Курс лекций по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии. Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия.
учебно-методический материал на тему

Сополнова Ирина Валериевна

Курс лекций по учебной дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_1._of_osnovnye_ponyatiya.doc38 КБ
Microsoft Office document icon tema_uroka_2.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon tema_uroka_3.doc206.5 КБ
Microsoft Office document icon tema_uroka_4.doc312.5 КБ
Microsoft Office document icon tema_uroka_5.doc771.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность».

Существует несколько концепций возникновения философии: мифогенная (единственный источник философии это мифология: личностно-образная форма сменяется безличностно-понятийной); гносеогенная ( первая философия возникает в качестве фисиологии – знание о природе, т.е. философия возникает в качестве обобщенной системы знания); гносеомифогенная (три источника возникновения философии – мифология, знание, житейская мудрость).

Появлению философии способствовало: изменение технологий (переход от бронзы к железу); рост производительности труда; разделен6ие труда; развитие товарно-денежных отношений – данные процессы способствовали развитию у человека абстрактного мышления, ставшего способом формирования новой формы мировоззрения – философии.

Три древнейшие культуры стали источником появления философии – Древняя Греция, Древняя Индия и Древний Китай.

Философия Древней Греции – это единство философии и науки, т.е носила натурфилософский характер.

Философия Древней Индии – огромное влияние Вед, некоторые разделы которых относятся к третьему тысячелетию до н. э.

Философия Древнего Китая  имела практическую направленность: устройство общества, воспитание человека (кроме даосизма)

Философия – наука о сущности бытия.

Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии. Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор (Древняя Греция) (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э). Ему принадлежит высказывание: "Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. «Я не мудрец, но только философ» (Пифагор).

До Пифагора ученые  называли себя «софос» - мудрец.

Другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Философия как наука берет свое начало из древней мифологии. Именно посредством складываемых мифов, человечество передавало свой опыт познания мира, свое понимание мира. В дальнейшем именно с осознанной замены образов понятиями и начинается философия. Именно из мифических конкретных личностных образов рождались безличные категории. Так образ бабочки-Психеи перешел в понятие души-Психеи, а затем к науке психологии. Т.е. осознание информации, передаваемой посредством мифологии, анализ этой информации преображается в понятия: любовь, верность, подлость, измена – это понятия, а зарождались эти понятия из конкретных мифологических героев. Наука философия стала зарождаться тогда, когда сущности стали рассматриваться как понятия, а понятия вечны.

Философия – это высшее достижение человеческого разума. Только человек мыслящий умеет анализировать, делать выводы, обладает понятийным, абстрактным, отвлеченным мышлением. Человек существует около 100000 лет, но философию он создал лишь 2500 лет назад.

Одни из основных категорий философии – материя и идея, что первично, что вторично? Материя  идет от таких образов как Мать – Земля, Природа – мать. То есть в основе всего сущного лежит материя – это материализм – один из подходов познания всего сущного. В основе понятия идея лежит образ Отца-Неба, как основателя и творца мира – это идеализм. Две основные теории познания мира – материализм и идеализм.

Характерные черты философии.

Рациональность. Переход от мифологии к философии – это пример рациональности, т.е. человек стал анализировать, делать вывода, мыслить рационально. Что включает в себя понятие рациональности?

Р = П+Л+Д   (П – понятийность, Л – логичность, Д – дискурсивность) ---------

Характерные черты философии.

ПОНЯТИЙНОСТЬ – умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов, терминов. Понятия имеют свое определение. Что такое определение? Дайте определение предмету «стол». В определении должны указываться признаки, указывающие на определяемый предмет.

ЛОГИЧНОСТЬ – мышление в соответствии с законами формальной (разумной) логики. (пример: все люди должны отвечать за свои поступки, годовалый ребенок – человек, …..)

ДИСКУРСИВНОСТЬ – способность обосновывать выдвигаемое суждение. Не надо путать с дискуссивностью . Дискуссия – обсуждение чего-либо.

