Разработка учебного занятия по теме: "Мир в конце XX – начале XXI века. Международные отношения на примере американо-китайских отношений"
методическая разработка на тему

Помощь учителю в проведии урока по Всеобщей истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.tselikova.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия по теме:

"Мир в конце XX – начале XXI века. Международные отношения на примере американо-китайских отношений".

Практической частью данного исследования является разработка конспекта урока с использованием интерактивных методов. В качестве примера была выбрана тема "Мир в конце XX – начале XXI века. Международные отношения на примере американо-китайских отношений". Материал данного урока служит иллюстрацией понятий, изучаемых в курсе истории: «холодная война», международные отношения, паритет, концепция «мягкой силы», постбиполярный мир, Азиатско-Тихоокеанский регион, Тайваньская проблема. Помимо использования интерактивных методов обучения в школе, прослеживается связь при изучении обозначенной темы устанавливается с географией, что позволяет формировать локальные исторические представления, закреплять картографические знания, умения, навыки учащихся. Кроме того, нельзя не отметить межпредметную связь данной темы с курсом мировой художественной культуры, что позволяет учителю истории обратиться к истории Китая.

Но центральное место в нашем исследовании занимает использование интерактивных методов в обучении. Интерактивные методы используют такие основные схемы взаимодействия, как "учитель = ученик" и "ученик = ученик". Таким образом, не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом посредством работы в группах, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель на данной стадии урока выполняет роль помощника, формируя условия для инициативы и работы детей (работа с источником – книга Ная Дж. С. «Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике» - отрывки). Итог работы: постановка проблемного вопроса – возможно ли применение данной концепции в современных политических условиях?). Примеров интерактивных методов достаточно большое количество: написание проектов, деловые игры, мозговой штурм, составления кластеров и многие другие. Для закрепления материала урока нами были соединены еще интерактивных метода – круглый стол и «Аквариум». «Аквариум» - это одна из разновидностей деловой игры, целью которой является подвести итоги путем разыгрывания определенной ситуации по теме, где участвуют по одному представителю от каждой команды, а остальные наблюдают, выслушивают их позиции, задают вопросы. По окончанию игры, как правило, легче ответить на проблемный вопрос учителя, выполнив основную цель данного учебного занятия.  

Заявленная тема урока изучается в курсе Всеобщей истории в 11 классе. Предлагаемую разработку рекомендуется применить как урок самостоятельной работы по изучению нового материала, после знакомства с темой «Международное положение в 70-начале 90-х гг. XX века».

Оборудование: учебник Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса.  Загладин Н.В., презентация по теме, политическая карта мира, атлас 11 класс «Новейшая история XX- начало XXI века», карточки с заданиями (отрывки из книги Ная Дж. С. «Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике»).

Ход урока

Организационный момент. Приветствие учителя и учеников. Настрой учащихся на работу.

  1. Объявление темы урока. Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока. Заранее на слайде презентации 2 изображения: 1 – флаги Китая и США жмут друг другу «руки», 2 – флаги Китая и США отвернулись друг от друга. Между изображения стоит знак вопроса под надписью: «Мир в XXI веке». Обучающимся предлагается совместно с учителем определить тему урока, ответить на наводящие вопросы:
  1. Как вы думаете, что означают два изображения? (Ожидаемый ответ: Выбор пути взаимоотношений между США и Китаем).
  2. Почему флаги именно этих двух стран занимают центральное место на слайде? (Ожидаемый ответ: 2 мировые сверхдержавы, который находятся в статусе враг-партнер).
  3. Назовите основные сферы взаимодействия двух стран (Ожидаемы ответ: экономическая, культурная, правовая, политическая.)
  4. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Определите тему сегодняшнего занятия. (Ожидаемый ответ: сегодня на уроке речь пойдет о взаимодействии двух стран на рубеже XX-XXI вв., которые начали определять каким образом будет складываться международная система в целом).

