УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ Тема занятия: «Промышленный переворот, его причины и последствия».
план-конспект занятия

Макаренко Александр Сергеевич

Разработка занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_1_kurs_no12.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 12

по дисциплине История

по специальности ___________________________________

группа ____

Тема занятия: «Промышленный переворот, его причины и последствия».

Цели учебного занятия:

Учебная   - охарактеризовать предпосылки и последствия промышленной революции в Англии, выяснить особенности промышленной революции в других странах Европы;

Воспитательная – продолжить воспитание уважительного отношение к труду как источнику богатства общества, сочувствие к людям, борющимся за свои права.

Развивающая – развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы;

Вид занятия: Лекционное занятие

Тип занятия: Изучение нового материала

Внутридисциплинарные        связи        (указать        типы,        понятия): промышленное производство, модернизация, «кузница мира».

Методическое обеспечение занятия: (Учебник)

Учебное оборудование занятия: мультимедийный проектор, компьютер.

Опережающее задание студентам: нет

Литература:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Время (мин.)

Содержание деятельности

Методы и приёмы обучения

Формы и методы контроля

Вступительная часть:

Организационный момент

2

Приветствие студентов, проверка отсутствующих и готовности к занятию

Диалогический

Визуально

Актуализация знаний студентов.

3

Преподаватель выясняет  прочность знаний студентов полученных на предыдущих занятиях

Диалогический

Фронтальный

Проверка Д/З

3

Устный  опрос

Задание: охарактеризуйте  развитие международных отношений в новое время?

Репродуктивный

Устно

Основная часть:

Последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению

65-70

Лекция, конспект

В XVIII происходит переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства.

фабрика — промышленное предприятие, основанное на машинном производстве.

Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество.

Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получило в Великобритании. Здесь еще во второй половине XVII в. была провозглашена свобода промыслов, таким образом, складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции.

Капитал — это деньги или иная собственность, приносящие доход.

Возникает и промышленный пролетариат — люди, работающие на фабриках.

Во второй половине XIX в. в экономике передовых стран Европы происходили дальнейшие перемены. Они связаны с зарождением монополий.

Монополии — это крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления повышенных цен и извлечения повышенных прибылей.

Существовали монополии следующих типов: картель, синдикат, трест, концерн.

Картель — это объединение самостоятельных предприятий, основанное на временном соглашении между ними с целью установления контроля над сбытом определенного товара, повышения цен на этот товар и обеспечения монопольно высокой прибыли.

Синдикат представляет собой объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли, основанное на соглашении о совместном сбыте товаров.

Трест — это такая форма организации, когда объединяющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Высшей формой монополий являются концерны — объединения предприятий, банков и торговых фирм на основе общей финансовой зависимости от определенной группы капиталистов.

Во второй половине XIX в. возросла роль государства в управлении колониями, а войны содействовали получению страной-победительницей огромных военных контрибуций. Государственное вмешательство в экономическую жизнь заключалось также во введении фабричного законодательства (ограничение рабочего дня, страхование рабочих и т.д.).

Информационный

Фронтальный

Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок отдельным студентам за работу на протяжении всего  занятия.

10

Выставление  оценок, рефлексия

1. Какое влияние имел промышленный переворот на развитие европейских стран? 2.Что такое фабрика, модернизация, индустриальное общество?

3. Охарактеризуйте основные черты экономического развития ведущих стран Западной Европы в первой половине XIX в.

4. Какие перемены происходили в экономике развитых стран во второй половине XIX в.? Что такое монополии и почему они возникали? Чем отличались различные типы монополистических объединений?

5. Какова была роль государства в экономике ведущих стран в XIX в.?

Репродуктивный: беседа, обсуждение

Фронтальный, индивидуальный

Домашнее задание

2

ОИ-1 ч.2 Стр. 3-10

Информационный: разъяснение

Фронтальный

Лекционный материал:

  Начало промышленного переворота. В конце XVIII в. в промышленном производстве ряда стран Западной Европы, в которых пионером выступала Великобритания, начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства.

Этот переход называется промышленный переворот или промышленная революция.

