ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: причины, виды, последствия.
методическая разработка на тему

Е. В. Коваленко

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrab.zanyatost_i_bezrabotitsa.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ по ОУД.б.07 Обществознание

для специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения

НА ТЕМУ:

 ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: причины, виды, последствия.

Автор: Е.В.Коваленко, преподаватель

 общих гуманитарных дисциплин

2017 г.

Рассмотрено на заседании предметной

Цикловой комиссии УМО ОГСЭД РЯЗ

Протокол №____от «____»______г.

Председатель УМО

__________________В.Г.Чухрай

Автор методической разработки: Е.В.Коваленко преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Содержание

Введение…………………………………………………………………

1 Подготовка к открытому теоретическому занятию …………………

1.1 Подготовка преподавателя …………………………………………

          1.2 Подготовка группы ………………………………………………

2 Методика проведения практического занятия ………………………

План часового урока

Заключение……………………………………………………………

Литература.......................………………………............……………

Приложение

Введение.

 Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов, работников среднего звена для всех отраслей, повышение образовательного и культурного уровня личности. На сегодняшний день часть выпускников получивших образование не могут устроиться на работу по специальности. Часть из них устраивается не по специальности. Одной из таких причин является то, что работодателям необходимы специалисты с опытом работы, а у выпускников его обычно нет.

Современное информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.  Вот поэтому я обратила свое внимание на технологию «обучение в сотрудничестве». Высокая степень ее продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль занимает не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития каждой личности.

Преподавателю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному студенту. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Студенты, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым студентом на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Мои целевые установки:

  1. Научить студентов взаимодействовать друг с другом и преподавателем «на равных» в различных ситуациях.
  2. Обеспечить комфортное обучение каждого студента в коллективе, стремящегося к самообразованию и саморазвитию.
  3. Проследить динамику развития интеллектуальных и коммуникативных навыков.

Задачи:

1.        Вовлечь обучающихся в активное совместное основанное на критическом анализе обучение.

2.        Организовать совместную работу студентов в сотрудничестве для решения разнообразных проблем.

3.        Научить обучающихся пользоваться разнообразными источниками информации, в том числе информационными ресурсами Интернета.

4.        Способствовать развитию творчески активной личности обучающихся.

Среди принципов формирования и реализации задач учебно-воспитательного процесса я назову следующие:

•        Учет психологических особенностей социума и учащихся.

•        Работа в режиме положительной мотивации (поощрение творчества, активности, доброжелательности к суждениям).

•        Взаимная ответственность участников учебно-воспитательного процесса.

•        Открытость и информированность итогов учебно-воспитательной деятельности.

 Таким образом, я считаю необходимостью использования технологии «обучение в сотрудничестве». Целью данной методической разработки является демонстрация методики проведения теоретического занятия по ОУД.б.07 Обществознание, направленной на оптимизацию учебного процесса и качественное усвоение изучаемого материала. Представленный материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению теоретических занятий, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.

1 ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТОМУ ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

  1. Подготовка преподавателя

- Группу необходимо заранее оповестить о проведении и дате открытого урока согласно календарно-тематическому плану.

- Обучающимся необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний.

-  Предупредить обучающихся о том, что на уроке будут присутствовать гости.

- Мотивировать студентов на то, чтобы на уроке проявляли активность.

- Интерактивная доска и ноутбук должны быть включены заранее. На экране авторская презентация преподавателя, первый слайд которой демонстрирует тему, цель урока, приобретаемые умения и навыки. Дальнейшая демонстрация слайдов презентации соответствует этапам поурочного плана.

- Во время организационного момента, после взаимного приветствия, проведения проверки посещаемости, сообщения темы занятия, постановки целей и задач и мотивации на лучшее усвоение обучающихся следует познакомить с критериями оценивания их работы на занятии.

