МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Англицизмы в молодежной среде»
методическая разработка

Русский язык за время своего более чем тысячелетнего развития вобрал в себя множество иностранных слов. Так, в нем закрепились слова из татарского, греческого, французского, немецкого, английского и многих других языков. Не имея аналогов в русском языке, они органично вошли в нашу речь и воспринимаются как исконно русские, их можно склонять, спрягать, изменять по родам и числам в соответствии с грамматикой.

Однако в последнюю пару десятилетий появилась тенденция использовать в речи иностранные слова (в первую очередь, английские), которые, имея абсолютно точный эквивалент в русском, начинают заменять русские слова. Такие процессы в языке можно назвать неоправданным использованием заимствований и варваризацией языка.

Подобные иностранные слова активно используются СМИ: российскими дикторами и ведущими различных телевизионных программ. Англицизмы можно встретить на страницах российских газет и журналов. Они произносятся даже с парламентских трибун и во время интервью официальных государственных лиц. Кроме того, множество российских организаций также необоснованно включают в свои наименования иностранные слова и выражения.

Падение общего уровня культуры и пренебрежение к культуре собственной заставляет людей смотреть на запад. Таким образом, обильное использование в своей речи иностранных слов, по мнению таких людей, делает их более продвинутыми и прогрессивными. Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей".

Использование англицизмов и американизмов в молодежной среде трудно подвергнуть какому-либо контролю, однако, уже можно насчитать около 1000 неоправданно-используемых английских слов, такие как "прессинг", "никнейм", "голкипер", "делит", "логин", "тренинг" и т.д.

Задача современного педагога привить обучающимся любовь и уважение к родному языку, показать насколько нелепо звучат англицизмы в речи, объяснить, что каждому из нас необходимо следить за чистотой речи, избегать загрязнения языка, в том числе и варваризмами.

Проблеме загрязнения языка и посвящено данное внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_anglitsizmy_v_molodezhnoy_srede.docx529.31 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ-ИНТЕРНАТ»

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ  

«Англицизмы в молодежной среде»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1245197/pub_5d0642702ec4b60e6db4e814_5d06438580030d0d86acc926/scale_1200

Подготовили преподаватели

ПЦК ОГиСД

Михайлова Л.А.,

Медведева А.А.

Оренбург, 2020 г.

Пояснительная записка

Русский язык за время своего более чем тысячелетнего развития вобрал в себя множество иностранных слов. Так, в нем закрепились слова из татарского, греческого, французского, немецкого, английского и многих других языков. Не имея аналогов в русском языке, они органично вошли в нашу речь и воспринимаются как исконно русские, их можно склонять, спрягать, изменять по родам и числам в соответствии с грамматикой.

Однако в последнюю пару десятилетий появилась тенденция использовать в речи иностранные слова (в первую очередь, английские), которые, имея абсолютно точный эквивалент в русском, начинают заменять русские слова. Такие процессы в языке можно назвать неоправданным использованием заимствований и варваризацией языка.

Подобные иностранные слова активно используются СМИ: российскими дикторами и ведущими различных телевизионных программ. Англицизмы можно встретить на страницах российских газет и журналов. Они произносятся даже с парламентских трибун и во время интервью официальных государственных лиц. Кроме того, множество российских организаций также необоснованно включают в свои наименования иностранные слова и выражения.

Падение общего уровня культуры и пренебрежение к культуре собственной заставляет людей смотреть на запад. Таким образом, обильное использование в своей речи иностранных слов, по мнению таких людей, делает их более продвинутыми и прогрессивными. Многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, "ученой", "красиво звучащей".

Использование англицизмов и американизмов в молодежной среде трудно подвергнуть какому-либо контролю, однако, уже можно насчитать около 1000 неоправданно-используемых английских слов, такие как "прессинг", "никнейм", "голкипер", "делит", "логин", "тренинг" и т.д.

Задача современного педагога привить обучающимся любовь и уважение к родному языку, показать насколько нелепо звучат англицизмы в речи, объяснить, что каждому из нас необходимо следить за чистотой речи, избегать загрязнения языка, в том числе и варваризмами.

Проблеме загрязнения языка и посвящено данное внеклассное мероприятие.

Данное внеклассное мероприятие полностью отражает требования ФГОС последнего поколения, отраженных в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413.

 Мероприятие направлено на становление следующих личностных характеристик:

                    уважение своего народа, его культуры;

                    креативность и критическое мышление,

                    владение основами научных методов познания окружающего мира;

                    готовность  к сотрудничеству,

                    способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

                    уважение мнения других людей,

                    умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

                    мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

 Кроме того оно стимулирует развитие следующих умений:

                    умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

                    умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

                    владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

                    готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

                    умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

                    владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

                    владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Внеклассное мероприятие

«Англицизмы в молодежной среде»

Цель: Формирование навыков грамотной речи, исключающей засорение речи чрезмерными заимствованиями.

Задачи:

- Расширить знания студентов о грамотной речи современного человека.

