Методическая разработка УЗ на тему: Вода. Свойства воды.
методическая разработка по теме

Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Естествознание». В группах 1 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx151.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

ПЦК математических естественно научных дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


на тему: «Вода. Свойства воды».

по учебной дисциплине «Естествознание»

для студентов 1 курса специальности:

46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение

38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

40.02.01. Право социального обеспечения

Разработчик: Е.Н.Брязгунова преподаватель 1 категории

        

Рассмотрено на заседании ПЦК МЕНД

Протокол № ___ от «__» ___________ 20__ г.

ППЦК __________________Л.В.Садыкова

Южно-Сахалинск, 2016

Содержание

1. Введение.............................................................................................................. 3

2. Технологическая карта учебного занятия........................................................ 4

3. Развернутый план УЗ......................................................................................... 8

4. Литература........................................................................................................ 24

5. Приложения

1.Введение

Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Естествознание». В группах 1 курса.Специальности:46.02.01Документационное обеспечение управления и архивоведение

38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

40.02.01Право социального обеспечения

Методическая цель урока: создать условия для систематизации знаний о воде, развития информационных умений, экологического воспитания.

Тема: «Вода. Свойства воды».

Цели  учебного занятия:

1.Обучающая:

- определить виды природных вод во всех сферах Земли;

-рассмотреть состав, строение, физические и химические свойства воды;

-выявить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды

2.Развивающая:

 - стремитьсяразвивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

- стремиться развивать наблюдательность и память

3.Воспитательная:

- способствовать воспитанию бережного отношения к водным ресурсам

- прививать заботу об окружающей среде.

Формируемые УУД:

1.Познавательные

2.Регулятивные

3.Коммуникативные

4.личностные

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Вид учебного занятия: урок -  с элементами исследования

Методы обучения: объяснительно - иллюстрированный, частично – поисковый.

Формы обучения: фронтальная, работа в парах.

Средства обучения: телевизор, ПК, карточки – инструкции, маршрутные листы презентация по теме УЗ.

2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Учебная дисциплина: «Естествознание».

Ф И О преподавателя: Брязгунова Е.Н.

Дата: 27.04.16

Специальность: 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»

 ГруппаОС-1501

Тема учебного занятия: «Вода. Свойства воды».

Цели учебного занятия:

1.Обучающая:

- определить виды природных вод во всех сферах Земли;

-рассмотреть состав, строение, физические и химические свойства воды;

-выявить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды

2.Развивающая:

 - стремитьсяразвивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

- стремиться развивать наблюдательность и память

3.Воспитательная:

- способствовать воспитанию бережного отношения к водным ресурсам

- прививать заботу об окружающей среде.

Формируемые УУД:

1.Познавательные

2.Регулятивные

3.Коммуникативные

4.личностные

Тип учебного занятия:изучение нового материала

Вид учебного занятия: урок -  с элементами исследования

Методы обучения: объяснительно - иллюстрированный, частично – поисковый.

Формы обучения: фронтальная, работа в парах.

Средства обучения: телевизор, ПК, карточки – инструкции, маршрутные листыпрезентация по теме УЗ.

Ход учебного занятия

Содержание и структура учебного занятия

Время

(мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Развиваемые  УУД (познавательные,

коммуникативные,

регулятивные, личностные)

1

Организационный  момент

1 мин

Приветствует обучающихся, проверяет отсутствующих, настраивает  на активную мыслительную деятельность и работу во время УЗ

Приветствует преподавателя, сообщают информацию об отсутствующих, воспринимают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на работу

 Регулятивные:

Планирование учебного сотрудничества

2

Подготовка к изучению нового материала

5

мин

Задает вопросы по материалам прошлых занятий

Отвечают на вопросы

познавательные:

умение сопоставлять, анализировать, делать выводы

3

Целеполагание и мотивация

3 мин

Предлагает обучающимся определить тему УЗ на основе вступительной речи.

 Предлагает обучающимся определить цели УЗ.

Мотивирует обучающихся на изучение темы. Объясняет правила работы с маршрутным листом.

Формулируют тему учебного занятия.

Воспринимают и осмысливают слова преподавателя, задают вопросы по необходимости. Заполняют маршрутный лист, отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

развитие речевой деятельности

Регулятивные: формирование действий целеполагания

4

Ознакомление  с новым материалом

50 мин

 Организует работу в парах, наблюдает за выполнением заданий.

