Формирование установок толерантного сознания в образовательном процессе
статья

Курчатова Анна Сергеевна

Сегодня формирование толерантности занимает особое место в системе гражданского образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie.docx338.02 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 71

«Предметная среда внеурочной деятельности»

Программа «Формирование установок толерантного сознания в образовательном процессе» для студентов «Советского политехнического колледжа»

Выполнил:

Курчатова Анна Сергеевна

Преподаватель истории и обществознания

БУ «Советский политехнический колледж»

« Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста»

 Далай-Лама XIV

 

   Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.

   Изучение истории  и обществознания  дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у обучающихся. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории и обществознания. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих обучающимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Главная задача преподавателя — постоянно и целенаправленно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости и устойчивости, как способности человека реализовать свои личностные позиции; гибкости и компромисса, как способности с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

   Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национальных отношений стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения в обществе. В настоящее время наиболее актуальной является проблема воспитания толерантного сознания у подрастающего поколения.

   Эта тема заинтересовала меня нетерпимым  отношением к другим нациям наших студентов. Проведя  социологический опрос  среди обучающихся колледжа,  было выявлено, что из 100% (195  человек) опрошенных (Приложение 1)

  • 90% - русские
  • 6%-татары
  • 2% - украинцы
  • 2% - азербайджанцы

      Чтобы найти ответы на поставленные мною вопросы я изучила  государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы",  статью Писаревской М.А. о проблеме формирования толерантности у студенческой молодёжи.

 Цель:   формирование толерантного сознания обучающихся в условиях Советского политехнического колледжа на основе  деятельностного  подхода.  

 Задачи:

      1. изучение специальной литературы, Интернет-ресурсов по теме педагогического проекта;

2. поиск и реализация  наиболее эффективных  технологий, форм  и методов деятельностного подхода  для формирования норм толерантного сознания  обучающихся в условиях Советского политехнического колледжа;

3. проведение диагностики обучающихся колледжа с целью выявления уровня сформированности  толерантного сознания (Приложение 1);

4. создание  и реализация учебно-методического комплекса, направленного на формирование толерантного сознания;

5. популяризация культуры различных национальностей, проживающих на территории ХМАО-Югры через проведение внеклассных мероприятий.

Объект представляет собой процесс формирования уровня толерантного сознания обучающихся  колледжа в ходе изучения общественных  дисциплин, научно-исследовательской деятельности, внеклассной работы.
Предмет: педагогические технологии, формы и методы деятельностного подхода, при использовании которых  образование становится фактором формирования толерантного сознания у обучающихся Советского политехнического  колледжа.

Гипотеза: если определить наиболее эффективные формы и методы деятельностного подхода для формирования толерантного сознания и реализовать их в образовательном процессе,  то можно повысить  уровень толерантного сознания обучающихся Советского политехнического колледжа. 

Методы:
1. Теоретические: анализ  культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности.
2. Эмпирические: опытная работа; изучение и обобщение современного педагогического опыта; методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анкетирование обучающихся Советского политехнического колледжа).
3. Информационные: применение  цифровых образовательных ресурсов, Интернет  ресурсов, наглядных пособий.

Предполагаемые результаты:

  • повышение уровня толерантного сознания обучающихся Советского политехнического колледжа;
  • отсутствие конфликтов среди обучающихся колледжа на национальной почве;
  • разработка учебно-методического комплекса, направленного на повышение уровня толерантного сознания;
  • повышение процента обучающихся, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность.

Аналитическое обоснование  проблемы

   Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства.      Не случайно одним из первых документов, подписанных действующим Президентом России, была Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».
Она ориентирована на дальнейшее развитие В конце 2010 г. Правительством ХМАО была подписана  
Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2015 годы».

Цель программы - создание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Задачи программы:

  1. Воспитание толерантности через систему образования.
  2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде.
  3. Укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре через средства массовой информации.
  4. Содействие национально-культурному взаимодействию в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  7. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  8. Совершенствование механизма международного и межрегионального сотрудничества в формировании культуры мира и толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
     Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования.

 Эта тема актуальна особенно для нашего Ханты-Мансийского округа, где проживают  народы разных национальностей(Приложение 2) Только в нашем колледже обучаются  студенты таких национальностей как: русские, украинцы, татары, азербайджанцы, башкиры. Поэтому  необходимо формировать толерантное отношение к  людям разных национальностей, чтобы избежать межнациональных конфликтов и столкновений. Здесь на помощь приходят уроки истории, обществознания и внеклассная работа преподавателя.

