ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
статья по теме

Емельяненко Ирина Борисовна

Статья отражает основные направления   формирования исследовательских компетенций студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_emelyanenko.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А.Дистервег

 

Инновационные  процессы, охватившие сферу  среднего профессионального образования, прежде всего, направлены на развитие личности обучающегося, его  познавательных и созидательных способностей. Содержание современного образования определяется государственными образовательными стандартами, в которых в качестве приоритетного направления речь идет о подготовке специалиста, способного творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, ориентироваться в насыщенном и информационно-коммуникационном  пространстве.  

 Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учёбы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.

Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются  очень быстро – около 15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учёбы. Развитие деятельностных  навыков у обучающихся рассматривается как эффективное  средство закрепления полученных знаний в практической деятельности будущего профессионала. Научно-исследовательская деятельность помогает превратить процесс обучения в результативную созидательную творческую работу, тем самым стимулируя стремление к самоактуализации и творчеству.

Главная задача преподавателя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого студента.

 Исследовательская деятельность- это творческий процесс, направленный на  поиск решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. 

Цель исследовательской деятельности - приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

 В организации исследовательской деятельности студентов в период подготовки  к самостоятельной работе, я выделяю следующие задачи:

  1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности.
  2. Развитие познавательных интересов, самостоятельности учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов.
  3. Развитие общественных умений, навыков и способов познавательной деятельности: навыки логико-смыслового анализа текстов; составление плана, тезисов доклада; разделение процесса на этапы, выделение характерных причинно-следственных связей; выдвижение гипотезы и понимание необходимости ее  проверки на практике; умение пользоваться различными источниками информации и др

На уроках задания такого типа  формируют  у студентов  достаточные умения для осуществления самостоятельной детельности.

Вхождение в исследовательское пространство начинается  с первых уроков истории. На первом уровне структура занятия включает в себя совместное со студентами определение целей и задач урока, формулировку проблемного вопроса, поэтапное изучение темы на основе знакомства с различными видами исторических источников и рефлексии, представленной вопросами, которые требуют в ответе выражение собственной позиции  к изучаемой проблеме. Особое место  отводится анализу письменных текстов (в том числе вариативных, альтернативных). Я привлекаю источники информации,  способные повысить не только познавательный интерес к предмету, но и затронуть чувственно эмоциональную сферу подростка, т.е мотивировать выработку личностного отношения студентов к изучаемым событиям и процессам Специфика этих заданий  так же состоит в том, что они сочетают в себе профессиональную направленность знаний и интересов обучающихся, например, при изучении темы «Эпоха петровских преобразований в России»  студентам специальности «Дизайн» предлагается сопоставить характеристики тенденций периода на основе анализа исторических картин Васнецова, Сурикова, Рябушкина, Хлебовского; студентам специальности «Дополнительное образование в области музыки» - анализ оперы  «Хованщина» Мусорского. На заключительном этапе урока, посвященном изучению событий Великой ответственной войны обучающиеся должны, на основе полученных знаний и подборке аудио-видео ряда, составить синквейн, отражающий личное отношение к войне.

Для обеспечения методической помощи студентам в работе с историческими источниками мной была составлена  соответствующая памятка.  

Следующий уровень   освоения навыков  исследовательской деятельности предполагает написание творческих работ в форме эссе.  Темы работ:  «Откуда есть пошла Русская Земля», «Монгольский след в истории Росиии» «Иван Грозный- тиран или реформатор», «Екатерина II не дала народу свободы и просвещения. Но она дала умам почувствовать цену этих благ» (В.Ключевский).
Студенты в процессе освоения этого вида деятельности имеют возможность научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

 Третий уровень предусматривает овладение распространенной формой самостоятельной работы исследовательского характера - проблемно-реферативные творческие проекты. Моя задача в процессе обучения - познакомить ребят с алгоритмом и приемами исследования, предложить актуальные темы, проблемы для изучения, обсудить порядок работы, проводить консультации по ходу исследования и оформления итоговых результатов, обеспечить доступность научной литературы. При написании исследовательских работ работы по истории России или  стран мира студенты показывают уже знание базовых событий прошлого, умение самостоятельно находить постоянно расширяющийся круг новых сведений об этом прошлом, представление о специфике изучаемой темы, понимание взаимосвязи истории  с развитием общества, способность адаптировать опыт прошлого к современной практике.  

