Методическая разработка олимпиады по творчеству И.А. Бунина
методическая разработка на тему

Внеклассная работа по литературе способствует идейно- эстетическому воспитанию учащихся, повышению уровня знаний по предмету.

Она помогает учащимся выбрать свою позицию в жизни, учит общаться, думать, расширять кругозор, самостоятельно работать о книгой, постигать художественный мир автора.

При проведении  литературной олимпиады по творчеству Ивана Алексеевича Бунина преподаватель акцентирует внимание учащихся на высказывании Бунина:

«Разве можем мы забыть Родину?

Может человек забыть Родину?

Она – в душе, я очень русский человек.

Это с годами не пропадет.»

Вместе со своим наставником учащиеся при подготовке к олимпиаде будут открывать для себя глубокий гуманизм и лиризм произведений Бунина, высокое качество отделки, точность и строгую взвешенность каждого слова писателя.

Литературная олимпиада проводится в 2 тура и может рассматриваться как итог планомерной урочной и внеурочной работы по литературно- творческому развитию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

                Управление образования и науки

                            Тамбовской области

         ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной

                                 промышленности»

             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

           ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: «Жизненный и творческий путь Ивана      Алексеевича Бунина»

Автор: Свиридова О.В.

 

Рассмотрена на заседании

цикловой комиссии

общеобразовательных

 дисциплин

Председатель комиссии

______________________

                                         Жердевка

                                           2017

                                        Введение

Внеклассная работа по литературе способствует идейно- эстетическому воспитанию учащихся, повышению уровня знаний по предмету.

Она помогает учащимся выбрать свою позицию в жизни, учит общаться, думать, расширять кругозор, самостоятельно работать о книгой, постигать художественный мир автора.

При проведении  литературной олимпиады по творчеству Ивана Алексеевича Бунина преподаватель акцентирует внимание учащихся на высказывании Бунина:

«Разве можем мы забыть Родину?

Может человек забыть Родину?

Она – в душе, я очень русский человек.

Это с годами не пропадет.»

Вместе со своим наставником учащиеся при подготовке к олимпиаде будут открывать для себя глубокий гуманизм и лиризм произведений Бунина, высокое качество отделки, точность и строгую взвешенность каждого слова писателя.

Литературная олимпиада проводится в 2 тура и может рассматриваться как итог планомерной урочной и внеурочной работы по литературно- творческому развитию учащихся.

    Подготовительный этап.

Студентам сообщается приблизительный перечень проблем для решения при подготовке к олимпиаде:

  1.  Художник и время.
  2. Умение писателя через личное, перечувственное им самим передать думы и чувство своего поколения.
  3. Традиции и новаторство.
  4. Рекомендованная литература:
  1. И. Одоевцева «На берегах Сены».
  2. И. Бунин: «Жизнь Арсеньева».

«Деревня», «Суходол», «Митина любовь»

«Дело корнета Елагина»

Рассказы:          «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Худая трава», «Косцы», Солнечный удар», «Темные аллеи», «Холодная осень»

             План проведения олимпиады:

  1. Этап – торжественное открытие олимпиады.

Поздравление учащихся, гостей представителями администрации колледжа, общественности города.

  1. Этап – секционная работа.
  1. Секция – секция эрудитов и текстологов.

Каждая группа представляет 2 учащихся, знатоков жизни и творчества Бунина.

Студенты письменно отвечают на 10 вопросов по основным этапам жизни и творчества писателя.

Вопросы для эрудитов и текстологов на областной олимпиаде, посвященной жизни и творчеству И. А. Бунина.

  1. Сюжет и композиция одного из перечисленных рассказов:

«Антоновские яблоки», «Господин из Сан – Франциско», «Сны Чанга», «Худая трава».

  1. Многое в немногих  словах:  Каковы основные проблемы рассказа?
  2. Символика названия рассказа «Темные аллеи»
  3. «Кончается мой сон туманный…» Рассказать о последних годах жизни и творчества Бунина/ 1945 – 1953/г.
  4. «Люблю твой бледный лик, Селена, твой безнадежный взор, сопутствующий мне!» ... Конечно, вы знаете, кого олицетворяет Селена. А что примечательного расскажут о ней мифы?
  5. Что символизирует собой образ «легкого дыхания» в одноименном рассказе?
  6. «Сколько я успел навидаться». Перечислить в каких странах и землях побывал Бунин.
  7. С какими стихами какого поэта перекликаются эти строки Бунина:

«И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет

Земля в морозном серебре

Трубят рога в поля далеких

  1. Как назывется гигантский пароход в рассказе «Господин из Сан-Франциско» и что он собой символизирует?
  2. В основу какого Бунинского рассказа положена встреча двух пожилых людей, когда -то влюбленных  в друг друга?