  В настоящее время в системе образования происходят изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новых образовательных технологий, соответствующих новым тенденциям развития российского общества. В отечественной педагогике совершается переход от традиционной образовательной системы, предполагающей  репродуктивный тип деятельности, к личностно-ориентированной, предусматривающей активное восприятие учебной информации и жизненной реальности

В связи с этим важной чертой, характеризующей личностную сущность современного студента, становится толерантность, выступающая как способ неагрессивного взаимодействия с окружающей реальностью. Толерантность приобретается при наличии в сознании обучающегося целостной и полной современной гуманитарной картины мира, потребности личности в понимании, структурировании, ценностной осмысленности знания.
Данная тенденция повлияла и на предметы гуманитарного цикла. В истории произошло обновление практически всех курсов отечественной и всеобщей истории, больше внимания стало уделяться изучению социокультурных реалий, процессов интеграции мирового сообщества, способов нахождения компромиссного выхода из конфликтных ситуаций. При этом акцент делается на уникальность и неповторимость каждой отдельно взятой культуры при признании их различий.

Особую значимость формирование толерантной личности, способной к неконфликтному существованию с теми, кто отличается от ее собственной группы, приобретает у подростков. Это связано с тем, что подростковый возраст является основой  для складывания качественно новых характеристик. Так, к ним можно отнести формирование собственной Я-концепции, на основе идентификационных процессов, построение своей картины мира и определение своего места в ней через осознание общественно принятых образцов поведения, этнической идентичности, ценностных ориентации, выраженных в различных культурных символах.


Основой толерантного взаимодействия является диалог, так как диалогическое общение устанавливает взаимоотношения между его участниками и представляет собой определенную модель поведения индивида в жизненном пространстве. Моей задачей становится обучение студентов эффективным умениям и навыкам сотрудничества, в том числе с представителями нереферентной группы. Средством достижения указанной задачи выступают педагогические дискуссионные технологии, позволяющие средствами историко-обществоведческого образования формировать у обучающихся ряд качеств толерантности.

Концептуальные основы программы

  На современном этапе, в условиях экономического и политического  реформирования, судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и функционирования системы  гражданского воспитания. Особое место в системе гражданского воспитания занимает вопрос о формировании толерантности.

  Россия – как часть открытого мира сегодня находится  в стадии становления национального государства, национального самосознания, самоидентификации каждого гражданина  – «я – русский».  Остро звучит  вопрос о взаимоотношениях с другими народами, проживающими с нами по соседству или на территории нашего государства. Яркий пример – Ханты-Мансийский округ-Югра, который  переполнен  мигрантами из стран ближнего зарубежья.

Эти проблемы понятны государству и обществу. Они нашли своё отражение в национальной образовательной политике. Так,   стратегия инновационного развития Российской Федерации (на период до  2020 года),национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,  государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, ФГОС в   фундаментальном ядре  содержания общего образования,  четко определяют основную задачу образования – формирование у граждан толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.                                                                                                                                                                                                                                                                                          

В научной литературе «толерантность» рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

Толерантное сознание формируется в процессе установки обучающимся  на культурный выбор, утверждение возможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права на существование и развитие культуры других народов и этносов.
 

  Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:

- «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

- потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

- меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

- предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);

- знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

- ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

- защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)

Выделяется несколько уровней толерантности:

1. Цивилизационный - отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

2. Международный - условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

3. Этнический - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям , традициям, нравам, мнениям и идеям.

4. Социальный - партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;

5. Индивидуальный - уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.

Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями

Принципы воспитания толерантности:

Группа принципов

Название принципа

Сущность принципа

Правила

Общепедагогические

 

 

 

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей.

  • развитие интереса к проблеме толерантности;
  • развитие мотивации к самосовершенствованию  и формированию у себя толерантности;
  • четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;
  • постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;
  • ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толерантности на критерии и показатели развития данного качества

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят:  формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками),  степень эмоциональной чувствительности, подверженость влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) .При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать  и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о.  происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир. развить толерантность как  средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толерантности.