 Выполняют работу по карточкам, заполняют карту исследования.

Познавательные: умение анализировать,сопоставлять,делать выводы

Коммуникативные: развитие речевой деятельности

Регулятивные: Планирование учебного сотрудничества

личностные:

Формированиемотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Формировать экологическую культуру

Маршрут №1 «нахождение в природе»

-выступление эксперта – географа

- работа в парах

Дает инструкции для заполнения маршрутного листа

Работа в группах

Выступление

Экспертов

Маршрут №2

« состав  и строение»

-объяснение преподавателя

-заполнение карты исследования

Объясняет материал, задает вопросы, демонстрирует презентацию, наблюдает за выполнением заданий

Воспринимают и осмысливают слова преподавателя, задают вопросы по необходимости, заполняют карту исследования.

Маршрут № 3 «Физиологические свойства воды»

- выступление эксперта физика

- работа в парах

-

« Лабораторный опыт: поверхностное натяжение воды»

Дает инструкции для выполнения лабораторного опыта, наблюдает за выполнением заданий

Заслушивают выступление эксперта, выполняют опыт, делают выводы, заполняют карту исследования.

Маршрут № 4 «Химические свойства воды»

- выступление эксперта химика

- работа в парах

-

« Лабораторный опыт: растворение солей в воде»

Дает инструкции для выполнения лабораторного опыта, наблюдает за выполнением заданий

Заслушивают выступление эксперта, выполняют опыт, делают выводы, заполняют карту исследования.

5

Физкультминутка

1 мин

Организует выполнение физических упражнений

выполняют физические упражнения

.

Маршрут № 5 «Роль воды на Земле»

- выступление эксперта  биолога

- работа в парах

Дает инструкции для выполнения лабораторного опыта, наблюдает за выполнением заданий

Заслушивают выступление эксперта, выполняют опыт, делают выводы, заполняют карту исследования.

Маршрут № 6 «Физиологическое

воздействие воды на организм»

- выступление эксперта  физиолога

- работа в парах

Организует работу в парах, наблюдает за выполнением заданий.

Выполняют работу по карточкам, заполняют карту исследования.

Маршрут № 6 «Загрязнение

воды»

- выступление эксперта  эколога

Организует работу, наблюдает за выполнением заданий.

Заслушивают выступление эксперта, выполняют опыт, делают выводы, заполняют карту исследования.

6

Подведение итога УЗ. Рефлексия

3 мин

Возвращается к целям УЗ. Просит заполнить графу «узнал» в маршрутном листе.

Отвечают на вопросы преподавателя. Заполняют маршрутный лист.

Регулятивные,

Оценивание качества и уровня своих знаний

7

Домашнее задание

2 мин

Составить синквейн о воде

Записывают домашнее задание.

3. Развернутый план УЗ

Тема: «Вода. Свойства воды».

преподаватель: О ней сложены былины и песни, ее считают святой и живой, ее уважают и почитают, без нее невозможна жизнь. С недавних пор ее стали строго учитывать в масштабах всей планеты. «Ты, – сказал Антуан де Сент-Экзюпери, – сама жизнь!» Ее изучают теоретики и экспериментаторы, химики и физики, биологи и гидрологи, представители многих других отраслей знания. Каждый из нас общается с ней ежедневно, ежечасно. Речь пойдет о таком, казалось бы, простом, но пока еще полном нераскрытых загадок веществе. Как вы думаете, о каком веществе пойдет речь.

обучающиеся: – ВОДА

Итак, тема нашего урока: вода. Свойства воды.

Давайте поставим цели, которые необходимо достигнуть в ходе уз.

Цель: изучить состав и строение  воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а также выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды

Девиз урока. Вода – это жизнь!

преподаватель: Что мы уже знаем о воде? Перед вами маршрутный лист нашего исследования. Впишите фамилию, имя. Впишите, поставьте любой знак в графе «знаю» и «не знаю» по всем пунктам маршрута. В конце урока отметим еще одну графу: что « узнал» нового. Какие вопросы у вас обозначились в графе «не знаю»?

обучающиеся: перечисляют.