Одна из важных задач рационализации – прояснение мыслей (углубление в проблему, изучение проблемы). Как пример: «Мне все ясно!» задавая вопросы, становится понятно, что знаний нет …

РАЦИОНАЛИЗМ – ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ФИЛОСОФИИ.

ФИЛОСОФИЯ ИДЕТ ОТ ИНТУИЦИЙ, КОТОРЫЕ ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ РАЗУМА!

Философия – наука познания бытия.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Предмет и определение философии».

Б. Пастернак

«Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности истекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины».

Предметом называют спектр основных вопросов,  изучаемых наукой.

Предметом философии являются общие и фундаментальные вопросы происхождения природы, общества и мышления (суть происхождения природы, общество, мышления)

Место человека в мире, соотношение человека и мира, смысл краткого           пребывания человека в бесконечном мире – это и есть предмет философии.

Гегель «Философия – это эпоха, схваченная в мысли».

Аристотель (это еще одно имя философа, мы с вами упоминали Пифагора, который первым употребил слово философ) одним из первых дал определение предмета философии. Он писал: «Философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное». Здесь Аристотель имел в виду, что философия должна исследовать сущность вещей, а не саму вещь. Что этот значит? Что философия изучает вещь исходя из вопросов «почему появилась? Откуда появилась? Зачем появилась? А не «что это за вещь?»

Определение философии.

Философия – это вдохновленная любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы происхождения природы, общества, мышления.

Когда-то философия была матерью всех наук. Собственно, никаких наук не было, а была одна философия, и первые философы назывались мудрецами. Они много, по тем временам, знали из области математики, физики, астрономии и в том числе занимались философскими вопросами. По мере роста конкретных знаний, когда их уже стало невозможно держать в одной голове, науки отпочковывались от философии, становились самостоятельными. Физика и математика, прежде всего геометрия, были первыми самостоятельными науками В Новое время появились как отдельные науки биология, химия. Этот процесс шел до XX века. Во многих западных странах до сих пор в дипломе физика или биолога пишется — «бакалавр философии», хотя к философии эти науки уже не имеют никакого отношения. Последними науками, отделившимися от философии, стали психология и социология. Что же осталось на долю философии, если все науки от нее отпочковались? Остались проклятые вечные вопросы, и среди них самый главный — что такое человек? В чем смысл его существования?

Проблемное ядро философии (Иммануил Кант (1724 – 1804)).

Что я могу сделать?

То есть каковы познавательные возможности рода человеческого

(познавательный тип отношения человек к миру)

Что я должен делать?

То есть что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно

(практический тип отношения человека к миру)

На что я смею надеяться?

Вопрос о ценностях и идеалах

(ценностный тип отношения человека к миру)

Основные категории философии:

  • Бытие, материя, движение;
  • Пространство и время;
  • Сущность и явление;
  • Причина и следствие;
  • Необходимость и случайность;
  • Всеобщая связь и взаимодействие;
  • Закономерность и закон;
  • Единичное, общее и особенное;
  • Человек и смысл жизни;
  • Добро и зло;
  • Часть и целое, форма и содержание;
  • Система и структура;
  • Возможность, действительность и вероятность;
  • Количество и качество,  мера;
  • Прогресс и регресс;
  • Свобода и необходимость.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое философия? От каких слов происходит название этой дисциплины?
  2. Каков  предмет  философии? Из какой области культуры произошла философия?



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

Некоторые из основных проблем нашей жизни: откуда человек пришел в этот мир? В чем смысл его существования? Что с ним будет после смерти? Эти вопросы вечны и рассматривались различными культурами. Сегодня мы познакомимся с вами с культурой Индии и Китая  Чтобы понять культуру народа, необходимо знать его жизнь и историю. В индийской культуре слишком размыты границы между понятиями «жизнь» и «смерть».

Отличительной чертой индийской культуры являются такие понятия как: реинкарнация,  карма, единое, майя, ахимса, дхарма, веды, упанишады. 