Промышленный переворот имел важные последствия для жизни всего общества, но прежде всего перемены коснулись экономики. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретений в области механики. В текстильной промышленности широко использовались прялки «Дженни» (изобретение Дж.Харгвиса; 1765 г.), в 1779 г. Сэмюэл Кромптон усовершенствовал ткацкий процесс введением мюль-машин, позволявших получать более тонкую и прочную нить, чем раньше. В 1785 г. в Англии был запатентован первый механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, а спустя шестнадцать лет открылась первая механическая ткацкая фабрика — промышленное предприятие, основанное на машинном производстве.

Острая конкуренция предпринимателей требовала постоянного внедрения на производстве новейших достижений науки и техники.

В 1765 г. англичанин Джеймс Уатт построил свою паровую машину. Для работы паровых машин нужен был уголь, поэтому его добыча резко возросла. Увеличение потребности в металле привело к усовершенствованию металлургии.

В Англии с 40-х гг. XVIII в. стали использовать тигельную плавку для производства литой стали. Кричный передел чугуна был заменен более производительным пудлигованием. В 1856 г. англичанин Генри Бессемер нашел способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него излишнего кислорода и превращения его в сталь. Тогда же француз Пьер - Эмиль Мартен создал специальную печь для переработки чугуна в сталь путем окислительной плавки (мартеновский способ).

В Англии быстро росла протяженность железных дорог. В 1825 г. активно занимавшийся строительством паровозов Джордж Стефенсон провел первый пассажирский состав по маршруту Дарлингтон—Стоктон. В 1830 г. рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г. страна покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии, машиностроения, паровозо и вагоностроения.

Зарождение индустриального общества. Начавшаяся в Великобритании промышленная революция позже распространилась на другие страны Старого и Нового Света.

Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество.

Процесс модернизации не только сопровождался изменениями в экономике, но и менял мировоззрение людей.

B идеале индустриальное общество основано на идеях свободы, равенства и независимости: предприниматели не зависят от власти государства, покупатели и продавцы равны, каждый член общества свободен в своих действиях.

Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получило в Великобритании. Здесь еще во второй половине XVII в. была провозглашена свобода промыслов, таким образом, складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции.

Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т.е. сферы товарного обмена внутри страны; в покупке изделий промышленности нуждались все больше людей) в Англии сочеталось с бурным процессом, так называемого первоначального накопления капитала.

Капитал — это деньги или иная собственность, приносящие доход.

Возникает и промышленный пролетариат — люди, работающие на фабриках. Труд на фабриках был очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, а зарплата была низкой. Изобретение новых машин вело к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Оно выражалось в поломке машин и орудий труда (луддизм). По английским законам порча машин каралась смертью.

B первой половине XIX в. промышленный переворот в Великобритании завершился. Почти до конца XIX в. Англия оставалась «мастерской мира».

Экономическое развитие Великобритании и Франции в первой половине XIX в. Несмотря на успехи, английская экономика испытывала и немалые сложности. В XIX в. Великобритания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызванного непрерывными войнами с Францией. Введенная Наполеоном континентальная блокада, т. е. запрет государствам Европы осуществлять торговлю с Англией, резко подняла цены на продовольствие, что вызвало в стране «голодные бунты».

Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала блокаду, но породила новые проблемы. Из армии и флота были уволены до полумиллиона человек. Правительство сократило заказы промышленным предприятиям. В Британию стало поступать дешевое европейское зерно. Падение цен сеяло панику. В качестве регулирующей меры были приняты «хлебные законы», фактически запрещающие ввоз хлеба в страну. В результате цены на хлеб неимоверно выросли. И все же положительные результаты промышленного переворота перевешивали последствия неблагоприятных факторов.

Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. в целом шло успешно. За короткий период промышленность Франции выросла более чем на 50 %. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных Наполеоном стран, протекционистская политика и выгодные внешнеторговые сделки. Однако долгие войны, а затем и сокрушительное поражение Франции нанесли серьезный удар по ее экономике. Правда, от последствий неблагоприятных факторов удалось оправиться довольно быстро. В период реставрации Бурбонов (1815 —1830) процесс замены ручного труда машинным успешно продолжался. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на две трети. Быстро развивался ряд новых отраслей, прежде всего химическая промышленность.

Общие особенности экономического развития во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. в экономике передовых стран Европы происходили дальнейшие перемены. Они связаны с зарождением монополий.

