Урок русского языка в 1классе на тему: «Слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА»
план-конспект урока

Асият Абдулхаликовна Абдурахманова

Тема урока:

Слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

 

 

 Цели урока:   Создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’] ,[щ’]  как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитание прилежности, культуры учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cha_shcha._chu-shchu_1_kl.docx74.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Джаванкентская СОШ им. М.Х.Рамазанова»

Урок русского языка

 в 1классе на тему:

«Слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА»

Подготовила и провела

учитель начальных классов  

 Абдурахманова А. А.    

Тема урока:

Слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

 Цели урока:   Создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ч’] ,[щ’]  как всегда мягких, развития навыка правописания слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща в сильной позиции (под ударением); способствовать развитию памяти, речи, мышления, воспитание прилежности, культуры учебного труда.

                                Ход  урока.

1. Организационный момент.

       Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей. Повернитесь и подарите свою улыбку. Подарите улыбку друг другу. И улыбнитесь мне

 А сейчас тихонько сели.  

Сегодня на уроке пусть помогут вам ваша     сообразительность, смекалка, и те знания, которые вы уже приобрели.

 Давайте проверим как вы сидите:

                     Руки! На месте.

                     Ноги! На месте.

                     Локти! У края.

                     Спинка! Прямая!

        2.Чистописание.

Начинаем как обычно урок с минутки  чистописания. Но сначала разомнем  пальчики   Проведём  гимнастику для пальчиков.    «Замок».

             На двери весит замок.

             Кто открыть бы его смог?

             Потянули. Покрутили. Постучали.

             И открыли!                   (молодцы).

Ребята, сегодня на уроке будут присутствовать наши друзья – Маша и Миша, которые для нас принесли очень много заданий. Вот одно из них.

  -Они на доске написали буквы.

  -Назовите буквы Ж, Ш, Ц.

Что можно сказать о буквах?

(Они обозначают всегда только твёрдые звуки. У них нет мягкой пары.)

 -Поэтому мы  помним запоминалочку.

               Под ударением ЖИ и ШИ

              Пишем только с буквы И!                                                                          

Вот и сегодня на минутке чистописания повторим как пишется строчная буква И. Из скольки элементов состоит буква И?

— Посмотрите, как поэлементно пишется строчная буква И.

О.В. на второй элемент –поворот на месте по крючковой до серединки.

Запишите в тетради три раза строчную букву И.

 -А если мы к букве И добавим ещё 1 такой же элемент, из которых состоит буква И, то какая буква может получится? (Буква Ш- правильно.)

  -Запишите в тетрадях два раза букву Ш.

  -Ребята, какой элемент нужно добавить, чтобы получилась буква Щ? (петельку.)   — Запишите 2 раза букву Щ. О. В.

 2. На доске записаны слова: ШИШКА, СНЕЖИНКА, МАШИНА, ЖИЗНЬ.

         -Прочитайте слова.

         — Скажите, на какую орфограмму написаны слова?

         -Давайте прочитаем эти слова с ударением.

         — Куда падает ударение? (ударение падает на букву И значит под ударением                                                                                          пишется буква И.

          — Попытайтесь записать без ошибок по памяти.

          -Как пишем первое слово? (Первое слово пишем с красной строки и с                    большой буквы, а далее через запятую с маленькой.)

             -Сколько слов вы запомнили и написали?

-А сейчас мы проведём взаимопроверку. (Поменяйтесь тетрадочками с

соседом. Проверьте, правильно ли записали слова.)

Сообщение темы урока, постановка цели.

Маша на карточках написала слова, чтобы их прочитать, мы должны    разделиться на 2 группы.

 -Сегодня я вас разделю сама.  1группа и   2 группа.

-Первая группа читает слова с буквой Ч.    [ раздаю карточки.]                                              -Вторая группа читает слова на букву Щ.

 — Прочитай те слова.

 — Все ли слова вам понятны?  

 Группы готовы.

 -Лидер группы читает слово, а первый звук каждого слова     произносим вместе.

                                  -1 группа

         Часто                                          

         Чуткий                Какой звук вы произносите на месте буквы Ч:

          Честно                      Мягкий или твёрды?

          Чисто

-Какой можно сделать вывод:

(Во всех словах мы слышим [Ч’]   -мягкий согласный).

— А сейчас обратим внимание на гласные после буквы Ч.

— Какие мы видим буквы А,У,Е,И.

 -А какие  буквы служат для мягкости согласного звука? 

            е, ё, ю, я, и.  

  -Буквы А, У входят в их число? (нет)

 — Буквы А, У могут показать, что перед ними мягкие согласные звуки?

  — Необычно, что после мягких согласных стоят буквы А, У?

  — Сейчас проанализируем   2 группу.

  — Лидер группы  читает слова, а первый звук произносим все вместе

       Щука

       Щит              Какой звук произносим на месте буквы Щ:

       Щупать           Мягкий или твёрдый?

       Щепка

  — Какой можно сделать вывод:( Во всех словах мы слышим мягкий

      звук  [Щ’] )

— А сейчас обратим внимание на гласные после буквы Ща

 -Какие мы видим буквы У, И, Е.

 — А какие буквы служат для мягкости согласного звука?

 -Буква У входит в их число?  (нет)

— Буква У может показывать, что перед ней мягкий согласный звук?    (нет.)

— Значит, необычно, что после мягких согласных стоит буква У?

— Ребята,  может быть, кто-то из вас сделает вывод:  звуки которые

Молодцы!