преподаватель: Исследуя воду с разных позиций, постараемся найти ответы на эти вопросы. Для прохождения маршрута необходима карта. Каждый из вас будет заполнять её, а дома вы вклеите ее в конспект. Она соберет в себя все самое важное о воде в кратком виде. В центре вашей карты будет расположено вещество, которое мы будем исследовать. От него в разные стороны отходят маршруты исследования. Каждый маршрут имеет свое название. На маршруте отмечены пункты. Итогом прохождения маршрута будет кратко вписанная вами информация по всем пунктам. Для успешного прохождения тропы исследования нам будут помогать проводники-эксперты, карточки, слайды, ваши знания. Проводники-эксперты, будут заполнять карту исследования на доске, каждый на своем участке маршрута.

В добрый путь!

Наше исследование мы начинаем с маршрута « Нахождение в природе».

 Слово дается эксперту-географу.

Эксперт – географ:

Вода – самое распространенное вещество на Земле. Почти ¾ поверхности земного шара покрыты водой (показывает на физической карте полушарий), образующей океаны, моря, реки, озера. В атмосфере находится много паров воды. В виде огромных масс снега и льда она круглый год лежит на вершинах высоких гор и в приполярных районах. В недрах Земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы. Свинцовые тучи и причудливые облака, дождь, роса и туман – тоже вода.

http://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_m1c211c27.jpg

Вода совершает в природе два круговорота (схема). Большой круг: из океанов, морей, рек и водоемов вода испаряется в атмосферу, конденсируется в облака и дождем выпадает на землю и с реками – опять в океан. И малый круг: растения всасывают воду из земли, с зеленью и фруктами вода попадает в тело животных и человека, оттуда снова возвращается с выделениями и дыханием в воздух и в землю. Благодаря такому круговороту животные, растения и человек могут обитать на суше и все же оставаться водными существами, так как вода составляет основную среду всякого живого организма.

Показ слайдов с изображением природной воды. Подчеркивается красота природных ландшафтов, включающих реки, озера, водопады.

преподаватель: На столах перед вами карточки для прохождения маршрутов. Работаем с карточкой « Нахождение воды в природе»(инструкция)

Задание работы в парах.

 Карточка:«Нахождение воды в природе» (инструкция)

1.Определить виды природных вод в сферах Земли.

2.Нанести на карту исследования основные виды вод по сферам.

3.Можно уточнить качественные и количественные показатели.

Эксперт – географ: отмечает на доске:

Гидросфера: - океаны, моря;

Литосфера: - ледники, подземные воды;

Атмосфера: - осадки;

Живые организмы: - клетки, ткани.

преподаватель: В некоторых русских сказках присутствуют упоминания о «живой» и «мертвой» воде. «Живая» вода придавала сказочным персонажам молодость, здоровье, а порою и воскрешала; «мертвая» вода погружала человека в сон, подобный смерти. Сказка – ложь, да в ней намек. Подобное существует и в природе. Так, вода, образующаяся при таянии снега и льда, поистине животворящая. Ее благотворное влияние на развитии флоры и фауны подтверждено многочисленными экспериментами.

С открытием изотопов водорода – Дейтерия и Трития, появился новый термин – «тяжелая вода». Это вещества с той же химической формулой Н2О, но с молекулярными массами 20 и 22. Тяжелая вода внешне похожа на обычную воду. Но по многим физическим свойствам она отличается от нее. И в физиологическом отношении тяжелая вода воздействует на живое вещество иначе. Если ее использовать для полива, растения не развиваются, семена не прорастают. Головастики, микробы, черви, рыбы не выживают в тяжелой воде, а если наземных животных напоить ею, они погибнут. Тяжелая вода является «мертвой», она используется в атомных реакторах для замедления нейтронов, выступает одним из регуляторов цепной реакции деления урана.

«Живая» вода – это талая вода. Ее чудесные целебные свойства связывают с тем, что в течение некоторого времени после таяния она частично сохраняет структуру льда, более «рыхлую», чем структура жидкой воды, в которой молекулы упакованы плотнее.

Ученые обнаружили, что в талой воде сохраняются очаги ледяных структур. Это своего рода «память» воды, в пустоты ледяной решетки идеально укладываются биомолекулы без их повреждения, при этом сохраняются потенциальные жизненные функции. При употреблении свежей талой воды увеличивается в 1,5-2 раза урожайность сельскохозяйственных культур, прирост молодняка, она оказывает омолаживающее действие на организм, как животных, так и человека. Прокипяченная талая вода теряет свои чудесные свойства. Мёртвые долины и скалы оживают только от воды. Почти все мифы древних народов рассказывают о том, что живой мир возник из воды.

Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. Величайшие пески Сахары, непреступные и жестокие, проглотили много смельчаков. Нередко исчезали целые караваны. Их убивала «одна карающая рука», неумолимая и безжалостная жажда, в пекле пустынь человек может продержаться без воды около суток.

Важная роль воды была давно подмечена человеком. Совсем не случайно Аристотель включил ее в число четырех основных начал природы.

В Средние века считали, что вода – простое вещество, единое и неделимое. Антуан Лавуазье доказал, что она состоит из водорода и кислорода, воду можно получить с помощью химических реакций.

В 1783–1784 гг. с целью выяснения состава воды А.Лавуазье совместно с Ж.Менье поставил опыты по ее разложению раскаленным железом и древесным углем. В результате было установлено, что вода состоит из кислорода и «горючего воздуха» (который в дальнейшем французский физик и химик А.Гитон де Морво назвал водородом). Их соотношение 1 : 2. Классическая формула воды предложена была в 1805 г. А.Гумбольдтом и Ж.Гей-Люссаком.

Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем ее настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности же она удивительна и хранит в еще много неизведанного. Вода – подлинное чудо природы: не будет ее, погаснет жизнь на Земле. Нам еще предстоит познакомиться со свойствами и приоткрыть тайны этого вещества.

Наше исследование мы продолжим по маршруту « Состав и строение».

На карте исследования находим маршрут: «Состав и строение».

преподаватель: (фронтальная работа)

Назовите химическую формулу воды.

обучающиеся: Формула воды - Н2О. (вписываем в центр карты).

преподаватель: Назовите качественный и количественный состав молекулы воды.

обучающиеся: Химический состав: - водород, 2 атома;

- кислород, 1 атом.

(вписываем в пункты маршрута на исследовательской карте)

преподаватель:Какой тип химической связи в молекуле воды?

Обучающиеся:Ковалентная, полярная связь, т.к. образована разными химическими элементами, неметаллами.

преподаватель: Знакомство с физическими и химическими свойствами воды, с ее аномальным поведением начнем с изучения ее строения.

Молекула воды имеет угловое строение: входящие в ее состав ядра образуют равнобедренный треугольник, в основании которого находятся два ядра атома водорода, а в вершине – атом кислорода, угол между связями Н–О–Н равен 104,5º. В молекуле воды четыре электрона задействованы в образовании ковалентных связей О–Н, остальные составляют неподеленные электронные пары

̣̣̣ ̣ -2 δ-http://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_me122628.gif

Н:О: Н О http://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_m346fba5d.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_mc883a3f.gif

˙˙ +1Н 104,5º Н+1 δ+http://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_6eb7a37f.gif

ДИПОЛЬ

Молекула воды представляет собой маленький диполь, содержащий положительный и отрицательный заряды на полюсах. Оказывается, между молекулами воды связи более прочные, чем обычные межмолекулярные. Они называются водородными связями. Водородная связь возникает между атомом водорода одной молекулы и атомом кислорода соседней. Вот так (демонстрирует на моделях). Эти связи удерживают молекулы вместе довольно прочно. Благодаря этим воздействиям молекулы воды способны образовывать как случайные ассоциаты, т.е. не имеющие упорядоченной структуры, так и кластеры – ассоциаты, имеющие определенную структуру.

http://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_m4096062a.jpg

http://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_m9be2e7f.jpghttp://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_m79dcd18e.png

Обучающиеся отмечают на карте исследования:

  1. Н2О
  2. Химические элементы: Н -2ат.;

О -1ат.

3.Молекула: -2 δ-http://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_me122628.gif

О http://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_m346fba5d.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_mc883a3f.gif

+1Н 104,5º Н+1 δ+http://doc4web.ru/uploads/files/80/80411/hello_html_6eb7a37f.gif

ДИПОЛЬ

4.Вид связи: - ковалентная полярная;

̣̣̣ ̣

Н :О: Н

˙˙

- водородная: образует ассоциаты - кластеры.

преподаватель:Наше исследование мы продолжим по маршруту физические свойства.