Монополии — это крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления повышенных цен и извлечения повышенных прибылей.

Усиление роли монополий было вызвано прогрессом в технике, повлекшим за собой усложнение производственного процесса. Для осуществления последнего требовалось все больше капитала, так как все дороже становились машины и сырье. Поэтому предприниматели начали объединяться.

Ускорению этого объединения способствовали экономические кризисы, или кризисы перепроизводства. Механизм возникновения кризисов был таков: внедрение новой техники вело к сокращению работников; оказавшиеся без работы люди переставали покупать товары; а это, в свою очередь, вело к падению производства. Первый такой кризис произошел в Англии в 1825 г. Вскоре выяснилось, что кризисы назревают через примерно равное число лет. В 1858 г. разразился первый мировой экономический кризис. Во время кризисов многие предприятия закрывались, предприниматели разорялись, а объединению предпринимателей было проще преодолеть последствия кризисов.

Важнейшей стороной развития монополий стала новая роль банков в экономике. Промышленные компании налаживали с банками прочные связи для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита. Во второй половине XIX в. ускорился процесс сращивания производства и капитала. Существовали монополии следующих типов: картель, синдикат, трест, концерн.

Картель — это объединение самостоятельных предприятий, основанное на временном соглашении между ними с целью установления контроля над сбытом определенного товара, повышения цен на этот товар и обеспечения монопольно высокой прибыли.

Картель может предусматривать установление обязательных для всех участников объединения цен на товары, разграничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в них каждого участника.

Синдикат представляет собой объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли, основанное на соглашении о совместном сбыте товаров.

Синдикат создается с целью обеспечения монопольного господства на рынке, установления монопольных цен и получения наивысшей прибыли. Участники такого объединения подчиняют своему контролю мелкие предприятия и расширяют свое влияние на внутренних и внешних рынках.

Трест — это такая форма организации, когда объединяющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Владельцы вошедших в трест предприятий лишаются права непосредственно распоряжаться ими.

Высшей формой монополий являются концерны — объединения предприятий, банков и торговых фирм на основе общей финансовой зависимости от определенной группы капиталистов.

Нередко концерны объединялись в финансовые группы, или финансовые дома (например, дома Морганов, Рокфеллеров в США).

После мирового экономического кризиса 1873 г. процесс развития картелей ускорился, однако они быстро распадались. Тем не менее, к концу XIX столетия картели стали одной из основ европейской экономики. К началу XX в. число концернов и трестов в США увеличилось со 185 до 250.

Роль государства в экономике. В первой половине XIX в. государственное вмешательство в экономику резко сократилось. Банкиры, владельцы промышленных предприятий настойчиво отстаивали свободу предпринимательства. По их мнению, роль государства, помимо защиты внешних интересов, следовало ограничить созданием и поддержанием условий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (развитие путей сообщения, средств связи, обеспечение устойчивости денежного обращения и т.п.).

Однако во второй половине XIX в. возросла роль государства в управлении колониями, а войны содействовали получению страной-победительницей огромных военных контрибуций. Государственное вмешательство в экономическую жизнь заключалось также во введении фабричного законодательства (ограничение рабочего дня, страхование рабочих и т.д.).

Наиболее сильное влияние государства на экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была введена табачная монополия.

Д/З ОИ-1 ч.2 Стр. 3-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая карта открытого теоретического занятия № 80

Учебно-методическая карта открытого теоретического занятия № 80«Конструкция автомобилей»...

Учебно-методическая карта к практическому занятию по фармакологии

Заболевания эндокринной системы человека и обмена веществ в организме, в настоящее время, приобретают большие масштабы в процентном соотношении часто встречающихся патологий организма человека. Изучен...

Учебно-методическая карта к практическому занятию по контролю качества лекарственных средств

ЛС являются особой продукцией, которая может нанести вред здоровью человека при нарушении правил разработки, испытания, производства, хранения, реализации, применения. Поэтому требуется введение жестк...

Технологическая карта занятия Тема 8 Здоровая пища

Технологическая карта занятия Тема 8  Здоровая пища...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...

План занятия Тема занятия: «Приготовление полуфабрикатов из овощей простой формы нарезки»

План  занятияТема занятия: «Приготовление полуфабрикатов из овощей простой формы нарезки »...