КОС Основы философии
методическая разработка

Меняшина Ирина Аркадьевна

Контрольно-оценочные средства по диссциплине ОГСЭ.01 Основы философии для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_osnovy_filosofii_2op-401_402.docx91.83 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж железнодорожного и городского транспорта»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО истории, философии и проектной деятельности

Протокол № 1 от 31.08.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора ГБПОУ КЖГТ № 90/6 от 01.06.2021 г. «Об утверждении основных профессиональных образовательных программ»

Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

ОГСЭ.01 Основы философии

по  специальности ППССЗ

23.02.01 Организация перевозки и управление на транспорте (по видам)

на базе основного (общего) образования

Разработчик: Меняшина И.А., преподаватель

Москва, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств        
  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        

3.  Оценка освоения учебной дисциплины        

3.1. Формы и методы оценивания        

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины        

4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине        

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

В результате освоения учебной дисциплины Основы философии обучающийся должен обладать следующими умениями, знаниями, профессиональными и общими компетенциями:

УМЕНИЯ

У1

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
    познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
    культуры гражданина и будущего специалиста;

У2

  • определить значение философии как отрасли духовной культуры для
    формирования личности, гражданской позиции и профессиональных
    навыков;

У3

  • определить соотношение для жизни человека свободы и
    ответственности, материальных и духовных ценностей;

У4

  • сформулировать представление об истине и смысле жизни.

ЗНАНИЯ

З1

  • основные категории и понятия философии;

З2

  • - роль философии в жизни человека и общества;

З3

- основы философского учения о бытии;

З4

  • - сущность процесса познания;

З5

  • - основы научной, философской и религиозной картин мира;

З6

  • - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З7

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
    использованием достижений науки, техники и технологий

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной  деятельности

Формой аттестации по учебной дисциплине являются:

3 семестр – дифференцированный зачет;

        2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине ОГСЭ 01. «Основы философия» осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 1.1

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции (желательно сгруппировать и проверять комплексно, сгруппировать умения и общие компетенции)

Показатели оценки результата

Следует сформулировать показатели

Раскрывается содержание работы

Форма контроля и оценивания

Заполняется в соответствии с разделом 4 УД

Уметь:

У1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной  деятельности

Ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

текущий контроль в форме устного опроса, решение тестов, выполнения индивидуальных заданий (сообщений, презентаций, рефератов), составления кроссвордов, построения хронологических, таблиц, тематических схем, участия в дискуссиях толкование документов.

У2 определить значение философии как отрасли духовной культуры для

формирования личности, гражданской позиции и профессиональных

навыков;

ОК5Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

У3 определить соотношение для жизни человека свободы и
ответственности, материальных и духовных ценностей;
ОК5Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

У4сформулировать представление об истине и смысле жизни.

ОК5Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Знать:

З1основные категории и понятия философии;

Ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

текущий контроль в форме устного опроса, решение тестов, выполнения индивидуальных заданий (сообщений, презентаций, рефератов), составления кроссвордов, построения хронологических, таблиц, тематических схем, участия в дискуссиях толкование документов.

З2 роль философии в жизни человека и общества;

З3 основы философского учения о бытии;

З4 сущность процесса познания;

З5основы научной, философской и религиозной картин мира;

З6 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З 7 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий.

  1. Оценка освоения учебной дисциплины.
  1.  Формы и методы оценивания:

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Зачёт считается сданным при правильном ответе на первый вопрос зачётного билета и при правильных ответах на вопросы теста.

При ответе на первый вопрос требуется раскрытие предложенной темы, при этом допускаются мнения, не схожие с мнением преподавателя.

Оценка «отлично» – выставляется при  полном ответе на предложенные вопросы: теоретический материал раскрыт полностью, обучающийся владеет знаниями и умениями; владеет общенаучными понятиями; умеет раскрыть явления, процессы,  причины и  закономерности; грамотно и логично формулирует и обосновывает свою точку зрения; сопоставляет факты;  пользуется хронологией; ориентируется в материале; правильно формулирует выводы. Верны все ответы на вопросы теста.

Оценка «хорошо» -  выставляется при ответе на предложенные вопросы: теоретический материал раскрыт полностью; обучающийся  владеет знаниями теоретического материала, историческими понятиями; выявляет причинно-следственные связи, закономерности событий и явлений; сопоставляет, сравнивает фактический материал;  формулирует свою точку зрения и оценку событий. При изложении материала допускает неточности. Одна- две ошибки в тесте.