Перечислите физические свойства воды (фронтальная работа с классом).

обучающиеся: - это жидкость без цвета, вкуса, запаха, кипит при температуре 100º С, замерзает при 0º С, плотность 1 г/см3.

Отмечают перечисленные свойства на карте исследования, маршрут – Физические свойства.

преподаватель:Чистая (дистиллированная) вода обладает своеобразными свойствами, которые делают это соединение поистине уникальным.

Эксперт – физик приоткроет завесу тайн водной стихии.

Эксперт – физик:

1. Известно, что все вещества, переходя из жидкого состояния в твердое, уплотняются. Вода не подчиняется этому правилу: лед не тонет, он всегда на поверхности. Способность воды расширяться при замерзанииспасает нашу планету от обледенения. Не обладай вода таким загадочным свойством, все водоемы и даже Мировой океан в ледниковый период промерзли бы до дна. Жизнь на Земле просто бы не возникла.

2. Максимальную плотность водаимеет при +4ºС.При температуре ниже +4º Свода занимает верхнюю часть водоема, укрывая, как шубой, нижние слои, защищая их от охлаждения. Для жизни обитателей водоема это создает комфортные условия зимой, а лед обеспечивает второй утепляющий слой.

3. Вода обладает скрытой теплотой плавления и теплотой парообразования. Высокая скрытая теплота плавления льда оберегает нашу планету от наводнения. Таяние льда и снега связано с огромными тепловыми затратами, поэтому процесс происходит постепенно, в большинстве случаев, не причиняя вреда природе.

4. На испарение 1 кг воды расходуется энергиив 7 раз больше, чем на плавление 1 кг льда, в этом причина сохранения воды на Земле. Даже в самые жаркие дни она испаряется крайне медленно. Только поэтому сезоны года меняются не резко, а плавно: лето – осень – зима – весна.

5. Вода имеет высокую удельную теплоемкость. Из-за высокой удельной теплоемкости воды на континентах не бывает резкого перепада температур зимой и летом, днем и ночью, поскольку они окружены гигантским регулятором, Своеобразным термостатом – водами Мирового океана.

6. Еще одна особенность воды – высокое поверхностное натяжение.Благодаря этим силам вода легко поднимается по капиллярным каналам почвы на поверхность Земли, движется в тканях растений и в клетках живых организмов. Из всех известных в настоящее время жидкостей по силе поверхностного натяжения вода уступает только ртути. О том, насколько велики силы поверхностного натяжения воды, свидетельствуют наблюдения за скольжением водомерок по ее поверхности.

преподаватель: Если бы нам удалось заглянуть внутрь капли, то можно было бы увидеть, что силы, действующие между молекулами, уравновешивают друг друга. Однако на границе вода-воздух они проявляются только с одной стороны и как бы стягивают поверхность жидкости. Здесь важную роль начинает играть несимметричная конфигурация молекулы воды. Результат – молекулы воды как бы примагничивают друг друга и стремятся втянуться внутрь от поверхностного слоя. Именно поэтому капля на твердой поверхности всегда принимает шарообразную форму, но если вода загрязнена, форма капли изменяется.

преподаватель: Работаем с карточкой для прохождения маршрута Физические свойства (инструкция)

Задание работы в парах.

 карточкаФизические свойства (инструкция)

Проведем исследование, иллюстрирующее поверхностное натяжение воды. (Инструкция ). Обучающеся: выполняют лабораторный опыт в парах, на это отводится 1-2 мин.

Лабораторный опыт. 
«Поверхностное натяжение воды».

Оборудование. Чашка Петри с водой, портновская булавка.

Ход работы:

1. Осторожно положите на поверхность воды небольшую портновскую булавку. Если у вас один конец булавки был под наклоном, она окажется на дне. Выньте ее из воды, протрите сухой тряпочкой и повторите опыт.

2. Обсудите в паре вопросы для самостоятельных выводов.

а) Что произошло с булавкой?

б) Какое явление вы наблюдали?

в) Сделать вывод по этому свойству воды.

Опыт, как правило, вызывает недоумение, ведь удельная масса металла значительно больше, чем у воды. Непотопляемость иголки (булавки) объясняется тем, что молекулы воды связаны силами поверхностного натяжения.

преподаватель:Какой вывод вы предложите из увиденного?