Чтобы понять иную культуру, необходимо знать чем она наиболее отличается от нашей. В основе индийской культуры лежит концепция перевоплощения и воздания. Перевоплощение – это реинкарнация. А воздаяние – это карма. В понимании народов индии нет понятия смерть, есть переход из одной оболочки в другую (переселение душ). Проблема жизни и смерти стала главной проблемой древнеиндийской философии. Карма (воздаяние) – в основе кармы лежит принцып – что посеешь, то пожнешь в будущей жизни.

Единое – это истинная реальность, наша Вселенная – материальная часть Единого, а душа человека – часть Единого. Майя – это иллюзия, наш мир – это иллюзия, а реальность – это Единое. Чтобы познать реальность, необходимо отречься от мира, от суеты, от лжы, не причинять зла животным, в этом случае ты можешь познать истину. Ахимса – это принцип «лучше страдать самому, чем заставлять страдать других» - это касается и животных т.к. душа может переселиться и в животного. Дхарма – это долг. Высшая цель для индийцев – это слияние с Единым, долг – это средство достижения этой цели, т.е. мир –это зло, но человек путем добра может освободится от зла и достичь высшего совершенство, слияния с Единым. Веды – древнеиндийские памятники мировой культуры, веды в переводе с санскрита означают «знание», т.е. древнеиндийская литература. В одном из ведийских трактатов «Законы Ману» говорится о обязательном наличии 10 качеств: постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, знание Вед, справедливость и негневливость. Упанишады – это передача знаний, в переводе, буквально – это означает «сидеть рядом», т.е. ученик слушает учителя.

 И так, основной целью индийской философии стало понимание той истины, что человек смертен, душа – бессмертна, а чтобы приблизиться к Единому, а еще лучше стать тождественным Единому, необходимо отречься от иллюзорного мира, достичь такого уровня совершенства, чтобы преодолеть колесо перевоплощений и больше не рождаться вовсе.

Основным отличием китайской философии от индийской является то, что в китайской философии «рождение – это начало человека, а смерть – его конец. Смерть наступает один раз, человек не возвращается». Для китайской философии жизнь – это хорошо, а смерть – это плохо. В основе лежат два понятия, два противоположных начала – «ян» и «инь». Если индийская философия больше индивидуальна, то в китайской личный успех человека сопоставляется с делами в государстве. Конфуций (китайский философ) говорил так:

Есть в Поднебесной путь – будь на виду,

А нет пути – скрывайся.

Стыдись быть бедным и убогим,

Когда в стране есть путь;

Студись быть знатным и богатым,

Когда в ней нет пути.

Природой всего в китайской философии является взаимодействие двух противоположных начал «ян» и «инь», это взаимодействие обуславливает появление вещей, смену явлений природы и т.д. «Ян» и «инь» - это светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское, успешное и неудачное. Взаимодействие этих двух начал и является движущей силой раздвоения мира. Это представление называется диалектика. В соответствии с диалектикой мироздание образовалось так: первоначально существовал ХАОС, борьба противоположностей внутри него привела к образованию неба и земли, в результате их взаимодействия появилось 4 времени года, а установившееся единство между небом, землей, 4-мя сезонами привело к возникновению ветра, грома, воды, огня, гор, болот, а также человеческого общества.

Постоянство китайцы хотели обрести на земле, а не по ту сторону жизни. Отсюда значительная роль отводилась РИТУАЛАМ (китайские церемонии). Ритуал – высшая мера поведения людей. Цель китайцев – это не прогресс, а постоянство, закрепленное ритуалом и долгом. Стремление к постоянству китайцев объясняется тем, что они неизменное признают более истинным. Три величайших мыслителя Китая – это ЛАО-цзы, Конфуций, Мо-цзы.

Учение Лао-цзы (604 до н.э. – умер в глубокой старости) самое трудное для понимания, оно основано на понятии «Дао» - можно перевести как корень, путь, первооснова земли. Дао и есть источник всех вещей и функционирования бытия. Дао ищется в себе: « Кто знает самого себя, тот сможет выяснить суть вещей, а кто знает людей, тот способен вершить дела». Лао-цзы считается основателем даосизма – направления китайской мысли, дошедшее до наших дней.