Оценка «удовлетворительно» – обучающийся недостаточно владеет знаниями и умениями,  в ответе на вопросы  допускаются ошибки  по изложению  материала: знание  фактов, явлений,  событий; отсутствуют выводы. Три – четыре ошибки в тесте.

Оценка «неудовлетворительно» – обучающийся недостаточно владеет знаниями и умениями, допускает грубые ошибки и неточности во время ответа,  нет ответа на поставленные вопросы. Все ответы на вопросы теста не верны.

В случае перехода на дистанционное обучение преподавателем дополнительно разрабатываются (при необходимости) оценочные материалы согласно утвержденному шаблону.

По ходатайству заведующего отделением по учебной работе отдельным обучающимся может быть выставлена оценка «отлично» за промежуточную аттестацию, если он является:

  • победителем, призером регионально чемпионата «Московские мастера»
  • победителем, призером Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)                                  Таблица 2.2

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Раздел 1. Предмет философии и ее история

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками 

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 1.1

Основные понятия и предмет философия

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками 

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Контрольная работа № 1

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 1.2. Философское мировоззрение

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками 

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 1.3. Философия Древнего мира (Китай, Индия)

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками 

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 1.4. Античная философия (Древняя Греция)

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками  Практическая работа 1.

Анализ взглядов философских школ Античности и средневековья

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 1.5. Философия Средних веков

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками 

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 1.6. Философия Возрождения

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками 

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 1.7. Философия Нового времени

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

Практическая работа 2.

Сравнительный анализ рационализма и эмпиризма в теории познания

Практическая работа 3.

Анализ направлений

немецкой классической философии

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 1.8. Основные направления философии ХХ века

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 1.9. Русская философия

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

Практическая работа 4.

Анализ русской идеи в

философии

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Раздел 2. Структура и основные направления философии

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками 

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 2.1. Учения о бытии и познании

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

Контрольная работа № 2

Тема 2.2. Образ человека в философии

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

Практическая работа 5.

Анализ критериев истины

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 2.3. Мораль и этика как категории философии

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 2.4. Социальная структура общества

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 2.5. Феномен глобализма

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 2.6. Свобода и ответственность

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

Практическая работа 6.

Анализ проблемы личности в философии

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 2.7. Философия науки и творчества

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тема 2.8. Роль философии в современном мире

Устный опрос,

самостоятельная работа, тест, защита рефератов, работа с картой, работа с историческими источниками

У1-4

З1-7

ОК 1-9

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Дифференцированный зачет

У1-4

З1-7

ОК 1-9

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.2.1. Типовые задания для оценки знаний и умений У1, У2, У3, У4, 31, 32, 33, 34, 35, 36, З7 (рубежный контроль)

1) Задания в тестовой форме (пример)

ТЕСТ  1.

1. Выберите правильное определение:

а) философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

б) философия это познание вечного и непреходящего;

в) философия - это познание причин и принципов сущего;

г) философия - это учение о том, как жить;

2. Платон создал учение о...

а) мире познания

б) материальном мире

в) мире идей и бессмертной душе

г) о мире культуры

3. Характерной чертой философии средневековья является:

а)теоцентризм

б) пантеизм

в) гелиоцентризм

г) деизм

 4. Идеи гуманизма, пантеизма, прометеизма наиболее ярко представлены в философии

        а) средних веков

        б) Античности

        в) Возрождения

        г) Нового времени

5.Какая проблема является центральной в философии Нового времени?

        а) Проблема знания.

        б) Проблема сущности и существования человека.

        в) Проблема бытия.

        г) Происхождение мира.

6. Главным предметом изучения человека Западной философией XX века является...

        а) биологическая природа человека

        б) Божественное начало

        в) харизма

        г) персонализм

7. Идеи соборности, общинности и мессианской роли русского народа выдвигали...

        а) марксисты

        б) космисты

        в) западники

        г) славянофилы

8.Какую проблему Ф.Энгельс назвал «основным вопросом философии»?

а) Проблему отношения духа к природе, сознания к материи.

б) Что первично? Материя или сознание?

в) Познаем ли мир?