Творческий проект студенток   «XVIII  век в истории России» содержит всесторонний анализ исторического пути России  периода XVIII века через призму событий и влияния исторических личностей, моделирование возможных альтернатив развития государства.

Исследовательская работа «История придворных балов в России»    отражает интегрированную связь уроков истории с предметом Мировой Художественной культуры, исследование факторов, повлиявших на формирование прогрессивных  элементов в русской культуре, отражение оригинального пути развития  русской цивилизации в контексте мировой истории.

  Особый интерес у студентов вызывают работы краеведческого характера периода Великой отечественной войны
Особого внимания заслуживают творческие рефераты: «Колокольный звон Белогорья» Степановой Дарьи, «Освобождение Белгорода в рамках Белгородско-харьковской  операции» Гончарова Дмитрия, «Партизанское движение в Старом Осколе » Калиновой Виктории, «Судьбы, опаленные войной» Зацаринской Елены.

 

Процесс исследовательской деятельности  студентов на специально  организованных уроках истории позволяет обучить:

1. проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы;

2. целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающегося;

3. поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

4. практическому применению знаний в различных ситуациях;

5. выбору, освоению и использованию подходящей технологии при проведении исследования;

6. проведению исследования (анализу, синтезу, детализации, обобщению);

7. самоанализу и рефлексии;

8. представлению результатов своей деятельности;

9. презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта исследования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео и др.).

Именно эти качества позволяют студентам успешно выполнять самостоятельно  задания исследовательского характера  уже и в рамках внеурочной деятельности.


Например:

Самостоятельная работа № 6
 Тема «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева»


      1. Проанализируйте источники (сохранена орфография подлинника). Как в них представлены причины выступления (выделите их в тексте)? Сформулируйте цели выступления под предводительством Е. Пугачева.
   1) Содержатель войск, светлый государь мира, я, великий воитель, самодержавный властелин всех лутших и простых людей... тех, кто сам видит мое благородное лицо... я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные — голову рубить, имение взять... В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите. Но если не подчиняются (из манифеста Е. И. Пугачева, 29 декабря 1773 г.). 
      2) Жалуем... всех находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями, и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку, и протчими всеми угодьями, и освобождаем всех от прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев всем крестьяном налагаемых податей и отягощениев (из манифеста Е. И. Пугачева, 28 июля 1774 г.).
      3. Проиллюстрируйте конкретными фактами причины поражения восстания под предводительством Е. Пугачева. Заполните таблицу.       

Причины поражения

Факты

Недостаточная организованность, отсутствие конструктивной программы восстания

 

Разбойный характер, жестокость восставших

 

Плохая военная подготовка и вооружение восставших

 

Сила Российского государства

 

      2. Выскажите свою точку зрения: Е. Пугачев — народный герой или государственный преступник?
     3. Объясните слова, приписываемые Е. Пугачеву: «Иду в Москву наказать жену и посадить на престол сына». Как характеризует сознание участников Крестьянской войны эта идея?

Норма времени:   1 час

Формат выполненной работы:  ответы в рабочей тетради

Критерии оценки:  

Отметка «5». Работа выполнена самостоятельно  в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, студенты демонстрируют   глубокие теоретические знания,  прочные практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

 Отметка «4».  Работа выполнена  самостоятельно в полном объеме. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата.

 Работа показывает знание студентов  основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 Отметка «3».  Работа отражает знания теоретического материала, но студенты  испытывают затруднение при формулировке понятий, по установлению причинно- следственных связей,  определению логических выводов.  На выполнение работы затрачивается много времени.   .

 Отметка «2»  Выставляется в том случае, когда студенты не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений 

Контроль выполнения: проверка тетрадей

Самостоятельная работа №  12

Тема 5.6  СССР в 1918 – 1941 гг.