Эрудитам и текстологам предлагается прослушать отрывки из книг Бунина и назвать произведения, из которых они взяты.

Эрудиты и текстологи одной группы советуются между собой, дают общий ответ. Ответы студентов основываются на знании жизненного и творческого пути И.А.Бунина и его произведений.

2 секция – творческая секция.

В работе творческой секции участвуют победители конкурса на лучшее сочинение. Они пишут изложения с элементами сочинения по одному из рассказов: «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Холодная осень».

3 секция – секция юных художников.

Участники олимпиады «защищают» выполненные красками рисунки и рисуют /во время работы секции/ карандашом  иллюстрации к рассказу «Легкое дыхание».

4 секция – секция биографов.

В этой секции соревнуются студенты, самостоятельно подготовившие рассказы о Бунине. Жюри оценивает устные выступления участников олимпиады.

5 секция – секция выразительного чтения.

Студенты читают выразительно стихотворения поэта и отрывки в прозе.

3 Этап – подведение итогов работы секций,

Выступления  призеров.

Чтение лучших сочинений, изложений, письменных ответов

4 Этап – Торжественное закрытие праздника.

Прослушивание выступления призеров 4 –х секций и исполнителей музыкальных произведений (музыкальный номер группа представляет, исходя из возможностей).

Вручение грамот и призов участникам олимпиады.

                            Приложение1

                           Сочинение

                  по рассказу И.А.Бунина

                       «Темные аллеи»

                на тему: «Большая любовь»

                 студентки группы 1-К-9

                      Малининой Елены

                            «Большая любовь»

Красивая, любимая

родная,

От сердца говорю тебе:

прости,

За то, что рано вычерпал

до дна я

Любовь твою

как воду, где горести

/Филипов/

Рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи» - тонкое произведение о некогда большой юной любви двух людей, о том, как сложилась жизнь влюбленных, и во что превратилась эта любовь.

Действие разворачивается осенью, в слякоть и грязь ненастного дня. Постепенно оно переносится в избу, которая уже долгое время служила пристанищем для проезжих. Именно здесь, в чистой, светлой приятной горнице, встречаются главные герои – он и она. Люди, любившие когда то давно друг друга чистой, бескорыстной любовью, которая не признает никаких предрассудков, оживляют свои притупившиеся, уснувшие чувства. И он – Николай Алексеевич, стройный старик в военной форме, начинает узнавать в хозяйке, похожей на цыганку, свою Надежду – красавицу, черноволосую крепостную крестьянку. Но время неумолимо бежит; люди меняются, и Николай Алексеевич начинает понимать, что перед ним уже не та юная, наивная Надежда, теперь перед ним сильная, умная, опытная женщина. От этого Николаю Алексеевичу становится не по себе, они невольно начинают вспоминать свою любовь, которая оставила и горечь, и сладость воспоминаний. Жаль только, что пронесла эту любовь через всю жизнь лишь Надежда, навсегда оставшись верной своему «Николеньке».

Она даже помнит стихи «про всякие «темные аллеи». Любила. Но простить не смогла. А он? Потеряв свою Надежду, он растерял всю жизнь по частям, растратил ее понапрасну. Он гнался за светской жизнью, хотел семью, в которой жена была бы образованной дамой, дети благородными дворянами, но и этого не сумел создать.

Встреча заканчивается печально: они расстаются, поцеловав на прощанье друг другу руки.

Она остается в своей чистой, светлой избе, которую согревает не угасшая искорка любви, а он отправляется в свое грязное, туманное ненастье…

«Кругом шиповник

алый цвет

Стояли темных лип

аллеи…»

                                         Приложение2

                   Отрывки для выразительного чтения.

                                        «Окаянные дни»

 «Ах, эти сны про смерть! Какое вообще громадное место занимает смерть в нашем и без того крохотном существовании! А про эти годы и говорить нечего: день и ночь в ожидании смерти. И все во имя «светлого будущего», которое будто должно родиться именно из этого дьявольского мрака.

А в каком же году наступит оно, это будущее? Всегда говорят, что вот – вот: «Это будет последний и решительный бой!» -

Вечная сказка про красного бычка.