г) Сущность и предназначение человека, его место в мире.

9. Выберите правильный вариант, раскрывающий суть учения

И. Канта о «вещи в себе»:

а) признание объективности мира сочетается с невозможностью его постижения.

б) отрицается объективное существование окружающего мира.

в) признается объективность реального мира и возможность его адекватного отражения человеком.

г) отрицается объективность реальной действительности и утверждается принципиальная невозможность познания мира.

10Что означает понятие «материя»: 

        а)материя - философская категория для обозначения         материальной основы бытия;

        б)материя - фундаментальная исходная категория         философии  для обозначения объективной реальности, данной нам в         ощущениях;

        в)материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств; .

        г)материя - это непознаваемая «вещь в себе»

.

11.Что означает время как философская категория:

а)время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;

б) время - текущая длительность, в которой все возникает и         исчезает;

в)время - это форма существования материальных объектов,
характеризующаяся последовательностью и длительностью;

г)время - это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное
богом вместе с материей.

12. Что такое диалектика:

а)искусство ведения спора;

б)представление о вечном становлении мира;

в)универсальная теория и метод познания мира;

г)учение о противоречиях

13. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит   метафизическому материализму:

а)сознание - такой же материальный продукт деятельности
мозга, как желчь - продукт печени;

б)сознание является не физиологической функцией головного
мозга, а свойством человеческого общества;

в)сознание - это этап в развитии абсолютной идеи, на котором
она приближается к самой себе;

г)сознание - божественный дар человеку.'

14. Что означает термин «агностицизм»:

а)представление о непознаваемости мира;

б)представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;

в)представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;

г)представление, что познание носит чисто символический  характер, а истинные         знания раскрываются в вере.

15.Познание, ориентированное на здравый смысл и повседневный опыт называется:

а) научным

б) теоретическим

в) обыденным

г) религиозным

2) Самостоятельная работа

Задание 1 Человек – сосуд греха или высшее творение Бога?

Средневековые философы, утверждали, что человек – это сосуд греха (Августин Блаженный, Пьер Абеляр, Тертуллиан);  философы-гуманисты, считали, что человек – это высшее творение Бога (Пико делла Мирандолла, Монтень, Петрарка, Лоренцо Валло).

Приведите  аргументы в защиту той или иной позиции. Актуальна ли данная проблема для мировоззрения современного человека? Что дает ее понимание в практическом аспекте?

Задание 2

  1. Приведите силлогизмы к стандартной форме:

а) Все металлы электропроводны

    Некоторые жидкости – металлы

   ------------------------------------------

б) Ни одна планета не светит собственным светом

    Нептун – планета

    ------------------------------------------

в) Все адвокаты – юристы

    Некоторые адвокаты - шахматисты

    ------------------------------------------.

г) Ни одна роза не является деревом

    Все розы – растения

    ------------------------------------------

д) Все квадраты – параллелограммы

    Все параллелограммы – четырёхугольники

    ------------------------------------------ 

е) Все кашалоты – киты

     Ни один кит – не рыба

    -------------------------------------------

  1. Придумайте собственный силлогизм по схеме Аристотеля:

  1. Общее правило
  2. Частное
  3. Вывод

3)  Контрольная работа № 1

Вариант 1

1. Раскройте значение понятий: ««материализм», «идеализм», «гностицизм», «агностицизм», «дуализм».

2. Покажите сущность основного вопроса философии? Каковы его основные стороны? Заполнить схему:

Основной вопрос философии

Первая сторона                                                Вторая сторона

3. Покажите решение основного вопроса философии с позиций материализма и идеализма.

4. Приведите рассмотрение основного вопроса философии с позиций идеализма.

5. Охарактеризуйте направления философии, представляющие гносеологическую сторону основного вопроса философии.

4) Практическая работа

Практическая работа № 4 Философия Средневековья

Цель: провести анализ средневековой философии и определить ее отличительные особенности

Задания:

  1. Пройти по ссылке и внимательно изучить содержание презентации «Философия Средневековья»

https://disk.yandex.ru/i/SN8GslyEywjm3g

  1. Дать письменные ответы на следующие вопросы:

- Что отвергала философия Средневековья и на что она опиралась?

- Какой период времени занимает эпоха Средневековья? Какие два источника своего формирования были основными для философии в это время?

