2-й, 3-й, 4-й, 5-й) ведут legato, чередуясь с первым. Конечно, всякое упражнение основано на многократном повторении одной технической детали. Однако механическое повторение притупляет внимание ребенка, снижает контроль слуха и сознания над качеством звучания и точностью пианистического движения. Вот почему, не прибегая к излишне усложненным вариантам в упражнениях, можно внести в них простейшие, доступные детям и активизирующие их восприятие ритмические, темповые и динамические краски. Например, при исполнении коротких однооктавных гамм в одном направлении – беглость отрабатывается приемом «броска» руки на первый звук с последующим стремительным взлетом к концу гаммы. Такой «бросок» может происходить на одном ритмическом дыхании, при одинаковых длительностях или с ритмической остановкой на первом звуке, облегчающей исполнение последующих мелких длительностей. Такой прием применяется Гольденвейзером в работе над развитием техники у детей. Живое и полезное для слуха и техники соединение темповых и динамических красок в упражнениях должно восполнить их механичность. Например, при исполнении короткой гаммы «броском» рекомендуется начинать игру медленно и тихо, с постепенным ускорением темпа и возрастанием динамики. Точно также при выигрывании в приемы соединения позиций в гаммах полезно, начиная с медленной и тихой игры, постепенно ускорять темп и усиливать звучание, а потом также постепенно возвращаться к начальному темпу и динамике. При пользовании такими темпо - динамическими приемами развивается не только беглость, но различная звуковая чувствительность пальцев при соприкосновении с клавиатурой. Уже с первых шагов обучения при игре позиционных последовательностей необходимо естественно использовать гибкие боковые движения кисти и ее рессорные, пружинящие «приседания» и подъемы. Эти объединяющие движения кисти наряду с объяснением учащемуся очень доступно элементов агогики (т.е. уметь чуть оттянуть звук, уметь ускорить его появление) и хорошим слуховым контролем: уметь подхватить затухающую ноту с той же силой, с какой она затихла – помогут постепенно достигнуть певучести при исполнении legato, т.е. умелого ведения мелодической линии даже без фактического, реального legato, которое, по существу, является на нашем инструменте иллюзией, зависящей от способа исполнения. Проблему запоминания аппликатуры в гаммах можно разрешить методом объединения гамм в группы. Главной приметой запоминания является 4 палец. Вот некоторые способы. 1. Мажорные и минорные гаммы, начинающиеся от белых клавиш (за исключением F dur и h moll), исполняются одинаковой аппликатурой. Надо знать, что в левой руке 4 палец всегда играет на II ст., в правой руке – на VII ст. 2. Во всех бемольных мажорных гаммах правая рука употребляет 4 палец на Си-бемоль, в левой руке 4 палец используется каждый раз на новом бемоле. 3. В мажорных гаммах с большим количеством знаков пальцы в обеих руках распределяются одинаковым образом, соответственно двум или трём чёрным клавишам: 2, 3 и 2, 3, 4 пальцы. Особо выделяем гаммы fis moll, cis moll, gis moll с переменной аппликатурой в гармоническом и мелодическом миноре. Работа над скачками и переносами начинается также на первом этапе и заключается в тренировке точных движений, объединяющих при скачке отправную точку и цель. Скачки выполняются сложным движением. Это должно быть единое движение по дуге, но для того, чтобы рука не перелетала цель, нужно объяснить ученику, что над целью следует затормозить. Именно это своевременное торможение при полете помогает точности попадания. До момента торможения движение должно быть стремительным. Со второго класса в этюдной литературе появляются постепенно удлиняющиеся пассажи, часто построенные на секвенционных соединениях фигур мелкой техники (например, этюды Шитте, Черни). Этюды эти представляют собой остроумные и занятные для детей упражнения в развитии навыков позиционной игры. Для сохранения ритмической и динамической точности звучания такие пассажи рекомендуется учить с лёгкой опорой руки в начале каждой четырех - нотной группы. Основное место работы с начинающими отводится развитию мелкой техники. Вместе с тем следует отметить необходимость овладения элементарными приемами аккордово- интервальной техники. В ней используются неширокого расположения двузвучия и трех- звучные аккорды, исполняемые на коротких отрезках приемами non-legato. Аккорды Трезвучия с обращениями изучаются по три звука каждой рукой отдельно; пальцы организованны для исполнения данного аккорда, погружаются в клавиши, хорошо чувствуя опору. Подъем руки и погружение предполагают использование пластичного движения всей руки от плеча. Звучание должно быть стройным, протяжным. В дальнейшем перед учащимся ставится задача более яркой окраски верхнего звука в аккордах. В изучаемых произведениях такая необходимость возникает обычно в партии правой руки. Для достижения цели можно предложить упражнение: извлечение насыщенного звука пятым пальцем и добавление остальных звуков аккорда более легким прикосновением пальцев. Арпеджио Короткое арпеджио каждой рукой отдельно изучают после того, как ученик освоил игру трезвучий аккордами. Сначала используются арпеджио из трех, затем четырех звуков. Важное условие исполнения – певучее legato, исключающее толчки рукой на каждом звуке. Этому способствует хорошее «осязание» каждым пальцем клавиши и объединительное движение кисти от первого к пятому пальцу. Для ощущения пластичности, свободы кисти необходима собранность пальцев. Возможны упражнения, в которых отрабатывается каждая позиция отдельно. Следует отметить, что усвоение упражнений и приемов должно исходить из принципа: «прямой путь - кратчайший путь», и поэтому, прежде всего, необходимо понимание учащимся художественной задачи, схемы движения и тренировка не «вообще», а конкретное исправление ошибок, которые мешают игре (неправильного представления, неудачной аппликатуры, неудобных движений и т.п.) С самых первых шагов ученика полезно учить: самостоятельно пользоваться методом вычленения, при котором применяются самые различные способы: повторение отдельных неудобных переходов и связывание их с предыдущим и последующим; выделение в медленном темпе того, что забалтывается, слушая, чтобы все звуки звучали ровно, как в ритмическом, так и в звуковом отношении; играть части пассажа в разных темпах от медленного до настоящего и т.п. Следует отметить, что в преодолении любого вида трудностей, в том числе и технических, существенное значение имеет развитие и воспитание предусмотрительности, то есть умения предвидеть предстоящие трудности и вовремя мысленно приготовиться к ним. Сначала представление, мысль, а затем – движение. В заключении хочется сказать, что выбор форм работы по развитию техники учащегося является индивидуальным. Прививая ученику определенные технические навыки, либо показывая ему необходимые приемы, педагог должен сам практически проверять целесообразность своих рекомендаций. У Фейнберга по этому поводу есть хорошее высказывание: «Внимательный анализ своих собственных технических приемов является существенной, если не основной предпосылкой для плодотворных педагогических занятий». Список использованной литературы 1. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-XXI, 2001. 2. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано / Общ. ред. Л.Баренбойма. – Л.: Сов. композитор, 1988. 3. Кременштейн Б. Педагогика Н.Г.Нейгауза. – М.: Музыка, 1984. 4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации игрового аппарата учащихся в классе специального фортепиано

В методическом сообщении рассатриваются вопросы звукоизвлечения, посадки за инструментом, роль упражнений в организации игрового аппарата учащихся....

Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение

Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

В настоящей методической рекомендации сформулированы основные приемы  обучения  этому ценнейшему  и необходимому навыку, приводится список нотной литературы, выстроенный в п...

Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа

Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение ...

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Студент-аутист: каковы особенности работы с ним в классе специальное фортепиано?...