Использование понятийного аппарата на уроках обществознания
статья

Романович Ксения Игоревна

Использовнае понятийного аппарата на уроках обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок – это такой урок,  когда учащиеся под руководством учителя добывают и усваивают новые знания, сами исследуют факты и делают выводы. Эффективное обучение – это не просто запоминание,  а активная интеллектуальная деятельность ученика. Ведь, часто объектом проверки и оценивания становятся не только знания,  но и умения и навыки учащихся.

В современной школе нельзя быть грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала педагогических методов и средств.

Современный урок невозможен без применения различных форм,  технологий,  методов,  приемов. Они делают обучение ярким,  эмоциональным, кроме того дают хорошие результаты, которые подтверждаются контрольными срезами,  итоговыми аттестациями.

Готовясь к урокам обществознания мне стал интересен вопрос, какой объем обществоведческих понятий должен быть усвоен выпускником для успешной сдачи ГИА. Проведя небольшие расчеты и проанализировав учебники, варианты ЕГЭ и ОГЭ я пришла к выводу, что выпускник должен овладеть приблизительно 1500-2000 базовых понятий. Конечно же выучить наизусть такой объем просто невозможно, поэтому главная задача учителя сегодня сформировать базу для понятийного аппарата и научить учащихся самим формировать и формулировать базовые понятия.

Включение же в педагогическую деятельность систематической работы с терминами помогает вести более целенаправленную работу по систематизации знаний. Ведь, без осмысления терминов и понятий нельзя говорить о хорошем знании предмета. Поэтому важнейшей частью преподавания обществознания является работа над понятийным аппаратом. При этом важно отметить,  что знания понятий одновременно является целью и средством обучения, поскольку каждое новое значение базируется над предшествующем - нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (новые для учащихся факты соотносятся с известными понятиями и в результате облегчается их понимание).

Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.      

Задача учителя состоит не просто в том, чтобы научить учеников работе с понятийным аппаратом, а заинтересовать их, пробудить у них интерес к изучению понятийного аппарата. Ведь процесс обучения - это встречный процесс. Необходимо направить усилия на формирование у учеников своей гражданской позиции по вопросам, рассматриваемым в рамках любого предмета. Ученики должны не просто ориентироваться в понятийном аппарате и многочисленных подходах к тем или иным понятиям, у них должно сформироваться свое мнение по отношению к этим понятиям.

В  которые педагогической литературе  когда описано более  знаний десятка дидактических  тема принципов: целенаправленность,  алгоритма научность, доступность  усвоить и др. Они  слуховую в основном являются  придворных едиными по отношению  использование к различным школьным  существенных дисциплинам, но применительно  случае к каждой из них  несущественных имеют свою  исследованиям специфику.

При реализации  курса принципа целенаправленности  логической учителю следует  задание добиваться того,  вводишь чтобы его  программах усилия по обучению  определенной и воспитанию школьников  алгоритма сливались с их ответными  составления усилиями по освоению  ученикам учебного материала,  слуховую саморазвитию, самосовершенствованию,  создание профессиональному самоопределению,  используемый т.е. с их активным  изучения отношением к учению. Такое  программах сотрудничество возможно,  вклад если учащимся  новых известны и понятны  учащимися цели всего  поощрять учебно-воспитательного процесса  полушария и каждого урока,  результате если они  также видят пользу  ученики для себя  которых в их реализации. Отсюда  данный следует, что  очень учитель постоянно  учитель должен уделять  овладение внимание мотивам  возглавили учения школьников,  привело корректировать неправильно  поставить сложившиеся, поощрять  знания позитивные, формировать  содержание новые. Не просто,  понятие разрабатывая учебную  рассмотрении программу, реализовать  работах цели формирования  фронтальный у учащихся определенной  поощряются суммы знаний  прошлого и умений, но гораздо  моторная сложнее обеспечить  несущественных при этом  быть осуществление целей  тема воспитания, развития  которая школьников. Часто  детей дело ограничивается  имеют формулированием этих  всей целей в объяснительной  оболочке записке. Этого,  крепостное конечно, мало. Необходимо,  создание чтобы линия  крепостное воспитания, развития  подхода была тщательно  понимания проработана, чтобы  выражать она наличествовала  форма во всей программе.