Конфуций (551-479 до н.э.) отдает дань Небу, как творцу всех вещей и призывает беспрекословно следовать судьбе, а главное – для нормального функционирования общества необходимо устанавливать социальные связи. Учение Конфуция посвящено тому, как сделать счастливым государство через рост нравственности прежде всего высших слоев общества, а затем и низших.

Именно Конфуций ввел понятие «золотой середины» - избегай крайностей в деятельности и поведении.. Понятие золотой середины тесно связано с понятием гармонии. Конфуций провозгласил принцип, который красной нитью проходит через всю историю этики: « Не делай людям того, чего не желаешь себе». « Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей!»

 Мо-цзы (479-400 до н.э.) сформировал принцип всеобщей любви. В понимании Мо-цзы события нашей жизни зависят не от воли Неба, а от прилагаемых человеком усилий. Мо-цзы создал концепцию идеального государства, хотел принудительного внедрения всеобщего равенства,  отрицал судьбу. Был очень популярен в 4 -3 вв. до н.э.

Двумя великими народами –индийским и китайским – заложена содержательная база философии как дисциплины.

http://tatianak.ucoz.ru/_nw/0/14439410.jpg

Конфуций.

(Мудрые мысли)

• Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

• Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.

• Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

• Мы доверяем своим глазам — но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!

• Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

• Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

• Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряячести, следует их принять.

• Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.

• Молчание — великий друг, который никогда не изменит.

• Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.

• Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

• Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.

• Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

• Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

• Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

• Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.

• Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
• Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится обедности.

• Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

• Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

• В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

Лао-цзы.

http://cs624316.vk.me/v624316477/2cfae/m6whqtQTUNA.jpg

Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) — древнекитайский философ VI—V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из Трёх Чистых.

Контрольные вопросы:

  1. К чему сводится смысл принципа ахимсы?
  2. Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»?
  3. Кт является основателем даосизма?
  4. Назовите отличительную черту философии Древней Индии?



Предварительный просмотр:

Тема: «Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель»

      Один из немецких философов Карл Ясперс определил время около 2500 лет тому назад как ОСЕВОЕ и определяющее в дальнейшей судьбе человечества. В этот период времени человек начал осознавать бытие, ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность. « В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью» (К. Ясперс).

           Именно в трех основных на то время цивилизациях (Индии, Китае и Греции) начало зарождаться стремление к познанию мира, но только лишь в Греции это стремление заслужило названия ФИЛОСОФИИ. Почему? Опять таки вспомним о месте нахождения Греции, о ее истории. Это была богатая, рабовладельческая страна, у богатых людей было достаточно свободного для досуга времени. Именно здесь существовали мифы о возникновении Вселенной о ее управлении, вспомните о целом ряде богов во главе с Зевсом. Именно в Греции процветало театральное искусство, посещение спектаклей было обязательным для свободных людей, широкое распространение получили скульптуры, музыка, физкультура, Греция – родина Олимпийских игр. «В здоровом теле – здоровый дух» - поговорка из Древней Греции. Именно в Греции возникли ГИМНАСИИ (школы), что в последствии стало гимназиями.. Именно в Греции существовала традиция СВОБОДНЫХ ДИСКУССИЙ (свободный народ собирался и обсуждал проблемы, вопросы). Древние греки обладали искусством выражать свою мысль. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, мыслить рационально, т.е философски греки и отличались от других народов. Греческие философы были полностью свободны, они не были жрецами, как в Индии (не привязаны к религии) и не обязаны были находиться на государственной службе как в Китае. Они могли полностью и свободно посвятить себя философии, никому не подчиняясь, кроме собственной совести, а это как раз то, что необходимо для развития философии.

            Философские школы Греции:

      Милетсткая школа – представители этой школы переосмысли мифические представления о возникновении мира и сформулировали представление о первоначалах, из которых и возникло все существующее. Милетская от города, занимались поисками первоначала. Представители философской школы могут приходить к разным выводам: первоначалом может быть вода, огонь, воздух, мельчайшие частицы, являющиеся праобразом разнообразия мира в миниатюре. Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира

          Расцвет античной философии приходится на V-IV вв. до н. э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей — Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы.