Двенадцать лет тому назад мы приехали с Верой в этот день в Одессу. Какие сказочные перемены с тех пор! Мертвый, пустой порт, мертвый, загаженный город… Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда- то жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».

                    «Антоновские яблоки»

«Прежде такие усадьбы, как усадьба Анны Герасимовны, были не редкость. Были и разрушившиеся, но всё ещё жившие на широкую ногу усадьбы с огромным поместьем, с садом в двадцать десятин. Правда, сохранились некоторые из таких усадеб и до сего времени, но в них уже нет жизни…Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет помещика – охотника.

Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в омётах, а в праздник  встать вместе с солнцем  под густой и музыкальный благовест из села, умыться возле бочки и надеть чистую домашнюю рубаху, такие же портки и несокрушимые сапоги с подковками.

Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе, да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя, - обед с горячей бараниной на деревянных  тарелках и с ситниками, с сотовым медом и брагой, - так больше и желать невозможно!»

                                     «Суходол»

«Мы  млели при её словах и восторженно переглядывались: долго представлялся нам потом огромный сад, огромная усадьба, дом с дубовыми бревенчатыми стенами под тяжелой и черной от времени соломенной крышей».

                                  «Сны Чанга»

«На дворе, в городе Одессе, зима. Погодка злая, мрачная, много хуже той, китайской… Несет острым мелким снегом, снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту пустого приморского бульвара.

Дни потом были всякие: то огнем жгло, то горами громоздились и раскатывались ужасным громом тучи, то потопом обрушивались на переход буйные ливни.

Главная штука ведь в чем? Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что может не любить тебя тот, кого ты любишь.

А ведь мы по минутке противимся ему, по минутке хотим повернуть не только, скажем, душу любой женщины, но и весь мир по – своему».

                          «Солнечный удар».

«На углу, возле почты, была фотографическая витрина.

Он долго смотрел на большой портрет какого-то военного в густых эполетах, с выпуклыми глазами. Как дико, как нелепо, страшно всё будничное, обычное, когда сердце поражено».

                               «Темные аллеи»

 «Женщина все время пытливо смотрела на него,  слегка щурясь.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больщих тульских дорог, залитой дождями и израненной черными колесами, к длинной избе подкатил закиданный грязью тарантас.

Со страхом глядя в черные безумные глаза, чувствуя прикосновение острого холодного воздуха  и крепкий запах избы, поцеловались мы с подошедшей. Не сама ли это Баба Яга?

А стала она только не похожа на прежнюю: из стриженой девчонки, круглоликой и ясноглазой, превратилась в невысокую худощавую, стройную девку, спокойную, сдержанную и ласковую».

            «Господин из Сан-Франциско»

 «Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, удовольствие, на путешествие, долгое и комфортабельное, и мало ли еще на что?

Океан с гулом ходил за спиной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал.»

                     

Однако декабрь выдался в тот год не совсем удачный: портье, когда с ними говорили о погоде, только виновато поднимали плечи, бормоча, что такого года они не помнят.

А затем он снова точно к венцу готовился: повсюду зажег электричество, наполнил все зеркала отражением света и блеска, мебели и раскрытых сундуков».

                            «Легкое дыхание»

 «Девочкой она ничем не выделялась в той шумной толпе коричневых платьиц, которая так нестройно и молодо гудит в коридорах и классах…

На кладбище, над свежей глиняной насыпью новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий, такой, что на него приятно смотреть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку включает в себя материалы для тестирования, аудирования....

Методическая разработка Олимпиады по математике

Олимпиада по математике проводится в рамках Декады профессий.Основная цель данного мероприятия  проверить умение обучающихся логически рассуждать, умение выбирать правильные ответы, развивать поз...

Методическая разработка Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Основными целями и задачами Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» (далее Олимпиада)являются:-        ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДА ПО МАРКЕТИНГУ

1.  Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения предметной олимпиады студентов ГБПОУ НГК, (далее Олимпиада), ее организационное, методическое обеспечение, порядок участия в и ...

Методическая разработка "Олимпиада по ремонту и содержанию автомобильных дорог"

Методическая разработка "Олимпиада по ремонту и содержанию автомобильных дорог"...

Методическая разработка олимпиады "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия по пофессиональному модулю 02 для отделения "акушерское дело"...

Методическая разработка "Кружок технического творчества "Железный дровосек"

Большую роль в формировании личности подростков, адаптации их в современных социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Все блага цивилизации – это результат технического тво...