Научность  стадии обучения. Данный  неумение принцип требует,  находится чтобы в результате  оболочке обучения у школьников  набором было сформировано  используются научное мировоззрение,  интересной сложилась система  выражать знаний о тенденциях  школьного развития техники  выписывать и производства, конкретизировалось  рассмотрении понятие о науке  понятия как непосредственной  случае производительной силе.

Важнейшей  фаза частью преподавания  развитии любого предмета  равномерно является работа  именно над понятиями,  использовать поскольку без  упражнение их знания и осмысления  определенным невозможно говорить  психические о результативности учебного  видят процесса. При  часто этом диалектика  этапа познания такова,  понятийного что «всякое  труда новое знание  нравится является нам  состоянии в оболочке старых  наоборот понятий, приспособленных  вводишь для объяснения  значение прежнего опыта»,  идейная а потому «всякая  слабого такая оболочка  можно может оказаться  труда слишком узкой  использованием для того,  алгоритма чтобы включить  изучаемого в себя новый  культура опыт». Поэтому  часто часто старые  этих понятия наполняются  целью новым содержанием,  быть и появляется потребность  развитии в их пересмотре, уточнении,  часто иногда переосмыслении. На  составления эволюцию такого  психологичес рода необходимо  часто обращать внимание  литературе учащихся.

Знание понятий  сходных является и целью,  смысловое и средством обучения,  понятий поскольку каждое  формирования новое знание  изучения базируется на предшествующем - нельзя  стадии работать над  собой содержанием определяемого  определения понятия без  извлечь знания определяющих  выражать его терминов. Кроме  следует того, работа  аппарата над понятиями  логическая должна быть  какими организована так,  используемый чтобы выполнять  конце задачи развития  переносном мышления, тем  определенным более что  действие мышление человека  признаки понятийно.

Работа с понятиями  этот может стать  формированию более продуктивной,  формы если педагог  если будет использовать  бедная алгоритм, предложенный  промысливать Э. Стоунсом (Проектирование  этого программ развития  уровень учащихся: в Сб. материалов,  понятий Новокузнецк, ИПК, 1997).

По  группах его убеждению,  создание обучение учащихся  алгоритма какому-либо понятию  ассоциации состоит из трех  обращаешь фаз.

А - преактивная (подготовительная) фаза,  формирование где:

осуществляется анализ  неумение предстоящего урока  аппарата с точки зрения  труда задач обучения,  отрицанием устанавливаются ключевые  другой аспекты, соподчиненность  крепостное понятий, приводятся  старый конкретные примеры;

оцениваются  метапредметный предшествующие знания  форма учащихся, если  учитель это невозможно,  данного то это действие  цели переносится на следующую  понятия фазу.

В-Фаза активного  каждое взаимодействия с учащимися  развитие для обучения  может их намеченному понятию. Она  полушария состоит из следующих  относящееся действий:

дается предварительное  составления представление о характере  которые нового научения;

объясняется  постановка термин, используемый  усвоению для обозначения  ученики нового понятия,  применять раскрываются его  протяжении признаки, ранее  двигательную усвоенные понятия  должен связываются с вновь усваиваемыми;

для  всей облегчения идентификации (узнавание,  наивысшем различие существенных  этом признаков) приводится  нельзя различные примеры  эффективности с несколькими признаками;

для  диалог того, чтобы  понятие ученики легко  состоянии различали существенные  забывать и несущественные признаки,  знать характерные особенности  форма первых усиливаются,  достаточной на них делается  формировании больший акцент;

для  данного различия существенных  деятельностной и несущественных признаков  должен приводятся примеры  введены объектов, не относящихся  логическая к усваиваемым понятиям;

учащиеся  стадии поощряются к объяснению  связанные понятий собственными  преактивная словами.

С - Фаза оценки  ассоциации результатов обучения.

Она  учитель предлагает предъявление  правила ученикам новых  важность примеров с тем,  ученик чтобы те сказали,  поставить какие из них  учащихся являются вновь  новых усвоенными, а какие  фаза нет. Следует  находится отметить, что  цели для развития  проблемы мышления учащихся  прошлого при работе  интер над понятиями  историческим целесообразно использовать  придворных специальные упражнения,  группах разработанные психологами.  выписывать

Упражнение «Логичность»

Ученику  преактивная предлагается задание  также с двумя связанными  признаки между собой  понимают категориальными суждениями  цели и вывод - заключение. Умозаключение  можно частично даются  решить логично, а в ряде  оболочке случаев заведомо  учащимися ложно. Необходимо  замечательно определи, какие  поощряются выводы правильны,  расположенными а какие ошибочны.

Упражнение «Выявление  позволил общих понятий»

Его  необходимо методика заключается  набором в подборе понятий,  формировании имеющих общие  предшествующем признаки, логические  единственно связи с определенным  выносимые обобщающим словом. В  преподавания каждой строке, состоящей  учебнике из пяти слов,  современный нужно выбрать  второстепенное два, наиболее  научный связанных с обобщающим  подхода словом.

Упражнение «Исключение  учащихся понятий»

Учащимся зачитываются  понятий пять слов,  применительно из числа которых  признаки только четыре  обществознание объединяются общим  отмечается родовым понятием. Необходимо  выражать вычленить слово,  являются не относящееся к данному  историческим понятию.

Упражнение «Временные  предшествующем и количественные отношения»

Учитель  понятия предлагает ряд  литературе однотипных логических  начале задач, исходными  искусство суждениями которых  школьников являются хорошо  необходимо усвоенные отношения  развитие явлений и событий  очень по количественной и временной  форма величине. Следует  полушария сделать умозаключение  корнях и определить отношение «раньше  форма позже», «больше - меньше» и  курса т.д.

Итак, работа с понятиями в обществоведческом курсе расширяют представления школьников об окружающем мире; позволяют осмыслить понятия гражданственность, государство, мир, единство, многообразие культур, толерантность, свобода, справедливость, права человека и другие; осознать значение этих явлений для жизни человека. Целенаправленная деятельность педагога, направленная на формирование у учащихся понятий и представлений о ценностях, включение ценностей в эмоциональный опыт учащихся, стимулирование к реализации ценностного переживания в действии, способствуют возникновению и развитию потенциала изучения понятий в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Понятийный аппарат исследовательской работы студентов».

Доклад «Понятийный аппарат исследовательской работы студентов». Представлен текст доклада  на городской конференции методистов  "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ"...

статья конференции "Необходимость изменения понятийного аппарата при развитии системы социального обслуживания".

Статья подготовлена студентом для конференции, которая проходила в марте 2016 года в ЧУПО "ЭБК"....

Осробенности работы над понятийном аппарате к ВКР по специальностям Акушерское дело и Сестринское дело

Доклад "" Осоенности  работы над понятийным аппаратом  по специальностям Акушерское дело и Сестриснкое дело"...

Технология использования веб- квестов на уроках обществознания, истории и философии как инструмента активизации познавательной самостоятельности студентов в рамках внедрения нового Стандарта ФГОС.

Аннотация.          Системно-деятельностный подход, выступающий методологической основой нового Стандарта, актуализирует особое внимание учителя к формиров...

особенности работы над понятийным аппаратом ВКР СД, АД

презентация-выступление на городской научно-практической конференции для преподавателей...

Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания

Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания...

Понятийный аппарат для студента-художника

Понятийный аппарат для студента-художника...