          Сократ принадлежал к софистам, в последствии стал приверженцем достижения истины, вел скромный образ жизни, ограничивая себя во всем, обладал сильным даром убеждения и воздействия на слушателя. Сократ ввел понятие этики. Задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармонична? Чтобы глубинные духовные ценности были одинаковы для всех (моральные нормы одинаковы для всех). Сократ стал основателем метода майовтики («повивальное искусство», т.е. с помощью наводящих вопросом приводить человека к истинному решению). «Я знаю, что ничего не знаю». Артур Шопенгауэр: « Чем глупее человек, тем понятнее для него мир». ( Смерть Сократа – приговорен к чаше яда, но от учений не отрекся).

Наиболее истинным учеником Сократа был Платон (427-347 гг. до н. э.). Его настоящее имя было Аристокл; Платоном, т. е. «широкоплечим», его прозвал Сократ. После смерти Сократа Платон много странствовал, а в возрасте сорока лет, вернувшись в Афины, основал собственную школу, названную Академией. Платон является автором философского учения о триаде — все существующее состоит из трех субстанций: «единого», «ума» и «души».

Философия Платона состоит из 3 частей:

1.  Диалектика — учение о бытии.

2.  Физика — учение о природе.

3.  Этика — учение о нравственности.

Главная идея Платона состоит в том, что кроме нашего чувственного мира, который мы видим, чувствуем и ощущаем, существует мир сверхчувственный – мир идей (переплетение с индийской философией). Душа по Платону после смерти тела попадает в Аид (царство мертвых) и ведет такое существование, которое она заслужила при жизни.

          Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?»

Главные положения философии Аристотеля.

1.  Наука об умопостигаемом (т. е. то, что находится за пределами нашего опыта)

2.  Учение о категориях: «сущность», «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание».

3.  Наука о законах мышления — логики.

4.  Учение о материи и форме

5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Моральный образец, по Аристотелю, — Бог. Другими словами бог – это совесть. Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к IV в. до н.э. из - под его пера вышло первое систематизированное изложение начал философии, им была разработана основная структура философского знания, введены в оборот многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.

Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.

Можно сказать, что философия не только появилась в Древней Греции, но и достигла там своей высшей точки. Один новейший философ сказал, что все, чем занимались философы после Платона, - это обсуждали проблемы, которые он поставил.

Эпикур – эпикуреизм – стремление человека к счастью, удовольствию, но удовольствию естественному и необходимому (лесть – неестественна и не удовлетворяет потребности). Понимал счастье как покой, отсутствие страданий, самодостаточность человека.

Школа киников – ограничение своих потребностей, проповедовали не словами, а делами. Проповедовали натурализм (природное – прекрасно, искусственное – безобразно). Аскетизм – ограничение чувственных желаний для достижения сосредоточенности духа. Анархизм – уничтожение всякой государственной власти, создание государства, где индивиды сотрудничают как равные.

Дополнительный материал.

Семь мудрецов

Знаменитые греческие мыслители и законодатели VII-VI вв. до н.э. за практическую жизненную мудрость и государственный ум назывались мудрецами. Все они слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее известным был Фалес из Милета.

Фалес (640-546) - основатель милетской, или ионийской школы - первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней.

Милетская школа

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.

Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр (610 - ок. 540) считал началом всего бесконечную природу - нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс.

Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей.

Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Пифагорейцы

Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть".

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка

Софисты

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

Академия

Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: "Негеометр да не войдет!".

Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.

Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

Перипатетики

Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов.

Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.

Эпикурейцы

Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.

Стоицики

Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы"

Киники

Кинизм - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями.

http://3.bp.blogspot.com/-7zyTye99FgY/TyPpeGcddgI/AAAAAAAAANY/vAeNcJpUq6E/s1600/raphael+-+school+of+athens.jpg

Древняя Греция. Философская школа. Платон.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные философские школы периода эллинизма
  2. Кто такие софисты и в чем значение их учения?
  3. На что были направлены философские рассуждения Сократа?
  4. В чем видел Аристотель сущность вещей?