Целью и задачей открытого урока было:

- формирование у студентов представления о рынке труда и безработице 

- воспитание экономической культуры, интереса к учебной дисциплине, дисциплинированности, усидчивости, умения слушать и уважать мнение других;

- развитие памяти, мышления, внимательности, умений анализировать и делать самостоятельные выводы.

Студент должен знать: 

- сущность и особенности рынка труда и безработицы, факторы, от которых они зависят, последствия безработицы.

  1. Подготовка студентов

На предыдущем занятии обучающимся были выданы индивидуальные задания, которые необходимо было выполнить в своих конспектах. Задания заключались в сборе, определенной тематикой задания, информации, записи ее в конспект. На данном этапе приветствуется сбор наиболее современной, актуальной и интересной информации.

                 2   МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА

Преподаватель за 10-15 минут до начала занятия подготавливает рабочее место:

- наличие учебно-методических средств обучения (календарно-тематический план, план часового занятия)

- проверяет работу компьютера, проектора, экрана.

Этап 1 – Организационный момент.

Преподаватель выводит на экран дату и тему занятия. Посмотрев на группу и убедившись, что все студенты встали и сосредоточены, здоровается с ними и разрешает сесть. Делает перекличку и отмечает отсутствующих.

Выводит на экран первый слайд презентации, сообщает тему занятия, цель, приобретаемые умения и навыки, делит на группы

.

Этап – 2 Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала проходило с помощью объяснительно-иллюстрационного метода.

Объяснительно-иллюстративный метод -метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам. При использовании этого метода доминируют такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память и репродуктивное мышление.

         

Этап – 3 Изучение нового материала. 

Изучение нового материала проходило с помощью метода «Обучение в команде».

Этот вариант метода обучения в сотрудничестве уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами команды при работе над изучаемым вопросом.

Задача каждого обучающегося в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Основные принципы обучения в команде:

а)«награды» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки, отметки, или другого поощрения. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

б) индивидуальную ответственность каждого означает, что успех или не успех команды зависит от удач или не удач каждого ее члена.

        в) Равные возможности каждого в достижении успеха, каждый обучающийся приносит своей команде очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.

Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Сравнение проводится не с результатами других учеников этой или других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности сильным, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результат предыдущей работы, и средний и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою индивидуальную планку.

        

Этап – 4 Закрепление материала

При закреплении материала был использован фронтальный опрос студентов, с целью выяснения качества усвоенного материала обучающимися и выявлении пробелов у студентов по изученной теме. Именно фронтальный опрос помогает преподавателю выяснить уровень знания ребят, так как личное устное общение помогает преподавателю корректировать ответ обучающегося если он затрудняется или у него по данному вопросу есть сомнения.

 Преподаватель, используя презентацию к уроку и тестовое задание (раздаточный материал), организует работу обучающихся над вопросом «Критерии отнесения граждан РФ к категории безработных».
Обучающиеся заполняют таблицу, отвечают на вопросы.

В конце урока преподаватель подводит итоги урока, акцентирует внимание на недочетах и преимуществах в ответах обучающихся. Сообщает о достижении цели урока, о приобретенных умениях и навыках, объявляет оценки и переносит их в журнал.

Этап – 4 Домашнее задание.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный. В заключение преподаватель интересуется мнением студентов о проведенном занятии, достигнуты ли цели урока по их мнению. Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос путем поднятия смайлика: улыбающийся смайлик будет свидетельствовать о том, что цель занятия достигнута. Огорченный смайлик будет сигнализировать о недоработках преподавателя и студента, о пробелах в знаниях и сомнении студента в своих силах. Смайлики предлагается оставить в конвертах на своих столах. Далее преподаватель объявляет об окончании урока, прощается со студентами, напомнив дежурным об их обязанностях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


      Таким образом, использование технологии обучения в сотрудничестве в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.

 Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:

  • обучение в коллективе,
  • взаимооценку,
  • обучение в малых группах.

Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении.

Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой.

Учителю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкретному ученику в классе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.