обучающиеся: вывод: Вода имеет высокое поверхностное натяжение.

преподаватель: В последние десятилетия ученые проводили эксперименты, которые позволили им сделать предположение. Что вода может обладать некими информационными свойствами. Их связывают с уникальностью воды, особенностями ее строения и способами соединения между молекулами. Подобной возможностью не обладает ни одно другое химическое вещество.

Способность воды бесконечно структурироваться, можно заметить, если внимательно рассмотреть снежинки. Количество лучей остается постоянным, орнамент же не повторяется. Причина этого в том, что кристаллическая решетка при образовании снежинок каждый раз выстраивается в зависимости от воздействия многих факторов. В первую очередь это электромагнитные волны или взаимодействие с другими веществами. Вода как бы запоминает некую переданную ей информацию электромагнитного поля, записывая ее в молекулярных связях. Вода – это своеобразный биокомпьютер.

МассаруЭмото и другие японские ученые поставили интересные опыты. На сосуд, где проходили кристаллизация, прикрепляли этикетку с различными словами на разных языках. Невероятно, но было установлено, что на формирование структуры снежинок надпись оказывала сильное влияние. Такие слова, как «любовь», «доверие», «радость», оказывали положительное воздействие, и структура образца формировалась без нарушений – кристаллы имели ровные лучи, строгие и четкие формы. Слова «ненависть» влияли на данный процесс иначе: симметрия, красота и стройность конструкции снежинок оказывались нарушенными. (фрагмент фильма уникальные свойства воды)

При анализе этих данных возникает вопрос: если вода способна каким-то образом считывать информацию, то будет ли она оказывать влияние на организм человека, который, например, начнет регулярно пить специально обработанную воду?

 Новейшие исследования отвечают на него положительно. Вода, несущая определенную информацию, попадая в организм человека, оказывает на него соответствующее ей воздействие. По-видимому, люди давно интуитивно знали об этом. На Руси существовала так называемая трехзвонная вода, обладающая ценными свойствами. Гонцу, несшему ее, нельзя было ни с кем разговаривать по дороге, иначе воду считали испорченной. Святая вода, освященная молитвой в церкви, также имеет структурированную молекулярную решетку, она долго не портится и оказывает благотворное влияние на организм человека.

Сейчас полагают, что не только слова и эмоции несут биоэнергетическое воздействие, но и мысли человека определенным образом влияют на ее свойства. (Просматриваем слайды со снежинками.)

В карте исследования отмечаем: Информационная «память» структурированной воды.

преподаватель: Маршрут –«Химические свойства воды».

Что же расскажет нам эксперт-химик?

Эксперт-химик:Вода – химически активное вещество, поэтому она взаимодействует со многими другими веществами. Самое общеизвестное и наглядное из таких взаимодействий – растворение веществ в воде. Вода является наиболее универсальным растворителем. Растворенный кислород воздуха обеспечивает жизнь водных организмов. А вот сероводород – газ, образующийся при разложении остатков организмов, делает водоем безжизненным, как это имеет место, например, в глубинах Черного моря. Растворяются в воде жидкие и твердые вещества. Широко применяются водные растворы твердых веществ.   Поэтому любая природная вода – раствор.

Задание работы в парах.

Карточка: « химические свойства» (инструкция)

Проведем исследование, иллюстрирующее растворение веществ в воде (Инструкция). Обучающиеся выполняют лабораторный опыт в парах, на это отводится 1-2 мин.

Лабораторный опыт. 
Растворение солей в воде.

Оборудование и реактивы. Два химических стакана с водой, стеклянная палочка для перемешивания, соли – медный купорос и марганцовка.

Ход работы

1. Поместить в один стакан с 50 мл воды несколько кристаллов медного купороса. Перемешать содержимое стеклянной палочкой (по часовой стрелке) в течение 5-10с, обращая внимание на скорость растворения.

2. В другой стакан с 50 мл воды поместить несколько кристаллов марганцовки. Перемешать содержимое стеклянной палочкой (по часовой стрелке) в течение 5-10с, обращая внимание на скорость растворения.

3. Обсудить в паре вопросы для самостоятельных выводов.

а) Что произошло с кристаллами соли?

б) Какое явление (физическое или химическое) произошло с солью?