  • тщательное изучение особенностей личности воспитанника;
  • организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);
  • определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;
  • минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание  общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толерантности;
  • включать идеи толерантности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи ,  мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

  • опираться на положительный опты взаимодействия ребенка с миром;
  • учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);
  • отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;
  • использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

  • подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;
  • демонстрация последствий толерантности и интолератности;
  • поиск способов решения, сотрудничество и диалог;
  • возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

  • организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

  • выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;
  • создание ситуации успеха.

Частные

 

 

 

 

 

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толерантности.

  • изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;
  • опираться на возможности и уровень социальной среды;
  • интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

  • использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;
  • недопущение в общении нот морализаторства и назидания.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

  • соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности;
  • перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:

 

  • опора на позитивный опыт толерантного  взаимодействия;
  • создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;
  • использование демократического стиля педагогического руководства;
  • организация диалога и сотрудничества в коллективе;
  • организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

 

http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/new_pa2.gif

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания  толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

  • актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;
  • организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

  • побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

Личностно-ориентированный:

  • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;
  • индивидуальный подход

Деятельностный:

  • опора на активность, сознательность и самостоятельность;
  • ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого обучающегося;
  • обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
  • построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение обучающихся.

  Работа по формированию  толерантного сознания    осуществляется  в сочетании  различных форм  урочной и внеурочной  деятельности. Наиболее эффективными методами при формировании толерантного сознания являются: научно-исследовательская работа, проведение внеклассных мероприятий, технология музейной педагогики.

Описание сути проекта

   Особое место среди учебных дисциплин занимают «История» и  «Обществознание», так как  они  имеет огромные  возможности  для формирования толерантного сознания.

Данные дисциплины  дают возможность:

  • Признавать разнообразие позиций и мнений
  • Воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей
  •  Способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений
  • Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания
  • Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику

Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

К  средствам формирования толерантности можно отнести:

  • Конструирование  содержания образования на уроках  истории/обществознания (блоковое КТП, блочно-модульное обучение) 
  • Отбор методов и приёмов обучения на уроках истории/обществознания. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества (сочетание проблемного, исследовательского и проектного методов обучения)
  • Педагогическая поддержка обучающихся (карточки-инструкции, алгоритмы, тренинговые упражнения, памятка) .

  Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении ведется с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, надо подчеркнуть, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.
 При изучении темы «Образование государства Киевская Русь», говоря о призвании варягов, указывается  на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, Для формирования толерантного сознания можно использовать и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса.
Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений княжеской власти с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой.
Важное  значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы «Русь под властью Золотой Орды». Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, следует отметить, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Рассмотрение этого вопроса обычно вызывает бурную полемику среди обучающихся. Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов и конформизм, но в данном случае сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа.
Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит обучающихся  к формированию  толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.
Рассматривая процессы колонизации восточных окраин Руси в XVI—XVII вв., следует назвать отношения вновь пришедшего русского и местного населения толерантными. Их характер способствовало передаче друг другу навыков ведения хозяйства. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.

Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника  в основном акцентирует внимание обучающихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у обучающихся нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям.

На уроках обществознания можно наиболее активно использовать    методические приемы,       формирующие толерантное сознание обучающихся.

Эвристическая беседа, урок – диалог, дискуссия, деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, политкультурности, ненасилия.

Итак, возможные методические приемы:

1. Тренинги

Они способствуют развитию навыков социализации, коммуникативного общения, установлению диалога формированию толерантного отношения друг к другу.

  • В разделе Общение проводятся занятия- тренинги, с привлечением психологов по темам:

« Конфликты, и как их избегать», « Культура общения».

2. Общая дискуссия

Дискуссии являются хорошим приемом как для преподавателя, так и для обучающихся, который позволяет узнать, каково их отношение к вопросам, касающимся терпимости. Это очень важно,  потому что помимо знания фактов, обучающимся также необходимо уметь исследовать и анализировать эти вопросы самим. Дискуссии - это еще и возможность развить умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести другие навыки, важные для воспитания уважения к правам других у  людей.
  В  педагогической деятельности средством формирования толерантности  является  Метод проекта. В проектной деятельности я
моделирую ситуацию, которая дает возможность обучающемуся  проявить толерантность, с опорой на личный опыт в активной социальной и познавательной деятельности, за счет чего достигаются результаты обучения такие, как:

  •   овладение  обучающихся  различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)  и следование этическим, нравственным  нормам и правилам ведения диалога;
  • умение  выполнять познавательные и практические задания на основе идей толерантности, с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной среде;

Суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся  в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание обучающимся конкретных ситуаций, преодоления трудностей, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, то есть активное взаимодействие с социальной средой. А это невозможно без толерантного сознания.