Сегодня все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции, поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, быть доброжелательными по отношению к учителю и друг к другу.

Основные идеи технологии обучения в сотрудничестве – это общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования общеучебных умений и навыков. Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода обучения? Обучение и общение: они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли его: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учениками, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.

Литература:

Основная:

1. А. Г. Важенин «Обществознание» М.: Академия, 2013. – 430 с.

2. В.И. Курбатов «Обществознание» 6-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014.  — 512 с.

Дополнительная:

3. В. И. Курбатов «Обществознание» 4-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009.  

— 386 с.

4. Учебник «Обществознание» В. Ю. Захаров, А. А. Сугинина Москва 2010.

5. Учебник «Обществознание» Е. А. Певцов Волгоград 2010.

6. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2012.

7. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб.: 2013.

8. Е.Н. Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию» Профильный уровень: 11 класс. М.: ВАКО 2012 г.

План

часового занятия№42

Группа

Дата

821

28.03.17

ОУД.б.07 Обществознание

Тема урока: Занятость и безработица

Время 1 час

Вид занятия: изучение нового материала(открытый урок)

Тип урока: комбинированный

 Применяемая современная образовательная технология: технология обучения в сотрудничестве

Цель занятия

Обучающая: дать представление о понятиях: безработные, безработица и ее виды, рассмотреть причины и последствия безработицы, ознакомить обучающихся с «Законом о занятости населения в РФ».

Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения и умения излагать информацию для аудитории.

Воспитательная: создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в группах, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности.

Межпредметные связи

обеспечивающие: философия, география, обществознание, археология

обеспечиваемые: политология, социология,  культурология

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Наглядные пособия: мультимедийная презентация

Раздаточный материал: конверты, цветные маркеры или фломастеры, клей, бумага (формат А3)

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор

Учебные места: аудитория № 20

Литература:

Основная:

1. А. Г. Важенин «Обществознание» М.: Академия, 2013. – 430 с.

2. В.И. Курбатов «Обществознание» 6-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014.  – 512 с.

Дополнительная:

3. В. И. Курбатов «Обществознание» 4-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.  – 386 с.

Содержание занятия

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1

2

3

4

1.

Организационный момент

Словесный метод

5 минут

1. Проверка санитарного состояния аудитории

2. Проверка состава группы

3. Сообщение темы, целей и плана урока

2.

Основной этап:

Занятость и безработица

Обьяснительно- иллюстрационный метод с элементами ИКТ

25 минут

1.Безработица, безработный и виды безработицы.

2.Причины безработицы.

3.Последствия безработицы.

4.Закон о занятости населения в РФ.

3.

Итоговый этап –

Закрепление:

Опрос, выполнение тестового задания

10 минут  

1.Кем и когда принимается решение о назначении гражданину пособия по безработице?

2.Через сколько дней с момента обращения гражданина в Центр занятости, ему обязаны предложить работу?

3. Через какой промежуток времени граждане, которым отказано в признании безработным, имеют право на повторное обращение в центр занятости?

4.

Выставление оценок, подведение итогов урока

Словесный метод

5 минут

5.

Задание на дом (Л.1 с. 208-211)

Словесный метод

ПРИЛОЖЕНИЯ

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

ПО ТЕМЕ: «ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ»

Закон о занятости населения в Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года.

Безработица – это         

        

        

Безработные – это         

        

        

Выделяют безработицу добровольную и вынужденную.

Добровольная безработица         

        

Вынужденная безработица        

        

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ:

  1. Структурная         

        

        

        

  1. Фрикционная         

        

        

        

        

        

  1. Сезонная         

        

        

        

        

        

        

  1. Циклическая         

        

        

        


Упражнение. Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя определения видов безработицы, укажите, какой вид безработицы представляет каждый из перечисленных работников.

РАБОТНИКИ

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

1.    Недавний выпускник ВУЗа, ищущий свою первую работу.

