ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
учебно-методический материал на тему

Чеберко Ирина Алентиновна

 

 В настоящей методической рекомендации сформулированы основные приемы  обучения  этому ценнейшему  и необходимому навыку, приводится список нотной литературы, выстроенный в порядке возрастания трудности.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение с листа

«Учить чтению нотного текста - значит прежде всего всесторонне развивать ученика как музыканта».

М.Э Фейгин.

Выдающиеся педагоги считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневных занятий учащегося-музыканта. А.Корто в советах молодым преподавателям говорил: «Распределять работу каждого ученика по таблице используемого времени: упражнения, этюды, пьесы, чтение с листа».

Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Благодаря универсальности фортепиано, читающий с листа может знакомиться не только с фортепианной литературой, но и оперными клавирами, переложениями симфонической и камерно-инструментальной музыки.

Чтение с листа развивает у учащегося музыкально-интеллектуальные качества, пополняет фонд его слуховых впечатлений, способствует улучшению навыков разбора, а следовательно дает возможность прохождения более объемного и сложного репертуара.

Ранее говорилось о том, что чтение с листа необходимо развивать параллельно с навыками разбора нот группами, начиная с первых шагов обучения. Для этой цели, как только ученик усвоил ноты и простейшие ритмические формулы, рекомендуется систематически играть легкие пьесы в 4 руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой. Переход к более трудным пьесам следует начинать не раньше, чем будет основательно закреплен предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. В дальнейшем в репертуар по чтению нот вводятся и 2-х ручные пьесы. Работа по чтению с листа должна быть систематичной и продолжаться в течение всего времени обучения.

Для успешного чтения с листа необходимо следовать основным принципам:

  1. взгляд вперед на несколько тактов и мысленный их охват;
  2. неотрывность взгляда от нотного текста, т. е. игра «вслепую»;
  3. ориентирование при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур;

4)        усвоение и применение основных аппликатурных формул.
Развитию двух последних принципов поможет систематическая работа над
гаммовым комплексом.

Не у всех, даже способных учеников, чтение с листа идет легко. Однако, регулярное следование этим принципам поможет развить основные навыки, которые позволяет рационализировать процесс чтения с листа, сделать его более успешным. Практикой доказано, что умелому чтению с листа должен предшествовать мысленный просмотр текста. Это одновременно служит и укреплению внутренних музыкально-слуховых представлений.

Что касается подбора репертуара, то трудность подбираемых произведений должна быть намного ниже трудности тех, которые входят в индивидуальный репертуарный план учащегося. Это могут быть произведения с ясной гомофонно-гармонической структурой, однообразным ритмическим рисунком, произведения, в которых легко охватывается внутренним слухом мелодия, написанные в медленных и средних темпах, в тональностях с небольшим количеством

Далее приводится примерный репертуарный список музыкальной литературы для чтения с листа.

Привить любовь к музицированию и познаванию нового путем чтения с листа - одна из основных задач педагога, иначе гармонично развитого музыканта-профессионала не получится.

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА

(в порядке возрастания трудности)

  1. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. Л.: Сов. композитор, 1986.
  2. Н.Соколова. Ребенок за роялем. Изд. 3 М.: Музыка, 1983.
  3. Малыш за роялем. Учебное пособие. Изд. 2 сот. И.Лещинская, В.Пороцкий. М.: Сов. композитор, 1988.
  4. Милич Б. Маленькому пианисту. М.: Кифара, 1996.
  5. Майкапар С. Первые шаги. Детский сборник легких пьес для фортепиано в 4 руки.
  1. Хрестоматия педагогического репертуара 1 класс. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин. М.: Музыка, 1986.
  2. Здравствуй, малыш. М.: Сов. композитор, 1985.
  3. Л.Хереско. Музыкальные картинки. Л.: Сов. композитор, 1973.
  4. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. Часть 2. Сост. Ляховицкая СМ. М.: Музыка, 1983.
  5. Первые шаги маленького пианиста. Песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых двух лет обучения. Сост. Т.Взорова, Г.Баранова, А.Четверухина. М.: Музыка, 1989.
  1. Хрестоматия педагогического репертуара 2 класс. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин. М.: Музыка, 1986.
  2. Хрестоматия педагогического репертуара 2 класс. Сост. А.Бакулов. М.: Музыка, 1989.
  3. Современная фортепианная музыка для детей. Составление и редакция Н.Ключевского и В.Натансона. М.: Музыка, 1966.

14.        Маленький пианист. Учебное пособие для начинающих.
Ред.-сост. М.Соколов. М.: Музыка, 1986.

15.        Современный пианист. Учебное пособие для начинающих.

М.: Музыка, 1983.

16.        Пианист-фантазер. Э.Тургенева, А.Малюков ч. 1.
М.: Сов. композитор, 1987.

  1. Калинка. Альбом начинающего пианиста. Учебное пособие для ДМШ сост. А.Бакулов и К.Сорокин. М.: Сов. композитор, 1984.
  2. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М.: Музыка, 1989.
  3. Сборник фортепианных ансамблей (1-3 классы). М.: Кифара, 1996.
  4. Пианист-фантазер. Э.Тургенева, А.Малюков ч. 2. М.: Музыка, 1988.
  5. Народная музыка для маленьких пианистов вып. 2. М.: Сов. композитор, 1976.
  6. Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в 4 руки Е.Комальковой. М.: Сов. композитор, 1990.
  1. Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. Борзенков А. Л.: Музыка, 1990.
  2. Хрестоматия педагогического репертуара 3 класс. Сост. И.Турусов, М.: Музыка, 2001.
  3. Вдвоем веселее. Пьесы для фортепиано в 4 руки. М.: Сов. композитор, 1988.
  4. Русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки. Вып. 1. М.: Музыка, 1985.
  5. Бетховен Л. Семь народных танцев.
  6. Русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки. Вып. 2. Сост. М.Глушко. М.: Музыка, 1986.
  7. Хрестоматия педагогического репертуара 4 класс. Вып. 2. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян. М.: Музыка, 1975.
  8. Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес.
  9. Щуровский Ю. Избранные произведения для фортепиано. Киев: Музична Украина, 1987.
  10. Кулау Ф Избранные сонатины. М.: Музыка, 1990.
  11. Клементи М. Шесть сонатин для фортепиано. С.-П., Композитор,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации игрового аппарата учащихся в классе специального фортепиано

В методическом сообщении рассатриваются вопросы звукоизвлечения, посадки за инструментом, роль упражнений в организации игрового аппарата учащихся....

Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение

Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа

Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение ...

Развитие техники в младших классах специального фортепиано

Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и худож...

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Студент-аутист: каковы особенности работы с ним в классе специальное фортепиано?...