- Перечислите основные черты христианской философии. Дайте их краткую характеристику.

- Перечислите основные тезисы христианской антропологии

- В чем заключается специфика средневековой философии?

- Что такое патристика? Кто был ее наиболее ярким представителем? В чем состоит основная идея его учения?

- Что такое схоластика? Кто был ее наиболее ярким представителем? В чем состоит основная идея его учения?

- Перечислите основные доказательства существования бога

- В чем состоит значение средневековой философии?

3. Прочтите высказывания философов:

"Верую потому, что это нелепо" (Тертуллиан).

"Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь" (Августин).

"Познавай то, во что веришь" (Абеляр).

"Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру" (ФомаАквинский).

Ответьте на вопросы:

а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии?

б) Свидетельствует ли исторический опыт, что вера и упование на божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию и собственной активной деятельности?

Вывод

4.Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине.

Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием теоретических вопросов и практических заданий.

Оценка освоения дисциплины предусматривает использование пятибальной системы оценивания.

По ходатайству заведующего отделением по учебной работе отдельным обучающимся может быть выставлена оценка «отлично» за промежуточную аттестацию, если он является:

– победителем, призером регионального чемпионата «Московские мастера»,

– победителем, призером Национального Чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia),

– победителем, призером муниципального, регионального, заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников,

– победителем, призером первого, заключительного этапа Московской олимпиады школьников,

– победителем, призером олимпиад Департамента образования и науки города Москвы.

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

Критерий оценки:

уровень знаний обучающегося определяется следующими оценками:

  • «отлично»
  • «хорошо»
  • «удовлетворительно»
  • «неудовлетворительно»
  • Оценка «отлично» - ставится при полных аргументированных ответах на все основные и дополнительные вопросы. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью, умением делать выводы, обобщать знания основной и дополнительной литературы, умением пользоваться понятийным аппаратом, знанием литературы по различным вопросам дисциплины.
  • Оценка «хорошо» - ставится при полных аргументированных ответах на все основные и дополнительные вопросы. Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием учебной литературы по теме вопроса. Возможны некоторые упущения при ответах, однако основное содержание вопроса должно быть раскрыто полно.
  • Оценка «удовлетворительно» - ставится при неполных, слабо аргументированных ответах, свидетельствующих об элементарных знаниях учебной литературы, на недостаточном уровне теоретических основ при решении аналитических задач.
  • Оценка «неудовлетворительно» - ставится при незнании и непонимании основных и дополнительных вопросов.

форма аттестации

перечень вопросов

формируемые компетенции, знания и умения

Дифференцированный

зачет

 3 семестр

Тема 1. Предмет философии и ее история

Понятие философии, ее функции и структура

Философское мировоззрение, его основные типы

Этапы развития и основные проблемы философии

Философские школы Древней Индии

Этическая философия Конфуция

Даосизм и легизм в китайской философии

Досократовский период античной философии

Классический период античной философии

Философия Древнего Рима

Особенности философии Средневековья

Философские учения эпохи Возрождении

Основные проблемы и направления философии Нового времени

Философские учения эпохи Просвещения

Немецкая классическая философия

Западничество и славянофильство русской философии

Психоаналитическая философия

Философские учения XX века

У1-4

З1-7

ОК 1-9

Тестовые задания

1. Философская наука о морали - это...

а) антропология

б) эстетика

в) этика

г) аксиология

2. Мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественные начала бытия - это...

а) наука

б) философия

в) религия

г) атеизм

3. Целостное представление о мироздании реализует______функция философии

а) онтологическая

б) социальная

в) воспитательно-гуманистическая

г) прогностическая

4. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется...

а) историей философии

б) философией науки

в) социальной философией

г) философской антропологией

5. И, Канта называют основоположником учения о...

а) «вещах в себе»

б) «вещах в магазине»

в) «вещах в экономике»

г) «вещах в космосе»

6. Платон создал учение о...

а) мире познания

б) материальном мире

в) мире идей и бессмертной душе

г) о мире культуры

7. Идеи гуманизма, пантеизма, прометеизма наиболее ярко представлены в философии

а) средних веков

б) Античности

в) Возрождения

г) Нового времени

8. Главным предметом изучения человека Западной философией XX века является...

а) биологическая природа человека

б) Божественное начало

в) харизма

г) персонализм

9. Идеи соборности, общинности и мессианской роли русского народа выдвигали...