в) Сделать вывод по этому свойству воды. Вывод вписать

преподаватель: Какой вывод вы предложите из увиденного?

обучающиеся:вывод: Вода – хороший растворитель.

преподаватель: (физкультминутка - 1 мин.)

преподаватель:Продолжим исследование.

Вода уникальна и ничем не заменима. На Земле нет ни одного даже самого примитивного существа и ни одного растения, которые не имели бы в своем составе воду и могли бы без нее обходиться. Наверное, всем известно, что вода составляет от 80 до 99% массы растений и около 75% массы животных. Что касается человека, то его организм очень строго реагирует на нарушения водного баланса: потеря 6–8% влаги от массы вызывает тяжелое состояние, близкое к обмороку, а если потеря достигает 10–12% – перестает биться сердце.

преподаватель: Посмотрим на воду глазами Эксперта - биолога, чтобы обнаружить связи между жизнью и водой.

Эксперт– биолог: Жизнь, как известно, зародилась в воде. Масштабы освоения жизнью суши не могут сравниться с масштабами ее распространения в воде. Судите сами: на суше жизнь кипит примерно до метра в глубину почвы (дальше тоже забирается, но там она очень разрежена) и до 60 м в высоту, т.е. до верхушек самых высоких деревьев. Выше летают насекомые, споры и семена растений, микроорганизмы, но это уже не та «гуща». Да и на поверхности суши не все равномерно: в пустынях, при недостатке жидкой воды, приходится говорить о редкой паутинке жизни. Другое дело в водоемах. Слой жизни в океане в 60 раз толще.Все типы живых существ сложились в океане еще до выхода жизни на сушу. Вода, не имеющая собственной формы, оказывает влияние на форму живых существ. Приспособленность организмов к обитанию в водной среде особенно ярко и зримо предстает на примере животных, предки которых покинули воду для жизни на суше, а сами вернулись в воду. Речь идет о млекопитающих – тюленях, китах и дельфинах, чей облик так далек от облика наземных обитателей.

преподаватель: Для определения особых областей применения воды работаем с карточкой (инструкция)

Задание работы в парах.

1.Обсудить главные роли воды на Земле.

2.Впишите их в карту исследования.

Эксперт – биолог: отмечает на доске  « Особые области применения воды»:

1.Среда обитания.

2.Колыбель жизни.

3.Фотосинтез.

4.Преобразователь неживой природы.

5.Источник энергии.

6.Регулятор климата.

(Просматриваем слайды с данной информацией.)

преподаватель: Продолжим исследование. Маршрут «Физиологическое воздействие воды на организм». Предоставим слово эксперту – физиологу.

Эксперт – физиолог: Все воды содержат растворенные вещества. Наиболее представленными элементами в воде являются кальций, натрий, хлор, калий. Характерно, что набор химических элементов в воде близок к их составу в крови животных и человека. Это, по-видимому, является одним из подтверждений зарождения жизни в водной среде. Наши предки, выйдя из океана, прихватили с собой его «частичку»:

• тело человека на ~77% состоит из воды, а эмбрион – на ~97%;

• кровь на ~70% – вода, химический состав крови удивительным образом похож на состав морской воды (во время второй мировой войны хирурги при отсутствии донорской крови с успехом заменяли ее морской водой, а вы, купаясь в море, наверное, замечали, что полученная в морской воде рана не так болезненна, хотя должна бы сильно жечь);

• испарение воды с кожи – главный терморегулятор организма;

• смазка суставов, обеспечивающая движение, – та же вода, как и пищеварительный сок.

преподаватель: Для определения физиологического действия воды на организм работаем с карточкой(инструкция).

Задание работы в парах.

1.Дополнить на карте исследования выбранные свойства воды, о которых рассказал эксперт-физиолог.

2.Впишите их в карту исследования.

Эксперт – физиолог: отмечает на доске «Физиологическое действие воды»:

Биохимия: – растворитель;

Клетка: - транспорт;

- обмен веществ;

- упругость;

- объем;

- защита;

Органы: - мозг 83%;

- мышцы 75%;

- кости 46%;

Организм: - основа жизни.

(Просматриваем слайды с данной информацией.)

Предоставим слово эксперту - экологу.