- Воспитывать отрицательное отношение к чрезмерному употреблению заимствованных иностранных слов.

- Побуждать к самосовершенствованию, контролю  собственной речи.

- Воспитать любовь и уважение к родному языку, к его чистоте и самобытности.

-  Воспитать уважение к собеседникам, привить навыки работы в команде.

 Оснащение: компьютер, проектор, видео, презентации, раздаточный материал.

 

Ход мероприятия

В.: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались сегодня с вами, для того чтобы поговорить о…

Ну нет, давайте вы сами определите тему нашего разговора, посмотрев видеоролик.

(Просмотр видеоролика «Англицизмы») (с 20 сек.)

В.: Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашей встрече?

Правильно.

Английский язык - самый распространенный язык в мире и с каждым днём в русском языке появляются новые заимствованные слова, чаще всего это – англицизмы.  На это влияют разные факторы в нашей жизни: Интернет, телевидение, технические прогрессы, различные культурные события и международные контакты. Заимствование слов из других языков – естественный и закономерный процесс, характерный для любого развитого языка. Народы, страны, государства живут и развиваются не изолированно друг от друга, а вступая во взаимные контакты. Поэтому, мы сегодня поговорим об англицизмах. Российские школьники и студенты очень часто используют их в своей речи, часто не понимая их значения. Наши студенты также не являются исключением, поэтому мы решили провести исследование среди обучающихся  нашего колледжа. А провели это исследование студенты специальности «Право  и организация социального обеспечения» – Абдуршин Максим и Биешев Вадим. Давайте предоставим им слово.

Доклад «Англицизмы в молодежной среде».

В.: Максим и Вадим провели анкетирование среди студентов нашего колледжа, обработали полученную информацию и сейчас познакомят нас с ее результатами.

Диаграммы (по результатам анкетирования)

В.: Как вы думаете иностранные заимствования приносят только вред или они могут быть полезными?

 Этим вопросом задавались не только мы, но и другие люди – представители  разных возрастов, национальностей, жители разных стран и разных  профессий. И как, выяснилось, существуют заблуждения относительно роли иностранных заимствований в различных сферах употребления.

(Просмотр видеоролика «Англицизмы – 5 заблуждений») (с 35 сек.)

Мы выяснили из видео, что употребление англицизмов не только способствует  засорению русского языка, но также может быть полезным – главное знать меру.

Рефлексия

А.А. Памятка

 Давайте составим для себя памятку что положительного и отрицательного имеет употребление англицизмов в разговорной речи  (работа в двух командах).

Каждая команда представит результаты своей работы, что есть положительного, а что является вредным в использовании англицизмов.

А.А.: А теперь давайте потренируемся и выполним упражнение на перевод с «понятного языка» на русский!

  • В Оренбурге есть множество магазинов, где можно купить всевозможные презенты.
  • Участники проекта "Ты - суперстар" начали гастрольный тур по стране.
  • Мой бойфренд учится в 10 А.
  • Она создала себе имидж делового человека.
  • Как известно, большую часть времени по утрам девушка тратит на мейкап.
  • Она развесила постеры с изображениями ее любимых актеров по всей комнате.
  • Дети провели незабываемый уикенд на природе рядом с озером.
  • Кликать мышкой по ссылкам, полученным из интернета, опасно!
  • На работе он полный лузер! Удивительно, что его еще не уволили.
  • В столовой колледжа, к большому сожалению студентов, не делают хотдоги.
  • Моя младшая сестра обожает собирать пазлы. Она просто ас в этом деле!
  • Первый этаж нашего общежития  охраняет секьюрити Мария Ивановна.
  • Мы предлагаем вам окунуться в мир хэндмэйд, полюбоваться на готовые вышивки, авторские куклы и многое другое.

А.А.: Вот видите как грамотно и красиво можно говорить на чисто русском языке. А где вы научились это делать? Правильно в школе! Школьное образование – это  важный элемент образования в современном обществе, формирующий у человека базовые знания и навыки. Школа, прежде всего, учит жизни.

 Школа – это как билет. Если у тебя этот билет есть, ты можешь пройти дальше, если нет – для тебя путь закрыт.

Нельзя утверждать, что система школьного образования одинакова во всех странах мира.  Это, конечно же, не так. Разные страны строят школьное обучение по-разному. 

Интересный доклад о школьном образовании в России и Германии подготовила нам студентка 4 курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет» Ильясова Я.

Доклад «Система школьного образования в России и Германии»

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - исследовательский проект «Формирование новой политики здоровья в подростковой и молодежной среде»

Данный социальный проект создан с намерением практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры молодого поколения через пропаганду зд...

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде

Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде...

Профилактика экстремизма в молодежной среде

из опыта работы МБОУСОШ п. Таежный...

"Профилактика негативных проявлений в молодежной среде"

Данная презентация являлась мультимедийным сопровождением городской информационно-практической конференции "Межведомственное взаимодействие в сфере профилактики негативных проявлений в молодежной...