а) марксисты

б) космисты

в) западники

г) славянофилы

10. Основателем эмпиризма и индуктивного метода в философии является:

а) Ф. Бэкон

б) Р. Декарт

в) Д. Локк

г) Д. Юм

11. Абсолютизация необходимости происходит в...

а) пессимизме

б) аскетизме

в) фатализме

г) гедонизме

12. Человек становится личностью в результате...

а) индивидуализации

б) информатизации

в) социализации

г) рождения

13. Для скептицизма характерно:

а) осмысление жизни как ценности

б) обоснование смысла жизни

в) сомнение в сущности смысла жизни

г) утверждение прогрессивного развития общества

14. Современная наука связывает возникновение Вселенной с:

а) творческой деятельностью человека

б) большим взрывом

в) божественным творением

г) развитием Абсолютной идеи

15. Национальной религией не является:

а) индуизм

б) ислам

в) джайнизм

г) конфуцианство

16. На духовный мир человека направлено...

а) общество

б) самосознание

в) привыкание

г) абстрагирование

17. Фрагмент действительности, который изучает исследователь, называется,

а) метод

б) субъект

в) предмет

г) объект

18. К общественным наукам не относится...

а) политология

б) геология

в) социология

г) история

19. Концепция, определяющая истинность знания его практической полезностью, называется...

а) конвенциализмом

б) прагматизмом

в) феноменологией

г) марксизмом

20. Функция сознания по выработке обобщенных знаний о действительности называется...

а) оценочной

б) целеполагающей

в) регулятивной

г) познавательной

21. Понятие «демографический взрыв» отражает:

а) акселерацию молодежи

б) рост населения планеты в геометрической прогрессии

в) рост потребностей

г) ассимиляцию

22. Противоречие между производительной деятельностью людей и стабильностью природной среды стало причиной проблем:

а) терроризма

б) демографии

в) экологии

г) энергоснабжения

23. Предпосылкой восточной культуры не является...

а) культура Древнего Китая

б) античная культура

в) мусульманская культура

г) культура Древней Индии

24. Марксизм считал движущей силой антропогенеза:

а) естественный отбор

б) инопланетное вмешательство

в) мутацию

г) общественно-трудовую деятельность

25. . Что означает термин «ноосфера»:

        а) объединение человечества в единую мировую систему;

        б) сфера господства разума;

        в) система глобального моделирования окружающей среды;

        г) глобализация общества.

26. Интегрирующая функция философии имеет важное значение в условиях:

а) дифференциации воспитания

б) дифференциации общества

в) дифференциации научного знания в современном мире

г) дифференциации истории

27. Основной функцией философии является функция:

а) прогностическая

б) методологическая

в) прикладная

г) идеологическая

28 Раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов развития объективного мира, природы - это:

а) эстетика

б) гносеология

в) этика

г) онтология

29. Категория, выражающая независимое от субъекта существования мира - это:

а) философия

б) познание

в) бытие

г) душа

30. Характерной чертой ранней античной философии является:

а) антропоцентризм

б) теоцентризм

в) наукоцентризм

г) космоцентризм

31. Сотворение мира Богом из «ничего» отражено христианским принципом:

а) материализма

б) соборности

в) креационизма

г) дуализма

32. Структурно-функциональный анализ общества осуществлен в философии:

а) средневековья

б) Нового времени

в) Античности

г) XX века

33. Формирование новой картины мира в эпоху Возрождения осуществляется на основе:

а) учения о двойственности истины

б) учения об идеях

в) гелиоцентрического учения

г) геоцентрического учения

34. В западной философии XX века наука стала главным предметом изучения:

а) аналитической философии

б) схоластики

в) теологии

г) природоведения

35. Р. Декарт - основатель:

а) философии

б) антропологии

в) схоластики

г) дедуктивного метода

36. Неповторимость отдельного человека определяется понятием:

а) индивид

б) личность

в) субъект

г) индивидуальность

37. Существование Бога не признает:

а) атеизм

б) теология

в) пантеизм

г) теософия

38. Наслаждение как символ жизни определяется в концепции:

а) прагматизма

б) аскетизма

в) утилитаризма

г) гедонизма

39. Фрейд определял как «Я» в человеческой психике область:

а) сознания

б) привычек

в) инстинктов

г) подсознания

40. Человек - это существо:

а) социо-биологическое

б) биологическое

в) социальное

г) природное

41. Мировоззренческая позиция, считающая жизнь человека бессмысленной, называется:

а) пессимизмом

б) аскетизмом

в) прагматизмом

г) оптимизмом

42. Познание, ориентированное на здравый смысл и повседневный опыт называется:

а) научным

б) теоретическим

в) обыденным

г) религиозным

43. Марксизм в качестве критерия истины называет:

а) соглашение

б) практику

в) непротиворечивость

г) надежность

44. Философы средневековья рассматривали сознание как:

а) данность

б) наказание за грех

в) жизненный опыт

г) особенности психики

45. Отрицание познаваемости мира характерно для:

а) агностицизма

б) гностического оптимизма

в) номинализма

г) скептицизма

46. Идеология «нового аскетизма» придает особое значение:

а) ограничению потребления природных ресурсов

б) разоружению

в) освоению богатств Мирового океана

г) сокращению численности населения

47. Аккумулирующая функция культуры - это функция по...

а) сохранению и воспроизводству общественного опыта

б) воспитанию человека

в) научному изучению общества

г) созданию нормативной базы общества

48. Пополнение культурного богатства в процессе творчества называется:

а) обычаем

б) традицией

в) заимствованием

г) новацией

49. Регресс - это:

а) переход общества к более совершенным формам развития

б) движение общества к менее совершенным формам развития

в) реформирование

г) любое изменение общества

50. В экономической сфере процессы глобализации выражаются в(во)…

а) взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между государствами

б) выходе экономики за национальные рамки

в) формировании социально-ориентированной экономики

г) росте экономической самостоятельности государств

Тема 2. Структура и основные направления философии

Бытие и философия природы

Глобальные проблемы современности

Человек как глобальная проблема

Философия и религия

Философия культуры

Философия науки и техники

 История философии

Социальная философия

 Проблема познания в философии, его концепции

 Понятие культуры и цивилизации.

Тестовые задания

51. Выберите правильное определение:

а) философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

б) философия - это познание вечного и непреходящего;

в) философия - это познание причин и принципов сущего;

г) философия - это учение о том, как жить;

52. Платон создал учение о...

а) мире познания

б) материальном мире

в) мире идей и бессмертной душе

г) о мире культуры

53. Характерной чертой философии средневековья является:

а)теоцентризм

б) пантеизм

в) гелиоцентризм

г) деизм

 54. Идеи гуманизма, пантеизма, прометеизма наиболее ярко представлены в философии

        а) средних веков

        б) Античности

        в) Возрождения

        г) Нового времени

55.Какая проблема является центральной в философии Нового времени?

        а) Проблема знания.

        б) Проблема сущности и существования человека.

        в) Проблема бытия.

        г) Происхождение мира.

56. Главным предметом изучения человека Западной философией XX века является...

        а) биологическая природа человека

        б) Божественное начало

        в) харизма

        г) персонализм

57. Идеи соборности, общинности и мессианской роли русского народа выдвигали...

        а) марксисты

        б) космисты

        в) западники

        г) славянофилы

58.Какую проблему Ф.Энгельс назвал «основным вопросом философии»?

а) Проблему отношения духа к природе, сознания к материи.

б) Что первично? Материя или сознание?

в) Познаем ли мир?

г) Сущность и предназначение человека, его место в мире.

59. Выберите правильный вариант, раскрывающий суть учения

И. Канта о «вещи в себе»:

а) признание объективности мира сочетается с невозможностью его постижения.

б) отрицается объективное существование окружающего мира.

в) признается объективность реального мира и возможность его адекватного отражения человеком.

г) отрицается объективность реальной действительности и утверждается принципиальная невозможность познания мира.

60. Что означает понятие «материя»:

        а)материя - философская категория для обозначения         материальной основы бытия;

        б)материя - фундаментальная исходная категория         философии  для обозначения объективной реальности, данной нам в         ощущениях;

        в)материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств; .

        г)материя - это непознаваемая «вещь в себе»

.

61.Что означает время как философская категория:

а)время существует не в самих вещах, а только в мышлении,осуществляемом нашим разумом;

б) время - текущая длительность, в которой все возникает и         исчезает;

в)время - это форма существования материальных объектов,
характеризующаяся последовательностью и длительностью;

г)время - это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное
богом вместе с материей.