Эксперт – эколог: В условиях дефицита пресной воды живут 1,1 млрд. землян. К 2025 году их число превысит 3 млрд. Мифический же герой Геракл, по-видимому, был первым в мире тружеником, открывшим человечеству путь к загрязнению водоемов. Он за один день изготовил плотину на реке и направил ее течение на скотный двор. Таким образом, Геракл быстро очистил конюшни царя Авгия, где за 30 лет накопились горы навоза.

Развитие цивилизации на протяжении многих веков напоминало расчистку «авгиевых конюшен». Сточные воды выпускались непосредственно в водоемы, на берегах которых обычно располагались промыслы, для удобства снабжения чистой водой и сброса нечистот. В эпоху феодализма начинается бурное развитие промышленности и увеличение городского населения, одновременно ухудшается санитарное и экологическое состояние городов. Они буквально стали утопать в нечистотах, что привело к загрязнению питьевой воды в колодцах и широкому распространению инфекционных заболеваний. Участившиеся эпидемии опустошали Европу.

Ученые приводят печальную статистику – ежегодно в мире сбрасывается более 42 км3 сточных вод, которые делают непригодными около 7000 км3 воды. В начале XXIв. практически невозможно отыскать водоем, который имел бы чистую природную воду.

Преподаватель: Основные факторы ухудшения качества природных вод под влиянием хозяйственной деятельности людей:

Обучающиеся:

1.Кислотные дожди.

2.Повышается содержание в природных водах фосфатов, нитратов, ионов тяжелых металлов, прежде всего кадмия, ртути, мышьяка и цинка.

3.Растет содержание в водах органических соединений, прежде всего биологически стойких, ПВА, иногда фиксируются канцерогенные и мутагенные вещества.

4.Катастрофически снижается содержание кислорода в природных водах, прежде всего в результате повышения его расхода на процессы, связанные с «цветением» воды и загрязнением поверхности вод нефтепродуктами.

5.Существует опасность загрязнения природных вод радиоактивными изотопами химических элементов.( Япония, АЭС Фукусима, март 2011 г)

Эксперт – эколог: Отметим на нашей карте исследования основные загрязнения

Преподаватель: Окружающая среда – охрана воды.(последний маршрут)

Обучающиеся делают соответствующие надписи у себя на картах.

Домашнее задание.

преподаватель: Свое отношение к прекрасному, удивительному, уникальному веществу – воде я предлагаю вам выразить в виде синквейна. Это домашнее задание. И вторая часть домашнего задания: рассказать о воде используя свою карту исследования.

Правила составления синквейна следующие.

В синквейне 5 строк:

1 – понятие (одно существительное);

2 – прилагательные (два слова);

3 – глаголы (три слова);

4 – предложение (из четырех слов);

5 – существительное (одно слово, итог).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Итоги урока. Рефлексия.

Вернемся к маршрутному листку.

Посмотрите, все ли пункты маршрута мы прошли?

Отметьте третью графу «узнал (а)».

 (оцените себя)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

обучающиеся. Отвечают.

Желаю Вам успеха и «любви и благодарности», так как именно эти слова, произнесенные на разных языках мира, позволяют воде кристаллизоваться в самые прекрасные звезды-снежинки!

4.Литература:

1.О.С.Габриелян и др. Химия. Вода в нашей жизни. Методическое пособие М. Дрофа, 2011г.

2.О.С.Габриелян и др. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М.Дрофа, 2002г.

3.И.В.Галыгина и др. Современные технологии преподавания химии 8-11 классы УМП, М. Издательский Центр «Вентана-Граф» 2009г.

4.Интернет ресурсы: О.В.Мосин К.х.н. Структура воды.

5. «Тайны вселенной» № 6, 2016. «Какую информацию нам несет вода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Вода. Свойства воды"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»города Валуйки     Исследовательская работа Вода. Свойства воды....

Методическая разработка урока на тему: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»

Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности  35.02.12  Садово-парковое и ландшафтное строит...

Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"

Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...

Конспект внеклассного занятия на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды».

Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле....

Методическая разработка занятия по теме: влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека

Рассматривается понимание проблемы. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену, определяется поиск решений, мероприятий защиты атмосферы от загрязнений....

Методическая разработка: Урок по теме: «Чистая вода»

Методическая разработка: Урок  по теме: «Чистая вода». Содержит информацию о важности бережного отношения к водным ресурсам. В стихотворной форме представлены природные явл...