БИНАРНЫЙ УРОК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Бинарный урок - это нетрадиционный вид урока, который ведут
по определённой теме два или несколько педагогов - предметников.
Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей
для решения одной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Архирейская Ирина Михайловна
Боев Евгений Анатольевич
преподаватели
г. Борисоглебск, БПОУ ВО «Борисоглебский медицинский
колледж»
БИНАРНЫЙ УРОК В СИСТЕМЕ
СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения
направлен на приобретение обучающимися не только знаний,

определенных

умений,

но

и

на

формирование

общих

и

профессиональных

компетенций. Основным

методологическим

компонентом в решении данной задачи является компетентностный

подход,

реализация

которого

предусматривает

широкое

использование в учебном процессе нестандартных форм проведения
уроков. Одним из таких новшеств современной методики является
технология интегрированного обучения, в рамках которой наиболее
интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях.
Бинарный урок - это нетрадиционный вид урока, который ведут
по определённой теме два или несколько педагогов - предметников.
Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей
для решения одной проблемы, дают возможность применять
полученные знания на практике, а главное - способствуют
формированию коммуникативной компетенции обучающихся, что
является важным профессиональным качеством будущего
медицинского работника в обеспечении взаимопонимания, доверия
в отношениях с пациентами, в установлении контакта с их
родственниками, в эффективности решения поставленных задач.
Цель бинарного урока - создать условия мотивированного
практического применения знаний, навыков и умений, дать
обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и
получить от него радость и удовлетворение.
Структура интегрированных уроков отличается от
классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической
взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе
урока, большой информативной емкостью материала.
Такой вид урока активно используется преподавателями
цикловой методической комиссии общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин, например, хорошо
интегрируются между собой дисциплины «История» и
«Литература», «Обществознание» и «История», так как многие темы
этих предметов тесно связаны между собой. На наш взгляд, наиболее
эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как
обобщающее, закрепляющее занятие. Ведь такой урок,
систематизирующий знания, формирующий убеждение в
связанности предметов и целостности мира, является важным
этапом в формировании мировоззрения обучающихся, развитии их
мышления.
Обобщая свой опыт по проведению бинарных уроков, мы
пришли к выводу, что планировать такие уроки лучше в следующих

формах: урок-путешествие,

урок-исследование,

урок

экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок.

Отметим положительные стороны бинарного урока:

- развивает

сотрудничество

педагогов,

способствует

сплочению педагогического коллектива;
- расширяется кругозор у обучающихся и педагогов;
- интегрирует знания из разных областей;
- способствует формированию у обучающихся убеждения в
связности предметов, в целостности мира;
- служит средством повышения мотивации к изучению
дисциплин, т. к. создает условия для практического применения
знаний;
- развивает у обучающихся навыки самообразования, потому
что подготовку к уроку обучающиеся частично могут осуществлять
самостоятельно и во внеурочное время;
- развивает аналитические способности;
- обладает огромным воспитательным потенциалом.
Разберем один из своих бинарных уроков и поделимся
некоторыми важными моментами, которые стоит учитывать при
подготовке и проведении таких уроков.
Тема по литературе - «Отечественная война 1812 года в
истории на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Как же
происходит подготовка этого урока?
Согласовав между собой темы по литературе и истории, мы
поняли целесообразность интеграции, обговорили цели и задачи
нашего урока, наметили итоги и выводы, к которым обучающиеся
должны прийти. Мы выбрали, на наш взгляд, наиболее
рациональную форму урока, это был урок-исследование.
Являясь одной из форм реализации межпредметных связей и
интеграции предметов, бинарный урок имеет целью создание
условий мотивированного практического применения знаний,
навыков и умений, дает обучающимся возможность увидеть
результаты своего труда и получить от него радость. Цели нашего
будущего урока были определены сразу: обобщение событий
русской истории 1812 г. и освещение их в литературе XIX века.
Интеграция позволила решить важные обучающие задачи,
среди которых - обучение работе с текстом, с историческим
материалом, формирование навыка исследовательской, поисковой и аналитической работы.
Среди развивающих задач следует отметить развитие умения
оценивать исторические события, развитие навыков выборочного
чтения, анализа текста, культуры речи.
Воспитательные задачи также оказались крайне важны. Это
воспитание чувства патриотизма и уважения к памяти предков на
ярких примерах героизма русской армии, приобщение к архивным
материалам, литературным и историческим источникам,
свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности
защищать свою Родину.

На

уроке

использовались

различные

педагогические

технологии:

коммуникативные,

личностно-ориентированные,

интерактивные. Особенно хочется отметить использование на уроке

информационно-коммуникативные

технологии:

демонстрация

видеоролика

об

Отечественной

войне

1812

года

позволила

обучающимся погрузиться в атмосферу тех времен, сделать
проверку группового задания (защита проектов по предложенным

преподавателями

темам

-

«Причины,

начальный

этап

Отечественной войны 1812 года», «Формирование ополчения»,
«Наполеон и Кутузов» (по истории); «Мысль народная» (по
литературе)) зрелищной и яркой.
Приведем примеры заданий для обучающихся:
- прокомментировать стихотворные строки Ф. Глинки и
А.С. Пушкина:
Вспомним, братцы, россов славу
И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу:
Лучше смерть — чем в рабстве жить.
Мы вперед, вперед, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрем! Ф.Глинка
Надменный! кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?
Великодушного пожара
Не предузнав, уж ты мечтал,
Что мира вновь мы ждем, как дара;
Но поздно русских разгадал
А.С. Пушкин
- провести сравнительный анализ точек зрения историков и
писателей на Отечественную войну 1812 г.;
- ответить на вопросы:
- в чем причины победы России в этой войне, войне против
сильнейшего противника - Наполеона Бонапарта?
- насколько сохранена историческая правда в романе «Война и
мир» и каковы причины победы русского народа в Отечественной
войне1812 года?
- соотнести исторические факты со строками из романа.
Благодаря интересному материалу, продуманной до мелочей
структуре урока, слаженной работе преподавателей урок очень
понравился обучающимся.
Урок по литературе «Отечественная война 1812 года в истории
на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»» стал
интегрированным по содержанию и бинарным по форме. Это
позволило усилить интеграционный эффект и создать модель
учебного взаимодействия не только между обучающимися, но и
преподавателями, продемонстрировав таким образом широкий
спектр средств и способов коммуникации. Мы с уверенностью
готовы сказать: два учителя, два предмета на уроке – это современно,
актуально, перспективно.

Список литературы
1. ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
2. ФГОС СПО по специальности 33.02.01 Фармация.
3. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогичес
кой теории и практике [Текст] /В.С. Безрукова. Екатеринбург,
ПО "Север" 1994. - 152 с.
4. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовате
льной технологии [Текст] / В.В. Гузеев. М.: Народное образова
ние, 2001. - 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования

1.     Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2.     В результате освое...

Бинарное взаимодействие в системе дополнительного профессионального образования

Сборник материалов Региональных педагогических чтений "Современные методы и технологии обучения и воспитания"Тюмень, 21 декабря 2017 года...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО

Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси...

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...

Презентация на тему:"Бинарный урок в системе образования"

Презентация на тему:"Бинарный урок в системе образования"...

Индивидуально-личностный подход в системе современного профессионального образования

Данная статья познакомит читателей с личностным подходом в организации учебно-воспитательного процесса в современном профессиональном училище...