статья конференции "Необходимость изменения понятийного аппарата при развитии системы социального обслуживания".
творческая работа учащихся на тему

Статья подготовлена студентом для конференции, которая проходила в марте 2016 года в ЧУПО "ЭБК".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономический бизнес колледж

Студент: Чепиль И.С. Ю-14

Руководитель: Самсонов Е.А.

Необходимость изменения понятийного аппарата при развитии системы социального обслуживания.

Статья конференции

В октябре 2010 года, выступая на заседании президиума Госсовета о социальной политике в отношении пожилых граждан, президент Дмитрий Медведев выдвинул инициативу изменения социальной политики, направив действия власти на обобщение и распространение лучших региональных практик. Такие изменения должны были затронуть интересы не только пожилых граждан, но и всего населения России.

При разработке нового закона, направленного на изменение социальной политики, его авторы исходили из предпосылок, что:

  • социальным обслуживанием в России ежегодно охватывается более 34 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества;
  • существуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг, а также сохраняющаяся в субъектах РФ на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях и другое.[1];

Новый закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят в декабре 2013 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. Этот закон отменил действие большой части нормативно-правовых актов, которые регулировали социальное обслуживание граждан до 2015 года. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Основной задачей нового закона стало развитие системы социального обслуживания граждан, повышение качества и эффективности предоставляемых услуг. Закон определил правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Новый закон изменил содержание ранее использующихся терминов в социальной политике, и ввел новые определения для предмета права социального обеспечения.

Применяемый ранее на практике в системе права социального обеспечения понятийный аппарат был определен статьей 3 Федерального закона 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и статьей 1 Федерального закона 1995 года «О социальном обслуживании пожилых и инвалидов в Российской Федерации». Необходимость изменения понятийного аппарата возникла в целях конкретизации содержания ряда основных понятий с целью их единообразного толкования и практического использования.

Следует оговориться, что сегодня в системе права социального обеспечения действует несколько редакций терминов и определений. Первая и основная редакция терминов и определений сохраняется за введенным в январе 2015 года новым Федеральным законом. Вторая редакция содержится в национальном стандарте изданном на основании Приказа Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 532 как РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения».

Нами разработана Система терминов и понятий нормативно-правовых актов в области права социального обеспечения, где указаны общие термины, сохраняющие свое значение для разных редакций законов.

Таблица 1

Система терминов и понятий нормативно-правовых актов в области права социального обеспечения

Система терминов и понятий нормативно-правовых актов в области Права социального обеспечения

Прошлые редакции

Действующие редакции

Федеральный закон 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Федеральный закон 1995 года «О социальном обслуживании пожилых и инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения».

  • социальные услуги*
  • клиент социальной службы
  • социальные службы

  • социальная услуга
  • получатель социальных услуг
  • поставщик социальных услуг

  • социальная услуга
  • клиент социальной службы
  • социальная служба

  • трудная жизненная ситуация**

  • трудная жизненная ситуация

  • социальное обслуживание граждан***
  • стандарт социальной услуги

  • социальное обслуживание
  • государственный стандарт социального обслуживания

  • профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании

Общие термины*

Общие термины прошлой редакции и национального стандарта**

Общие термины нового закона и национального стандарта***

Понятие «социальная услуга» понимается как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Таким образом, понятие «социальное обслуживание», приведенное в новом Федеральном законе  через дефиницию «социальные услуги», во многом аналогично ранее приведенному в Федеральном законе 1995 г. «Об основах социального обслуживания определения».

Получателем социальных услуг может быть только гражданин, т.е. физическое лицо или любой человек (физическое лицо), который отвечает критериям, указанным в новом законе.

При этом для определения отнесения лица к категории «получатель социальных услуг» законодатель приводит несколько критериев:

  1. по гражданству.
  2. по статусу.

Среди критериев отнесения к «клиенту» выделялось такое условие, как «нахождение в трудной жизненной ситуации». Однако нахождение в трудной жизненной ситуации еще не влечет за собой автоматическую нуждаемость в предоставлении социальной услуги. Дело в том, что, помимо нахождения в такой ситуации, должны быть и иные условия, отягчающие эту ситуацию.

Лицам, указанным выше, предоставляются социальные услуги - последний критерий отнесения гражданина к «получателям социальных услуг».

В новом законе вводится понятие «поставщик социальной услуги» в связи с рядом изменений в принципах и порядке предоставления социального обслуживания. Поставщиками социальных услуг могут являться только определенные лица, а именно:

1) физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

2) юридические лица.

Понятие стандарта социальной услуги в российском законодательстве не ново, но его легальное определение впервые введено в соответствующую статью Закона. Оказание социальных услуг должно ориентироваться на критерии, которые определяли бы сущность таких услуг. Такими критериями и являются стандарты.

Стандарты - требования, оформленные в соответствующих нормативных правовых актах. Законодатель в новом законе определяет, что такие требования должны быть разработаны по отношению к:

- объему социальных услуг;

- периодичности услуг;

- качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги.

Стандарты социальных услуг разрабатывались до принятия нового закона.

Одним из принципов социального обслуживания в соответствии со статьей 4 нового закона является сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Названный принцип выходит далеко за рамки только социального обслуживания в узком смысле и должен являться вектором государственной социальной политики.

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании (далее - социальная профилактика), является вариантом воплощения указанного принципа на практике и выступает в качестве одной из мер социальной защиты. Порядок осуществления социальной профилактики определен в статье 29 нового закона.

Социальную профилактику проводят как соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, так и поставщики социальных услуг.


[1] А.Н. БОРИСОВ. Комментарий к Федеральному закону  от 28.12. 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Постатейный) По состоянию на 19 мая 2014 года.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лекции Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов.

Презентация к лекции Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов....

Доклад «Понятийный аппарат исследовательской работы студентов».

Доклад «Понятийный аппарат исследовательской работы студентов». Представлен текст доклада  на городской конференции методистов  "ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ"...

Осробенности работы над понятийном аппарате к ВКР по специальностям Акушерское дело и Сестринское дело

Доклад "" Осоенности  работы над понятийным аппаратом  по специальностям Акушерское дело и Сестриснкое дело"...

Использование понятийного аппарата на уроках обществознания

Использовнае понятийного аппарата на уроках обществознания...

особенности работы над понятийным аппаратом ВКР СД, АД

презентация-выступление на городской научно-практической конференции для преподавателей...

Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания

Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания...

Понятийный аппарат для студента-художника

Понятийный аппарат для студента-художника...