Формирование эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы
статья

Литягина Ирина Викторовна

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать  на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._formirovanie_emotsionalnogo_intellekta.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоционального интеллекта

 на уроках литературы.

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.

Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную)

— это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,

- субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.

К выразительным формам эмоций относятся:

  • жесты (движения рук),
  • мимика (движения мышц лица),
  • пантомимика (движения всего тела),
  • эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
  • вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг  важен не только ваш ум и обширные познания, им так же  важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.

Наши чувства и эмоции влияют  на здоровье и личную жизнь, на успех в работе,  помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить.  Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека.  Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать  на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Основатели  модели «эмоционального интеллекта» Д. Майер и П. Сэловей выделяют четыре  её составляющие:

  1. Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.
  2. Использование эмоций в мыслительной деятельности.  Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
  3. Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.
  4. Управление эмоциями.  Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Смысл и значение развития эмоционального интеллекта - это выстраивание отношений в любых условиях  для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.   Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может  в жизни быть успешным человеком.

Но, ни в коем случае, нельзя  недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития.  Как  писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.  

Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир.  Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.  Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов  показывают:

  • У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
  • У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
  • У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.  

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Поэтому перед нами стоит цель

- Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из цели вытекают следующие основные задачи:

- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Глобальный гуманистический кризис, охвативший человечество, оказался особенно губителен для его самой незащищенной и неприспособленной части - детей. Проблемы экологии культуры, нравственности, души, детства актуализируются в современном сложном, динамичном и противоречивом мире. Напряженность социальной жизни, усложнение межличностных отношений, коренные социальные перемены, происходящие в обществе, психологическая эмансипация личности - все это вызвало смену приоритетов в сфере социальных ценностей, что привело, в свою очередь, к возникновению потребности в личностно-ориентированном образовании. В условиях такого глубокого социокультурного кризиса именно педагогическое образование как одна из важнейших сфер духовной жизни общества призвано смягчить ситуацию, помочь возрождению культуры, гуманизации общественной жизни, воспитания и обучения, где личность педагогаиграет ведущую роль. Абсолютной ценностью современного образования является человек, как "мера всех вещей". Такой подход предполагает координацию, единение и интеграцию образовательных сил в микросистеме каждого образовательного учреждения, каждой учебной дисциплины, каждой встречи педагога и студента.

В связи с этим в условиях гуманизации возрастает роль дисциплин гуманитарного цикла, где особое место принадлежит литературе. Она обеспечивает  восприятие высших нравственных категорий, дает возможность формировать эмоционально-творческое отношение к миру и мировоззренческие основы личности будущего специалиста. Литература как одно из важнейших средств культуры сосредотачивает внимание прежде всего на человеке, его общественной и духовной жизни, ставит и решает кардинальные вопросы бытия: что есть добро и зло, в чем смысл жизни, что делает человека счастливым. Постижение студентами глубины изображаемых писателем событий, характеров героев, их судеб, мыслей, чувств, стремление разобраться в них и дать им свою оценку; выявление идеалов писателя и определение своего отношения к этим идеалам способствует тому, что запечатленный в литературе нравственно-эстетический опыт человечества соотносится со своим личным. Связь литературы с жизнью заключается не в морализированности и сведении многомерного искусства к плоским назиданиям, а в способности видеть через литературное произведение серьезные проблемы жизни человека, общества, мира, думать о них, откликаться на них. Иначе нет ни смысла, ни радости знать, как жили и что написали М. Булгаков, А. Ахматова, М. Цветаева, Г. Троепольский, если это знание не помогает жить самим, если их творчество не дает той смысложизненной информации, которую никаким иным путем, кроме чтения художественной литературы получить нельзя. Поэтому полноценное восприятие литературного произведения в контексте духовной культуры человечества позволяет подготовить студента  к дальнейшему самостоятельному общению с искусством слова, способности ориентироваться и строить отношения с людьми, овладевать способами личностного взаимодействия и взаимовлияния.

Педагоги и психологи указывают на то, что литературное искусство является фактором духовно-нравственного становления личности.

Педагоги-словесники считают литературу незаменимым и главным источником нравственного  воспитания.

         Восприятие литературного произведения в контексте духовной культуры человечества позволяет подготовить будущего специалиста к дальнейшему самостоятельному общению с искусством слова, развить способности ориентироваться в жизни и строить отношения с людьми, овладеть способами личностного взаимодействия и взаимовлияния.

К сожалению, в современной образовательной ситуации сложилась тенденция преподавать литературу в отрыве от эмоционально-личностных проблем самих студентов. Рационализация духовной жизни современного человека приводит к односторонности его развития, в котором преобладает крен в сторону интеллектуализма, а эмоциональная бедность не может не обернуться нравственной глухотой. В 20-30 гг. XX в. понятие добра, красоты, истины казались чересчур абстрактными, оторванными от практической, повседневной работы. Сегодня же духовный кризис, агрессивность, окаменелость совести, дефицит любви и милосердия - следствие социальной беды.

В наше время, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, живущего, по сути, в плену ложных ценностей ("Не плоть, а дух растлился в наши дни" Ф. Тютчев), - сегодня, как никогда, важно обратиться к эмоционально-ценностному потенциалу литературы и с помощью великих художников слова, гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы: силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его эмоционально-личностное отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Доклад на методобъединение "Формирование личностных качеств и нравственных ориентиров обучающихся на уроках русского языка и литературы."

Тема доклада актуальна в современных условиях, прелставлен личный опыт преподавания русского языка и литературы...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

«Формирование общих компетенций обучающихся СПО на уроках русского языка и литературы в контексте будущей профессии»

Актуальность преподавания русского языка и литературы с профессиональной направленностью обусловлена тем, что эти предметы в системе СПО являются не только объектом усвоения, но и средством развития п...