После обмена мнениями учитель объявляет точное название темы урока «Мир в конце XX – начале XXI века. Международные отношения на примере американо-китайских отношений», ученики делают записи в тетрадь.

  1. Сообщение целей и задач урока. Сформулировать цель и определить задачи учащимся предлагается самостоятельно. Педагог подводит школьников к этому с помощью вопросов:
  1. Как вы думаете, зачем/для чего необходимо изучать данную тему?  (Ожидаемый ответ: изучать данный материал необходимо в первую очередь для того, чтобы понимать, как сложилась та система международный отношений, которую мы видим на сегодняшний день).
  2. Определите цель сегодняшнего занятия? Ребята, что вы предполагаете изучить сегодня на занятии? (Ожидаемый ответ: изучить международную обстановку в 1989-2009 гг., узнать о причинах обострения международных отношений между Китаем и США в предложенный период, назвать основные сферы взаимодействия между странами, которые поддерживаются до сих пор, выяснить могут ли внешнеполитические концепции того периода быть актуальными сегодня).

В конечном итоге должны быть сформулированы следующие цели и задачи:

Цель: изучить процесс складывания американо - китайских отношений в 1989-2009 гг., определить векторы развития на протяжении данного периода.  

Задачи:

  • Внимательно изучить материал урока.
  • Выполнить предоставленные учителем задания (деловая игра, круглый стол).
  • Научить работать в команде при выполнении поставленной цели, уважая позицию оппонента.
  • Научить формировать собственное мнение, опираясь на конкретные данные.
  • Научить самостоятельному поиску информации (работа с раздаточным материалом).

После краткого обсуждения с учителем, каждый из учащихся записывает цель урока в тетрадь.

  1. Планирование. Перед учащимися ставится задача самостоятельно определить способы достижения намеченной цели.  Для этого педагог задает им следующие вопросы:
  1. Подумайте, с помощью чего можно достичь поставленной цели? Что вам необходимо для этого? (Ожидаемый ответ: для достижения поставленной цели необходимо внимательно слушать рассказ учителя, выполнить предложенные задания, обсудить некоторые вопросы в формате деловой игры).

После краткого обсуждения, педагог знакомит учащихся с предстоящей работой на занятии. Занятие делится на два этапа: первый – монолог учителя, изложение нового материала; второй – круглый стол с элементами деловой игры «Аквариум» (учитель объясняет правила учащимся) под тематическим названием «Мир в конце XX – начале XXI века. Международные отношения на примере американо-китайских отношений». На втором этапе обучающиеся делятся на 2 группы (США-Китай). Далее учитель раздает каждой из групп текстовый материал. (Приложение № 1). Задачи каждой группы: 1) обсудить каким образом можно урегулировать проблемные вопросы в международных отношениях между США и Китаем;

  1. решить актуальны ли предложенные внешнеполитические концепции при решения международных споров, локальных конфликтов, для расширения своей гегемонии;
  2. может ли концепция «мягкой силы» быть применена каждой из стран, учитывая современные внешнеполитические реалии? (Да/ нет, пояснить).

При выступлении, учащиеся-представители от команд (стран) должны проявить свой артистизм, почувствовать себя в роли дипломата, учитывая особенности каждой из стран.

При выступлении «ведущего круглый стол» - учителя - учащиеся должны внимательно слушать сообщения, комментарии, замечания и быстро на них реагировать.  