62. Что такое диалектика:

а)искусство ведения спора;

б)представление о вечном становлении мира;

в)универсальная теория и метод познания мира;

г)учение о противоречиях

63. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит   метафизическому материализму:

а)сознание - такой же материальный продукт деятельности
мозга, как желчь - продукт печени;

б)сознание является не физиологической функцией головного
мозга, а свойством человеческого общества;

в)сознание - это этап в развитии абсолютной идеи, на котором
она приближается к самой себе;

г)сознание - божественный дар человеку.'

64. Что означает термин «агностицизм»:

а)представление о непознаваемости мира;

б)представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;

в)представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;

г)представление, что познание носит чисто символический  характер, а истинные         знания раскрываются в вере.

65.Познание, ориентированное на здравый смысл и повседневный опыт называется:

а) научным

б) теоретическим

в) обыденным

г) религиозным

66. Марксизм в качестве критерия истины называет:

а) соглашение

б) практику

в) непротиворечивость

г) надежность

67.Человек с точки зрения философии - это:

        а)субъект культуры;

        б)продукт обстоятельств;
        в)образ и подобие Бога;

        г) ступень развития «царства природы»

68. Верно ли суждение?

        А. Человек есть продукт биологической эволюции.

        Б. Человек есть продукт социальной эволюции.

        а) верно только А;

        б) верно только Б;

        в) верно А и Б;

        г) оба неверны. .

69. Человек становится личностью в результате...

        а) индивидуализации

        б) информатизации

        в) социализации

        г) рождения

70.Каково, по вашему мнению, правильное понимание сущности человека:

        а)сущность, человека закодирована в генах и передается по наследству         при         рождении человека;

        б)сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;

        в)сущность человека творится самим индивидом в процессе его

        жизнедеятельности;

        г)сущность человека зависит от божественной благодати.

71.Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему
«Общество как процесс»:

        а)общество - система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате         их совместной жизнедеятельности;

        б)общество - совокупность людей, связанных определенными
отношениями в процессе своей деятельности;

        в)общество - определенный этап в историческом развитии человечества;

        г)общество - организация людей, объединенных общим занятием или увлечением  (например, спортивное или философское).

72. Взгляд на историю как развитие замкнутых в себе локальных культур сформулировал:

        а) К.Ясперс

        б) А. Блаженный

        в) О. Шпенглер

        г) К. Маркс

73. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является...

        а) наука

        б) культура

        в) экономика

        г) искусство

74. К характерным чертам западной культуры не относится:

а) индивидуализм

б) прагматизм

в) созерцательность

г) ориентация на науку

75. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является...

а) наука

б) культура

в) экономика

г) искусство

76. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в…

а) Вавилоне

б) Греции

в) Китае

г) Индии

77. Эвристическая функция связана с _________________ значением философии.

а) гуманистическим

б) методологическим

в) культурно-воспитательным

г) практическим

78. В отличие от науки, философия…

а) постигает мир в его универсальной целостности

б) является систематизированным знанием

в) опирается на факты

г) внутренне непротиворечива

79. Философия появилась как критическое преодоление…

а) обыденного сознания

б) анимизма

в) магии

г) мифа

80. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы…

а) смысла жизни

б) существования Бога

в) познания Космоса

г) первоначала бытия

81. IX-XIV вв. средневековой европейской философии называются этапом…

а) патристики

б) софистики

в) схоластики

г) апологетики

82. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется…

а) персонализмом

б) гуманизмом

в) космизмом

г) утилитаризмом

83. Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии…

а) Возрождения

б) Нового времени

в) Просвещения

г) Античности

84. Автором книги «Иметь или быть» является…

а) З. Фрейд

б) Ф. Ницше

в) Ф. Энгельс

г) Э. Фромм

85. Представителем антропологического материализма в русской философии является…

а) Н.Г. Чернышевский

б) П.А. Флоренский

в) М.В. Ломоносов

г) В.С. Соловьёв

86. Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории…

а) «жизнь»

б) «взаимодействие»

в) «бытие»

г) «сущность»

87. С позиции диалектического материализма материя есть…

а) внешняя проекция комплекса человеческих ощущений

б) кирпичик мироздания

в) физический мир, созданный нематериальной субстанцией

г) объективная реальность

88. Идея развития утверждается в философии в…

а) конце XVIII – середине XIX вв.