 Цель: иметь представление: об идеологическом обосновании в СССР, этапах  и итогах  Гражданская войны,  тоталитарном  режиме, уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Задание 1

Заполнить таблицу «Сравнительный анализ тоталитарного режима  советской системы с европейскими моделями тоталитаризма»

 Норма времени:   2 часа

Содержание работы

  1. Повторить  тему «СССР в 1918 – 1941 гг.»
  2. Сделать сравнительный анализ тоталитарного режима  советской системы с европейскими моделями тоталитаризма
  3. Заполнить таблицу в рабочей тетради

«Сравнительный анализ тоталитарного режима советской системы с европейскими моделями тоталитаризма»

Критерий анализа

Советская система

Европейские модели

Идеология

Правящая партия

Формат выполненной работы:   заполненная таблица в рабочей тетради, устное обоснование.

Критерии оценки: 

 Отметка «5» выставляется в том случае, если студент в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

- соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;  

 - сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

 - применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

 - преобразовывать текстовую информацию в  таблицу;

Отметка «4» выставляется в том случае, если студент:  

- показывает  предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;  

- демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;  

- дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;  

- не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с таблицей .

Отметка «3» выставляется в том случае если студент:

- демонстрирует общие представления об историческом процессе;  

-  допускает неточности в определении понятий;  

- показывает верное понимание  отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

- отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

- не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

- не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если студент не выполнил задание

 

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

 При системном подходе в организации исследовательской деятельности студентов происходит развитие личности обучающегося в 3 направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.

От преподавателя в данном случае требуются:

  • переориентация учебно-воспитательной работы по предмету  со знаниевой  парадигмы образования на комптентностно-деятельностную парадигму образования;
  • владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов;
  • умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы исследований;
  • составление методического инструментария, обеспечивающего эффективность самостоятельной подготовки студентов;
  • разработка контролирующих материалов и  критериев оценки представленных работ;

Активизация исследовательского потенциала студентов в рамках самостоятельной деятельности    способствует универсализации учебного процесса, выводя его за рамки субъект -  объектных отношений, насыщая предметную область новыми неограниченными возможностями расширения образовательного пространства. Студенты,  освоив инновационные формы учебной деятельности, неоднократно испытав ситуацию успеха в представлении своих работ, уверенным шагом вступают в профессиональную жизнь, пополняя молодой качественный педагогический потенциал государства, соответствующий веяниям современной эпохи.

 Дитература  

  1. Бадашкеев М. В. Исследовательская деятельность студентов как фактор профессионального становления будущих педагогов / М. В. Бадашкеев, М. А. Бадашкеева // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 6. – С. 41–43.
  2. Володарская Е. А. Динамика имиджа науки в процессе развития исследовательских умений студентов / Е. А. Володарская // Психологический журнал. Т. 30. – 2015. – № 1. – С. 14–31.
  3. Востриков С. В. Инноватика и проблемы развития науки в постсоветской России / С. В. Востриков // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы». – Смоленск, 2008. – Вып. 17. – С. 27-34.
  4. Гладышева М. М. Оценка степени сформированности исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного профессионального образования на начальном этапе экспериментальной работы / М. М. Гладышева, В. Д. Тутарова // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 2. – С. 39–43.
  5. Козлов А. В. Теоретические основы проектирования комплексных систем приобщения студентов к научному творчеству / А. В. Козлов // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 1. – С. 32–33.
  6. Кордонский С. Г. Обучение наблюдением: студенты в исследовательском процессе: [представлено обоснование новой образовательной технологии, основанной на методологии непосредственного наблюдения – методология «наивного» наблюдателя] / С. Г. Кордонский, Ю. М. Плюснин, О. М. Моргунова // Вопросы образования. – 2015. – № 4. – С. 54–69.
  7. Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2015. – 457 с.
  8. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. – № 1. – С. 16–19.

  1.  Сайт «История России »http://eirina464.wix.com/historispk
  2. Интернет- урок по истории http://emelianenko1.narod.ru/urok7.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»

Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"...

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Метод проектов на уроках истории как один из способов организации исследовательской деятельности студентов первого курса...

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическ...

2. Методические рекомендации по организации практической работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Методические указания представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обуче...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОП.02 Психология

Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей  программой учебной дисциплины  ОП.02 Психология с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения дисцип...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность: 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание для специальности СПО: 49.02.0...

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык...