Презентация на тему: "Обоснование выбранным методам психических исследований"
консультация

Тесленко Арина Васильевна

Презентация на тему: "Обоснование выбранным методам психических исследований"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teslenko_arina1.pptx652.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Обоснование выбранным методам психических исследований» *Требования, предъявляемые к подготовке и проведению в оценки результатов психологического исследования. *Защита научных проектов по актуальным психолого – педагогическим проблемам современного образования. Выполнила: Студентка группы 4ДВ-9 Тесленко Арина

Слайд 2

Требования, предъявляемые к подготовке и проведению в оценки результатов психологического исследования. Планирование исследования – включает подбор и апробацию методов и методик, учет факторов, которые могут повлиять на результат исследования. Планирование – это составление логической и хронологической схем исследования, выбор испытуемых, определение их количества и необходимого числа измерений, определение способа обработки полученных данных и описания всего исследования. Место проведения исследования . Должна быть обеспечена изоляция от внешних помех, определенный комфорт и непринужденная рабочая обстановка. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной. Поведение исследователя . Ведение протокола исследования . Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования данных.

Слайд 3

Наблюдение Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения .

Слайд 4

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами: целенаправленностью; наблюдатель должен отчётливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчётливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтённым; систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного; планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях; аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы; регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений; оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих чёткому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

Слайд 5

Перейдем теперь к описанию этапов научного наблюдения. Традиционно выделяют следующие этапы: 1. Определение цели наблюдения. 2. Выбор объекта исследований (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению?) 3. Уточнение предмета исследования (какие стороны поведения раскрывают содержание изучаемых психических феноменов?) 4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчетливо?) 5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации. 6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений. 7. Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи?). 8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения. 9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий предыдущих этапов и выявления организационных недоработок. 10. Исправление программы наблюдения. 11. Этап проведения наблюдения. 12. Обработка и интерпретация полученной информации.

Слайд 6

Обычно выделяют 3 разновидности процедур регистрации результатов. А именно: 1. Использование признаковых (знаковых) систем . При этом заранее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них проявились и насколько часто в период наблюдения. Каждый признак должен быть сформулирован однозначно для понимания разными людьми и не требовать дополнительных разъяснений. 2. Применение системы категорий . Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлять в нее что-либо новое в процессе наблюдений нельзя. Дело в том, что совокупность категорий составляется на определенной научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретические возможные проявления изучаемого процесса. 3. Шкала рейтинга , (от англ. «оценка», «порядок», «классификация»). При таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.

Слайд 7

Результаты наблюдения должны быть обязательно подкреплены данными, полученными с помощью других методов психолого-педагогического исследования.

Слайд 8

ЭКСПЕРИМЕНТ Психолого-педагогический эксперимент – комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности, обоснованной в начале исследования гипотезы. Он позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями, т. е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса» (Ю. К. Бабанский).

Слайд 9

Для эксперимента характерны: 1. Активная позиция самого исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы. 2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать

Слайд 10

ГИПОТЕЗА - так называют научное положение, которое надо проверить. В науке выделяют 3 разновидности гипотез: 1) о наличии феноменов; 2) о наличии связи между феноменами; 3) о существовании причинно-следственной связи между феноменами.

Слайд 11

Эксперимент Экспериментальная группа Контрольная группа В работу первой из них вводится независимая переменная, а в работу другой – не вводится. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, а сами группы похожи по своему составу, то можно доказать, что гипотеза является истинной или ложной.

Слайд 12

Кратко опишем содержание основных этапов экспериментального исследования. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП 4. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Слайд 13

Перед проведением эксперимента необходимо: 1. Довести до сведения руководителей, какого рода исследование будет проведено, какое воздействие будет оказано на учащихся, студентов и т. д. 2. Познакомиться с составом группы, выявить учащихся с нервно-психическими отклонениями. 3. Договориться о помощнике из состава подразделения, который будет помогать в дни обследования. 4. Предварительно встретиться с группой, объяснить цели исследования, ответить на вопросы, попросить подготовить необходимое для исследования (ручки, очки и прочее). 5. Иметь точный список лиц (по алфавиту), которые будут участвовать в эксперименте.

Слайд 14

Планирование и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования Этапы исследования 1. Определение целей исследования. 2. Установление объекта изучения. 3. Изучение известного об объекте. 4. Постановка проблемы. 5. Определение предмета исследования. 6. Выдвижение гипотезы. 7. Построение плана исследования. 8. Осуществление намеченного плана, корректируемого по ходу исследования. 9. Проверка гипотезы. 10. Определение значения найденного решения проблемы для понимания объекта в целом. 11.Определение сферы применения найденного решения.

Слайд 15

Определяя необходимую длительность эксперимента, следует иметь в виду, что слишком краткий его срок приводит к необъективным научным рекомендациям, к увеличению роли и значения отдельных педагогических факторов. Слишком длительный срок отвлекает исследователя от решения других задач, повышает трудоемкость работы. Поэтому в каждом исследовании следует специально доказывать минимально необходимую продолжительность эксперимента.

Слайд 16

Актуально психолого – педагогические проблемам современного образования. По признанию специалистов всего мира, дошкольное детство является периодом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств личности, необходимых в течение всей последующей жизни. Важно помнить, что формируются не только отдельные качества и свойства детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые определяют будущее ребенка, его готовность к достижениям на каждом новом этапе развития.

Слайд 17

Исследования, проведенные ЮНИСЕФ определили группы детей, имеющие ограничения в доступе к качественному образованию в Казахстане: 1. Дети с ограниченными возможностями в развитии; 2. Дети из бедных семей; 3. Дети из отдаленной сельской местности, со слабо развитой инфраструктурой; 4. Дети из неблагополучных семей, где присутствует моральная деградация родителей; 5. Девиантные дети; 6. Дети из неполных семей; 7. Дети из семей мигрантов, беженцев.

Слайд 18

Наших воспитателей обучают методике, которая очень хорошо работает в группе 25-30 детей и в специально организованном обучении, но совершенно неприменима для малой группы и не подразумевает индивидуализации образования, основанном на взаимодействиии .

Слайд 19

Обсуждение качества никогда не прекращается. Однако, что именно составляет высокое качество в образовании, является сложным и многогранным вопросом, включающим структурные условия (например, размер группы детей, соотношение взрослых и детей и т.д.), а также процессуальные факторы (например, чуткость взрослого, качество взаимодействий и учебной программы и т.д.), т.е. образовательный процесс.

Слайд 20

Проблема формирования содержания образования в той или иной степени была актуальной во все исторические эпохи. В данный переходный этап нашему поколению отведена ответственная миссия создания основ нового образовательного пространства. Претерпевая, сложный этап становления, система дошкольного образования РК, как и во всех государствах СНГ, как бы завершает реализацию известной всем культурной макромодели: наука-производство - образование. Теперь, мы осознаем, что современная социокультурная ситуация обусловливает другое понимание образования. Новое отношение к образованию, как к сфере культуры, и связанная с ним новая парадигма образования воспринимаются как ключ к решению не только проблем, присущих самой системе образования, но и общекультурных кризисов современного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотография лица, как метод социологического исследования

Практическая работа для студентов в рамках уроков по "Биологии" в разделе "Генетика". Позволяет заинтересовать студентов и заняться научной работой.Целью генетических исследований является определение...

Тема 2.2 Методы научного исследования и их классификация

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙТема 2.2 Методы научного исследования и их классификацияПлан:1.  Методы эмпирическ...

Презентация по теме "Методы научного исследования"

Презентация по теме "Методы научного исследования" для студентов СПО по дисциплине "Основы учебно-исследовательской деятельности" и задание для самостоятельной работы "Язык науки"...

Методы психической диагностики аномальных детей.

Особенности психического развития у детей с нарушением слуха. Один из методов психической диагностики детей - эксперимент, который позволяет выявит негативные и позитивные возможности ребенка....

Предмет « Педагогика».2 курс. Тема: Методы педагогического исследования

Василий Александрович Сухомлинский сказал « Если вы хотите ,чтобыпедагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ...

Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика")

Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика"...

методический материал. курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике"

лекции и тесты для курса общее усовершенствование "Современные методы клинических исследований"...