 

2.    Каменщик, уволенный из-за того, что вследствие повышения ставок банковского процента в жилищном строительстве произошел спад.

 

3.    Работник, уволенный агрофирмой в конце октября, после окончания периода сбора урожая.

 

4.    Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда телефонная компания установила новое оборудование, основанное на компьютерном переключении линий связи.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

 Дом. задание. Подробно ознакомиться со статьей Закона РФ «О занятости населения в РФ» и письменно ответить на вопросы:

  1. Кем и когда принимается решение о назначении гражданину пособия по безработице?
  2. Через сколько дней с момента обращения гражданина в Центр занятости, ему обязаны предложить работу?
  3. Через какой промежуток времени граждане, которым отказано в признании безработным, имеют право на повторное обращение в центр занятости?

Для группы №1

Алгоритм выполнения задания:

1. Ознакомиться с текстом, на листе ватмана оформить ответ:

  • Написать название вида безработицы
  • Выписать определение безработицы.
  • Приклеить рисунок.

«Фрикционная безработица».

Фрикционная безработица – это безработица, связанная с добровольным переходом человека с одной работы на другую в целях поиска лучших условий труда.

Фрикционная безработица вызвана постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг.  Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ.

Фрикционная безработица связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность (1-3 месяца), т.к. связана с затратами времени на поиск новой работы.  И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить, не только невозможно, но и нецелесообразно.

В категорию фрикционных безработных попадают люди, которые или находятся в процессе перехода с одной работы на другую, или только что появились на рынке труда. Она включает молодежь, ищущую работу после окончания учёбы; женщин, которые вырастили детей и хотят вернуться на работу; уволенных в запас военнослужащих либо всех тех, кто уволился по собственному желанию в поисках более высокого заработка или более лучшей престижной работы с более благоприятными условиями труда или нового места жительства и пр.


Для группы №2.

Алгоритм выполнения задания:

1. Ознакомиться с текстом, на листе ватмана оформить ответ:

  • Написать название вида безработицы
  • Выписать определение безработицы.
  • Приклеить рисунок.

«Структурная безработица».

Структурная безработица – это безработица возникает из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда, например, на одну профессию есть спрос, на другую – нет.

Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий,

    Структурная безработица вызывается изменениями спроса на труд в отдельных отраслях и регионах под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства. Например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд на предприятиях по производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности.

Разные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать в других. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно, и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер и отличается большей продолжительностью (обычно более шести месяцев подряд) и характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население экономически отсталых  районов.

Государство должно проводить такие действия как: вести подготовку кадров для отраслей которые будут затребованы в ближайшем будущем; уже существующим работникам дать понимание о мобильности и выгоде передвижения рабочего места; предотвращать резкое исчезновение предприятий и отраслей.


Для группы №3.

Алгоритм выполнения задания:

1. Ознакомиться с текстом, на листе ватмана оформить ответ:

  • Написать название вида безработицы
  • Выписать определение безработицы.
  • Приклеить рисунок.

«Циклическая безработица».

Число безработных увеличивается в периоды экономических спадов производства, вызывающих циклическую безработицу.

Циклическая безработица – это безработица, которая возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом.

Вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.

Это вид безработицы, которому подвержены все отрасли экономики и который больше всех зависит от объективных причин.

Конкуренция часто приводит к банкротствам многочисленных единоличных предприятий.

Спад производства и депрессия приводят к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Для того чтобы сгладить ситуацию, вызванную экономическим спадом в обществе, государство должно использовать собственные резервы для субсидирования занятости населения.


Для группы №4

Алгоритм выполнения задания:

1. Ознакомиться с текстом, на листе ватмана оформить ответ:

  • Написать название вида безработицы
  • Выписать определение безработицы.
  • Приклеить рисунок.

СЕЗОННАЯ БЕЗРАБОТИЦА — возникает вследствие сезонных изменений спроса на труд. Спрос на некоторые профессии подвержен большим сезонным колебаниям, например, потребность в сборщиках картофеля, свеклы, моркови, работников убирающих снег в городе и так далее.