Предварительный просмотр:

Тема: «Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика».

     После подчинения Греции Риму во 2 в. до н. э. на древнеримскую почву переходят учения, которые появились в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства. Древнеримские философы подробно разъяснили и развили на протяжении 5 веков  концепции, сохранившиеся от древнегреческого периода, придали им художественную завершенность и практичность римской души. Римляне в отличие от греков были более деятельны. Цицерон: «Ведь вся заслуга доблести состоит в деятельности». В Древнем Риме интересовались преимущественно этикой.

Лукреций Кар. Уроженц Рима (около 99 – 55 до н.э.), современник Спартака, Лукреций – имя, Кар – прозвище. Продолжатель и приверженец учений Эпикура (Д. Греция), в большей степени был поэтом и с помощью поэтических форм представил учение и  взгляды на жизнь Эпикура. Он писал об атомах как о частицах из которых образуется все сущее. Ничего не может возникнуть из ничего по воле богов. Все происходит из чего-то и превращается во что-то в силу естественных причин. Эволюция мира по Лукрецию протекает без участия сверхъестественных сил. Общественная жизнь человека  - результат первоначального договора между собой, а не влияния богов. Главный труд Лукреция «О природе вещей».

Цицерон (106-43 до н. э.) в большей степени известен как оратор и представитель течения стоиков ( важна не жизнь как таковая, а ее нравственное содержание, «Первая задача справедливости – в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием».)

Сенека. (5 до н.э. – 65 н.э.), представитель стоиков. Если Цицерон обращался к публике, то Сенека говорил, « Философия – это добрый совет, а давать советы во всеуслышание никто не станет».Сенека воспитатель императора Нерона, от которого принял смерть. «Нравственные письма к Лукрецию», как яркое произведение о взглядах Сенеки. Вне себя человек бессилен, но он может быть господином самому себе. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке». Главное – борьба с собственными пороками. Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, а жить как требует разум и долг, т.е. по природе ( жить согласно с природой). Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, жалостью, незлобливостью. Обвиненный своим учеником, императором Нероном , в измене, не стал дожидаться расправы, вскрыл себе вены, остался верен своим взглядам (человек сам себе хозяин). Сенека – вершина нравственно-философской мысли человечества. «несчастнее приносящий зло, чем претерпевший».

Эпиктет (ок 50 –ок.140 н.э.) – первый из знаменитых философов, который был рабом. Также принадлежал к стоикам (считали всех людей равными). Хозяин издеваясь над ним, сломал ногу, а затем выгнал. Эпиктет основал свою школу нравственного совершенства, где учил только этике, которую называл душой философии. Первое, что требовалось от ученика – это осознание собственной слабости и бессилия, поэтому первая ступень философского обучения – отбрасывание ложного знания.. После новое знание становится чувством и волей человека. Три вещи необходимы по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). Два основных принципа – воздерживай и воздерживайся. Твои только разум и душа, но не тело. Забрать можно все: семью, тело, имущество, честь, но мысли и волю не заберет никто».

В учениях и «золотое правило этикета» : «То положение, которое ты не терпишь, не создавай для других. Не желаешь быть рабом – не терпи рабства около себя».

Марк Аврелий (121 – 180 н.э.) император. Важное место в философии Марка Аврелия занимает требование быть всегда одинаковым в ответ на воздействия внешних обстоятельств. Быть подобно скале, о которую бьются волны. Был императором, но не пытался создать государство на тех философских принципах, лишь писал, вел дневники, понимая как трудно, а может и безнадежно пытаться исправить людей и общественные отношения.

Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – представителя римского стоицизма: объединяло убеждение, что существует разумная необходимость подчиняться всеобщему высшему началу, а своим следует считать только разум. А не тело.