  Информационные технологии можно использовать на всех типах уроков:  изучения новых знаний и формирования новых умений;  практического применения знаний, умений; обобщения и систематизации изученного;  контроля и коррекции знаний, умений;  комбинированные (смешанные); (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, НА. Сорокин, М.И. Махмутов).

 Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - преподавателю и студенту - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет преподавателю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске.

 Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Применение ИКТ позволяет реализовать  идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же  содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории и внеклассной работе предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в  библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки  учебников, дополнить и углубить их содержание.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность обучающихся

  Одна из новых педагогических технологий, которою я также использую  для формирования толерантного отношения это  -музейная педагогика.. Музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. Музейная педагогика – проведение экскурсий, уроков на базе музея, встреч с ветеранами. Центром формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся  в нашем колледже  является музей. Музей призван содействовать формированию у учащихся патриотизма, воспитанию познавательных интересов, коммуникативных навыков; содействовать развитию общественно- политической активности учащихся, овладению ими навыками поисково-исследовательской работ.

  С 2000 года наше учебное заведение носит имя Героя России Александра Бузина – выпускника колледжа. В ходе поисково-исследовательской работы – поездки в воинскую часть г. Новочеркасск в 2006г., общения с командующим составом, мамой А. Бузина, была создана экспозиция музея «По следам боевой славы  героя России Александра Бузина».

   В ходе исследования событий Афганской войны, где участвовали выпускники колледжа была проведена выставка и разработан курс экскурсий «Эхо Афганской войны». Музейная педагогика играет важную роль в повышении гражданственности и патриотизма учащихся.

  Беря во внимание многонациональность нашего округа, в колледже уделяется большое внимание формированию толерантности. На основе  проведенной исследовательской работы « Толерантность и интолерантность в молодежной среде как фактор национальных отношений», разработано и проведено  мероприятие «Диалог народов ХМАО-Югры».

  Сегодня интерес к событиям Великой Отечественной войны не только ослабевает, но и обостряется.    В последние годы в нашей стране и за рубежом появилось много новых, ранее неизвестных документов, публикаций и исследований о сражении на берегах Волги. В феврале 2018 года исполнилось 75 лет Сталинградской битве и этому событию была посвящена исследовательская работа  «Сталинградская битва в оценке  отечественных и зарубежных историков». Изучение вновь открываемых документов позволяет еще глубже осознать, какой дорогой ценой была оплачена советским народом победа в Великой Отечественной войне. Она, бесспорно, давалась неимоверно тяжелым трудом, стойкостью и самоотверженностью советского народа, миллионы представителей которого не щадили своей жизни для достижения конечной цели - победы над фашистскими захватчиками. Далеко не исчерпаны исследования вопросов, связанных как с освещением боевых действий германских Вооруженных сил, так и с раскрытием основных направлений политики военных властей противника на временно оккупированной территории, где разворачивалось Сталинградское сражение. Существует еще много неясностей в освещении положения и судеб немецких военнопленных, находившихся в 1943-1955 гг. на территории Сталинграда и области. Мало что известно и о деятельности коллаборационистов в период Сталинградской битвы. Заслуживает более глубокого рассмотрения положение мирного населения Сталинграда и области в дни сражений на берегах Волги, а также деятельность местных партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных органов в военное время.

Большую роль в воспитании у обучающихся чувства патриотизма и культуры  межнационального общения играет внеклассная  воспитательная работа.

Огромную помощь в работе  оказывают ресурсы Интернета и цифровые образовательные ресурсы. Они используются мною в качестве наглядных пособий, при проведении классных часов, виртуальных экскурсий, при проведении спецкурсов и кружков.                                                                 

 Классные часы  наиболее  полно помогают в воспитании  толерантности обучающихся «Планета Толерантность», эрудит-квест «Моя Родина - Югра».

  Именно  внеклассная работа и должна привести к такой  цели, как воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм насилия.