Они остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Наиболее характерным примером являются сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками.

Сезонная безработица знакома людям многих профессий, например всем, кто обслуживает отдыхающих на курортах. Такая незанятость, конечно, порождает определенные проблемы, но в ней нет ничего трагического: придет новый сезон, и с ним вернется работа. Более того, сезонно незанятые люди не вполне подходят под само определение безработного, так как часто не занимаются активным поиском постоянного места работы. Кому-то нравится такой образ жизни, у других нет нужной квалификации или желания ее получить и т.д.

Выдержки из Закона о занятости населения в Российской Федерации

от 19 апреля 1991 №1032-1

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно.

Тест по теме: «Безработица: причины, виды, последствия»

1 вариант

1. Безработные – это:

а) часть трудоспособного населения, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

б) часть неработающего населения, которая не зарегистрирована в органах службы занятости и не намерена искать работу;

2. Какие службы занимаются трудоустройством населения:

а) налоговая служба

б) центр занятости

в) рекламные агентства

3. Соотнесите виды безработицы (соедините линией)

а) Фрикционная        1. возникает из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда, например, на одну профессию есть спрос, а на другую нет

б) Структурная        2. связана с добровольным переходом человека с одной работы на другую в целях поиска лучших условий труда

в) Циклическая        3. возникает в определенное время года

г) Сезонная        4. возникает из-за несоответствия спроса на рабочую силу в период спада производства, в период эконом спада.

4. Безработица - это:

а) часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом занятых;

б) часть экономически активного, но неработающего населения, которая остается за вычетом лиц, не намеренных работать и потому не ищущих работы;

в) когда часть трудоспособного населения не занята в общественном производстве.

5. Соотнесите определения и их значение

а) добровольная безработица        1. объясняется объективными причинами

б) вынужденная безработица        2. зависит от самого человека

Тест по теме: «Безработица: причины, виды, последствия»

2 вариант

1. Безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 18 лет

б) не достигшие 14 лет

в) не достигшие 16 лет

2. Что из перечисленного не является последствием безработицы:

а) понижение уровня благосостояния  населения

б) рост преступлений

в) ухудшение экологии

3. Безработица, которая возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемым экономическим кризисом, имеет название:

а) фрикционная

б) циклическая

в) сезонная

г) структурная

4. Безработица, которая возникает из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда, например на одну профессию есть спрос, на другую – нет, имеет название:

а) фрикционная

б) циклическая

в) сезонная

г) структурная

5. Соотнесите определения и их значение (соедините линией)

а) добровольная безработица        1. объясняется объективными причинами

б) вынужденная безработица        2. зависит от самого человека


Критерий оценивания теста:

Тест оценивается по количеству верных ответов.

5 ответов верны – оценка «5»

4 ответа верны – оценка «4»

3 ответа верны – оценка «3»

Менее 3 ответов верны – оценка «2»

Ключ к тесту:

1 вариант

2 вариант

1. а

1. в

2. б

2. в

3.        а) – 2

        б) – 1

        в) – 4

        г) – 3

3. б

4. в

4. г

  1. а) – 2

        б) – 1

5.        а) – 2

        б) – 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию на тему: "Безработица, ее причины и последствия".

Вашему вниманию предлагается методический материал, а именно разработка конспекта по обществознанию для 1 курса колледжа на тему: "Безработица. Ее причины и последствия." Материал разработки предназна...

Разработка по менеджменту "Природа конфликта, причины и последствия"

Разработка урока включает в себя пояснительную записку с обоснованим использования технологии развития критического мышления,  технологическую карту урока и  содержание урока (лекционны...

КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему:"Смута и революции в России - причины и последствия"

КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему:"Смута и революции в России - причины и последствия"...

Агрессия, ее причины и последствия

Мне сегодня  хотелось бы поднять вопрос о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телев...