В Древней Греции образовались и продолжили свое начало в Римской философии следующие течения: стоики, эпикурейцы, скептики. У эпикурейцев в основе лежат чувство и удовольствие, у стоиков – разу и основное понятие – добродетель.

     

     Средневековая философия возникла после крушения Римской империи, даже в большей степени в пределах и за пределами Римской империи с появлением и утверждением ХРИСТИАНСТВА. Основной особенностью средневековой философии является то, что это религиозная философия (христианская и затем мусульманская). Христианство – это прежде всего вера, вера в Христа, и основное свойство философии, рационализм, отошел в сторону, т.е. место разума заняла вера, место наслаждения – любовь к Богу, на место гордости пришло смирение. Но отрицать философию было уже невозможно и чтобы не идти в разрез с ней, христианство подчиняет себе философию. Если в Древней философии говорили, чтобы постичь истину – познай самого себя, то в Средневековой философии говорили, чтобы познать истину - познай Бога. Если в Древней философии пытались постичь истину через познание сущего, то в Средневековой философии Истина –это не понятие, истина становится личностью, истина – это Иисус Христос. «Я есмь путь и истина». Основной задачей Средневековой философии стало – рациональное обоснование теологических истин. т.е. лишь придя к Богу, поверив в него, к человеку приходит понимание всего сущего.

Основы религиозной философии заложены мыслителями Средневековья.

Августин Блаженный  (354-430) родился в Северной Африке, пришел к христианству через философское учение неоплатонизм (Д Греция). Августину принадлежит обоснование необходимости церкви. Если у Платона был мир чувственный и мир бесчувственный (мир идей), то Августин трансформировал это в представление о «двух градах»: град Божий и град Земной, а град Божий – это и есть церковь. Отсюда и понятие помазанники Божьи (служители церкви), слуги Бога на Земле. Августин, таким образом, обосновал необходимость церкви, конкретно Римской католической церкви. Рассмотрим наиболее важные вопросы. Которые пытался разрешить Августин.

  1. О соотношении судьбы и свободы воли человека. Человек обладает свободой воли, но она (воля) дается человеку Богом, а свобода может привести как к добру, так и к злу. Если человек извратит божественное предначертание. По Августину: все хорошее – от Бога и нечего кичиться своими достижениями, собственные поступки человека – зло (если человек отходит от Бога в своих поступках, он совершает зло).
  2. К кому обращена божественная благодать? Благодать дается всякому человеку, не как награда за что-то , а как дар. А вот возмездие за грехи – это смерть, наказание приходит на Страшном Суде.
  3. Откуда берется зло? Если все идет от Бога, то и зло тоже, но этого не может быть. Зло – это результат свободы воли человека. Зло наказуемо, в этом и есть божественная справедливость.

Основополагающий принцип Августина: «Дела от веры, а не вера от дел». Все сущее – добро, а зло – отступление от предписаний Творца.

Творения Августина относятся к эпохе ПАТРИСТИКИ, или деятельности святых отцов церкви, продолжавшейся по 9 век. Следующая эпоха получила название СХОЛАСТИКИ и характеризовалась углубленным вниманием к философским проблемам богослужения (разумное обоснование веры, доказательства бытия Бога). Наиболее яркий представитель этого периода был Фома Аквинский (1225 – 1274). Если Августин основывался на учениях Платона, то Фома Аквинский – на философии Аристотеля. Задача Фомы Аквинского состояла в примирении веры и знаний. Он пытался разграничить области веры и знания , об этом его труд «Сумма теологии». Природа является подготовительной ступенью для царства благодати, которое, в свою очередь, ведет к Богу. (развитие науки шло в противовес религиозным учениям, необходимо было религиозную философию применять к науке: существует природа с ее законами, но она является основой для благодати, которая ведет к Богу).  Бог представлен в человеке в виде совести (искра Божия).