 -Потрудились мы не плохо, а сейчас немного отдохнем.

Нужно добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении

Физкультминутка

Жи – жи – жи – летают (стрижи).

 Ши – ши – ши – маршируют (малыши).

Ча – ча – ча – прискакала (саранча).

Чу – чу – чу – молоточком я (стучу).

Ща – ща – ща – я в реке поймал (леща).

Щу – щу – щу – в небо птицу (отпущу).

            

                           Изучение нового материала.

Ребята Анишит  предложила открыть учебник на страничке 54.

 Откройте учебник, внимательно посмотрите и скажите, чем  мы сегодня будем заниматься на данной страничке?

(Сверху  написаны  синими буквами новая тема и в синем прямоугольнике  нарисован один петушок, значит это первый урок. В квадратике цифра  значит нам нужно вернуться на страницу 46).

  Сегодня на уроке Маша и  Миша и мы с вами узнаем о существовании непарных мягких согласных.

Анишит  Йокоп даже выделила прямой линией, что мы познакомимся с непарными согласными.

А как, вы ребята это понимаете?

Непарные?  (у них нет твердой пары)

Скажите,  пожалуйста, а какие звуки у нас только всегда твердые? (Ж, Ш, Ц)

А какие звуки только мягкие? (Ч, Щ, Й)

А сейчас давайте откроем учебник на странице 50, в звуковом столбике найдем мягкие звуки.

Где будем искать букву Й- в середине столбика, а звуки [ Ч’], [Щ ‘]– в конце.

Каким цветом помечены звуки?

Есть ли у них твердая пара?

Какой сделаем вывод: ( что звуки [Щ’], [Ч’] – только мягкие)

А сейчас ребята давайте выясним –

 — Какие гласные могут стоять в слове после букв мягких согласных?

  Маша перечислила такие буквы: Е, Ё, И, Ю, Я.

 — Ко всем ли буквам подходит Машино утверждение?

Анишит  Иокоп сказала:

Три первых буквы – Е,Ё,И – действительно пишутся после букв Ч, Щ

А вот две последних – никогда.

 — Значит  какие буквы пишутся после мягких согласных.

И тут появляется Летучая Мышь, и говорит:

Я знаю как по — другому  звучит это правило

Под ударением пиши

Ча – ща с буквы а.                Чу – щу с буквой у.

                

 Гимнастика для глаз.

           Ча-ща, чу-до, та- щу, ле-ща

Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

Найдите упражнение 27, прочитайте задание.

Что будем делать?

Выполнив это упражнение, Летучая Мышь нам принесла нам правило:

После всех шипящих:  Ж, Ш, Ч, Щ –    под ударением пиши а, и, у, е.

            Рефлексия.

С каким новым правилом нас познакомила Волшебница?

Что в нем необычного?  

  -Какое новое открытие сделали на уроке?

— Кому было интересно?

— А что особенно интересно?

— А когда вы будете использовать новые знания?

— Обязательно расскажите дома, чему вы сегодня научились.

— А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

— Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.

                                                                   Отзыв

об открытом уроке по русскому  языку

учителя начальных классов

МБОУ «Джаванкентская СОШ им. М.Х.Рамазанова»

Абдурахмановой Асият Абдулхаликовны

Урок был проведен в  1 классе

Тема урока: «Слова с сочетаниями  ЧУ – ЩУ,ЧА-ЩА.»

Цель: обобщение и углубление знаний учащихся о « Слова с сочетаниями  ЧУ – ЩУ,ЧА-ЩА»

Метапредметные:

  • формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;
  • учить осуществлять классификацию по самостоятельно найденному основанию;
  • учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.

Оборудование: мультимедийный проектор, набор карточек, словари.

Учитель начальных классов владеет методикой объяснения нового материала. В начале урока учитель сообщила тему, а цель урока поставила как проблемную ситуацию, дав возможность учащимся самостоятельно поставить цели урока, тем самым создала благоприятный психологический микроклимат, настрой на четкую и организованную работу. Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества. Актуализация базовых знаний была осуществлена с помощью таких форм работы как фронтальная работа по вопросам теоретического материала и индивидуальная работа по карточкам. Этапы урока логичны. Наглядность и доступность изучаемого материала обеспечивается эффективностью использования ИКТ на различных этапах урока.

Содержание заданий для закрепления материала подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли ориентироваться в своей системе знаний, и имели возможность самооценки собственной работы. В течение урока наблюдается хорошее учебное сотрудничество, способствующее развитию умения слышать и слушать ученику – учителя, учителю – ученика. Урок  Абдурахмановой А.А. является инновационным, интересным, познавательным. На примере данного урока была показана системность обучения, которая имела место в методике учителя. В процессе урока была проведена физкультминутка для снятия усталости и перехода к закреплению изучаемого материала. На всех этапах урока  Асият Абдулхаликовна  прививала любовь и интерес к родному языку,  культуре, воспитывала внимательное и бережное отношение к родному слову.

Урок был отлично спланирован, цели были достигнуты, оценивание было проведено объективно.

     Учитель русского языка и литературы:   /                      / Закарьяева М.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Похвальное слово пунктуации"

Цель   урока:  - обобщить  и   углубить  знания  учащихся о знаках препинания,...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Технологическая карта урока русского языка на тему : "Повторение правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Размещаю технологическую карту к уроку русского языка в 3 классе,2 четверти на тему: "повторение правописания парных согласных в корне и на конце слова "по УМК "Школа России"...