При воспитании  толерантности преподаватель должен:  воспитывать с любовью и во имя  любви; воспитывать в духе мира; вовлекать в процесс воспитания родителей и общественность; поощрять совместную деятельность; признавать значимость и способности каждого; формировать чувство справедливости; создавать свободную и демократическую атмосферу в группе; давать обучающимся возможность самостоятельно решать проблемы

Мероприятия по реализации программы

Этап

Мероприятия

     

 1.Исследовательский

(сентябрь 2016)

  • определить цели и задачи проекта;
  • изучить необходимую литературу по формированию толерантности;
  • сформулировать проблему

      2.Организационный

(октябрь-декабрь 2016)

Создание плана реализации проекта

  • разработать УМК уроков, направленных на формирование толерантного сознания студентов ;
  • подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта

         3.Практический

(январь2017-  декабрь  2018года)

Реализация УМК:

  • проведение уроков истории и обществознания, направленных на формирование толерантности;
  • разработка научно-исследовательских работ с обучающимися: "Сталинградская битва в оценках отечественных и зарубежных историков"; эрудит –квест Моя Родина Югра"
  • участие обучающихся  в научно-исследовательских конференциях на уровне района, округа ;
  • проведение диагностики студентов  на начало учебного года и в течение учебного года
  • мероприятия по внеклассной  работе:
  • классные часы по теме эрудит –квест «Моя Родина Югра»
  • Участие в историко-краеведческом семинаре г.Югорск «Многовековая Югра»
  • Написание исторического эссе «История и культура народов ХМАО»

 4.Аналитический

( январь-май 2019

  • анализ итогов реализации программы;

  • проведение коррекции затруднений в реализации программы

Приложение 1

Опросник «Индекс толерантности»

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15.

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов


Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.

УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СОВЕТСКОГО РОФЕСИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

вопрос

Варианты ответа

Число ответивших

% от числа ответивших

Как Вы относитесь к экстремизму

1. Не знаю, что такое экстремизм

183

45 %

2. Отрицательно

98

24 %

3. Равнодушно

83

21 %

4. Некоторые движения поддерживаю

19

5 %

5. Сам состою в движениях экстремисткой направленности

0

0

6. Затрудняюсь ответить

19

5 %

402

100 %

        Большинство опрошенных согласны с утверждением о том, что не важно, какой ты национальности, важно какой ты человек. Многие считают, что люди всех национальностей имеют равные права и обязанности, национальная принадлежность не имеет значения.

вопрос

Варианты ответа

Число ответивших

% от числа ответивших

Какое из следующих суждений более всего отражает Ваше мнение (отметить не более 2-х ответов)

1. Люди всех национальностей имеют равные права и возможности

98

24 %

2. Не важно, какой ты национальности, важно какой ты человек

176

44 %

3. Национальная принадлежность человека не имеет для меня значения

89

22 %

4. Отрицательные черты человека связаны с его национальностью

21

6 %

5. Приезжие мешают нам жить

12

3 %

6. Затрудняюсь ответить

6

1 %

402

100 %

вопрос

Варианты ответа

Число ответивших

% от числа ответивших

Как Вы относитесь к тому, что в России все чаще можно встретить работников из стран ближнего зарубежья

1. Положительно

32

8 %

2. Скорее положительно, чем отрицательно

48

11 %

3. Мне все равно

268

66 %

4. Скорее отрицательно, чем положительно

21

6 %

5. Отрицательно

12

3 %

6. Затрудняюсь ответить

21

6 %

402

100 %

 

Приложение 2

                                      ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ОКРУГ-ЮГРА

Русские – 66%                                               C:\Users\DNS1\Desktop\i.jpg

Украинцы -8,6%

Татары -7.51%

Башкиры-2,50%

Азербайджанцы-1.75%

Ханты-1.20%

Приложение 3

В Советском политехническом колледже обучаются студенты разных национальностей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В данной работе  раскрываются педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающего....

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Путь к толерантности - это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный путь, только на основе изменения себя, своего сознания, своих стереотипов. В деятельности педагога должен быть живой смысл, живое ...

статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения

Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью  которого является изучение целой темы или какого-то понятия   в  межпредметном  ...

Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. Научная работа Завалишиной В.

Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста. Научная работа Завалишиной В....

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несч...

Опытно-экспериментальная деятельность "«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения»

Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что  преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором,...

Технология формирования профессионального сознания студентов в процессе подготовки выпускной квалификационной работы

Технология формирования профессионального сознания студентов в процессе подготовки выпускной квалификационной работы...