статья Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения
статья на тему

Клочкова Ольга Андреевна

Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью  которого является изучение целой темы или какого-то понятия   в  межпредметном  контексте.  Знания становятся более осмысленными, обучающиеся  глубже вникают в изучаемый вопрос.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных и общих компетенций обучающихся посредством интеграции в образовательном процессе ИКТ и технологии интегрированного обучения

Клочкова О. А.

В условиях вхождения России в мировое образовательное пространство, основными приоритетами внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования становятся развитие системы его модернизации и повышение качества образования.

Еще несколько лет назад образовательный процесс ограничивался тем, что необходимую информацию обучающиеся  получали из лекций преподавателя, учебников, справочной литературы и т.д.

Но в условиях становления и развития современного информационного общества,  педагог должен вносить в учебный процесс все новые и новые методы подачи информации: за короткий промежуток времени научить обучающихся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации; организовать процесс обучения так, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работали на уроке, видели плоды своего труда и могли их оценить.

В связи с вышеизложенным,  были сформулированы следующие цели: повышение качества образовательного процесса посредством интеграции современных образовательных технологий на уроках профессионального цикла.

 Одним из необходимых условий модернизации системы образования  является интеграция в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Знание основ информатики, ее возможностей и перспектив развития становится актуальным практически для всех членов современного общества. Стремительный рост роли компьютерных систем как орудия интеллектуальной деятельности предъявляет качественно новые требования ко всему образовательному процессу.

Преимущества использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе велики. Перечислим некоторые из них: индивидуализация обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, рост объема выполненных на уроке заданий; применение  компьютерных тестов и диагностических комплексов; расширение информационных потоков при использовании Internet; повышение мотивации и познавательной активности обучающихся за счет разнообразия форм работы.

 Но, наряду с плюсами, существует вероятность того, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, преподаватель перейдет от развивающего обучения к только наглядно-иллюстративным методам.

Педагог должен помнить, что внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий только тогда будет эффективным, если их сочетать с  другими, не менее значимыми, личностно-ориентированными образовательными технологиями.

 В рамках  изучения  междисциплинарных курсов и учебных дисциплин по профессии «Повар, кондитер», целесообразно проводить уроки, применяя технологию интегрированного обучения.  

Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно, целью  которого является изучение целой темы или какого-то понятия   в  межпредметном  контексте.  Знания становятся более осмысленными, обучающиеся  глубже вникают в изучаемый вопрос.  

Данная образовательная технология предполагает использование различных типов уроков: урок усвоения новых знаний; урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений; урок контроля и проверки знаний и умений; контрольно-обобщающий.

Могут выбираться различные виды уроков: зачет, викторина, конкурс, творческий отчет, контрольная работа, защита творческого проекта и другие.                                                                                                                          

  Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности обучающихся. Они начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между дисциплинами и явлениями.

Но необходимо учитывать, что взаимосвязь нескольких учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной обучающимся.  

Поэтому структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимосвязанностью интегрируемых дисциплин на каждом этапе урока; большой информативной емкостью учебного материала, применяемого на уроке.  

Как правило, на интегрированных уроках, педагоги работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой учеников, помогает им.                      

Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет основой занятия. Согласно цели определяется содержание урока.   Преподаватели  заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядным и раздаточным материалом. Все виды деятельности на уроке должны строго соответствовать лимиту учебной нагрузки.                                  

В конце урока все обучающиеся должны самостоятельно осознать те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие.  На этапе закрепления педагоги должны это увидеть, поэтому упражнения этого момента урока должны быть наиболее яркими, конкретными, подходящими для индивидуальной работы.   К подготовке интегрированного урока можно привлекать и обучающихся, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, урок уже делается ролевым.

 Приведем пример урока, дидактической целью которого было применение  методики проведения интегрированного урока  посредством ИКТ.

Урок-зачет по теме «Приготовление мучных кондитерских изделий» объединил в себе одновременное обучение по    междисциплинарному  курсу МДК.08.01 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий и дисциплине  ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места.

Из дисциплины ОП.03 были вынесены на контроль вопросы по темам  «Техническое оснащение и организация рабочих мест в кондитерском цехе», «Учет сырья и готовой продукции».

Методическое сопровождение урока включало в себя: план-конспект, авторское электронное пособие; слайдовую презентацию с интерактивным  сценарием;  компьютерную программу Optivoote и вопросы для проведения открытого тестирования; листы-задания и таблицу самоконтроля с критериями оценивания каждого задания; натуральные образцы тортов для проведения органолептической оценки качества; вопросы для проведения рефлексии (в виде электронного голосования).

 Техническое оснащение урока включало в себя: автоматизированное рабочее место преподавателя, пульты для открытого голосования, калькуляторы.

Целью урока-зачета было  выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по следующим направлениям: классификация и характеристика тортов; основные операции приготовления и требования к качеству тортов; оборудование и инвентарь, используемые  для производства тортов, учет сырья и готовой продукции в кондитерском цехе.

Для проведения занятия был выбран тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.

 Урок  проводился с использованием элементов технологии сотрудничества:  работа в парах, оценивание собственной деятельности и партнера с помощью четких критериев, полученных от преподавателя. Данная форма само- и взаимоконтроля  создает ситуацию успеха каждому из обучающихся.    Усвоив методику самооценки, обучающиеся  определяют, соответствует ли результаты их учебных действий конечной цели. Это позволяет  формировать умения учиться,  оценивать свои знания и знания товарищей.

Межпредметная интеграция является привлекательной формой урока для обучающихся. Непривычный ход урока пробудил интерес и стимулировал их активность.  Обучающиеся проработали большой объём информации, закрепили свои знания и умения с помощью современных технических средств обучения.

Результаты рефлексии показали, что группа с зачетом справилась:  90% обучающихся выполнили задания на «хорошо» и «отлично», 10% на «удовлетворительно».

Данная форма урока заинтересовала обучающихся.  Посредством компьютерного голосования 90% присутствующих продемонстрировали удовлетворенность  уроком.

Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагогов. Это не только новый этап в их профессиональной деятельности, но и замечательная возможность выйти на новый уровень отношений с группой.    Интеграция дает возможность для самореализации и творчества педагогов, способствует раскрытию способностей  обучающихся.    

Интеграция в  учебном процессе информационно-коммуникационных технологий и технологии интегрированного обучения  позволяет нашим педагогам решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, способствует развитию не только профессиональных, но и общих компетенций. Будущие выпускники смогут легко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять  их на практике; критически мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, уметь работать сообща,  анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

Список используемой литературы.

  1. Киселев Г.М. и др. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник. – М.: Дашков и К°:, 2012
  2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2005.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление Итоговое практическое занятие по профессии «Повар» с элементами педагогической технологии - формирование профессиональных и общих компетенций. Тема урока: «Праздник русской кухни»

         Повар сегодня должен быть творческой личностью. В своей  работе я  использую метод проектов,  которые помогают решать задачи по активизаци...

Реализация на учебном занятии условий для формирования профессиональных и общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования.

Создание педагогических условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся среднего профессионального образования....

Презентация на тему «Кейс-технология как способ формирования профессиональных и общих компетенций по профессии «Парикмахер»

Презентация на тему «Кейс-технология как способ формирования профессиональных и общих компетенций по профессии «Парикмахер» Международной научно-практической интернет-конференция«Инновационные педагог...

Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...

Центр подготовки студентов к трудоустройству «Успешный старт» как средство формирования профессиональных и общих компетенций обучающихся

Реалии современного рынка труда таковы, что наличие образования уже не обеспечивает автоматически человеку профессиональную карьеру или просто получение работы. На сегодняшний день существует печальна...