  1. Практическая деятельность учащихся.Учащиеся выполняют полученные задания, самостоятельно распределяя роли внутри групп, активно участвую в дискуссии за «круглым столом».  Во время выступления одноклассников, внимательно слушают материал, задают вопросы.
  2. Осуществление контроля. При выполнении задания, учащиеся самостоятельно контролируют свою деятельность, работу одноклассников внутри группы, учитель выступает в роли консультанта.
  3. Осуществление коррекции. Если при работе над заданием возникают трудности, учащиеся пытаются их решить самостоятельно внутри группы. В случае, если прийти к решению возникшей проблемы самостоятельно не удается, ученики обращаются к учителю. Педагог на данном этапе выступает в роли советчика, консультанта.
  4. Оценивание учащихся. После выступления, краткого обсуждения ответов на вопросы, учащиеся дают обоснованную оценку своей деятельности, работе одноклассников на уроке. Учитель выполняет роль консультанта.
  5. Итог урока. На данном этапе проводится рефлексия. Для ее осуществления учитель задает следующие вопросы:
  1. Вспомните о цели, которую вы хотели достичь в начале урока?  Вы ее достигли? (Ожидаемый ответ: да, сегодня на уроке мы достигли поставленной цели).

На данном занятии каждый из учеников должен усвоить:

  • Во-первых, что американо – китайские отношения развивали достаточно неравномерно на данном промежутке времени, которые в основном зависели от правящей верхушки власти.
  • Во-вторых, что внешнеполитические концепции, которые сформировались в данный период в этих странах до сих пор имеют свою актуальность и последователей в мире.
  • В-третьих, что взаимоотношения между Китаем и США действительно формируют современную политическую систему.
  1. Подумайте и скажите, все ли вам было понятно на занятии? Есть ли еще нерешенные вопросы? (Если есть вопросы у обучающихся учитель отвечает, комментирует, приводит примеры).
  1. Домашнее задание.

Глава 13, параграф 43 и глава 15, параграф 48. Прочитать, повторить перед уроком записи в тетради. Устный опрос на следующем уроке. Обратить внимание на вопросы после параграфов.

Анализ учебного занятия

Урок «Мир в конце XX – начале XXI века. Международные отношения на примере американо-китайских отношений» разработан согласно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования.

Урок соответствует требованиям ФГОС по следующим критериям:

  • Направленность на «формирование российской гражданской идентичности обучающихся, равные возможности получения качественного среднего (полного) общего образования, на воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию, создание условий для развития и самореализации для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся».
  • Построение на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего «формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся». Занятие проводится в групповой форме. Такой вид деятельности предполагает самоорганизацию обучающихся как творческого коллектива, активный диалог, планирование и регулирование деятельности в процессе решения учебных задач. Ставятся проблемы перевода информации из одних знаковых систем в другие, формулирования суждений теоретического, фактического и оценочного характеров.

Деятельность учителя состоит в проектировании содержания урока, подготовке дидактических средств. Педагог организует самостоятельную деятельность учащихся в ходе решения познавательных задач и оценке работы, обеспечивает сотрудничество школьников в группах, дает консультации.

  • Направленность на развитие универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Этапы урока по ФГОС

Задания для учащихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Объявление темы урока

Рассмотреть предложенные иллюстрации на слайде презентации, на которых изображены флаги США и Китая (сотрудничество и конфронтация).

Сформулировать тему урока.

Познавательные (ПУУД): общеучебные действия, логические действия.

Коммуникативные (КУУД): умение выражать свои мысли.

Сообщение целей и задач

Ответить на наводящие вопросы учителя. Сформулировать цель и определить задачи урока.

Регулятивные (РУУД): целеполагание.

ПУУД: логические действия.

КУУД: умение выражать свои мысли

Планирование

Спланировать достижение цели урока. Осознать последовательность и предназначение своих действий.

РУУД: планирование.

КУУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Практическая деятельность учащихся

Разделиться на группы.  Выполнить полученные задания, самостоятельно распределив роли внутри группы. Активно участвовать в дискусии во время проведения круглого стола по теме. Во время выступления одноклассников, внимательно слушать материал, задавать вопросы.

Личностные (ЛУУД): самоопределение, смыслообразование.

РУУД: планирование, контроль внимания.

ПУУД: общеучебные универсальные действия, знаково-символические действия, логические действия, постановка и решение проблемы.

КУУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Осуществление контроля

Самостоятельно контролировать свою деятельность, работу одноклассников внутри группы.

ЛУУД: самоопределение.

РУУД: контроль, саморегуляция.

КУУД: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Осуществление коррекции

Проанализировать свою деятельность. Выявить возникшие трудности. Предложить пути их коррекции.

РУУД: коррекция.

КУУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Оценивание учащихся

Дать обоснованную оценку своей деятельности, работе одноклассников на уроке.

ЛУУД: самоопределение.

РУУД: оценка, самооценка.

КУУД: умение выражать свои мысли.

Итог урока

Подвести содержательные выводы урока. Определить успешность достижения поставленной цели.

РУУД: оценка, саморегуляция.

КУУД: постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

Выполнить домашнее задание, подготовится к проверке на следующем уроке.

ЛУУД: самоопределение, смыслообразование.

РУУД: прогнозирование.

ПУУД: логические действия.

КУУД: умение выражать свои мысли.

  • Направленность на достижение следующих результатов обучения:

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать  факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.); способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе и т.д.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе  и социальном окружении; активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе и повседневной жизни.

Для обеспечения достижения целей использование интерактивных методов обучения в школе. Ученикам дается возможность реализации своих способностей в формате круглого стола с элементами деловой игры «Аквариум». Помимо этого, происходит активизация мышления обучающихся, которые работают на протяжении всего учебного занятия, а не эпизодически. К тому же ученики самостоятельны в выработке и поиске решений поставленных задач. При использовании данных методов наблюдается высокая мотивация учеников к обучению.    

Предметные:

  • формирование знаний о международных отношениях между США и Китаем в 1989-2009 гг.
  • формирование умений объяснять причины и значение следующих событий, явлений, процессов: формирование отношений между данными странами влияет на складывание всей международной системы отношений в XXI века.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный (урок-лекция, урок-игра).

Цель: с помощью изучения международных отношений США и Китая в 1989-2009 гг. создать условия для развития УУД:

  • Личностных (самоопределение, смыслообразование, нравственное оценивание);
  • Познавательных (общеучебные, логические);
  • Коммуникативных (постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
  • Регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).

Задачи урока:

  1. Раскрыть причины складывания международных отношений между Китаем и США в 1989-2009 гг.
  2. Организовать групповую работу учащихся с информационными источниками нацеленную на обзор международных отношений между США и Китаем в 1989-2009гг.
  3. Предоставить возможность для творческой самореализации учеников в образовательном процессе при выступлении по предложенным темам.
  4. В процессе обучения использовать максимальное количество межпредметных связей истории с различными учебными дисциплинами.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения:

  1.  Печатно-словестные: раздаточный материал (карточки с отрывками из книги Дж. Ная «Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике»), учебник - Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса.  Загладин Н.В., 9-е изд. - М.: ТИД "Русское слово - РС", 2007.).
  2. Изобразительная и условно-графическая наглядность: презентация по теме урока, политическая карта мира, атлас 11 класс «Новейшая история XX- начало XXI века»  

Организационные формы: групповая.

Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соо...

Методическая разработка учебного заняти по теме "Введение. Этапы развития и становления хирургии"

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  Государственного  образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ...

Разработка учебного занятия по теме "Человек советский..." (Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время)

План-конспект урока по истории (расчитанного на два учебных часа) с презентациями к данному занятию. Для студентов 1 курса гуманитарного или естественнонаучного цикла. Расскрывает основные качества, к...

методическая разработка учебного занятия по теме: "Деловое письмо"

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий по делопроизводству при изучении темы: "Информационно-справочные документы". Комплект включает в себя конспект занятия, презентацию ...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Профессионально-важные качества менеджера по продажам"

Учебное занятие по теме «Профессионально-важные качества менеджера по продажам» направлено на ознакомление обучающихся с необходимыми в их профессиональной деятельности профессионально-важных качеств ...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...