Мусульманская философия . Средневековая арабо-мусульманская философия сходна со средневековой европейской тем, что строится также на основе религии, только не на христианстве, а на исламе, главная книга которого – Коран – сюжетно во многом схожа с Библией. Ислам – это попытка соединения веры и разума. В мусульманской философии два основных направления: АРИСТОТЕЛИЗМ как попытка рационального объяснения истин Откровения (Аль-Фараби, 870-950; Авиценна, 980-1037) и СУФИЗМ как мистическое истолкование Корана (Аль-Газали, 1058-1111; Ибн-Араби, 1165-1240).

Аль-Фараби учил «интеллект – это не что иное, как опыт». В мусульманской философии содержались зародыши эмпирического познания. Разумная душа бессмертна и после смерти индивида она соединяется с бессмертным деятельным разумом. Арабские философы также уделяли внимание проблеме идеального общественного устройства, сравнивая идеальное общество с идеальным телом, в котором все органы во взаимодействии друг с другом выполняют предназначенные им функции. Арабские философы были выдающимися учеными, как, например, Авиценна, который был знаменитым врачом. Пытался постичь идеальность мысли и связь мысли с материей, организм и мозг человека.

Второе направление мусульманской философии – СУФИЗМ – возник как мистико-аскетическое течение в исламе в середине 8 века на территории нынешнего Ирака и Сирии. Возник как протест против ортодоксального ислама. Цель – слиться с Богом путем внутреннего очищения и самосовершенствования. Каждый содержит в себе божественную субстанцию. У суфиев было представление о божественном свете, исходящем от Аллаха, который (свет) несет в себе часть души человека – «тайник сердца», обращенный к Богу. В суфийском учении существует такая концепция предвечного договора, заключенного между Аллахом и людскими душами до их появления в материальном мире. Присягнув в верности Аллаху, души, обретя телесную оболочку, забыли о договоре. Цель суфия – вернуться к своему предвечному состоянию путем внутреннего самосовершенствования. Мистическая ( в исламе запрет на изображение Аллаха, если мы не видим, значит находится за гранью понимания, затрудняя его рациональное истолкование).

Как итог – средневековую философию можно назвать религиозной философией

Значение средневековой философии состоит в том, что она:

  1. Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени.
  2. Сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии и христианского учения.
  3. Способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, выделилась гносеология – учение о познании).
  4. Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный и появлению в будущем эмпиризма и рационализма как направлений философии.
  5. Пробудила интерес к осмыслению проблемы времени и исторического прогресса.
  6. Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

http://www.catholic-convert.com/wp-content/uploads/Aquinas1.jpg

Фома Аквинский.

Контрольные вопросы:

1. Каковы характерные особенности философии средневековья?

2. Как соотносятся с античной философией представления Августина?

3. В чем отличие, по Августину, града Божьего от града Земного?

4. Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?

5. В чем отличие средневековой философии от античной?

6. Назовите периоды средневековой философии?

7. Назовите направления мусульманской философии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01Основы философии (для преподавателя) "Введение в философию"

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии (для преподавателя)  "Введение в философию" содержит:- Конспект лекции по теме «Природа философского знания».- Конспект...

Курс лекций по учебной дисциплине «Основы теории информации»

Курс лекций по учебной дисциплине «Основы теории информации» предназначен для студентов заочной формы обучения специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование». К...

Лекция «Основные понятия и предмет философии» для специальности «Туризм»

Лекция «Основные понятия и предмет философии» для специальности «Туризм»...

Краткий курс лекций по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета»

Краткий курс лекций по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета»...

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов 2 курса СПО по теме: «Командировка»

В методической разработке учебного занятия основное внимание уделяется упражнениям, направленных на достижение взаимодействия между студентами. Выполняя их, студенты должны осознавать, когда и при как...

Курс лекций по учебной дисциплине Основы менеджмента и маркетиннга

Курс лекций  учебной дисциплины Основы менеджмента и маркетинга разработан  на основе Федеральных государственных образовательных стандартов  по специальностям среднего профессиональног...

Лекции по учебной дисциплине ОГСЭ.01 "Основы философии"

Философия и её роль в жизни человека и общества.Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая.Становление философии в Древней Греции.Классический и завершающий периоды античной философии.Сред...