б) Средние века

в) Античности

г) эпоху Возрождения

89. Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана…

а) аналитической философией

б) немецкой классической философией

в) философией Просвещения

г) философией Возрождения

90. Источником содержания сознания для материалистов выступает…

а) ощущение

б) бессознательное

в) Бог

г) объективный мир

91. Научное познание непосредственно направлено:

        а) на создание новых материальных ценностей;

        б) выработку нравственных норм;

        в) раскрытие смысла жизни;

        г) выявление закономерностей развития мира.

92. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смысл отличает ______________ знание.

а) обыденное

б) паранаучное

в) научное

г) квазинаучное

93. Согласно классической позиции, истина есть…

а) теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

б) соответствие знаний объективной реальности

в) правда

г) то, что признаётся таковым большинством

94. Согласно древнегреческой философии, природа есть…

а) вечный и неизменный мир

б) живые существа

в) неживые предметы

г) космос

95. Философское направление, рассматривающее личность как высшую ценность, называется…

а) марксизмом

б) фрейдизмом

в) персонализмом

г) неотомизмом

96. Культура становится предметом философского изучения в…

а) Античности

б) эпоху Возрождения

в) немецкой классической философии

г) философии Просвещения

97. Христианское понимание смысла жизни заключается в…

а) преобразовании мира

б) материальном обогащении

в) спасении

г) накоплении знаний

98. В формационной теории К. Маркса критерием, определяющим тип формации, является:

а) способ производства материальных благ.

б) уровень развития культуры.

в) религия.

г) уровень развития производительных сил.

д) духовность.

99. Что означает термин «коэволюция»:

        а) взаимодействие индивида и общества;

        б) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы; l

        в) современная теория эволюции;

г) синоним эволюционного подхода

100. Что такое «экологический императив»

        а) нравственный закон;

        б) изучение глобальных моделей развития человечества;

        в) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;

        г) золотое правило нравственности.

Ключи к тестовым заданиям

1

В

16

Б

31

В

46

А

61

В

76

Б

91

Г

2

В

17

Г

32

Г

47

А

62

В

77

Б

92

А

3

А

18

Б

33

В

48

Г

63

А

78

А

93

Б

4

В

19

Б

34

А

49

Б

64

А

79

Г

94

Г

5

А

20

Г

35

Г

50

Б

65

В

80

Г

95

А

6

В

21

Б

36

Г

51

А

66

Б

81

В

96

А

7

В

22

В

37

А

52

В

67

А

82

Б

97

В

8

Г

23

Б

38

Г

53

А

68

В

83

А

98

А

9

Г

24

Г

39

А

54

В

69

В

84

Г

99

Б

10

А

25

Б

40

А

55

А

70

В

85

А

100

В

11

В

26

В

41

А

56

Г

71

Б

86

В

12

В

27

Б

42

В

57

Г

72

В

87

Г

13

В

28

Г

43

В

58

А

73

Б

88

В

14

Б

29

В

44

Б

59

А

74

В

89

Б

15

Б

30

Г

45

А

60

Б

75

Б

90

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекций по дисциплине "Основы философии" на тему: Античная философия "

Методическая разработка направлена на практическое применение при проведении занятия. К данной методической разработке имеется презентация и фильмы...

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" по теме "Проблема гносеологии в истории философии"

Тестовые задания по дисциплине "Основы философии" разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины "Основы философии" (базовый уровень), составленной на основе Федеральных государственных ст...

Задания к игре по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии "Философия - мать всех наук"

Игра между командами учебных групп по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии "Философия мать всех наук" позволяет подвести итог изучению дисциплины. Предложенные задания не только помогут...

Презентация преподавателя ГБПОУ СКИСиГ города Москвы Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии" на тему: "Философия Древнего Рима"

Презентация по дисциплине "Основы философии" на тему "Философия Древнего Рима" может использоваться на занятиях философией в колледжах, а также школах на уроках МХК....

Методическая разработка открытого урока преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии на тему "Античная философия"

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по философии, а также уроках МХК....

Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"

Лекция "Философия ХХ в." для специальности "Гостиничное дело" по дисциплине "Основы философии"...