Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»
материал по теме

Атаева Диана Руслановна

статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskmaya_statya.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Атаева Диана Руслановна, преподаватель
ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум»

Требования ФГОС СПО предполагает формирование профессиональных компетенций у выпускника юридического факультета техникума, специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, которые формируются, прежде всего, в рамках правовых дисциплин, гуманитарного, социально-экономического цикла [1].

Выпускник техникума специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечении в первую очередь должен осознавать значимость своей будущей профессии, а также понимать правильность сделанного им выбора, то есть проявлять к своей профессии устойчивый интерес. Самостоятельно ставить цели, определять задачи в профессиональном и личностном развитии. Уметь организовывать и контролировать свою работу, находить мотивацию для саморазвития. В последнее время происходит переориентация оценки результатов усвоения обучающимися знаний. В обиход вошли новые понятия, такие как компетенция, компетентность. Произошел переход на компетентностно-ориенторованное профессиональное обучение, этот переход вызван рядом предпосылок, в частности жизненных, социально-экономических, политико-образовательных.

Такая резкая смена в профессиональном образовании — это своего рода реакция на постоянно изменяющиеся социально-экономические условия. Во многом это связанно с процессами рыночной экономики, а также с динамическим развитием законодательной базы.

Рынок труда, выходя на приоритетные позиции, предъявляет к современному специалисту набор новых требований. Эти новые требования не ограничены строго рамками одной дисциплины, они носят надпредметный характер, т. е. они универсальны. Поэтому в концепции нового подхода  образовательного процесса для студентов специальности Право и организация социального обеспечения помимо формирования у обучающихся правовых знаний и умений, необходимо развивать ряд качеств (свойств), в частности, самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, а также творческий подход к решаемым задачам.

Таким образом, целью становится формирование компетентного специалиста — юриста в сфере социальной защиты населения.
Будущий специалист должен обладать профессиональной компетенцией, которая должна состоять из следующих компонентов [2, стр. 279–280]:
— социальная компетентность;

— способность работать в группе, устанавливать взаимное сотрудничество,
способность и готовность принимать решения, а также
нести ответственность за результат своих действий;

— специальная компетентность — это подготовка к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи, оценивать результат своего труда, а также использовать и приобретать новые подходы, технологии, знания в будущей профессии;

— индивидуальная компетентность — это готовность постоянно повышать квалификацию, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов.

Все это разовьет способность выпускника к выживанию и формированию устойчивой жизненной позиции в условиях современного многофакторного, социально-политического, рыночно, информационного, коммуникационного пространства.

В образовательном учреждении студенты впервые
лицом к лицу самостоятельно сталкиваются со многими проблемами, экономического, социального, политического, национального, правового, демографического характера. Это своего рода мини проекция проблем свойственных нашему обществу. Будущий выпускник должен стать профессионалом – человеком, который способен с помощью разума, знаний
права, интуиции преодолевать постоянно возникающие
проблемы и трудности, связанные с предоставлением социального обеспечения и социальной защиты населения. Он должен умело действовать в нестандартных неординарных ситуациях, используя правовые нормы, грамотно урегулировать спорные вопросы, конфликты. Выпускник
должен стать неким носителем идеи гражданского общества, привносить правовую культуру в общество, в разные социальные слои. Поэтому на каждом этапе правовые дисциплины должны осуществлять свои функции [3, стр. 207-211]:

— развивать мотивационный компонент, правовую культуру, ориентированную на гуманистическое правосознание;

— развивать когнитивный компонент, т. е. правовую компетентность;

— деятельно-рефлексивный компонент. На этом этапе происходит становление нормативно-правовой компетентности будущего специалиста, за счет накопления личного социального опыта решения профессиональных задач социально-правового характера. При формировании компетенций важно использовать различные интерактивные способы (методики), направленные на формирование у студентов целостной картины
современного общества, использовать различные приемы развития критического мышления, творческие работы, деловые и образовательные игры, социальные проекты, кейс-метод. Поэтому на занятиях должен идти процесс вербализации, моделирования целеполагания, разностороннего развития личности будущего специалиста [4, стр. 190-195].

Выпускник должен ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, в условиях современной действительности, также самостоятельно преодолевать и исправлять собственные ошибки, находя решение. В результате формирование профессиональной компетенции проходит на основе формирования общих компетенций, при помощи комплекса стимулов, таких как эффект результативности, который можно достичь только через включение студентов в поисково-информационную
деятельность. Сюда относят умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие механизма поиска в информации в библиотеках, работа со справочно-правовыми системами, выполнение индивидуальных заданий на практике, решение ситуационных и проблемных задач
на семинарных занятиях, разработка социальных проектов.

Поэтому формирование компетенций у выпускника юридического факультета Владикавказского торгово-экономического техникума  должно способствовать развитию конкурентоспособного, практико-ориентированного специалиста, который будет отвечать современным требованиям.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 508 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 № 33324) // «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» // СПС «Гарант».
  2. Ануфриева О. Н. Формирование компетенций в преподавании общественно-правовых дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 279-280.
  3. Титова, Ю. Н., Бочкарева Е. В. Конпетентностный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста// Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.практ. конф., 5 мая 2011 г. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 207–211.
  4. Семенова, О. В., Светашова Н. С. Проблемы формирования общих компетенций в практике преподавания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.практ. конф., 5 мая 2011 г. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 190–195.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине «Основы уголовного права и уголовного процесса» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Перечень вопросов к дифференцированному зачетупо дисциплине «Основы уголовного права и уголовного процесса»для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Рабочая программапрофессионального модуля ПМ 01. Обеспечение реализацииправ граждан в сфере пенсионногообеспечения и социальной защиты специальность 40.02.01 «Право и организациясоциального ...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда  Российской Федерации» специальность ...

Календарно-тематический план по дисциплине Арбитражный процесс для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Календарно-тематический план по дисциплине Арбитражный процесс для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Календарно-тематический план по дисциплине Гражданский процесс для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Календарно-тематический план по дисциплине Гражданский процесс для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Календарно-тематический план по дисциплине Арбитражный процесс для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения на 2019-2020 уч.гг.

Календарно-тематический план по дисциплине Арбитражный процесс для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения на 2019-2020 уч.гг....